iralebedeva.ru :: зелёный коллаж с цветами
КОНТАКТЫ
E-mail: ira.alma@gmail.com

iralebedeva.ru :: зелёный коллаж с цветами
обновлено 17.07.2017
опубликовано 29.11.2016

Физика и художественная литература

Ощущение тайны – наиболее прекрасное из доступных нам переживаний. Именно это чувство стоит у колыбели
истинного искусства и настоящей науки.
Альберт Эйнштейн

ФИЗИКА И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Оптика

Предлагаю вниманию читателей интегрированный сборник качественных задач по физике по теме «Оптика». Отрывки из художественных произведений послужат нам своеобразными условиями для сформулированных к ним физическим вопросам. Последуем сложившейся традиции зелёных страничек :-) побалуем себя биофизикой, астрономией и шедеврами мировой живописи
Главная фишка сборника ;-) – задача, посвящённая восхитительными таинствами святочных новогодних гаданий ;-) В основу задачи лёг отрывок из рассказа «Зеркало» Антона Павловича Чехова. Прибавим к этой задаче картину «Светлана» Александра Никоноровича Новоскольцева и чарующую поэтическую магию Афанасия Афанасьевича Фета

Задача №1
ГАДАНИЕ С ЗЕРКАЛАМИ НА СВЯТКИ
«Зеркало», 1885 год
Антон Павлович Чехов

«Подновогодний вечер. Нелли, молодая и хорошенькая дочь помещика-генерала, день и ночь мечтающая о замужестве, сидит у себя в комнате и утомлёнными, полузакрытыми глазами глядит в зеркало. Она бледна, напряжена и неподвижна, как зеркало.
Несуществующая, но видимая перспектива, похожая на узкий, бесконечный коридор, ряд бесчисленных свечей, отражение её лица, рук, зеркальной рамы всё это давно уже заволоклось туманом и слилось в одно беспредельное серое море. Море колеблется, мигает, изредка вспыхивает заревом…

Святочные гадания – традиция очень древняя, уходящая корнями своими в язычество. Нас, однако занимает не многовековая история таинства гадания и не зрелищность этого магического действа ;-) а законы отражения света от зеркальной поверхности. Итак, при гадании с зеркалами на Святки два зеркала располагаются параллельно друг другу (угол между зеркалами равен нулю). Какое количество изображений свечи, помещённой между зеркалами, мы увидим?

Ответ: Количество изображений свечи будет бесконечным. Если между зеркалами будут помещены две свечи, как на картине «Светлана» Александра Новоскольцева, то мы увидим бесконечный светящийся коридор, образованный двумя рядами горящих свечей.

Для любознательных: В реальности мы не увидим бесконечного количества отражений свечи, так как зеркала не идеальны и некоторую часть падающего на них света они поглощают и рассеивают. Кроме того, согласно законам перспективы, изображения свечи будут уменьшаться, и в конце концов мы перестанем их различать. Также можно заметить, что далёкие изображения свечи меняют свой цвет – зеленеют, это происходит по той причине, что зеркало не одинаково отражает и поглощает свет разной длины волны.

узор

Гадание с зеркалами на Святки
Вглядываясь в галерею из отражений,
гадающие девушки надеялись увидеть своего суженого…

Светлана :: Новоскольцев Александр Никонорович, 1889 год
Светлана
Новоскольцев Александр Никонорович, 1889 год

узор

Новоскольцев Александр Никонорович (1853–1919) – русский живописец, график, мастер исторического и бытового жанра.

Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом,
Я при свечах навела;
В два ряда свет – и таинственным трепетом
Чудно горят зеркала.
Страшно припомнить душой оробелою:
Там, за спиной, нет огня…
Тяжкое что-то над шеею белою
Плавает, давит меня!
Ну как уставят гробами дубовыми
Весь этот ряд между свеч!
Ну как лохматый с глазами свинцовыми
Выглянет вдруг из-за плеч!
Ленты да радуги, ярче и жарче дня…
Дух захватило в груди…
Суженый! золото, серебро!.. Чур меня,
Чур меня – сгинь, пропади!
1842 год, Афанасий Афанасьевич Фет

Задача №2
СЕРЕБРЯНЫЕ УЛЫБКИ СМЕЮЩЕГОСЯ МОРЯ
«Мальва», 1897 год
Максим Горький

«Море – смеялось.
Под лёгким дуновением знойного ветра оно вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, ослепительно ярко отражавшей солнце, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. В глубоком пространстве между морем и небом носился весёлый плеск волн, взбегавших одна за другою на пологий берег песчаной косы. Этот звук и блеск солнца, тысячекратно отражённого рябью моря, гармонично сливались в непрерывное движение, полное живой радости. Солнце было счастливо тем, что светило; море – тем, что отражало его ликующий свет…»

Поясните причины возникновения серебряных улыбок смеющегося моря.

Ответ: Водную поверхность моря можно представить, как совокупность вогнутых и выпуклых зеркал. Вогнутые поверхности фокусируют солнечные лучи, поэтому появляется множество ярких искорок – серебряных улыбок. Волны на поверхности всё время перемещаются, поэтому искорки то вспыхивают, то гаснут – море смеётся.

узор

Солнце было счастливо тем, что светило;
море – тем, что отражало его ликующий свет…

Вид Константинополя и Босфора :: Айвазовский Иван Константинович, 1856 год
Вид Константинополя и Босфора
Айвазовский Иван Константинович, 1856 год

узор

Айвазовский Иван Константинович (Ованнес Айвазян; 29.07.1817–02.05.1900) – всемирно известный русский художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат.

Задача №3
ВОСХОД ЛУНЫ
«Жизнь», 1883 год, Ги де Мопассан
перевод с французского Н.Г. Касаткина
«Солнце зашло, вдалеке раздавался колокольный звон. В какой-то деревушке пришлось зажечь фонари; и небо тоже загорелось мириадами звёзд. То там, то здесь мелькали освещённые дома, пронизывая огоньками мрак, и вдруг из-за косогора, между ветвями сосен, всплыла огромная красная, словно заспанная, луна…»
Почему иногда во время восхода Луны её поверхность окрашивается в красный цвет? От чего зависит цвет и размер Луны на небосводе?

узор

…всплыла огромная красная, словно заспанная, луна…
Восход луны :: Джордж Иннесс, 1887 год
Восход луны
Moonrise
Джордж Иннесс, 1887 год

узор

Джордж Иннесс (George Inness; 05.05.1825–03.08.1894) – американский художник-пейзажист.

Задача №4
ПОЧЕМУ ЛЁД ПРОЗРАЧНЫЙ, А СНЕГ БЕЛЫЙ?
«Старик Хоттабыч», 1938 год
Лазарь Иосифович Лагин

«– Друзья мои, – сказал он, широко улыбаясь, – удостоверьтесь, прошу вас: всё море, насколько можно охватить его взором, покрыто сахаром и алмазами!
Для Хоттабыча эти слова были вполне простительны: никогда за свою почти четырёхтысячелетнюю жизнь он не видел ни единой стоящей глыбы льда…»

В том, что многоуважаемый Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб, он же Хоттабыч, перепутал снег с сахаром, а лёд с алмазами нет ничего удивительного ;-) Но вот, что странно ;-) почему снег кажется нам белым и непрозрачным, хотя он представляет собой скопление мелких кристалликов льда, который бесцветен и прозрачен. Чем объясняется такая разница в оптических свойствах того и другого?

Ответ: Снег имеет белый цвет по той же причине, по какой кажется белым толчённое стекло, сахар и вообще всякие измельчённые прозрачные вещества. Растолките лёд в ступке или наскребите его ножом – и у вас получится порошок белого цвета. Цвет этот обусловлен тем, что лучи света, проникая в мелкие кусочки прозрачного льда, не проходят сквозь них, а отражаются внутрь на границах льдинок и воздуха (полное внутреннее отражение). Поверхность же, беспорядочно рассеивающая во все стороны падающие на неё лучи, воспринимается глазом как белая.
Значит, причина белого снега – его раздробленность. Если промежуток между снежинками заполнить водой, снег утрачивает белый цвет и становится прозрачным. Такой опыт нетрудно проделать: если вы насыплете снега в банку и нальёте туда воды, снег на ваших глазах из белого сделается бесцветным, прозрачным.
(«Почему снег белый? Знаете ли вы физику?», Яков Исидорович Перельман)

Задача №5
ЗАКАТ СОЛНЦА – ВЕЧЕРНЯЯ ЗАРЯ
«Легенда о Сонной Лощине», 1820 год, Вашингтон Ирвинг
перевод с английского А.С. Бобович
«Горизонт, сначала горевший червонным золотом, постепенно меняя окраску, приобрёл оттенок, свойственный золотисто-зелёной кожице зрелого яблока, и потом, наконец, сделался тёмно-синим, как глубины небесного свода. Косой луч, замешкавшийся на лесистых гребнях нагорий, круто нависавших кое-где над рекой, оттенял свинцовые и пурпурные тона скал и утёсов высокого берега. Вдалеке виднелось маленькое судёнышко, медленно спускавшееся вниз по течению, с парусами, праздно повисшими вдоль мачты. И так как в неподвижной воде отражалось небо, казалось, будто судёнышко это парит в воздухе…»
Почему при закате Солнце играет различными цветами? Источником какого света для нас являются вечерние зори?

Ответ: Источниками рассеянного солнечного света, молекулами атмосферных газов и пылевых частиц, находящихся в атмосфере.

узор

Закат Солнца – вечерняя заря
оттенок, свойственный золотисто-зелёной кожице зрелого яблока…
Вечер на Украине :: Айвазовский Иван Константинович, 1866 год
Вечер на Украине
Айвазовский Иван Константинович, 1866 год

узор

Для любознательных: Почему небо днём голубое, а при закате Солнца – красное? Солнце заливает атмосферу белым светом, но в наш глаз, когда мы озираем небо, попадают только те лучи, которые рассеиваются молекулами воздуха и взвешенными в нём мельчайшими пылинками. Молекулы же воздуха и пылинки рассеивают, то есть отбрасывают, лучи с короткими волнами – именно синие, голубые; более длинные волны «обтекают» мелкие частицы и следуют дальше. Поэтому в свете, рассеиваемом воздухом, преобладают лучи синие, а в свете, прошедшем сквозь атмосферу, имеется избыток красных лучей.

узор

Красный закат
кораллово-красные и рубиново-красные оттенки…

Пейзаж при закате солнца :: Карл Людвиг Доузетте, 1874 год
Пейзаж при закате солнца
Landscape with Sunset
Карл Людвиг Доузетте, 1874 год

узор

Луис, Карл Людвиг Доузетте (Louis, Carl Ludwig Douzette, 1834-1924) – немецкий живописец, мастер лунных пейзажей.

Днём мы получаем от неба рассеиваемые им лучи, и потому видим небо синим или голубым. Утром же и вечером, при восходе или закате Солнца, в наш глаз попадают лучи, прошедшие сквозь толщу воздуха, – и небо близ горизонта мы видим красного цвета. Точно так же во время полного лунного затмения Луна окрашивается в красноватый свет лучами, прошедшими через земную атмосферу.

узор

Розовый закат
оттенки лилового и фанданго…

Закат в окрестностях Петербурга, Лахта :: Каменев Валериан Константинович, 1869 год
Закат в окрестностях Петербурга, Лахта
Каменев Валериан Константинович, 1869 год

узор

Каменев Валериан Константинович (1822–1874) – русский живописец-пейзажист.

Различные оттенки вечернего неба известный американский метеоролог объясняет следующим образом: «Цвет неба зависит от относительной яркости доходящих до наблюдателя различных цветных лучей, а эта яркость, в свою очередь, зависит от рассеянья, которое обуславливается размером и числом пылевых частиц в атмосфере… Если эти частицы сравнительно немногочисленны и малы, то цвет неба бывает голубым. Напротив, когда увеличивается их число и размеры (например, в сухие ветреные дни) или увеличиваются только размеры (вследствие гигроскопичности частиц при увеличении влажности атмосферы), – тогда лучи с короткой волной ослабляются более значительно, и небо принимает цвет, отвечающий большей длине волны: зелёный, жёлтый, даже красный. Наконец, если частицы настолько велики, что отбрасывают лучи всех цветов, небо делается беловатым.
После сказанного понятно, почему вечером и утром небо часто бывает окрашено в различные цвета: близ горизонта – в красный, повыше в оранжевый и жёлтый, ещё выше – в зелёный и голубовато-зелёный. Здесь сказывается влияние высоты, а следовательно, и уменьшения числа и размеров пылинок в тех атмосферных слоях, которые пронизываются солнечными лучами, прежде чем они достигнут от границ атмосферы до рассматриваемой части неба и отсюда до глаза наблюдателя».
(«Цвет неба. Знаете ли вы физику?», Яков Исидорович Перельман)

Задача №6
КРАСНЫЙ СИГНАЛ
«Милый друг», 1885 год, Ги де Мопассан
перевод с французского Н.М. Любимов
«Из окна его комнаты, находившейся на шестом этаже, открывался вид на огромную траншею Западной железной дороги, зиявшую, словно глубокая пропасть, там, где кончался туннель, неподалеку от Батиньольского вокзала. Дюруа распахнул окно и облокотился на ржавый железный подоконник.
Три неподвижных красных сигнальных огня, напоминавших широко раскрытые глаза неведомого зверя, горели на дне этой тёмной ямы, за ними виднелись другие, а там ещё и ещё. Протяжные и короткие гудки ежеминутно проносились в ночи, то близкие, то далёкие, едва уловимые, долетавшие со стороны Аньера. В их переливах было что-то похожее на перекличку живых голосов. Один из них приближался, его жалобный вопль нарастал с каждым мгновением, и вскоре показался большой жёлтый фонарь, с оглушительным грохотом мчавшийся вперёд. Дюруа видел, как длинная цепь вагонов исчезла в пасти туннеля…»

Почему в железнодорожной практике для сигнала остановки выбран красный цвет?

Ответ: Красные лучи, как лучи с большей длиной волны, рассеиваются частицами, взвешенными в воздухе, слабее, нежели лучи иных цветов. Лучи красного цвета проникают поэтому дальше, нежели всякие другие. А возможно более дальняя видимость сигнала остановки является на транспорте обстоятельством первостепенной важности: чтобы успеть остановить поезд, машинист должен начать торможение на значительном расстоянии от препятствия.
На большей прозрачности атмосферы для длинноволновых лучей основано, между прочим, употребление астрономами инфракрасного светофильтра для фотографирования планет (в особенности Марса). Подробности, незаметные на обычном фотоснимке, отчётливо выступают на фотографии, снятой через стекло, которое пропускает только инфракрасные лучи; в последнем случае удаётся заснять саму поверхность планеты, между тем как на обыкновенном снимке фотографируется лишь её атмосферная оболочка.
Другая причина выбора красного цвета для сигнала остановки заключается в большей чувствительности нашего глаза к этой окраске, нежели к синей или зелёной.
(«Красный сигнал. Знаете ли вы физику?», Яков Исидорович Перельман)

узор

Доки Кардиффа :: Лайонел Уолден
Доки Кардиффа
Les docks de Cardiff
Лайонел Уолден

узор

Лайонел Уолден (Lionel Walden; 1861–1933) – американский художник.

Задача №7
ЖИВОЙ СВЕТ
«Загадочный корабль», 1822 год, Вашингтон Ирвинг
перевод с английского А.С. Бобович
«Спускалась ночь, только звёзды ярко мерцали на небосклоне; время от времени за окном вспыхивало мимолётно-призрачное сияние светляка, который иной раз, заблудившись, попадал в комнату и носился у потолка, точно искорка…»
Из светящихся организмов наиболее известны светлячки. Некоторые из них способны создавать силу света, сравнимую с современными флуоресцентными лампами. Как называется вид люминесценции, связанный со свечением живых организмов?

Ответ: Биолюминесценция.

Для любознательных:
Биолюминесценция как особый вид хемилюминесценции. Светящиеся бактерии, светляки, светящиеся органы рачков, моллюсков, рыб содержат особые молекулы-излучатели, высвечивающиеся в сине-зелёной области. Для высвечивания необходимо, чтобы молекула-излучатель предварительно возбудилась, для чего она должна вступить в реакцию с кислородом. Таким образом, первый этап биолюминесцентного процесса – реакция окисления, в которой участвуют специальные молекулы-излучатели. Именно реакция окисления поставляет ту энергию, которая затем превратится в световую энергию. Такова энергетическая основа биолюминесценции.
узор

Светлячки :: Косон Охара, 1927 год
Светлячки
Fireflies
Косон Охара, 1927 год

узор
Существенно, что реакция окисления происходит лишь в присутствии некоторого вещества, вырабатываемого организмом. Это вещество называют в общем случае люциферазой; оно играет роль фермента. Сама люцифераза в реакции не участвует, однако её присутствие имеет решающее значение. Появилась люцифераза – реакция окисления идёт, молекулы-излучатели высвечиваются. Исчезла люцифераза – реакция окисления, а вместе с тем и высвечивание молекул-излучателей прекращается.
Итак, биолюминесцентный процесс можно представить себе следующим образом. В ответ на внешнее раздражение организм вырабатывает люциферазу. В присутствии люциферазы начинается окисление молекул-излучателей, в результате чего они переходят в возбужденные состояния. Возбужденные молекулы-излучатели возвращаются в исходное состояние, высвечивая фотоны синей или зелёной области спектра.
Механизм биолюминесценции таит в себе ещё много загадок. Разгадать их важно не только для того, чтобы лучше понимать биолюминесценцию, но и для того, чтобы научиться искусственно воспроизводить биолюминесцентные процессы и тем самым осуществлять высокоэффективное управляемое преобразование химической энергии в световую. Это задача будущего, её огромная практическая важность очевидна. Для решения данной задачи необходимо прежде всего расшифровать физико-химический механизм работы люциферазы.
(«Живой свет. Физика в природе», Лев Васильевич Тарасов)

Косон Охара (1877–1945) – японский художник и гравёр.

Задача №8
ИГРА КРАСОК КРЫЛЬЕВ БАБОЧЕК
«Разноцветная бабочка», 1946 год
Андрей Платонович Платонов

«…Разноцветная большая бабочка села на эту былинку и затрепетала крыльями. Тимоша испугался: он никогда ещё не видел такой бабочки. Она была велика, словно птичка, и крылья её были в цветах, каких Тимоша не видел никогда. От дрожания её крыльев мальчику казалось, что свет отходит от неё и звучит, как зовущий его тихий голос…»
Объясните природу игры красок крыльев бабочек, а также радужной полоски в глазах стрекоз и шершней; переливы оперения птиц – сороки, райских птиц, павлина…

Ответ: Яркую, переливающуюся всеми цветами радуги окраску крыльев бабочек, перьев птиц можно объяснить интерференцией света. Если рассматривать под микроскопом крылья бабочек, то можно заметить, что они состоят из большого числа элементов, размер которых имеет порядок длины волны видимого света. Таким образом, крыло бабочки как бы представляет собой своеобразную дифракционную решётку. Радужная полоска видна в глазах стрекоз, шершней и других насекомых. Она образуется благодаря тому, что их сложные глаза состоят из большого числа отдельных «глазков» – фасеток, то есть тоже являются «живыми» дифракционными решётками.
(«Интерференция в живой природе. Биофизика на уроках физики», Цецилия Бунимовна Кац)

узор

Европейские дневные бабочки
Европейские дневные бабочки :: Кондаков Николай Николаевич
Европейские дневные бабочки
Кондаков Николай Николаевич

узор

Европейские дневные бабочки: 1 – лимонница (Gonepteryx rhamni); 2 – зорька (Euchloe cardamines); 3 – траурница (Nymphalis antiopa); 4 – дневной павлиний глаз (N.io); 5 – крапивница (Vanessa urticae); 6 – махаон (Papilio machaon); 7 – капустная белянка (Pieris brassicae); 8 – красивая голубянка (Lycaena bellargus); 9 – адмирал (Pyrameis atalanta); 10 – желтушка (Golias myrmidone); 11 – лесной сатир (Satyrus dryas); 12 – большая переливница (Apatura iris); 13 – аполлон (Parnassius apollo); 14 – перламутровка (Argynnis aglaja); 15 – шашечница (Melitaea didyma)

Кондаков Николай Николаевич (1908–1999) – советский биолог, кандидат биологических наук, художник-анималист.

Задача №9
ЛУННОЕ ЗАТМЕНИЕ
«Копи царя Соломона», 1885 год, Генри Райдер Хаггард
перевод с английского Н.Б. Маркович
«Тем временем тёмное кольцо всё больше закрывало лунный диск, и огромная толпа в полном молчании, как зачарованная, пристально глядела на небо, не в силах отвести глаз от этого поразительного зрелища. Странные, жуткие тени поглощали свет луны. Царила зловещая тишина. Всё замерло, словно скованное дыханием смерти. Медленно текло время среди этого торжественного безмолвия. С каждой минутой полный диск луны все более и более входил в тень земли, и тьма неумолимо и величественно наплывала на лунные кратеры. Казалось, что огромный бледный шар приблизился к земле и стал ещё больше. Луна приобрела медный оттенок, а затем та часть её поверхности, которая не была ещё охвачена мраком, стала пепельно-серой, и, наконец, перед наступлением полного затмения сквозь багровый туман вырисовались зловещие, мерцающие очертания лунных гор и равнин.
Кольцо тени всё больше и больше закрывало луну – оно теперь уже заволокло более половины её кроваво-красного диска. Стало душно. А тень наползала всё дальше и дальше, багровая мгла сгущалась всё больше и больше, и мы уже едва могли различить свирепые лица находившихся около нас людей. Толпа безмолвствовала…»

Какова причина лунного затмения? Почему во время полных лунных затмений Луна освещается красным цветом?

Ответ: Земля и Луна, освещённые Солнцем, отбрасывают в пространство конусы тени (сходящиеся) и конусы полутени (расходящиеся). Полное или частное затмение Луны происходит когда Луна попадает в тень Земли полностью или частично. С Земли затмение видно одновременно отовсюду, где Луна находится над горизонтом. Фаза полного затмения Луны может длиться до 1 часа 40 минут продолжаясь до тех пор, пока Луна не начнёт выходить из земной тени.
При полном затмении Луны солнечные лучи, преломляясь в атмосфере Земли, попадают в конус земной тени. При этом атмосфера Земли сильно поглощает голубые и соседние с ним лучи спектра и пропускает внутрь конуса преимущественно красные лучи, которые поглощаются значительно слабее. По этой причине Луна при большой фазе затмения не пропадает совсем, а лишь окрашивается в тусклый красноватый цвет. В давние времена затмения Луны боялись как страшного предзнаменования грядущей войны или иного страшного бедствия – считали, что «луна обливается кровью».
Лунные затмения бывают лишь в полнолуние и могут повторяться до трёх раз в году, разделённые почти полугодовыми промежутками.
Если бы плоскость лунной орбиты совпадала с плоскостью эклиптики, то в каждое полнолуние происходило бы лунное затмение, а в каждое новолуние – солнечное затмение. Однако плоскость лунной орбиты пересекает плоскость эклиптики под углом 5°9′ и поэтому Луна проходит обычно южнее или севернее плоскости эклиптики, и затмений не происходит.

Задача №10
СОЛНЕЧНОЕ ЗАТМЕНИЕ
«Фараон», 1894–1895 год, Болеслав Прус
перевод с польского Е. Троповский
«Херихор поднял обе руки. Когда же толпа снова стихла, верховный жрец громко воскликнул:
– Боги! Под вашу защиту отдаю святые храмы, против которых выступают изменники и святотатцы.
Внезапно где-то над храмом прозвучал голос, который, казалось, не мог принадлежать человеку:
– Отвращаю лик свой от проклятого народа, и да низойдёт на землю тьма!
И свершилось что-то ужасное. С каждым словом солнце утрачивало свою яркость… При последнем же стало темно, как ночью. В небе зажглись звёзды, а вместо солнца стоял чёрный диск в кольце огня.
Неистовый крик вырвался из многих тысяч грудей. Штурмовавшие ворота бросили брёвна, крестьяне пали наземь…
– Настал день суда и смерти! – послышался стонущий голос в конце улицы.
– Боги! Пощадите! Святой муж, отврати от нас беду! – завопила толпа.
– Горе солдатам, исполняющим приказание безбожных начальников! – возгласил громкий голос из храма.
В ответ на это весь народ пал ниц, а в двух полках, стоявших перед храмом, возникло замешательство. Ряды расстроились, солдаты бросили оружие и без памяти кинулись к реке. Одни натыкались в темноте на стены домов и разбивали головы, другие падали на мостовую под ноги своих же товарищей. Спустя несколько минут вместо сомкнутых колонн на площади остались лишь брошенные в беспорядке копья и секиры, а у входов в переулки лежали груды раненых и трупов.
Ни одно проигранное сражение не кончалось ещё такой катастрофой.
– Боги! Боги! – стонал и плакал народ. – Пощадите невинных!
– Осирис! – воскликнул с террасы Херихор. – Яви лик свой несчастному народу.
– В последний раз внемлю я мольбе моих жрецов, ибо я милосерд, – ответил неземной голос из храма.
В ту же минуту тьма рассеялась, и солнце обрело прежнюю яркость.
Новый крик, новые Вопли, новые молитвы прозвучали в толпе. Опьянённые радостью люди приветствовали воскресшее солнце. Незнакомые падали друг другу в объятия. И все на коленях ползли к храму приложиться к его благословенным стенам.
Над воротами стоял достойнейший Херихор, устремив взор к небесам; двое жрецов поддерживали его святые руки, которыми он разогнал тьму и спас народ от гибели…»

Какова причина солнечного затмения? О каком чёрном диске в кольце огня идёт речь в романе «Фараон» Болеслава Пруса? Правда ли, что солнечное затмение возможно только в новолуние?

узор

…Стало темно, как ночью. В небе зажглись звёзды,
а вместо солнца стоял чёрный диск в кольце огня…

Солнечное затмение 8 июля 1842 года :: Якоб Альт
Солнечное затмение 8 июля 1842 года
The Solar Eclipse on July 8, 1842
Якоб Альт

узор

Якоб Альт (Jacob Alt; 27.09.1798–30.09.1872) – австрийский художник-пейзажист, график и литограф.

Ответ: Полное солнечное затмение бывает видно только там, где на Землю падает пятно лунной тени. Учитывая, что диаметр пятна не превышает 250 километров, одновременно полное затмение Солнца можно наблюдать лишь на малом участке Земной поверхности.
Частное затмение Солнца наблюдается там, где на Землю падает полутень Луны. Вследствие небольшого изменения расстояний Земли от Луны и Солнца видимый угловой диаметр Луны бывает то немного больше солнечного, то немного меньше, то равен ему. В первом случае полное затмение Солнца длится 7 минут 40 секунд. Во втором случае Луна вообще не закрывает Солнца целиком и наблюдается так называемое кольцеобразное затмение – вокруг тёмного диска Луны виден сияющий ободок солнечного диска. В третьем случае полное затмение Солнца длится только одно мгновение.
Солнечные затмения бывают лишь в новолуние. В году может быть от двух до пяти солнечных затмений, причём в последнем случае непременно частных. В одном и том же месте полное солнечное затмение бывает видно чрезвычайно редко – лишь однажды в течение 200-300 лет. На основе точного знания законов движения Луны и Земли учёными вычислены на сотни лет вперёд моменты затмений, а также где и как они будут видны.
Солнечное затмение – явление довольно редкое и необычайно эффектное, производящее на человека неизгладимое и завораживающее впечатление. Для астрономов и физиков это непросто захватывающее зрелище, а ещё и редкая возможность для научных исследований. Астрономы всего мира предпринимают экспедиции в полосу полного солнечного затмения, чтобы в течение нескольких секунд, редко минут полной фазы затмения изучать внешние разрежённые оболочки Солнца – так называемую солнечную корону. При этом хромосфера Солнца видна вокруг тёмного диска Луны в виде сияющей розовой каёмки, а солнечная корона в виде лучистого жемчужного сияния, представляющего собой поразительно красивое зрелище!

Материалы этой статьи полезно будет применить не только на уроках физики, биологии, астрономии и художественной литературы, но и во внеклассной работе. Надеюсь, что решение предлагаемых в статье качественных задач по физике не только поможет побудить у школьников интерес к предмету, но и расширить их знания и культурный кругозор ;-)

Желаю Вам успехов в самостоятельном решении
качественных задач по физике!




ваш комментарий *
 
ваше имя

защитный код (цифры с картинки) *




   Нино [29.11.2016, 23:15]
Восхитительные задачи по физике.
Шикарная главная фишка сборника - задачка, посвящённая Святочным новогодним гаданиям - бесспорный шедевр!
Вторая фишка - задачи, посвящённые солнечному затмению и лунному затмению!
Третья фишка - светлячки и европейские дневные бабочки!
Физика, литература, астрономия, биофизика и живопись в гармоничном и очень эффектном союзе! Отличный сборник задач по физике!
Брависсимо! Творческого Вам долголетия!
   Алексей [29.11.2016, 23:28]
Супер!!!
   МаксимМаксим [01.12.2016, 20:31]
Бесподобный сборник задач по физике!
Интеграция материала на заоблачной высоте!
Советская школа рулит!
Долой убогое ЕГЭ!!!
Да здравствуют устные экзамены по физике!
   Николай [13.12.2016, 00:00]
Долой ЕГЭ!!!!!
Да здравствуют устные экзамены по физике!!!!!
   Елизавета [26.12.2016, 22:32]
Отличные задачи по физике!
Художественная литература, астрономия, биофизика и живопись!
Высокий уровень преподнесения учебного материла!
   Виктория [16.05.2017, 13:06]
Классные задачи по физике!
   Елена [26.05.2017, 22:35]
Задачка про гадание с зеркалами на Святки откровенно порадовала.
Восхитительная проза бессмертного Чехова и несравненная поэзия Фета, картина "Светлана" Новоскольцева и бесподобная физика.
Браво! Классные задачи по физике!
   Валентина Васильевна Власова [25.07.2017, 00:06]
Великолепные задачи по физике, особенно про солнечное и лунное затмение. Ответы предельно развёрнутые. Спасибо большое!
С удовольствием сохраню в своей копилке.
   Арина Родионовна [28.07.2017, 00:20]
Долой ЕГЭ!
Хватит тыкать в варианты ответов. Эта методика проверки знаний подходит только для дегенератов.
Нашим детям нужен полноценный диалог с экзаменатором!

Дидактические материалы :: Качественные задачи по физике

§ Физика и художественная литература (Гёте «Фауст»)
Гёте представляет, быть может, единственный в истории человеческой мысли пример сочетания в одном человеке великого поэта, глубокого мыслителя и выдающегося учёного. Климент Аркадьевич Тимирязев

§ Физика и художественная литература
поэтический сборник для истинных ценителей науки и искусства

Наука без литературы бездушна и груба; литература же без науки пуста, ибо сущность литературы есть знание. Анатоль Франс

§ Физика и художественная литература (Александр Иванович Куприн)
Человек рождён для великой радости, для беспрестанного творчества, в котором он – бог, для широкой, свободной, ничем не стеснённой любви ко всему; к дереву, к небу, к человеку, к собаке, к милой, кроткой, прекрасной земле, ах, особенно к земле с её блаженным материнством, с её утрами и ночами, с её прекрасными ежедневными чудесами. Александр Иванович Куприн

§ Физика и художественная литература (Константин Георгиевич Паустовский)
Знание органически связано с человеческим воображением. Этот на первый взгляд парадоксальный закон можно выразить так: сила воображения увеличивается по мере роста познаний. Константин Георгиевич Паустовский

§ Физика и художественная литература (Иван Алексеевич Бунин)
Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как лёгкие и сердце, так что если один орган извращён, то и другой не может правильно действовать. Лев Николаевич Толстой

§ Физика и художественная литература (Майн Рид «Всадник без головы»)
Предлагаю Вашему вниманию интегрированные качественные задачи по физике от прославленного английского капитана Майн Рида.
Целью научных занятий должно быть направление ума таким образом, чтобы оно выносило прочные и истинные суждения о всех встречающихся предметах. Рене Декарт

§ Физика и художественная литература: Тепловые явления
Красота – сиянье истины. Платон. Вашему вниманию 20 качественных задач по физике (две карточки по десять задач) и… в тему :-) небольшая галерея: «Туман в живописи».

§ Физика и художественная литература: Механические волны – звук
Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять. Джордано Бруно

§ Физика и художественная литература: Оптика
Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить. Николай Васильевич Гоголь. Качественные задачки по физике Николая Васильевича Гоголя и Ханса Кристиана Андерсена ;-) Интеграция: Мировая художественная литература и живопись.

§ Физика и География Казахстана
Совместный проект: ОФРО «БЭСТ» и Технический лицей №165 (г. Алма-Ата)

§ Як-3 – самый лёгкий истребитель Второй мировой войны
Специальный тематический выпуск зелёных страничек.
Вашему вниманию пять вопросов и заданий, посвящённых легендарному советскому истребителю Як-3… + тематическая подборка из 10 задачек.
«Только в бодром горячем порыве, в страстной любви к своей родной стране, смелости и энергии родится ПОБЕДА. И не только и не столько в отдельном порыве, сколько в упорной мобилизации всех сил, в том постоянном горении, которое медленно и неуклонно сдвигает горы, открывает неведомые глубины и выводит их на солнечную ясность…» Михаил Васильевич Ломоносов

§ Шкатулка качественных задач по физике «сборная солянка» :-)
Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые, иначе такое бросание будет пустою забавою. Козьма Прутков
Шкатулка состоит из четырёх тематических блоков: 1) Броуновское движение. Диффузия; 2) Атмосферное давление; 3) Свойства жидкости. Архимедова сила; 4) Тепловые явления.

§ Шкатулка качественных задач по физике: Строение вещества, диффузия
Творчество поэта, диалектика философа, искусство исследователя – вот материалы, из которых слагается великий учёный. Климент Аркадьевич Тимирязев

§ Шкатулка качественных задач по физике:
Элементы статики: равновесие тел, момент силы, простые механизмы

Науку всё глубже постигнуть стремись, познанием вечного жаждой томись. Лишь первых познаний блеснёт тебе свет, узнаешь: предела для знания нет. Фирдоуси

§ Шкатулка качественных задач по физике: Инерция
Посвящается Чернобаю Александру Арсеньевичу,
директору РОФМШ (Алма-Ата, РОФМШ, 1984–1987 год)
Пусть никто не думает, что великое создание Ньютона может быть ниспровергнуто теорией относительности или какой-нибудь другой теорией. Ясные и широкие идеи Ньютона навечно сохранят своё значение фундамента, на котором построены наши современные физические представления… Альберт Эйнштейн

§ Шкатулка качественных задач по физике: Сила трения
Гораздо труднее увидеть проблему, чем найти её решение. Для первого требуется воображение, а для второго только умение. Джон Десмонд Бернал

§ Шкатулка качественных задач по физике: Давление твёрдых тел
Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые. Дьёрдь де Хевеши

§ Шкатулка качественных задач по физике: Давление жидкостей и газов
Сведение множества к единому – в этом первооснова красоты. Пифагор Самосский

§ Шкатулка качественных задач по физике: Работа, мощность, энергия
Чем больше развивается наше знание, тем больше загадок природы встаёт перед нами… Иван Антонович Ефремов

§ Шкатулка качественных задач по физике: Архимедова сила
Естествознание так человечно, так правдиво, что я желаю удачи каждому, кто отдаётся ему… Иоганн Вольфганг фон Гёте

§ Шкатулка качественных задач по физике:
Смачивание, поверхностное натяжение, капиллярные явления

Образование не даёт ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины. Протагор

§ Шкатулка качественных задач по физике: Плавление и кристаллизация
Наука – сила, которая раскрывает отношения вещей, их законы и взаимодействия. Александр Иванович Герцен. Вашему вниманию 50 качественных задач по физике и… в тему :-) небольшая галерея: «Зима в живописи».

§ Шкатулка качественных задач по физике: Испарение, конденсация, кипение
Приложи сердце твоё к учению и уши твои – к умным словам. Библия, Ветхий Завет, «Книга Притчей Соломоновых»

§ Шкатулка качественных задач по физике: Виды теплопередачи
Радость видеть и понимать есть самый прекрасный дар природы. Альберт Эйнштейн

§ Шкатулка качественных задач по физике: Тепловые двигатели
Живи так, как будто ты умрёшь завтра. Учись так, как будто ты будешь жить вечно. Махатма Ганди

§ Шкатулка качественных задач по физике: Электричество
Инвестиции в знания всегда дают наибольшую прибыль. Бенджамин Франклин

§ Шкатулка качественных задач по физике: Магнитные явления
Знание должно служить творческим целям человека. Мало накоплять знания; нужно распространять их возможно шире и применять в жизни. Николай Александрович Рубакин

§ Шкатулка качественных задач по физике: Механические волны – звук
Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы, но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий. «Плоды раздумий», Козьма Прутков

§ Шкатулка качественных задач по физике: Световые явления (Оптика)
Надо много учиться, чтобы знать хоть немного. Шарль Луи Монтескье




statistics
Рейтинг@Mail.ru       Яндекс.Метрика

Распространение материалов сайта приветствуется.
Ссылка на материалы весьма желательна, но не строго обязательна ;-)
«Знание должно служить творческим целям человека. Мало накоплять знания;
нужно распространять их возможно шире и применять в жизни». Рубакин Н.А.