iralebedeva.ru :: зелёный коллаж с цветами
КОНТАКТЫ
E-mail: ira.alma@gmail.com

iralebedeva.ru :: зелёный коллаж с цветами
обновлено 30.08.2017
опубликовано 25.08.2015

год литературы в России – 2015
Физика и художественная литература

Знание органически связано с человеческим воображением. Этот на первый взгляд парадоксальный закон можно выразить так:
сила воображения увеличивается по мере роста познаний.
«Муза дальних странствий», 1956 год
Константин Георгиевич Паустовский

ФИЗИКА И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Качественные задачи по физике от Константина Георгиевича Паустовского

узор

Паустовский Константин Георгиевич :: художник А.Г. Кручина, 1967 год
Паустовский
Константин Георгиевич

художник А.Г. Кручина
1967 год

узор

Предлагаю вниманию читателей несколько качественных задач по физике – отрывков из произведений Константина Георгиевича Паустовского в которых отражены те или иные физические явления и являющиеся своеобразными условиями – «литературными иллюстрациями» для сформулированных к ним вопросов и задач по физике. Согласно сложившейся традиции зелёных страничек побалуем себя шедеврами мировой живописи. Познакомимся поближе со светящимися глубоководными рыбами, окунёмся в восхитительную магию сумерек и белых ночей, а также узнаем, что такое кудель и свей

Паустовский Константин Георгиевич (31.05.1892–14.07.1968) – русский советский писатель – певец русской природы, классик литературы. Член Союза писателей СССР.

Задача №1
СОСНОВАЯ СМОЛА
«Золотая роза», 1955 год
Константин Георгиевич Паустовский
«…Я сверяюсь по самодельной карте – до Чёрного озера осталось ещё восемь километров. На эту карту нанесены все приметы – сухая сосна у дороги, межевой столб, заросли бересклета, муравьиная куча, снова низинка, где всегда цветут незабудки, а за ней сосна с вырезанной на коре буквой "О" – озеро. От этой сосны надо свернуть прямо в лес и идти по зарубкам, сделанным ещё в 1932 году. Каждый год, они зарастают и заплывают смолой. Их надо подновлять.
Когда найдёшь зарубку, то обязательно остановишься и проведёшь по ней рукой, по застывшему на ней янтарю. А иной раз отломишь затвердевшую каплю смолы и рассматриваешь раковистый излом. В нём играет желтоватыми огоньками солнечный свет…»

Жидкостью или твёрдым телом является сосновая смола?

Ответ: Основным признаком, отличающим жидкости от твёрдых тел, является текучесть. Она проявляется в том, в частности, что жидкости всегда принимают форму заключающих их сосудов. В противоположность этому, твёрдые тела сопротивляются внешним воздействиям и стремятся сохранить свою форму неизменной. Казалось бы, что текучесть и упругость полностью исключают друг друга и про данное вещество всегда можно сказать, жидкостью или твёрдым телом оно является. Однако существуют особые вещества, называемые упруговязкими жидкостями. К их числу относятся, например, хвойная и каменноугольная смола. Если при комнатной температуре исследовать образец из смолы в течение нескольких минут, то его можно принять за твёрдое тело – оно сохраняет свою форму и обладает упругостью. Однако если положить этот образец на наклонную плоскость и подождать день или два, то можно увидеть, что смола течёт, то есть ведёт себя как жидкость. Время релаксации смолы очень сильно зависит от температуры и может принимать значения от нескольких минут до нескольких месяцев и лет. Таким образом, смола не является ни жидкостью, ни твёрдым телом, а занимает промежуточное значение между ними. По этой причине зарубка, сделанная на сосне, с каждым летом всё сильнее заплывает твёрдой золотистой смолой…
(«Физика вокруг нас», Сергей Степанович Хилькевич)

узор

…Чтобы не заблудиться в лесах, надо знать приметы.
Находить приметы или самим создавать их – очень увлекательное занятие…

Опушка леса :: Шишкин Иван Иванович, 1882 год
Опушка леса
Шишкин Иван Иванович, 1882 год

узор

Шишкин Иван Иванович (25.01.1832–20.03.1898) – русский живописец-пейзажист, академик, профессор, руководитель пейзажной мастерской Императорской Академии художеств, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.

Задача №2
ПРИМЕТЫ: ДЫМ ОТ КОСТРА
«Мещёрская сторона», 1939 год
Константин Георгиевич Паустовский
«…Приметы связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звёздного света.
В приметах заключено много точного знания и поэзии. Есть приметы простые и сложные. Самая простая примета – это дым костра. То он подымается столбом к небу, спокойно струится вверх, выше самых высоких ив, то стелется туманом по траве, то мечется вокруг огня. И вот к прелести ночного костра, к горьковатому запаху дыма, треску сучьев, перебеганию огня и пушистому белому пеплу присоединяется ещё и знание завтрашней погоды.
Глядя на дым, можно определенно сказать, будет ли завтра дождь, ветер или снова, как сегодня, солнце подымется в глубокой тишине, в синих прохладных туманах. Безветрие и теплоту предсказывает и вечерняя роса. Она бывает такой обильной, что даже блестит ночью, отражая свет звёзд. И чем обильнее роса, тем жарче будет завтрашний день.
Это всё очень несложные приметы. Но есть приметы сложные и точные. Иногда небо вдруг кажется очень высоким, а горизонт сжимается, кажется близким, до горизонта как будто не больше километра. Это признак будущей ясной погоды.
Иногда в безоблачный день вдруг перестает брать рыба. Реки и озёра мертвеют, как будто из них навсегда ушла жизнь. Это верный признак близкого и длительного ненастья. Через день-два солнце изойдет в багровой зловещей мгле, а к полудню чёрные облака почти коснутся земли, задует сырой ветер и польются томительные, нагоняющие сон обложные дожди…»

Как по дыму костра можно определить погоду на предстоящий день?

Ответ: Если дым от костра поднимается столбом к небу, значит будет устойчивая и хорошая погода. Если же дым стелется туманом по траве, рваными клочьями мечется вокруг костра и быстро уносится в сторону – это признак ненастной, переменчивой погоды с ветром и осадками. Почему эти признаки надо считать верными?
Восходящий дым столбом бывает во время безветренной погоды, которая типична для центральных частей антициклона или находится вне влияния атмосферных фронтов (ветер возникает в результате неравномерного распределения атмосферного давления и направлен от зоны высокого давления к зоне низкого давления). Точно такой же подъём дыма происходит и тогда, когда погода улучшается, когда должны появиться прояснения после затяжного ненастья.
Стелющийся по земле дым, который клочьями относится от костра, возможен при сильном ветре в условиях циклонической погоды, сопровождаемой облачностью и осадками.

узор

…к прелести ночного костра, к горьковатому запаху дыма,
треску сучьев, перебеганию огня и пушистому белому пеплу
присоединяется ещё и знание завтрашней погоды…

На рассвете :: Дубовской Николай Никанорович, 1910 год
На рассвете
Дубовской Николай Никанорович, 1910 год

узор

Дубовской Николай Никанорович (17.12.1859–28.02.1918) – русский живописец, член Товарищества передвижников.

Задача №3
ГЛИССЕР – ВОДЯНОЙ ЕРОПЛАН
«Мещёрская сторона», 1939 год
Константин Георгиевич Паустовский
«…Больше всего старики любят поговорить о вещах необыкновенных: о новом Московском море, «водяных еропланах» (глиссерах) на Оке, французской пище («из лягушек уху варят и хлебают серебряными ложками»), барсучьих бегах и колхознике из-под Пронска, который, говорят, заработал столько трудодней, что купил на них автомобиль с музыкой…»
Что такое глиссер?

Для любознательных: Глиссер это лёгкое быстроходное судно
При движении глиссера, благодаря особой форме его днища, возникает гидродинамическая сила, поднимающая носовую часть и вызывающая значительное всплытие судна (оно как бы скользит по поверхности воды – глиссирует). В результате уменьшается площадь соприкосновения днища с водой, снижается сопротивление движению и значительно повышается скорость хода – судно буквально летит над водой. Поэтому, нет ничего удивительного в том, что жители мещёрской стороны называли глиссеры водяными аэропланами.
На глиссерах обычно устанавливают лёгкие двигатели внутреннего сгорания. Движителями на глиссерах служат гребные винты или водомёты. Хороши глиссеры и для охранной службы, и для спортивных гонок, и для увлекательных прогулок по рекам и озёрам…

Задача №4
АЛМАЗНЫЕ СЕРЬГИ ИЗ КАПЕЛЕК ДОЖДЯ
«Скрипучие половицы», 1948 год
Константин Георгиевич Паустовский
«…Чем проще было то, что он видел, тем труднее оно ложилось на музыку. Как передать хотя бы вчерашний случай, когда он укрылся от проливного дождя в избе у объездчика Тихона! В избу вбежала Феня – дочь Тихона, девочка лет пятнадцати. С её волос стекали капли дождя. Две капли повисли на кончиках маленьких ушей. Когда из-за тучи ударило солнце, капли в ушах у Фени заблестели, как алмазные серьги.
Чайковский любовался девочкой. Но Феня стряхнула капли, всё кончилось, и он понял, что никакой музыкой не сможет передать прелесть этих мимолетных капель…»

Почему капли дождя при свете солнца «заблестели, как алмазные серьги»?

Задача №5
ПОЧЕМУ ЧАСЫ ТИКАЮТ?
«Мещёрская сторона», 1939 год
Константин Георгиевич Паустовский
«…В доме я ночую редко. Большинство ночей я провожу на озёрах, а когда остаюсь дома, то ночую в старой беседке в глубине сада. Она заросла диким виноградом. По утрам солнце бьёт в неё сквозь пурпурную, лиловую, зелёную и лимонную листву, и мне всегда кажется, что я просыпаюсь внутри зажжённой ёлки. Воробьи с удивлением заглядывают в беседку. Их смертельно занимают часы. Они тикают на врытом в землю круглом столе. Воробьи подбираются к ним, слушают тиканье то одним, то другим ухом и потом сильно клюют часы в циферблат…»
Почему часы тикают?

Для любознательных: Мы с вами уже познакомились с принципом работы ходиков – настенных часов с гирею и маятником – зелёная страничка «Шкатулка качественных задач по физике: Работа, мощность, энергия»: Задача №15.
В механических ручных, карманных часах и настольных будильниках использовать подвесной маятник и гирю проблематично; в них применяется так называемый часовой балансир – колёсико, к оси которого прикреплена спиральная пружина.
Балансир периодически поворачивается туда и обратно, причём при крутильных колебаниях пружинка изгибается (раскручивается и закручивается) в обе стороны от своего равновесного состояния. Таким образом, балансир представляет собой крутильный маятник.
Каждое колебание балансира (крутильного маятника) освобождает спусковой механизм, переводя его из состояния «блокирован» в состояние «движение» в течение короткого периода, который заканчивается, как только следующий зуб шестерни упирается в блокирующую поверхность спускового механизма. Именно это периодическое освобождение энергии и быстрая остановка заставляет часы «тикать». Этот тикающий звук издаёт зубчатая передача, когда шестерня вдруг останавливается в момент очередного блокирования спускового механизма.
Если для любознательных воробьёв в «тиканье» часов вкладывается всего лишь праздный интерес, то для часовых дел мастеров это симптомы, и, как следствие, диагноз. По «тиканью» часов мастера часовщики регулируют, настраивают и выявляют «болезни» механических часов.

узор

по «тиканью» часов мастера часовщики регулируют,
настраивают и выявляют «болезни» механических часов…

Время в руках :: Чарльз Спенселей
Время в руках
Time on his hands
Чарльз Спенселей

узор

Чарльз Спенселей (Charles Spencelayh; 27.10.1865–25.06.1958) – британский жанровый живописец, портретист.

Механические часы в наши дни вещь раритетная, но привлекательности своей не потерявшая ;-) Для истинных ценителей, а также коллекционеров и антикваров весьма ценная, а для изучения базовых основ физики бесценная ;-)

Задача №6
ЦВЕТНЫЕ ОЗЁРА
«Мещёрская сторона», 1939 год
Константин Георгиевич Паустовский
«…В Мещёре почти у всех озёр вода разного цвета. Больше всего озёр с чёрной водой. В иных озерах (например, в Чёрненьком) вода напоминает блестящую тушь. Трудно, не видя, представить себе этот насыщенный, густой цвет. И вместе с тем вода в этом озере, так же как и в Чёрном, совершенно прозрачная.
Этот цвет особенно хорош осенью, когда на чёрную воду слетают жёлтые и красные листья берёз и осин. Они устилают воду так густо, что чёлн шуршит по листве и оставляет за собой блестящую чёрную дорогу.
Но этот цвет хорош и летом, когда белые лилии лежат на воде, как на необыкновенном стекле. Чёрная вода обладает великолепным свойством отражения: трудно отличить настоящие берега от отражённых, настоящие заросли – от их отражения в воде.
В Урженском озере вода фиолетовая, в Сегдене – желтоватая, в Великом озере – оловянного цвета, а в озерах за Прой – чуть синеватая. В луговых озёрах летом вода прозрачная, а осенью приобретает зеленоватый морской цвет и даже запах морской воды.
Но большинство озёр все же – чёрные. Старики говорят, что чернота вызвана тем, что дно озёр устлано толстым слоем опавших листьев. Бурая листва даёт тёмный настой. Но это не совсем верно. Цвет объясняется торфяным дном озёр – чем старее торф, тем темнее вода»?

А как Вы можете объяснить различия в цвете озёр Мещёрской стороны?

Ответ: Цвет озера это цвет, воспринимаемый глазом, когда наблюдатель смотрит на поверхность воды. Цвет озера зависит от его месторасположения, способа возникновения и окружения (донных и береговых отложений), а также цвета неба, количества и характера облаков, высоты Солнца над горизонтом, состава воды, и других причин.
От поверхности озера отражается лишь незначительная часть падающих на неё световых лучей, остальная их часть проникает вглубь, где поглощается и рассеивается молекулами воды, частицами взвешенных веществ и мельчайшими пузырьками газов. Отражённые и выходящие от озера рассеянные лучи и создают его цвет.
При отсутствии взвесей в воде лучше всего рассеиваются короткие лучи, и вода приобретает нормальный для неё (особенно в большой толще воды) синий цвет. С увеличением мутности возрастает роль рассеивания лучей жёлтой и красной частей спектра, вода получает жёлтые и жёлто-бурые оттенки. Поэтому озёрная вода с малым количеством взвесей кажется сине-зелёной, а со значительным количеством взвесей – желтовато-зелёной.
Не стоит при этом забывать и о фитопланктоне, усиленно цветущем и размножающемся в летнее время. Например, во время цветения зелёные водоросли окрашивают озера в зелёный цвет, сине-зелёные водоросли придают озёрам лазурную и бирюзовую окраску, диатомовые водоросли – жёлтую, а некоторые бактерии окрашивают озёра в бурые и красный цвета.

узор

Озеро. Русь :: Левитан Исаак Ильич, 1899–1900 гг.
Озеро. Русь
Левитан Исаак Ильич, 1899–1900 гг.
Картина «Озеро. Русь» считается главным произведением позднего Левитана – «лебединой песнью» художника…

узор

Левитан Исаак Ильич (30.08.1860–22.07.1900) – русский живописец-пейзажист – великий и непревзойдённый мастер «пейзажа настроения», член Товарищества передвижников.

Задача №7
ПЕРЛАМУТРОВЫЕ И СЕРЕБРИСТЫЕ ОБЛАКА
«Горсть крымской земли», февраль 1958 года, Таруса
Константин Георгиевич Паустовский
«…Когда мы спускались с гор по северному склону, Луговской показал мне на небо, и я увидел в самом зените на немыслимой высоте, должно быть далеко за пределами земной атмосферы, какую-то серебристую рябь и тончайшие белые перья. Они играли пульсирующим нежнейшим светом.
– Это загадочные светящиеся облака, – сказал Луговской. – Они сложены из кристаллов азота и похожи на оперенье исполинской птицы. Говорят, что они приносят счастье…»

О каких загадочных облаках идёт речь в этих строках? Почему эти облака играют и пульсируют нежнейшим светом?

Для любознательных: Перламутровые и серебристые облака
Большая часть облаков образуется в пределах нижнего слоя атмосферы, называемого тропосферой. В более высоких слоях атмосферы облаков почти нет; лишь на высотах около 30 км можно обнаружить перламутровые облака, а на высотах около 80 км – серебристые облака. Перламутровые облака очень тонкие, они просвечивают; в сумерки вблизи солнца они окрашиваются в красный, золотистый и зеленоватый цвета. Серебристые облака также очень тонкие. Они светятся серебристым цветом ночью, вскоре после захода солнца или незадолго до восхода. Это рассеянный облаками солнечный свет.

Для более детального изучения видов облаков рекомендую читателям замечательную книгу Льва Васильевича Тарасова «Физика в природе».

Задача №8
КРОВАВАЯ ЛУНА
«Горсть крымской земли», февраль 1958 года, Таруса
Константин Георгиевич Паустовский
«…К полночи облака сползли на дно ущелий, и показалась низкая кровавая луна. С каждой минутой она бледнела перед зрелищем великолепной и дикой ночной земли. В свете луны изредка проступал Чатыр-Даг. По временам его затягивало какой-то магической мглой. Он слабо курился. Присутствие Чатыр-Дага придавало ночи суровый и романтический оттенок…»
Почему в приведённом выше описании луна «кровавая»? От чего зависит цвет, а также размер Луны на небосводе?

Почему Чатыр-Даг «слабо курился»? О каком физическом явлении идёт речь?

узор

…Челом в стопе твоей священной    
Я припадаю, Чатыр-Даг,    
Великий минарет вселенной,    
Гор неприступный падишах!…    
«Чатыр-Даг», из цикла «Крымские сонеты», 1860 г., Адам Мицкевич
    
в переводе Николая Васильевича Берга    

чарующая магия российского Крыма
Гора Чатыр-Даг :: Карло Боссоли, 1856 год
Гора Чатыр-Даг
Карло Боссоли, 1856 год

узор

Карло Боссоли (Carlo Bossoli; 06.12.1815–01.08.1884) – итальянский художник-маринист. Продолжительное время жил и работал в России. Значительная часть его творчества посвящена Крыму.

Для любознательных: Чатыр-Даг – горный массив, расположенный в южной части Крымского полуострова, в 10 км от моря, пятый по высоте в Крыму, принадлежит к Главной гряде Крымских гор. Хребет Чатыр-Дага состоит из нижнего и верхнего плато. На верхнем плато расположены две вершины: восточная – Ангар-Бурун (1453 м) и западная – Эклизи-Бурун (1525 м). На нижнем плато располагаются многочисленные карстовые пещеры. Среди них – именитые Суук-Коба (Холодная) и Бин-Баш-Коба (Тысячеголовая).

Задача №9
УГАР НАД ПЛАМЕНЕМ СВЕЧИ, ЗАВИВАЮЩИЙСЯ КАК КУДЕЛЬ
«Встреча с Олешей», 1961 год, Таруса
Константин Георгиевич Паустовский
«…Он сидел за конторкой и читал «Королеву Марго» Александра Дюма. Жёлтый огарок неподвижно горел перед ним. Едва заметный синий угар завивался над пламенем, как кудель…»
Объясните причины образования синего угара над пламенем свечи. Почему центральный, прилегающий к фитилю участок пламени свечи, выглядит тёмным, а верхушка и боковые участки пламени светятся ярким жёлтым цветом?

Для любознательных: Кудель – короткое путаное волокно, приготовленное для прядения, получаемое при ручном чесании трёпаного льна, конопли или шерсти.
Кудель – ценное сырьё текстильной промышленности.

узор

Девушка со свечой :: Тропинин Василий Андреевич, 1840-е годы
Девушка со свечой
Тропинин Василий Андреевич, 1840-е годы

узор

Тропинин Василий Андреевич (30.03.1776–15.05.1857) – русский живописец, мастер романтического и реалистического портретов.

Задача №10
РАДУЖНАЯ ПЕРЕЛИВЧАТОСТЬ ПЕРЛАМУТРОВЫХ РАКУШЕК
«Сказочник (Христиан Андерсен)», 1955 год
Константин Георгиевич Паустовский
«…Разве не интересен сухой мох, рассыпающий из своих кувшинчиков изумрудную пыльцу, или цветок подорожника, похожий на сиреневый солдатский султан? Или обломок перламутровой ракушки – такой крошечный, что из него нельзя сделать даже карманное зеркальце для куклы, но достаточно большой, чтобы бесконечно переливаться и блестеть таким же множеством неярких красок, каким горит на утренней заре небо над Балтикой…»
Как объяснить с точки зрения физики переливающуюся множеством неярких красок окраску перламутровой ракушки?

Ответ: Характерное для перламутровых ракушек серебристое сияние, блеск и радужную переливчатость можно объяснить дифракцией и интерференцией света.

узор

Натюрморт с морскими ракушками (Still Life With Shells) :: Паоло Порпора
Натюрморт с морскими ракушками (Still Life With Shells)
Паоло Порпора

узор

Паоло Порпора (Paolo Porpora; 1617–1673) – итальянский живописец – мастер натюрморта.

Для любознательных: Интерференция в живой природе
Интерференцию света наблюдают при отражении его от тонких плёнок, например в плёнке мыльного пузыря, тончайшем листочке слюды, пятнах нефти на поверхности воды. Яркую, переливающуюся всеми цветами радуги окраску некоторых раковин (перламутр), перьев птиц, на поверхности которых расположены тончайшие, незаметные для глаза прозрачные чешуйки, также можно объяснить интерференцией.
Если рассматривать под микроскопом крылья бабочек, то можно заметить, что они состоят из большого числа элементов, размер которых имеет порядок длины волны видимого света. Таким образом, крыло бабочки как бы представляет собой своеобразную дифракционную решётку. Радужная полоска видна в глазах стрекоз и других насекомых. Она образуется благодаря тому, что их сложные глаза состоят из большого числа отдельных «глазков» – фасеток, то есть тоже являются «живыми» дифракционными решётками.

Задача №11
СУМЕРКИ
«Несколько слов о Бабеле», 1966 год
Константин Георгиевич Паустовский
«…Я всегда считал Бабеля истым южанином, черноморцем и одесситом и втайне удивился, когда он сказал, что сумерки в Средней России – лучший час суток, самый «обворожительный» и прозрачный час, когда ложатся в нежнейшем воздухе едва заметные тени от ветвей и вот-вот над краем леса, неожиданно, как всегда, возникнет серп месяца…»
Источником какого света для нас являются сумерки, утренние и вечерние зори?

Ответ: Сумерки, утренние и вечерние зори являются для нас источниками рассеянного солнечного света, молекулами атмосферных газов и пылевых частиц, находящихся в атмосфере.

узор

…сумерки в Средней России – лучший час суток,
самый «обворожительный» и прозрачный час…
Сумерки :: Дубовской Николай Никанорович, 1909 год
Сумерки
Дубовской Николай Никанорович, 1909 год

узор

Для любознательных: Что такое сумерки?
Сумерки – оптические явления, наблюдаемые в атмосфере после заката солнца (вечерние сумерки) и перед восходом солнца (утренние сумерки). Явление это представляет собой плавный переход от дневного света к ночному мраку или наоборот. Сумерки вызываются тем, что в следствии шарообразности Земли солнечные лучи освещают высокие слои земной атмосферы после того, как для земной поверхности Солнце зайдёт за горизонт.
Сумерки характеризуются зарёй, которая в это время наблюдается на небесном своде при отсутствии облаков. При любой погоде заря создаёт на земной поверхности рассеянное (сумеречное) освещение.
Продолжительность сумерек зависит от склонения Солнца и географической широты места наблюдений: чем ближе к экватору, тем короче сумерки. В зонах земного шара, достаточно удалённых от экватора летом солнце погружается под горизонт лишь на небольшой угол, вечерние сумерки смыкаются с утренними, и ночной мрак совсем не наступает. Это явление известно под названием белых ночей.

узор

…Ленинградские белые ночи…Белая ночь на Неве :: Николаев Борис Павлович, 1953 год
Белая ночь на Неве
Николаев Борис Павлович, 1953 год

узор

Николаев Борис Павлович (14.02.1925–10.06.2017) – советский, российский живописец. Член Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Заслуженный художник Российской Федерации.

Для практических целей приняты следующие 3 периода сумерек:
Гражданские сумерки, в течение которых погружение солнца под горизонт не превышает 7° (нередко эта граница принимается равной 6°); в эту наиболее светлую часть сумерек естественное освещение настолько интенсивно, что на открытом месте можно выполнять любые работы, в том числе чтение и письмо, без искусственного освещения.
Навигационные сумерки, соответствующие погружению солнца до 12°; условия видимости местности сильно ухудшены вследствие недостаточной освещённости, но при плавании корабля вблизи берега судоводитель ещё может ориентироваться по береговым предметам.
Астрономические сумерки определяются погружением солнца до 18°; у земной поверхности уже совсем темно, но на небе ещё сохраняется едва заметная заря, препятствующая, однако, астрономическим наблюдениям слабых светил.

Задача №12
БЕЛЫЕ НОЧИ
«Золотая роза», 1955 год
Константин Георгиевич Паустовский
«…Я не знаю, как назвать томительный свет белой ночи? Загадочным? Или магическим?
Эти ночи всегда кажутся мне чрезмерной щедростью природы – столько в них бледного воздуха и призрачного блеска фольги и серебра.
Человек не может примириться с неизбежным исчезновением этой красоты, этих очарованных ночей. Поэтому, должно быть, белые ночи и вызывают своей непрочностью лёгкую печаль, как всё прекрасное, когда оно обречено жить недолго…»

Что такое белые ночи? От чего зависит продолжительность белых ночей?

Для любознательных: Белые ночи – светлые ночи, бывающие в тот период времени, когда вечерняя заря сходится с утренней и всю ночь продолжаются гражданские сумерки. Белые ночи отчётливо наблюдаются вблизи времени летнего солнцестояния в Северном и Южном полушариях Земли в местностях, расположенных соответственно к Северу от 59,5° с.ш. и к Югу от 59,5° ю.ш.
Продолжительность белых ночей зависит от географической широты места. Например, период белых ночей продолжается в Санкт-Петербурге (Ленинграде) с 11 июня по 2 июля, в Петрозаводске – с 27 мая по 17 июля, а в Архангельске – с 13 мая по 30 июля.

узор

…Я не знаю, как назвать томительный свет белой ночи?
Загадочным? Или магическим?
Восхитительное погружение в атмосферу «северной Венеции»
и восторг первой и незабываемой любви…
Ленинградские белые ночи :: Фёдоров Борис Фёдорович, 1961 год
Ленинградские белые ночи
Фёдоров Борис Фёдорович, 1961 год

узор

Фёдоров Борис Фёдорович (1922–1984) – советский, российский живописец. Участник Великой Отечественной войны. В 1942–1944 годах воевал на Ленинградском и 2-м Прибалтийском фронтах, принимал участие в штурме Рейхстага, запечатлел с натуры момент водружения знамени Победы. Член Союза художников СССР.

Задача №13
АКУСТИКА ПОМЕЩЕНИЙ
«Корзина с еловыми шишками», 1954 год
Константин Георгиевич Паустовский
«…ковры, портьеры и мягкую мебель – Григ давно убрал из дома. Остался только старый диван. На нём могло разместиться до десятка гостей, и Григ не решался его выбросить. Друзья говорили, что дом композитора похож на жилище дровосека. Его украшал только рояль…»
Поясните с какой целью композитор Эдвард Григ убрал из дома ковры, портьеры и мягкую мебель.

Ответ: С целью улучшения акустики помещения. Ковры, портьеры и мягкая мебель приглушают звуки.

Задача №14
ЖИВОЙ СВЕТ – БИОЛЮМИНЕСЦЕНЦИЯ
«Чёрное море», 1939 год
Константин Георгиевич Паустовский
«…Море горело. Казалось, его дно состояло из хрусталя, освещённого снизу лунным огнём.
Свет разливался до горизонта, и там, где всегда сгущается тьма, небо сверкало, как бы затянутое серебряным туманом.
Широкий свет медленно мерк. Но после недолгой темноты море опять превращалось в незнакомое звёздное небо, брошенное к нашим ногам. Мириады звёзд, сотни Млечных Путей плавали под водой. Они то погружались, потухая, на самое дно, то разгорались, всплывая на поверхность воды.
Глаз различал два света: неподвижный, медленно качавшийся в воде, и другой свет – весь в движении, рассекающий воду быстрыми фиолетовыми вспышками. Это метались под водой разбуженные рыбы…
Белый огонь набегал на пляж, и было видно всё дно. Камни и жестянки, валявшиеся под водой, покрылись тонкой огненной росой…»

Как называется вид люминесценции, связанный со свечением живых организмов?

Ответ: Биолюминесценция.

Для любознательных:
Холодное свечение в природе – биолюминесценция
Известно, что многие бактерии, моллюски, некоторые органы животных светятся. Различают флюоресценцию, то есть свечение под действием падающего света, и хемолюминесценцию, являющую результатом происходящих в теле химических реакций.
Слабую флюоресценцию можно наблюдать в глазах лошади и козы. Свечение глаз у кошек, волков и некоторых других животных не является флюоресценцией, это простое отражение падающего на них света.
Подробнее об этой «физической неожиданности и интересности» на зелёной страничке «Почему у кошки глаза светятся?»
Хемолюминесценция очень распространена в природе. Различные животные испускают свет разных цветов в видимой области света. Биолюминесценцию называют иногда «холодным светом», так как при этом выделяется малое количество теплоты. Сила света, испускаемая некоторыми люминесцирующими животными, удивительна. Органы свечения очень разнообразны. У светящихся полипов, медуз, морских звёзд светится всё тело, а у некоторых раков – только большие глаза, похожие на телескопы.
Многие наблюдали свечение моря, возникающее в результате излучения мельчайших беспозвоночных животных (ночесветок). Микроскопическое исследование показало, что внутри каждой ночесветки живут светящиеся бактерии.

узор

Глубоководные рыбы
…светящаяся фантазия моря, выходящая за рамки фильмов ужасов…
Глубоководные рыбы :: Кондаков Николай Николаевич
Глубоководные рыбы
Кондаков Николай Николаевич

узор

Глубоководные рыбы: 1 – тактостома (Tactostoma macropus); 2 – макропинна (Macropinna microstoma); 3 – грамматостомия (Grammatostomias flagellibarba); 4 – топорик (Argyropelecus aculeatus); 5 – опистопрокт (Opisthoproctus soleatus); 6 – хаулиод (Chauliodus sloanei), вид спереди; 7 – палочкохвост (Stylophorus chordatus); 8 – галатеатаума (Galatheathauma axeli); 9 – линофрина (Linophryne arborifera); 10 – хаулиод (Chauliodus sloanei); 11 – долопихт (Dolopichthys sp.); 12 – диаф (Diaphus antellatus); 13 – лазиогнат (Lasiognathus saccostoma); 14 – полорыл (Coelorhynchus sp.); 15 – ипнопс (Ipnops sp)

Кондаков Николай Николаевич (1908–1999) – советский биолог, кандидат биологических наук, художник-анималист.

Свечение некоторых рыб также вызвано свечение бактерий, поселившихся на них. В других случаях свет возникает в особых клетках самого животного. У некоторых рыб ярко светятся глаза, у других на голове имеется отросток, верхушка которого напоминает зажжённую электрическую лампу или длинный шнур с фонариком на конце его. Некоторые светящиеся рыбы залиты сиянием благодаря особым органам, расположенным вдоль их тела подобно нанизанным на проволоку лампочкам. На больших глубинах встречаются светящиеся черви, моллюски, полипы.
Роль свечения в жизни животных разнообразна и для разных организмов, очевидно, различна. Это одно из приспособлений, которым так богата живая природа, одно из средств в борьбе за существование.

Задача №15
АТМОСФЕРНЫЙ ВИХРЬ – СМЕРЧ
«Бросок на юг», сентябрь 1959, Ялта – июнь 1960, Таруса
Константин Георгиевич Паустовский
«…Несколько раз с гор приходила гроза. С наглым треском она разрывала молниями чёрное небо и катила перед собой, как мутный вал, гряду жёлтых туч. Смерчи гигантскими волчками завивались над морем, изгибались и, будто споткнувшись, внезапно падали всей тяжестью на поверхность воды. Тогда море кипело…»
Каковы причины образования смерча? Что Вы знаете о смерче?

Задача №16
ПРОНЗИТЕЛЬНЫЙ ВИЗГ НЕСМАЗАННЫХ КОЛЁС АРБЫ
«Бросок на юг», сентябрь 1959, Ялта – июнь 1960, Таруса
Константин Георгиевич Паустовский
«…В день доставки дани Сухум содрогался от пронзительного, просверливающего череп визга, как будто на базаре вопили, барахтаясь в мешках, сотни поросят. То визжали несмазанными колёсами арбы. Их волокли невозмутимые буйволы…»
Объясните почему несмазанные колёса визжат, скрипят и стонут…

Ответ: При трении колеса об ось арбы возбуждаются колебания и появляется звук, схожий с пронзительным визгом или протяжным стоном.

узор

Сухум-Кале :: Верещагин Пётр Петрович, 1870-е
Сухум-Кале
Верещагин Пётр Петрович, 1870-е

узор

Верещагин Пётр Петрович (14.01.1834–16.01.1886) – русский художник, академик пейзажной живописи, вошёл в историю в качестве первого художника-пейзажиста среднего Урала.

Для любознательных: Сухум-Кале – турецкое название города Сухум в 1724-1810 годах. Сухум – столица Республики Абхазия. Город расположен на берегу Чёрного моря. История города насчитывает более 2500 лет. Это один из древнейших городов мира.

Задача №17
СИРЕНА ТЕПЛОХОДА И ЭХО
«Потерянный день», 1937 год, Крым
Константин Георгиевич Паустовский
«…густо и величаво ревела в два тона сирена теплохода. Горы, немного помолчав, отвечали теплоходу глухим и торжественным криком. Потом перекличка теплохода и гор стихала, и теплоход уносил в ненастное море свои праздничные огни и пустые палубы…»
Какое физическое явление описано в этих строках?

Для любознательных: Что такое эхо?
Эхо это акустическая волна, отражённая от какого-то препятствия и принятая наблюдателем. Звуковое эхо воспринимается человеческим ухом раздельно от первичного сигнала (короткого звукового импульса) только лишь в том случае, если он запаздывает не менее чем на 0,05–0,06 с. Неизгладимое впечатление производит многократное эхо, возникающее, когда какой-нибудь довольно громкий звук – сирена теплохода, выстрел, хлопок, пронзительный крик или выразительный хохот, порождает не один, а целую серию следующих друг за другом звуковых откликов. В гористой местности эхо может быть многократным вследствие многократного отражения звука.
Тихие безветренные дни наиболее удобны для наблюдения эха. Так как скорость ветра вблизи земли почти всегда меньше, чем наверху, волновой фронт звука, издаваемого человеком, загибается вверх и при отражении может пройти выше человека, который пытается услышать своё эхо.

Задача №18
МИНЕРАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ: РОСТ КРИСТАЛЛОВ
«Золотая роза», 1955 год
Константин Георгиевич Паустовский
«…Есть крепкие минеральные источники. Стоит положить в такой источник ветку или гвоздь, что угодно, как через короткое время они обрастут множеством белых кристаллов и превратятся в подлинные произведения искусства…»
Объясните описанное в этих строках явление.

Ответ: Жидкость в минеральных источниках представляет собой насыщенный раствор солей. При погружении в такую жидкость каких-либо предметов на их поверхности начинается процесс кристаллизации солей.

Задача №19
СЕНО В СТОГАХ
«Мещёрская сторона», 1939 год
Константин Георгиевич Паустовский
«…Сено в стогах держит тепло всю зиму. Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, когда трава на рассвете покрывается инеем, как солью. Я вырывал в сене глубокую нору, залезал в неё и всю ночь спал в стогу, будто в запертой комнате. А над лугами шёл холодный дождь и ветер налетал косыми ударами…»
Почему сено в стогах держит тепло всю зиму?

Ответ: Сено и солома – плохие проводники тепла, так как между отдельными стебельками высохшей травы и в самих стебельках находится воздух. Не стоит забывать и про воскообразный налёт на листьях, который при жизни растений препятствует заливанию так называемых устьиц, которое могло бы привести к нарушению правильного дыхания растений. Наличием этого воскового налёта, в частности, объясняется отличная водонепроницаемость сена в стогах и соломенной кровли на крышах.

узор

Стога. Преображенское :: Шишкин Иван Иванович, 1890 год
Стога. Преображенское
Шишкин Иван Иванович, 1890 год

узор

Задача №20
СВЕЙ – ВОЛНИСТАЯ РЯБЬ НА ПЕСКЕ
«Золотая роза», 1955 год
Константин Георгиевич Паустовский
«…Юрин приехал ко мне в деревню, и мы пошли с ним в луга, за реку. Мы шли к мостушкам по чистому речному песку. Накануне был ветер, и на песке, как всегда бывает после ветра, лежала волнистая рябь.
– Вы знаете, как это называется? – спросил меня Юрин и показал на песчаную рябь.
– Нет, не знаю.
– Свей, – ответил Юрин. – Ветер свевает песок в эту рябь. Потому и такое слово…»

Каковы причины образования волнистой ряби (свея) на песке?

Ответ: Свей – волнистая рябь на песке образуется благодаря воздушным завихрениям, которые увлекают за собой зёрнышки и крупинки песка.

Задача №21
КАКОЙ БЫВАЕТ ВЕТЕР?
«Мещёрская сторона», 1939 год
Константин Георгиевич Паустовский
«…По сухим сосновым борам идёшь, как по глубокому дорогому ковру, – на километры земля покрыта сухим, мягким мхом. В просветах между соснами косыми срезами лежит солнечный свет. Стаи птиц со свистом и лёгким шумом разлетаются в стороны.
В ветер леса шумят. Гул проходит по вершинам сосен, как волны. Одинокий самолёт, плывущий на головокружительной высоте, кажется миноносцем, наблюдаемым со дна моря.
Простым глазом видны мощные воздушные токи. Они подымаются от земли к небу. Облака тают, стоя на месте. Сухое дыхание лесов и запах можжевельника, должно быть, доносятся и до самолётов…»

Какой бывает ветер, и каковы причины его возникновения?

Ответ: Воздух атмосферы всегда охвачен движением, более или менее быстрым. Движение воздуха, направленное вдоль земной поверхности (параллельно ей), называется ветром. Ветер в 3-5 м/с – слабый ветер, только колеблющий ветки деревьев, а ветер в 13-15 м/с – сильный, мешающий пешеходу идти ему навстречу и поднимающий пенящиеся волны в море.
Кроме скорости ветра, определяют также и его направление: откуда дует ветер – с севера, северо-запада и так далее…
Движение воздуха идёт от мест и областей, где давление воздуха больше, к тем местам, где давление на том же самом уровне меньше.
Различия в давлении воздуха вызываются разными причинами. Например, морской бриз возникает из-за неодинакового нагревания поверхности земли и воды солнцем, а также разной скорости их охлаждения ночью. В летний день почва на побережье нагревается сильнее, чем поверхность моря.
Энергия ветра используется в ветряных мельницах и насосах, в ветросиловых и ветроэнергетических установках, с её помощью движутся парусные суда. Использование её тем выгоднее, чем устойчивее и сильнее ветры в данной местности. Эти установки лучше всего применять в степной местности, а также на открытых берегах морей и крупных озёр…

Задача №22
СУХОВЕЙ
«Золотая роза», 1955 год
Константин Георгиевич Паустовский
«– Катится, кат, чертяка! Чтоб ему сгинуть на веки!
Я посмотрел в ту сторону, куда глядел дед, но ничего не увидел, кроме длинного мутного вала. Он быстро приближался. Я думал, что это подходит гроза, но дед сказал:
– Та то ж суховей! Пекло проклятое! Ветер из Бухары, с пустыни. Всё попалит! От какое несчастье наближается, Костик. Не буде чем даже дыхаты.
Зловещий вал нёсся по земле прямо на нас. Дед торопливо сматывал свою длинную удочку из орешины и говорил мне:
– Тикай до хаты, а то забьёт глаза пылью. А я поплетусь следом. Тикай!
Я побежал к хате, но суховей настиг меня на пути. Вихри неслись, шурша песком и подымая к небу птичий пух и щепки. Тяжёлая муть заволокла всё вокруг. Солнце вдруг сделалось косматым и багровым, как Марс. Закачались и засвистели ракиты. Сзади дохнуло таким жаром, будто у меня на спине затлела рубашка. Пыль трещала на зубах и порошила глаза…»

Что такое суховей и из-за чего он возникает? Вода легче песка. Почему же ветер может поднять тучи песка и пыли, но сравнительно мало водяных брызг?

Для любознательных: Суховей – ветер с высокой температурой воздуха 25–30°C (иногда 40°C и выше) и низкой относительной влажностью (иногда ниже 30%). Наиболее часто наблюдается в полупустынях и пустынях, но может наблюдаться и в степной зоне (особенно в период засухи).
При высокой температуре воздуха суховей вызывает интенсивное испарение воды из почвы, с поверхности растений и водоёмов, что может вызвать порчу урожаев зерновых и плодовых культур, гибель растений. Высокая температура и низкая влажность воздуха при суховеях являются результатом местной трансформации (прогревания) воздушных масс, чаще всего арктического происхождения, над сильно нагретой земной поверхностью и нисходящего движения воздуха в антициклонах. Тропические воздушные массы зарождаются над пустынями Африки, Малой Азии, Средней Азии, с ними суховеи распространяются до лесостепей России и Казахстана, а ещё чаще вторгаются в полупустыни и степи.
Защитой от суховеев служат лесозащитные полосы, орошение почвы, снегозадержание, создание чистых паров и другие агротехнических мероприятия, содействующие сохранению и накоплению влаги в почве.
В природе существуют подобные суховею горячие ветры в засушливых областях субтропического и тропического поясов, которые имеют различные местные названия. Суховей в Египте и Израиле называют хамсином, на острове Сицилия в Италии – сирокко, а в Саудовской Аравии – самум.

узор

…Тяжёлая муть заволокла всё вокруг.
Солнце вдруг сделалось косматым и багровым, как Марс…
Приближение самума :: Дэвид Робертс
Приближение самума
Approach of the Simoom
Дэвид Робертс

узор

Дэвид Робертс (David Roberts; 24.10.1796–24.11.1864) – шотландский художник. Прославился как мастер изображения архитектурных памятников.

Задача №23
ПОЧЕМУ ОБЛАКА НЕ ПАДАЮТ НА ЗЕМЛЮ?
«Заячьи лапы», 1912 год
Константин Георгиевич Паустовский
«…Неслыханная жара стояла в то лето над лесами. Утром наплывали вереницы белых облаков. В полдень облака стремительно рвались вверх, к зениту, и на глазах уносились и исчезали где-то за границами неба. Жаркий ураган дул уже две недели без передышки. Смола, стекавшая по сосновым стволам, превратилась в янтарный камень.
Наутро дед надел чистые онучи и новые лапти, взял посох и кусок хлеба и побрёл в город. Ваня нёс зайца сзади. Заяц совсем притих, только изредка вздрагивал всем телом и судорожно вздыхал. Суховей вздул над городом облако пыли, мягкой, как мука. В ней летал куриный пух, сухие листья и солома. Издали казалось, что над городом дымит тихий пожар…»

Почему облака не падают на землю и даже способны стремительно рваться вверх?

Ответ: Облака состоят из мельчайших капелек воды (диаметром от 3 до 40 микрон). Такие капельки, конечно, тяжелее сухого воздуха, но обладая по сравнению со своей массой весьма большой поверхностью, водяные капли встречают настолько сильное значительное сопротивление, что опускаются вниз крайне медленно. Они отличаются, как говорят, значительной «парусностью». Например, капельки радиусом в 0,01 мм падают равномерно со скоростью всего 1 см/с. Значит, облака в сущности не плавают в воздухе – они падают, но падение это происходит чрезвычайно медленно; достаточно самого слабого восходящего течения воздуха, чтобы не только удержать облако от падения, но и поднять его вверх.
По той же причине держатся в воздухе сухие листья, куриный пух, соломинки и пылинки, хотя масса многих из них, например металлических пылинок, больше массы воздуха в несколько тысяч раз.
Учитывая, что в то лето стояла неслыханная жара, неудивительно, что восходящие потоки горячего воздуха стремительно поднимали вверх облака и уносили их за границы неба…
(«Облака. Знаете ли вы физику?», Яков Исидорович Перельман)

узор

…В полдень облака стремительно рвались вверх, к зениту,
и на глазах уносились и исчезали где-то за границами неба…

Полдень. В окрестностях Москвы :: Шишкин Иван Иванович, 1869 год
Полдень. В окрестностях Москвы
Шишкин Иван Иванович, 1869 год

узор

Задача №24
ЛЕСНОЙ ПОЖАР
«Заячьи лапы», 1912 год
Константин Георгиевич Паустовский
«…Дед пошёл дальше. Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. Поднялся ветер. Дым густел, его уже несло белой пеленой по лесу, затягивало кусты. Стало трудно дышать. Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идёт прямо на него. Ветер перешёл в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня. Дед был прав: во время урагана огонь шёл со скоростью тридцати километров в час…»
Как влияет ветер на распространение лесного пожара?

Ответ: Под влиянием ветра увеличивается скорость распространения горения, особенно верховых лесных пожаров. Ветер способствует возникновению новых очагов горения путём переноса горящих щепок и пучков хвои по воздуху. К тому же уже разбушевавшийся лесной пожар приводит к возникновению локальных воздушных потоков, которые значительно усиливают влияние преобладающего ветра на распространение огня. Воздух над поверхностью пламени нагревается, расширяется и поднимается вверх, а на его место устремляется более холодный свежий воздух, насыщенный кислородом, который, как известно, способствует процессу горения. В результате над очагом пожара образуется так называемая конвекционная, или тепловая колонка. В конвекционной колонке часто находятся горящие ветки, пучки хвои, которые поднимаются высоко вверх над лесным пологом, а затем опускаются на лес на расстоянии 200 и более метров от основного очага горения. В зависимости от скорости ветра и наклона конвекционной колонки создаются всё новые и новые очаги горения – огонь идёт по лесу с неслыханной скоростью – до тридцати километров в час…

узор

…Ветер перешёл в ураган.
Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью…

Лесной пожар :: Денисов-Уральский Алексей Кузьмич, 1897 год
Лесной пожар
Денисов-Уральский Алексей Кузьмич, 1897 год

узор

Денисов-Уральский Алексей Кузьмич (06.02.1864–1926) – русский живописец-пейзажист, график; художник прикладного искусства – камнерез, ювелир.

Задача №25
ЗВЁЗДЫ, ПРЕВРАТИВШИЕСЯ В МУТНЫЕ ШАРЫ
«Заячьи лапы», 1912 год
Константин Георгиевич Паустовский
«…Деду не спалось. Он сидел у печки и чинил рваную рыболовную сеть. Потом поставил самовар – от него окна в избе сразу запотели и звёзды из огненных точек превратились в мутные шары…»
Почему окна в избе запотели после того как поставили самовар? И почему звёзды из огненных точек превратились в «мутные шары»?

Ответ: Окна в избе запотели из-за избыточной влажности тёплого воздуха, причиной которой стал поставленный самовар. Поздней осенью и зимой температура воздуха на поверхности окна низка настолько, что достигает, так называемой, «точки росы». Это означает, что воздух с определённой исходной температурой и влажностью уже будет не в состоянии поглощать избыточную влагу. Эта избыточная влага будет конденсироваться на холодном стекле окна.
Покрытое мельчайшими капельками воды оконное стекло изменит свои оптические свойства. Если в обычном прозрачном стекле рассеяния света практически не происходит и для наблюдателя звёзды на небе сияют огненными точками, то через запотевшее стекло за счёт рассеивания света на капельках воды, покрывающих стекло, звёзды будут представляться наблюдателю мутными шарами.

Желаю Вам успехов в самостоятельном решении
качественных задач по физике!

И в заключение… 17 иллюстраций – слайдов из диафильма «Заячьи лапы» в исполнении советского театрального художника Георгия Дмитриевича Епишина. Надеюсь, что эти иллюстрации к рассказу Константина Георгиевича Паустовского увлекут Вас в удивительный мир литературы и закружат в восторженном вихре чтения ;-)

Иллюстрации Георгия Дмитриевича Епишина
к рассказу «Заячьи лапы» Константина Георгиевича Паустовского
производство студии «Диафильм», 1960 год

узор

Заячьи лапы :: производство студии «Диафильм», 1960 год
Заячьи лапы
производство студии «Диафильм», 1960 год

узор

Епишин Георгий Дмитриевич (03.07.1919–18.12.1995) – русский советский театральных художник, иллюстратор. Народный художник РСФСР. Член Союза художников СССР.

узор

Дед выстрелил, но промахнулся, а заяц удрал :: «Заячьи лапы», Паустовский; художник Епишин
Дед выстрелил, но промахнулся, а заяц удрал…
«Заячьи лапы», Константин Георгиевич Паустовский
художник Георгий Дмитриевич Епишин

узор

«…В августе дед пошел охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох. Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из старого, связанного проволокой ружья, но промахнулся. Заяц удрал…»
Константин Георгиевич Паустовский

узор

Дым выедал деду глаза :: «Заячьи лапы», Паустовский; художник Епишин
Дым выедал деду глаза…
«Заячьи лапы», Константин Георгиевич Паустовский
художник Георгий Дмитриевич Епишин

узор

«…Ветер перешёл в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня. Дед был прав: во время урагана огонь шёл со скоростью тридцати километров в час.
Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени…»
Константин Георгиевич Паустовский

узор

Из-под ног у деда выскочил заяц :: «Заячьи лапы», Паустовский; художник Епишин
Из-под ног у деда выскочил заяц…
«Заячьи лапы», Константин Георгиевич Паустовский
художник Георгий Дмитриевич Епишин

узор

«…Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели…»
Константин Георгиевич Паустовский

узор

Дед обрадовался зайцу, будто родному :: «Заячьи лапы», Паустовский; художник Епишин
Дед обрадовался зайцу, будто родному…
«Заячьи лапы», Константин Георгиевич Паустовский
художник Георгий Дмитриевич Епишин

узор

«…Дед обрадовался зайцу, будто родному. Как старый лесной житель дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идёт огонь, и всегда спасаются. Гибнут они только в тех редких случаях, когда огонь их окружает…»
Константин Георгиевич Паустовский

узор

Дед побежал за зайцем :: «Заячьи лапы», Паустовский; художник Епишин
Дед побежал за зайцем…
«Заячьи лапы», Константин Георгиевич Паустовский
художник Георгий Дмитриевич Епишин

узор

«…Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так-то шибко!»
Константин Георгиевич Паустовский

узор

Заяц вывел деда из огня :: «Заячьи лапы», Паустовский; художник Епишин
Заяц вывел деда из огня…
«Заячьи лапы», Константин Георгиевич Паустовский
художник Георгий Дмитриевич Епишин

узор

«…Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед – оба упали от усталости…»
Константин Георгиевич Паустовский

узор

Ваня принёс зайца к ветеринару :: «Заячьи лапы», Паустовский; художник Епишин
Ваня принёс зайца к ветеринару…
«Заячьи лапы», Константин Георгиевич Паустовский
художник Георгий Дмитриевич Епишин

узор

«…К ветеринару в наше село пришёл с Урженского озера Ваня Малявин и принёс завёрнутого в рваную ватную куртку маленького тёплого зайца. Заяц плакал и часто моргал красными от слёз глазами…
– Ты что, одурел? – крикнул ветеринар. – Скоро будешь ко мне мышей таскать, оголец!»
Константин Георгиевич Паустовский

узор

А вы не лайтесь, это заяц особенный :: «Заячьи лапы», Паустовский; художник Епишин
А вы не лайтесь, это заяц особенный…
«Заячьи лапы», Константин Георгиевич Паустовский
художник Георгий Дмитриевич Епишин

узор

«– А вы не лайтесь, это заяц особенный, – хриплым шёпотом сказал Ваня. – Его дед прислал, велел лечить.
– От чего лечить-то?
– Лапы у него пожжённые.
Ветеринар повернул Ваню лицом к двери, толкнул в спину и прикрикнул вслед:
– Валяй, валяй! Не умею я их лечить. Зажарь его с луком – деду будет закуска…»
Константин Георгиевич Паустовский

узор

Заяц уткнулся в листья головой и затих :: «Заячьи лапы», Паустовский; художник Епишин
Заяц уткнулся в листья головой и затих…
«Заячьи лапы», Константин Георгиевич Паустовский
художник Георгий Дмитриевич Епишин

узор

«…Ваня нашёл по дороге пушистые, покрытые серебряными мягкими волосами листья, вырвал их, положил под сосенку и развернул зайца. Заяц посмотрел на листья, уткнулся в них головой и затих…»
Константин Георгиевич Паустовский

узор

Ты чего, серый? – тихо спросил Ваня. – Ты бы поел :: «Заячьи лапы», Паустовский; художник Епишин
– Ты чего, серый? – тихо спросил Ваня. – Ты бы поел…
«Заячьи лапы», Константин Георгиевич Паустовский
художник Георгий Дмитриевич Епишин

узор

«– Ты чего, серый? – тихо спросил Ваня. – Ты бы поел.
Заяц молчал.
– Ты бы поел, – повторил Ваня, и голос его задрожал. – Может, пить хочешь?»
Константин Георгиевич Паустовский

узор

Интересные пациенты завелись в нашем городе! :: «Заячьи лапы», Паустовский; художник Епишин
Интересные пациенты завелись в нашем городе!
«Заячьи лапы», Константин Георгиевич Паустовский
художник Георгий Дмитриевич Епишин

узор

«…Дед, заикаясь от уважения к аптекарю и от робости, рассказал про зайца. – Это мне нравится! – сказал аптекарь. – Интересные пациенты завелись в нашем городе!»
Константин Георгиевич Паустовский

узор

Карл Петрович играл на рояле нечто печальное :: «Заячьи лапы», Паустовский; художник Епишин
Карл Петрович играл на рояле нечто печальное…
«Заячьи лапы», Константин Георгиевич Паустовский
художник Георгий Дмитриевич Епишин

узор

«…Карл Петрович играл на рояле нечто печальное и мелодичное, когда в окне появилась растрёпанная борода деда…»
Константин Георгиевич Паустовский

узор

Остался Ваня ходить за зайцем :: «Заячьи лапы», Паустовский; художник Епишин
Остался Ваня ходить за зайцем…
«Заячьи лапы», Константин Георгиевич Паустовский
художник Георгий Дмитриевич Епишин

узор

«…На следующее утро дед ушёл на озеро, а Ваню оставил у Карла Петровича ходить за зайцем…»
Константин Георгиевич Паустовский

узор

Сотрудник газеты попросил дать беседу о зайце :: «Заячьи лапы», Паустовский; художник Епишин
Сотрудник газеты попросил дать беседу о зайце…
«Заячьи лапы», Константин Георгиевич Паустовский
художник Георгий Дмитриевич Епишин

узор

«…Через день вся Почтовая улица, заросшая гусиной травой, уже знала, что Карл Петрович лечит зайца, обгоревшего на страшном лесном пожаре и спасшего какого-то старика. Через два дня об этом уже знал весь маленький город, а на третий день к Карлу Петровичу пришёл длинный юноша в фетровой шляпе, назвался сотрудником московской газеты и попросил дать беседу о зайце…»
Константин Георгиевич Паустовский

узор

Профессор добивался от деда, чтобы тот продал ему зайца :: «Заячьи лапы», Паустовский; художник Епишин
Профессор добивался от деда, чтобы тот продал ему зайца…
«Заячьи лапы», Константин Георгиевич Паустовский
художник Георгий Дмитриевич Епишин

узор

«…Вскоре историю о зайце забыли, и только какой-то московский профессор долго добивался от деда, чтобы тот ему продал зайца. Присылал даже письма с марками на ответ…»
Константин Георгиевич Паустовский

узор

Заяц не продажный, живая душа, пусть живёт на воле :: «Заячьи лапы», Паустовский; художник Епишин
Заяц не продажный, живая душа, пусть живёт на воле…
«Заячьи лапы», Константин Георгиевич Паустовский
художник Георгий Дмитриевич Епишин

узор

«…Но дед не сдавался. Под его диктовку Ваня написал профессору письмо:
«Заяц не продажный, живая душа, пусть живёт на воле. При сём остаюсь Ларион Малявин»…
Константин Георгиевич Паустовский

Желаю Вам приятного и полезного чтения, а также успехов
в самостоятельном решении качественных задач по физике!

Материалы этой статьи полезно будет применить не только на уроках физики и художественной литературы, но и во внеклассной работе. Надеюсь, что решение предлагаемых в статье качественных задач по физике не только поможет побудить у школьников интерес к предмету, но и расширить их знания и культурный кругозор ;-)

обновлено 27.09.2017
УЗНАВАЙ ФИЗИКУ, ЧИТАЯ КЛАССИКУ

Уважаемые читатели зелёных страничек, рада сообщить вам о выходе в свет моей книги – «Узнавай физику, читая классику».
Впрочем… «моей книги», это таки нескромно сказано :-) В первую очередь… это божественная классика художественной литературы: А.П. Чехов, И.А. Бунин, К.Г. Паустовский, А.Н. Толстой… а уж потом мои познавательные комментарии, касающиеся физики и астрономии… Большое спасибо Татьяне Борисовне Дергач – ведущему редактору издательства «Аванта» (ООО «Издательство АСТ»), за слаженную и приятную во всех отношениях работу над книгой.
Книга посвящается моим родителям: маме – Лебедевой Лидии Степановне и папе – Лебедеву Валерию Владимировичу, которые в далёком 1984 году категорически настояли на том :-), чтобы я попробовала свои силы на вступительных экзаменах в РОФМШ

Узнавай физику, читая классику
Книга: «Узнавай физику, читая классику» И.В. Лебедева (ООО «Издательство АСТ»)

Приобрести книгу можно в интернет-магазине OZON.ru
Книга: «Узнавай физику, читая классику»

Желаю Вам приятного и полезного чтения!

ГОД ЛИТЕРАТУРЫ В РОССИИ – 2015

Логотип «Года литературы в России – 2015»

«Год литературы» – проводимая в течение 2015 года комплексная государственная программа, направленная на развитие интереса к русской и мировой литературе, пропаганду чтения и книжной культуры во всех её проявлениях.

На логотипе «Года литературы – 2015», выполненном в цветах российского флага, изображены профили великих русских писателей Александра Сергеевича Пушкина, Николая Васильевича Гоголя и Анны Андреевны Ахматовой.


Интернет ресурс, посвящённый Году литературы:
godliteratury.ru
– комплексная информация о литературных мероприятиях и событиях регионального и общероссийского масштаба.




ваш комментарий *
 
ваше имя

защитный код (цифры с картинки) *




   Северин Миллер (всем привет от русских немцев) [10.03.2016, 23:10]
Das ist Fantastisch – Лепота!
Реально крутые задачи по физике!
Прочитал "Заячьи лапы" Паустовского. Как же так умели писать?

Бывшей алма-атинке привет из Мюнхена.
Алма-Ата, РОФМШ, год выпуска 1981
   Лидия [01.11.2016, 19:40]
Шикарный сборник задач по физике.
   Зося [10.11.2016, 00:41]
Задачи по физике невероятно хороши собой!
"Заячьи лапы" Константина Паустовского не просто зацепили – в яблочко моего сердца попали!
Шоб все были так вдохновенны! И жили в любви с физикой!
   Андрей [21.03.2017, 14:54]
Потрясающие качественные задачи по физике!
Очень понравились задача про цвет мещёрских озёр.
Палитра красок сказочная! Физика восхитительная!
   Дима [17.04.2017, 12:46]
Очень тёплый, патриотичный и познавательный сборник задач по физике. Рассказ "Заячьи лапы" Паустовского очень понравился. Спасибо!
   Нина [16.05.2017, 12:48]
СУПЕР! Красивые задачи по физике!
   Нина [12.08.2017, 11:14]
Отличные задачи по физике.
Рассказ "Заячьи лапы" Паустовского очень трогательный и чистый.
Перечитала вместе с сыном с большим удовольствием.
Иллюстрации Георгия Епишина откровенно порадовали, ни в какое сравнение не идут с нынешними художествами. Вроде как и нарисовано замечательно, но вот души и тепла нет, а у Георгия Епишина есть!
   Костян [29.08.2017, 01:54]
Невероятная роскошь! Реальная ЛЕПОТА!
Паустовский неподражаем и чертовски великолепен!
Задачи по физике в его исполнении сказочно хороши!!!
За такую подборку автору сайта большой респект и реально зачётная уважуха!!!
   Кира [30.08.2017, 23:50]
Волшебно! Невероятно роскошная гармония.
Бесподобное и эффектное трио - физика, литература и живопись.
Ваш творческий подход к работе надобно брать на вооружение всем учителям физики.
ЕГЭ в срочном порядке отменить!!!
Побольше читать, самостоятельно рассуждать, дискутировать до хрипоты и до победы!
Нашей школе нужны устные экзамены по физике!!!
   читатель зелёных страничек [08.09.2017, 02:36]
Ленинградские белые ночи – это моя тоска и самая большая любовь.
Задачи по физике классные! Браво!
   Александр [28.09.2017, 08:28]
Ирина, поздравляю с выходом книги!
Творческих вам успехов!

Дидактические материалы :: Качественные задачи по физике

§ Физика и художественная литература: Оптика
Ощущение тайны – наиболее прекрасное из доступных нам переживаний. Именно это чувство стоит у колыбели истинного искусства и настоящей науки. Альберт Эйнштейн

§ Физика и художественная литература (Гёте «Фауст»)
Гёте представляет, быть может, единственный в истории человеческой мысли пример сочетания в одном человеке великого поэта, глубокого мыслителя и выдающегося учёного. Климент Аркадьевич Тимирязев

§ Физика и художественная литература
поэтический сборник для истинных ценителей науки и искусства

Наука без литературы бездушна и груба; литература же без науки пуста, ибо сущность литературы есть знание. Анатоль Франс

§ Физика и художественная литература (Александр Иванович Куприн)
Человек рождён для великой радости, для беспрестанного творчества, в котором он – бог, для широкой, свободной, ничем не стеснённой любви ко всему; к дереву, к небу, к человеку, к собаке, к милой, кроткой, прекрасной земле, ах, особенно к земле с её блаженным материнством, с её утрами и ночами, с её прекрасными ежедневными чудесами. Александр Иванович Куприн

§ Физика и художественная литература (Иван Алексеевич Бунин)
Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как лёгкие и сердце, так что если один орган извращён, то и другой не может правильно действовать. Лев Николаевич Толстой

§ Физика и художественная литература (Майн Рид «Всадник без головы»)
Предлагаю Вашему вниманию интегрированные качественные задачи по физике от прославленного английского капитана Майн Рида.
Целью научных занятий должно быть направление ума таким образом, чтобы оно выносило прочные и истинные суждения о всех встречающихся предметах. Рене Декарт

§ Физика и художественная литература: Тепловые явления
Красота – сиянье истины. Платон. Вашему вниманию 20 качественных задач по физике (две карточки по десять задач) и… в тему :-) небольшая галерея: «Туман в живописи».

§ Физика и художественная литература: Механические волны – звук
Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять. Джордано Бруно

§ Физика и художественная литература: Оптика
Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить. Николай Васильевич Гоголь. Качественные задачки по физике Николая Васильевича Гоголя и Ханса Кристиана Андерсена ;-) Интеграция: Мировая художественная литература и живопись.

§ Физика и География Казахстана
Совместный проект: ОФРО «БЭСТ» и Технический лицей №165 (г. Алма-Ата)

§ Як-3 – самый лёгкий истребитель Второй мировой войны
Специальный тематический выпуск зелёных страничек.
Вашему вниманию пять вопросов и заданий, посвящённых легендарному советскому истребителю Як-3… + тематическая подборка из 10 задачек.
«Только в бодром горячем порыве, в страстной любви к своей родной стране, смелости и энергии родится ПОБЕДА. И не только и не столько в отдельном порыве, сколько в упорной мобилизации всех сил, в том постоянном горении, которое медленно и неуклонно сдвигает горы, открывает неведомые глубины и выводит их на солнечную ясность…» Михаил Васильевич Ломоносов

§ Шкатулка качественных задач по физике «сборная солянка» :-)
Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые, иначе такое бросание будет пустою забавою. Козьма Прутков
Шкатулка состоит из четырёх тематических блоков: 1) Броуновское движение. Диффузия; 2) Атмосферное давление; 3) Свойства жидкости. Архимедова сила; 4) Тепловые явления.

§ Шкатулка качественных задач по физике: Строение вещества, диффузия
Творчество поэта, диалектика философа, искусство исследователя – вот материалы, из которых слагается великий учёный. Климент Аркадьевич Тимирязев

§ Шкатулка качественных задач по физике:
Элементы статики: равновесие тел, момент силы, простые механизмы

Науку всё глубже постигнуть стремись, познанием вечного жаждой томись. Лишь первых познаний блеснёт тебе свет, узнаешь: предела для знания нет. Фирдоуси

§ Шкатулка качественных задач по физике: Инерция
Посвящается Чернобаю Александру Арсеньевичу,
директору РОФМШ (Алма-Ата, РОФМШ, 1984–1987 год)
Пусть никто не думает, что великое создание Ньютона может быть ниспровергнуто теорией относительности или какой-нибудь другой теорией. Ясные и широкие идеи Ньютона навечно сохранят своё значение фундамента, на котором построены наши современные физические представления… Альберт Эйнштейн

§ Шкатулка качественных задач по физике: Сила трения
Гораздо труднее увидеть проблему, чем найти её решение. Для первого требуется воображение, а для второго только умение. Джон Десмонд Бернал

§ Шкатулка качественных задач по физике: Давление твёрдых тел
Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые. Дьёрдь де Хевеши

§ Шкатулка качественных задач по физике: Давление жидкостей и газов
Сведение множества к единому – в этом первооснова красоты. Пифагор Самосский

§ Шкатулка качественных задач по физике: Работа, мощность, энергия
Чем больше развивается наше знание, тем больше загадок природы встаёт перед нами… Иван Антонович Ефремов

§ Шкатулка качественных задач по физике: Архимедова сила
Естествознание так человечно, так правдиво, что я желаю удачи каждому, кто отдаётся ему… Иоганн Вольфганг фон Гёте

§ Шкатулка качественных задач по физике:
Смачивание, поверхностное натяжение, капиллярные явления

Образование не даёт ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины. Протагор

§ Шкатулка качественных задач по физике: Плавление и кристаллизация
Наука – сила, которая раскрывает отношения вещей, их законы и взаимодействия. Александр Иванович Герцен. Вашему вниманию 50 качественных задач по физике и… в тему :-) небольшая галерея: «Зима в живописи».

§ Шкатулка качественных задач по физике: Испарение, конденсация, кипение
Приложи сердце твоё к учению и уши твои – к умным словам. Библия, Ветхий Завет, «Книга Притчей Соломоновых»

§ Шкатулка качественных задач по физике: Виды теплопередачи
Радость видеть и понимать есть самый прекрасный дар природы. Альберт Эйнштейн

§ Шкатулка качественных задач по физике: Тепловые двигатели
Живи так, как будто ты умрёшь завтра. Учись так, как будто ты будешь жить вечно. Махатма Ганди

§ Шкатулка качественных задач по физике: Электричество
Инвестиции в знания всегда дают наибольшую прибыль. Бенджамин Франклин

§ Шкатулка качественных задач по физике: Магнитные явления
Знание должно служить творческим целям человека. Мало накоплять знания; нужно распространять их возможно шире и применять в жизни. Николай Александрович Рубакин

§ Шкатулка качественных задач по физике: Механические волны – звук
Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы, но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий. «Плоды раздумий», Козьма Прутков

§ Шкатулка качественных задач по физике: Световые явления (Оптика)
Надо много учиться, чтобы знать хоть немного. Шарль Луи Монтескье




statistics
Рейтинг@Mail.ru       Яндекс.Метрика

Распространение материалов сайта приветствуется.
Ссылка на материалы весьма желательна, но не строго обязательна ;-)
«Знание должно служить творческим целям человека. Мало накоплять знания;
нужно распространять их возможно шире и применять в жизни». Рубакин Н.А.