iralebedeva.ru :: зелёный коллаж с цветами
КОНТАКТЫ
E-mail: ira.alma@yandex.ru
Телефон: +7 910 317 0585
ВКонтакте:
https://vk.com/iralebedeva_vk


iralebedeva.ru :: зелёный коллаж с цветами
обновлено 21.04.2020
опубликовано 01.04.2020

Физика и художественная литература

Образование делает людей лёгкими для направления, но трудными для управления; лёгкими для правления, но невозможными для порабощения.
Уильям Блэйк
Уильям Блэйк (William Blake; 28.11.1757–12.08.1827) – английский поэт,
художник и гравёр.

ФИЗИКА И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Качественные задачи по физике от Антона Павловича Чехова

узор

Антон Павлович Чехов :: Браз Осип Эммануилович, 1898 год
Антон Павлович Чехов
Браз Осип Эммануилович
1898 год

узор

Предлагаю вниманию читателей несколько качественных задач по физике – отрывков из произведений Антона Павловича Чехова в которых отражены те или иные физические явления и являющиеся своеобразными условиями – «литературными иллюстрациями» для сформулированных к ним вопросов и задач по физике. Согласно сложившейся традиции зелёных страничек побалуем себя шедеврами мировой живописи
Главная фишка сборника ;-) – задача, посвящённая неподражаемым кошачьим песнопениям… Вашему вниманию частотные характеристики звука и беглое знакомство с некоторыми музыкальными терминами. А ещё… Завораживающий восход Луны, восхитительная магия вечерней зари, непостижимая мощь ветра и грозы, и увлекательно-познавательная прогулка по шкале Бофорта.

Антон Павлович Чехов (29.01.1860–15.07.1904) – русский писатель, общепризнанный классик мировой литературы, один из самых известных драматургов мира. Его произведения переведены более чем на 100 языков.
Браз Осип Эммануилович (1873–1936) – русский живописец, гравёр-офортист, литограф. Ученик Ильи Репина. Одной из творческих целей художника было возрождение традиций русского парадного портрета.

Неподражаемые кошачьи песнопения
Прелюдия перед дракой
Картина «Драка котов» Франсиско Гойя с музыкальным сопровождением ;-)


узор

Драка котов :: Франсиско Гойя, 1786 год
Драка котов
Riña de gatos
Франсиско Гойя, 1786 год

узор

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (Francisco Jose de Goya y Lucientes; 30.03.1746–16.04.1828) – испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма.

Для любознательных:
Кошки способны придавать своему голосу около сотни различных интонаций (собаки, к примеру, только около десяти). Некоторые из них являются очень резкими и безумно неприятными для человеческого слуха. Особенно во время боёв между котами.
Кошки могут воспринимать ультразвуковые сигналы.
Диапазон слышимых звуков у кошки ещё недостаточно изучен; по некоторым данным, он заключён между 45 Гц и 64 кГц, по другим данным доходит до 100 кГц.
Человек способен слышать звук (при передаче колебаний по воздуху) в пределах от 16 Гц до 20 кГц.
Чувствительность кошки к громкости звука в 3 раза выше, чем у человека!

На картине Франса Снейдера бой котов в самом разгаре.
Схватка не на жизнь, а на смерть…

узор

Бой котов :: Франс Снейдерс
Бой котов
Fight cats
Франс Снейдерс

узор

Франс Снейдерс (Frans Snyders; 11.11.1579–19.08.1657) – фламандский живописец, мастер натюрмортов и анималистических композиций в стиле барокко.

Задача №1
НЕПОДРАЖАЕМЫЙ КОШАЧИЙ КОНЦЕРТ
«Кот», 1883 год
Антон Павлович Чехов

«– Алёша, голубчик… Проснись. Кто-то плачет…
– Кто плачет? Что ты выдумываешь?
– Прислушайся-ка. Слышишь? Стонет кто-то… Это, должно быть, дитя к нам подкинули… Ах, не могу слышать!
Алёша приподнялся и стал слушать. В настежь открытое окно глядела серая ночь. Вместе с запахом сирени и тихим шёпотом липы слабый ветерок доносил до кровати странные звуки… Не разберёшь сразу, что это за звуки: плач ли то детский, пение ли Лазаря, вой ли… не разберёшь! Одно только было ясно: звуки издавались под окном, и не одним горлом, а несколькими… Были тут дисканты, альты, тенора…
– Да это, Варя, коты! – сказал Алёша. – Дурочка!
– Коты? Не может быть! А басы же кто?
– Это свинья хрюкает. Ведь мы, не забывай, на даче… Слышишь? Так и есть, коты… Ну, успокойся; спи себе с богом.
Варя и Алёша легли и потянули к себе одеяло. В окно потянуло утренней свежестью и стало слегка знобить. Супруги свернулись калачиками и закрыли глаза. Через пять минут Алёша заворочался и повернулся на другой бок.
– Спать не дают, чёрт бы взял!.. Орут…
Кошачье пение, между тем, шло crescendo. К певцам присоединялись, по-видимому, новые певцы, новые силы, и лёгкий шорох внизу под окном постепенно обращался в шум, гвалт, возню… Нежное, как студень, piano достигало степени fortissimo, и скоро воздух наполнился возмутительными звуками. Одни коты издавали отрывистые звуки, другие выводили залихватские трели, точно по нотам, с восьмыми и шестнадцатыми, третьи тянули длинную, однообразную ноту… А один кот, должно быть, самый старый и пылкий, пел каким-то неестественным голосом, не кошачьим, то басом, то тенором.
– Мал… мал… Ту… ту… ту… каррряу…
Если б не пшиканье, то и подумать нельзя было бы, что это коты поют… Варя повернулась на другой бок и проворчала что-то… Алёша вскочил, послал в воздух проклятие и запер окно. Но окно не толстая вещь: пропускает и звук, и свет, и электричество…»

К какому диапазону звуковых волн относят бас – низкочастотному или высокочастотному?

Ответ: К низкочастотному.

узор

Неподражаемый кошачий концерт
Кошачий концерт :: Давид Тенирс Младший, 1635 год
Кошачий концерт
The Concert of Cats
Давид Тенирс Младший, 1635 год

Поговаривают, что фламандский художник Давид Тенирс
безумно страдал от весенних кошачьих песнопений.
До такого предела достали его хвостатые певцы,
что в исступлении он написал эту восхитительную картину ;-)

узор

Давид Тенирс Младший (David Teniers; 15.12.1610–25.04.1690) – один из наиболее значимых художников и гравёров фламандской школы, наряду со своими соотечественниками Рубенсом и ван Дейком.

Для любознательных: Высота издаваемого звука зависит от числа колебаний голосовых связок в 1 секунду (величина эта измеряется в герцах; 1 герц – это одно колебание в секунду). Голосовые складки способны приходить в колебательные движения не только целиком, всей своей массой, но и отдельными участками. Только этим можно объяснить то, что одни и те же голосовые складки могут колебаться с различной частотой: примерно от 80 до 10000 колебаний в секунду и даже больше. Тоновый диапазон человеческого голоса представлен последовательностью тонов, которые могут быть произведены голосовым аппаратом в пределах границ между самым низким и самым высоким звуками. Человеческий голос обычно включает в себя тоны от 64 до 1300 герц.
Бас – это низкий певческий мужской голос. Отличается большой глубиной и полнотой звучания. Самый низкий тон, который может быть взят человеческим голосом, – это «фа» контроктавы с частотой 43,2 герца. В оперных произведениях и ораториях басы используют обычно низкий звук «ре» большой октавы – 72,6 герца.
Певческие голоса определяются интервалом между наиболее низкой и высокой нотами, которые певец в состоянии воспроизвести и делятся по высоте на мужские (бас, баритон и тенор) и женские (контральто, меццо-сопрано, сопрано и колоратурное сопрано). Диапазоны основных групп певческих голосов распределяются следующим образом:

  • Бас ≈ 82–349 Гц
  • Баритон ≈ 110–392 Гц
  • Тенор ≈ 131–523 Гц
  • Контральто ≈ 165–780 Гц
  • Меццо-сопрано ≈ 220–880 Гц
  • Сопрано ≈ 262–1046 Гц
  • Колоратурное сопрано ≈ 330–1397 Гц
узор

Необыкновенный концерт
Кошачий квартирник, а точнее кошачий сарайник :-)

Концерт кошек, сов, сороки и обезьяны в сарае :: Корнелис Сафтлевен
Концерт кошек, сов, сороки и обезьяны в сарае
A concert of cats, owls, a magpie, and a monkey in a barn
Корнелис Сафтлевен

узор

Корнелис Сафтлевен (Cornelis Saftleven; 1607–1681) – нидерландский живописец и график.

Для любознательных: Что такое квартирник?
Квартирник – концерт, проводящийся в обычной квартире, в домашних условиях.

Для любознательных: Музыкальные термины
Прелюдия (лат. prae… – перед и лат. ludus – игра) – короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы.
Дискант (лат. discantus) – многозначный музыкальный термин. В наиболее распространённом ныне значении дискант – высокий детский певческий голос, а также исполняемая им партия (в хоре либо соло). Диапазон от до первой до ля второй октавы.
Альт (лат. altus) – первоначально назывался голос, который был выше тенора, исполнявшего главную мелодию: cantus formus, иначе фальцетто. Позднее стал обозначать низкий голос у женщин и мальчиков.
Тенор (лат. tenor) – в оригинальном значении это голос средней тесситуры в многоголосном сочинении. Тенор – высокий певческий мужской голос. Его диапазон в сольных партиях от малой до второй октавы, а в хоровых партиях до ля первой октавы. «Тенор – это верха, а бас – это низы», говорят старые итальянские мастера пения.
Крещендо (итал. crescendo) – музыкальный термин, обозначающий постепенное нарастание (увеличение) силы звука.
Пиано (итал. piano) – музыкальный термин. Не громко, тихо, нежно, не в полную силу звука.
Фортиссимо (итал. fortissimo) – музыкальный термин. Очень громкое, сильное звучание голоса или музыкального инструмента.

узор

Дьявольская фантасмагория, навеянная страстными и ужасными
кошачьими концертами под окном

Коты, наставляемые совой в искусстве ловли мышей :: Неизвестный художник, ломбардская школа живописи, около 1700 года
Коты, наставляемые совой в искусстве ловли мышей
Cats Instructed By an Owl in the Art of Mouse-Catching
Неизвестный художник, ломбардская школа живописи, около 1700 года

узор

Для любознательных: Что такое фантасмагория?
Фантасмагория – нагромождение причудливых образов, видений, фантазий; хаос, сумбур, гротеск.

Задача №2
КАК ИЗМЕРИТЬ ВЫСОТУ ДЕРЕВА ПО ТЕНИ?
«Налим», 1885 год
Антон Павлович Чехов

«…Начинается ругань… А солнце печёт и печёт. Тени становятся короче и уходят в самих себя, как рога улитки… Высокая трава, пригретая солнцем, начинает испускать из себя густой, приторно-медовый запах. Уж скоро полдень, а Герасим и Любим всё ещё барахтаются под ивняком. Хриплый бас и озябший, визгливый тенор неугомонно нарушают тишину летнего дня…»
От чего зависит длина тени? Почему летом ближе к полудню «тени становятся короче и уходят в самих себя, как рога улитки»? Как измерить высоту дерева по тени?

Ответ: Длина тени и её направление зависит от местонахождения источника света. Направление и длина теней изменяются в течение дня. Самая короткая тень отбрасывается одним и тем же предметом в полдень, более длинные – утром и вечером. В средних широтах только летом в полдень солнце приближается к зениту и шлёт тогда почти отвесные лучи. Чем ниже солнце над горизонтом, тем длиннее тень.
По направлению теней можно судить о сторонах горизонта: в полдень солнце светит с юга, а тень будет указывать на север, утром солнце светит с востока, а вечером – с запада.
В солнечный день не составляет труда измерение высоты предмета, например, дерева, по его тени.
Нужно всего лишь руководствоваться следующим правилом: высота измеряемого дерева во столько раз больше высоты известного вам предмета, например, палки, во сколько раз тень от дерева больше тени от палки. Если при нашем измерении тень от палки будет в два раза больше длины палки, то высота дерева будет в два раза меньше длины его тени. В том случае, когда тень от палки будет равна её длине, высота дерева также будет равна длине своей тени.

узор

Длинные утренние тени
Весенний мороз :: Элиот Грюнер, 1919 год
Весенний мороз
Spring Frost
Элиот Грюнер, 1919 год

узор

Элиот Лориц Леганье Грюнер (Elioth Lauritz Leganyer Gruner; 16.12.1882–17.10.1939) – австралийский художник.

Задача №3
ТЕЛЕГРАФНЫЕ СТОЛБЫ, ПОХОЖИЕ НА КАРАНДАШИ
«Степь», 1888 год
Антон Павлович Чехов

«…По правой стороне дороги на всём её протяжении стояли телеграфные столбы с двумя проволоками. Становясь всё меньше и меньше, они около деревни исчезали за избами и зеленью, а потом опять показывались в лиловой дали в виде очень маленьких, тоненьких палочек, похожих на карандаши, воткнутые в землю…»
Почему человеку, смотрящему вдоль дороги, кажется, что высота столбов телеграфной линии постепенно уменьшается (столбы представляются наблюдателю «в виде очень маленьких, тоненьких палочек, похожих на карандаши, воткнутые в землю…»)?

Ответ: Чем дальше предмет, тем под меньшим углом зрения он рассматривается.

узор

Телеграфные столбы, похожие на карандаши…
Большак :: Герасимов Александр Михайлович, 1907 год
Большак
Герасимов Александр Михайлович, 1907 год

узор

Герасимов Александр Михайлович (12.08.1881–23.07.1963) – русский и советский живописец, архитектор, педагог. Народный художник СССР.

Для любознательных: Что такое большак?
Большак – большая дорога (в отличие от просёлочной). В стародавние времена так назвали почтовую или торговую дорогу, широкую и хорошо наезженную.

Для любознательных: Предельный угол зрения
Когда мы смотрим вдаль на линию телеграфной передачи, то далёкие от нас столбы кажутся нам по размеру меньше, чем более близкие. Объясняется это тем, что, хотя размеры всех столбов одинаковы, но величина изображения на сетчатке глаза близкого столба больше, чем дальнего. Размер изображения предмета на сетчатке глаза полностью определяется углом зрения φ (рис. 1).

Рис. 1: Размер изображения предмета на сетчатке глаза
полностью определяется углом зрения

Размер изображения предмета на сетчатке глаза полностью определяется углом зрения

Углом зрения называют угол, составленный прямыми, проведёнными из оптического центра глаза (рис. 1: точка O) к крайним точкам предмета. При большом угле φ изображение покрывает значительное количество окончаний светочувствительного нерва на сетчатке, поэтому человек различает много деталей в рассматриваемом предмете. Очевидно, величина изображения (угла зрения) зависит от размеров рассматриваемого предмета и от расстояния до него.
Когда рассматриваемый предмет удаляется от глаза, то его изображение на сетчатке уменьшается, и, если всё оно умещается на одном окончании светочувствительного нерва, человек уже не видит никаких деталей предмета и воспринимает его изображение как одну точку. Это получается при угле зрения 30".
На практике же человек чаще всего перестаёт различать детали предмета уже при угле зрения меньше одной минуты. Поэтому при расчётах наибольший угол зрения, при котором предмет воспринимается ещё как точка, можно считать равным 1'. Его иногда называют предельным углом зрения.
Для рассматривания далёких или близких, но очень маленьких предметов пользуются оптическими приборами, которые позволяют значительно увеличить угол зрения. Например, зрительную трубу…

узор

Зрительная, или подзорная труба – оптический прибор
для визуального наблюдения удалённых объектов

Томительное ожидание :: Чарльз Станли Рейнхарт
Томительное ожидание
Awaiting the Absent
Чарльз Станли Рейнхарт

узор

Чарльз Станли Рейнхарт (Charles Stanley Reinhart; 16.05.1844–30.08.1896) – американский живописец, художник-иллюстратор.

Задача №4
ЗАКАТ СОЛНЦА – ВЕЧЕРНЯЯ ЗАРЯ
«Гусев», 1890 год
Антон Павлович Чехов

«…А наверху в это время, в той стороне, где заходит солнце, скучиваются облака; одно облако похоже на триумфальную арку, другое на льва, третье на ножницы… Из-за облаков выходит широкий зелёный луч и протягивается до самой средины неба; немного погодя рядом с этим ложится фиолетовый, рядом с ним золотой, потом розовый… Небо становится нежно-сиреневым. Глядя на это великолепное, очаровательное небо, океан сначала хмурится, но скоро сам приобретает цвета ласковые, радостные, страстные, какие на человеческом языке и назвать трудно…»
Почему при закате небо играет различными цветами? Источником какого света для нас являются вечерние зори?

Ответ: Вечерние зори являются для нас источниками рассеянного солнечного света, молекулами атмосферных газов и пылевых частиц, находящихся в атмосфере.

узор

Восхитительная магия вечерней зари
Корабль на волнах при закате :: Айвазовский Иван Константинович, 1850 год
Корабль на волнах при закате
Айвазовский Иван Константинович, 1850 год

узор

Айвазовский Иван Константинович (Ованнес Айвазян; 29.07.1817–02.05.1900) – всемирно известный русский художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат.

Для любознательных:
Различные оттенки вечернего неба известный американский метеоролог объясняет следующим образом: «Цвет неба зависит от относительной яркости доходящих до наблюдателя различных цветных лучей, а эта яркость, в свою очередь, зависит от рассеянья, которое обуславливается размером и числом пылевых частиц в атмосфере… Если эти частицы сравнительно немногочисленны и малы, то цвет неба бывает голубым. Напротив, когда увеличивается их число и размеры (например, в сухие ветреные дни) или увеличиваются только размеры (вследствие гигроскопичности частиц при увеличении влажности атмосферы), – тогда лучи с короткой волной ослабляются более значительно, и небо принимает цвет, отвечающий большей длине волны: зелёный, жёлтый, даже красный. Наконец, если частицы настолько велики, что отбрасывают лучи всех цветов, небо делается беловатым.
После сказанного понятно, почему вечером и утром небо часто бывает окрашено в различные цвета: близ горизонта – в красный, повыше в оранжевый и жёлтый, ещё выше – в зелёный и голубовато-зелёный. Здесь сказывается влияние высоты, а следовательно, и уменьшения числа и размеров пылинок в тех атмосферных слоях, которые пронизываются солнечными лучами, прежде чем они достигнут от границ атмосферы до рассматриваемой части неба и отсюда до глаза наблюдателя».
(«Цвет неба. Знаете ли вы физику?», Яков Исидорович Перельман)

узор

Восхитительная магия вечерней зари
Пейзаж с сосной :: Саврасов Алексей Кондратьевич, 1854 год
Пейзаж с сосной
Саврасов Алексей Кондратьевич, 1854 год

узор

Саврасов Алексей Кондратьевич (12.05.1830–26.09.1897) – русский живописец-пейзажист, один из членов-учредителей Товарищества передвижников.

Задача №5
НЕЧИСТАЯ СИЛА. ГЛАЗА, ГОРЯЩИЕ КАК СВЕЧКИ
«Волк», 1886 год
Антон Павлович Чехов

«…После закуски охотники принялись за чай и разговорились. – Что новенького, дед? – обратился Нилов к Максиму. – Что новенького? – усмехнулся старик. – А то новенького, что собираюсь у вашей милости ружьеца попросить. – На что тебе ружьё? – Чего-с? Оно, пожалуй, хоть и не надо. Я ведь это только так спрашиваю, для пущей важности… Всё равно стрелять не вижу. Шут его знает, откуда бешеный волк взялся. Второй уж день, как тут бегает… Вчера ввечеру около деревни жеребёнка и двух собак зарезал, а нынче чуть свет выхожу я, а он, проклятый, сидит под ветлой и бьёт себя лапой по морде. Я на него – «тю!», а он глядит на меня, как нечистая сила… Я в него камнем, а он заклацал зубами, засветил очами, как свечками, и подался к осиновому узлеску… Испугался я до смерти…»
Поясните почему ввечеру глаза у волка засветились как свечки. Почему не только у волков, но и у собак, кошек и других животных, имеющих хорошее ночное зрение, глаза светятся в темноте?

узор

…Я на него – «тю!», а он глядит на меня, как нечистая сила…
Я в него камнем, а он заклацал зубами, засветил очами, как свечками,
и подался к осиновому узлеску…

Лунный свет, волк :: Фредерик Сэкрайдер Ремингтон, около 1909 года
Лунный свет, волк
Moonlight, Wolf
Фредерик Сэкрайдер Ремингтон, около 1909 года

узор

Фредерик Сэкрайдер Ремингтон (Frederic Sackrider Remington; 04.10.1861–26.12.1909) – американский художник, иллюстратор и скульптор, известный своими произведениями на тему Дикого Запада.

Задача №6
УГАСШИЕ КРАСКИ СПЯЩЕГО САДА
«Дом с мезонином», 1896 год
Антон Павлович Чехов

«…Прошло около часа. Зелёный огонь погас, и не стало видно теней. Луна уже стояла высоко над домом и освещала спящий сад, дорожки; георгины и розы в цветнике перед домом были отчётливо видны и казались все одного цвета. Становилось очень холодно. Я вышел из сада, подобрал на дороге своё пальто и не спеша побрёл домой…»
Поясните почему в сумерках и ночью при лунном свете георгины и розы в цветнике кажутся все одного цвета. Для решения этой задачки вам придётся вооружится не только физикой, но и физиологией ;-)

Для любознательных: …Кто в сумерки приглядывался к окраске предметов, тот замечал, конечно, что цветовые различия стираются и все вещи кажутся более или менее тёмно-серыми: и красное одеяло, и синие обои, и фиолетовые цветы, и зелёные листья.
«Сквозь опущенные шторы, – читаем мы у Чехова («Письмо»), – сюда не проникали солнечные лучи, было сумеречно, так что все розы в большом букете казались одного цвета».
Точные физические опыты вполне подтверждают это наблюдение. Если окрашенную поверхность освещать слабым белым светом (или белую поверхность – слабым окрашенным светом), постепенно усиливая освещение, то глаз сначала видит просто серый цвет, без какого-либо цветового оттенка. И лишь когда освещение усиливается до определённой степени, глаз начинает замечать, что поверхность окрашена. Эта степень освещения называется «низшим порогом цветового ощущения».
Обнаружено, что существует и высший порог цветового ощущения. При чрезвычайно ярком освещении глаз снова перестаёт различать цветовые оттенки: все окрашенные поверхности одинаково кажутся белыми.
(«Почему в темноте все кошки серы? Занимательная физика», Яков Исидорович Перельман)

узор

Угасшие краски спящего сада…
Майская ночь :: Труш Иван Иванович, 1930-е
Майская ночь
Труш Иван Иванович, 1930-е

узор

Труш Иван Иванович (18.01.1869–21.03.1941) – украинский живописец-импрессионист, мастер пейзажа и портретист, художественный критик.

Для любознательных: А теперь несколько слов об особенностях физиологии человеческого зрения и строении сетчатки глаза.
У человека существует два вида светочувствительных клеток: палочки и колбочки.
Около 120 миллионов высокочувствительных палочек, расположенных на сетчатке глаза, «оценивают» яркость объектов. Функционируют палочки и днём, и ночью при любой освещённости.
Около 6-7 миллионов колбочек гораздо менее чувствительны чем палочки. В условиях относительно низкой освещённости они практически не функционируют, поскольку для их возбуждения не хватает интенсивности света. Колбочки бывают трёх видов с максимальной чувствительностью в фиолетово-синей, зелёно-жёлтой и жёлто-красной части спектра.
Наличие трёх видов колбочек (и палочек, чувствительных в изумрудно-зелёной части спектра) даёт человеку цветное зрение.
При хорошей освещённости человек может различать до 10 миллионов различных цветовых оттенков, но ночью, когда света для работы колбочек недостаточно, основной поток информации от глаз в мозг посылают палочки, которые не различают цвета, и все краски блёкнут, поэтому восхитительные медовые розы и пылкие розовые георгины кажутся нам с вами серыми.

Задача №7
ШИРОКОЛИЦАЯ КРАСНАЯ ЛУНА
«Аптекарша», 1886 год
Антон Павлович Чехов

«…Аптека находится почти у края города, так что аптекарше далеко видно поле… Она видит, как мало-помалу белеет восточный край неба, как он потом багровеет, словно от большого пожара. Неожиданно из-за отдалённого кустарника выползает большая, широколицая луна. Она красна (вообще луна, вылезая из-за кустов, всегда почему-то бывает ужасно сконфужена)…»
Почему иногда во время восхода Луны её поверхность окрашивается в красный цвет? От чего зависит цвет и размер Луны на небосводе?

узор

…Большая, широколицая луна. Она красна
(вообще луна, вылезая из-за кустов,
всегда почему-то бывает ужасно сконфужена)…

Восход луны, лунная рыбалка :: Дюккер Евгений Эдуардович
Восход луны, лунная рыбалка
Moonlight Fishing
Дюккер Евгений Эдуардович

узор

Дюккер Евгений Эдуардович (Ойген Дюкер, нем. Eugen Gustav Dücker; 10.02.1841–19.12.1916) – русский художник-пейзажист немецкого происхождения, академик Императорской Академии художеств.

Задача №8
ЗЛОВЕЩИЙ ГУЛ И ЖАЛОБНЫЙ ПЛАЧЬ МЕТЕЛИ
«Ведьма», 1886 год
Антон Павлович Чехов

«…Он слушал… Его сторожка врезывалась в ограду, и единственное окно её выходило в поле. А в поле была сущая война. Трудно было понять, кто кого сживал со света и ради чьей погибели заварилась в природе каша, но, судя по неумолкаемому, зловещему гулу, кому-то приходилось очень круто. Какая-то победительная сила гонялась за кем-то по полю, бушевала в лесу и на церковной крыше, злобно стучала кулаками по окну, метала и рвала, а что-то побеждённое выло и плакало… Жалобный плач слышался то за окном, то над крышей, то в печке. В нём звучал не призыв на помощь, а тоска, сознание, что уже поздно, нет спасения. Снежные сугробы подёрнулись тонкой льдяной корой; на них и на деревьях дрожали слёзы, по дорогам и тропинкам разливалась тёмная жижица из грязи и таявшего снега. Одним словом, на земле была оттепель, но небо, сквозь тёмную ночь, не видело этого и что есть силы сыпало на таявшую землю хлопья нового снега. А ветер гулял, как пьяный… Он не давал этому снегу ложиться на землю и кружил его в потёмках как хотел…»
Объясните причины возникновения разноголосых звуков воинствующей метели.

Ответ: При обтекании ветром ветвей деревьев, фасадов зданий и кровли воздушный поток становится неустойчивым и с препятствий могут срываться вихри. Они и создают колебания давления воздуха, которые мы воспринимаем как звуки, навевающие на нас с вами удручающую тоску и безотчётную тревогу.

узор

А в поле была сущая война. Трудно было понять, кто кого сживал со света
и ради чьей погибели заварилась в природе каша,
но, судя по неумолкаемому, зловещему гулу,
кому-то приходилось очень круто…

Тройка зимой :: Сверчков Николай Егорович, 1888 год
Тройка зимой
Сверчков Николай Егорович, 1888 год

узор

Сверчков Николай Егорович (1817-1898) – русский жанровый живописец.

Задача №9
ВЕТЕР, СОРВАВШИЙСЯ С ЦЕПИ
«Гусев», 1890 год
Антон Павлович Чехов

«– Ветер с цепи сорвался… – говорит Гусев, прислушиваясь.
На этот раз Павел Иваныч кашляет и отвечает раздражённо:
– То у тебя судно на рыбу наехало, то ветер с цепи сорвался… Ветер зверь, что ли, что с цепи срывается?
– Так крещёные говорят.
– И крещёные такие же невежды, как ты… Мало ли чего они не говорят? Надо свою голову иметь на плечах и рассуждать. Бессмысленный человек.
Павел Иваныч подвержен морской болезни. Когда качает, он обыкновенно сердится и приходит в раздражение от малейшего пустяка. А сердиться, по мнению Гусева, положительно не на что. Что странного или мудрёного, например, хоть в рыбе или в ветре, который срывается с цепи? Положим, что рыба величиной с гору и что спина у неё твёрдая, как у осётра; также положим, что там, где конец света, стоят толстые каменные стены, а к стенам прикованы злые ветры… Если они не сорвались с цепи, то почему же они мечутся по всему морю, как угорелые, и рвутся, словно собаки? Если их не приковывают, то куда же они деваются, когда бывает тихо?
Гусев долго думает о рыбах, величиною с гору, и о толстых, заржавленных цепях, потом ему становится скучно, и он начинает думать о родной стороне, куда теперь возвращается он после пятилетней службы на Дальнем Востоке…»

Монументальная аллегория, в которой там, где конец света, злые, как собаки, ветры, прикованные заржавленными цепями к толстым каменным стенам, беснуются и рвутся на волю… бесконечно восхитительна, но нам с вами следует разобраться с физикой ;-) – объяснить причины образования ветра.

узор

Ветер с цепи сорвался…
Порыв ветра :: Жан Франсуа Милле, 1873 год
Порыв ветра
The gust of wind
Жан Франсуа Милле, 1873 год

узор

Жан Франсуа Милле (Jean-Francois Millet; 04.10.1814–20.01.1875) – французский художник, один из основателей барбизонской школы.

Для любознательных: Физика атмосферы. Ветер
Воздух атмосферы всегда охвачен движением, более или менее быстрым. Движение воздуха, направленное вдоль земной поверхности (параллельно ей), называется ветром. Ветер в 3-5 м/с – слабый ветер, только колеблющий ветки деревьев, а ветер в 13-15 м/с – сильный, мешающий пешеходу идти ему навстречу и поднимающий пенящиеся волны в море. Кроме скорости ветра, определяют также и его направление: откуда дует ветер – с севера, северо-востока и т.д. Энергия ветра используется в ветряных мельницах и насосах, в ветросиловых и ветроэнергетических установках, с её помощью движутся парусные суда. Использование её тем выгоднее, чем устойчивее и сильнее ветры в данной местности. Эти установки лучше всего применять в степной местности, на открытых берегах морей и т.д.
Движение воздуха идёт от мест и областей, где давление воздуха больше, к тем местам, где давление на том же самом уровне меньше. Различия в давлении воздуха вызываются разными причинами. Например, морской бриз возникает из-за неодинакового нагревания поверхности земли и воды солнцем, а также разной скорости их охлаждения ночью. В летний день почва на побережье нагревается сильнее, чем поверхность моря.
Действительно, в сравнительно прозрачной воде теплота солнечных лучей распространяется на значительную глубину и изменение температуры поверхности будет мало, в то время как на суше нагревается лишь самый поверхностный слой почвы, которая к тому же обладает меньшей удельной теплоёмкостью (около 1 кДж/(кг · K)). Воздух над сушей нагревается сильнее, чем над водой, и поднимается вверх, так как его плотность меньше, чем плотность находящегося вокруг холодного воздуха. В результате давление у земли уменьшается и к месту пониженного давления притекает более холодный воздух с моря. Такой поток и называется дневным бризом. Ночью наблюдают обратное явление: суша, прогретая за день только в тонком слое, остывает быстрее, чем вода; остывает и увеличивает свою плотность и воздух над сушей; так возникает ветер от берега к морю.

узор

В стародавние времена рыбаки, работавшие на парусных судах,
предпочитали уходить в море ночью, а возвращаться с уловом днём,
пользуясь попутным ночным и дневным бризом

Закат солнца в Крыму :: Айвазовский Иван Константинович, 1865 год
Закат солнца в Крыму
Айвазовский Иван Константинович, 1865 год

узор

Аналогично происхождение ветров, меняющихся от лета к зиме и называемых муссонами. В Азии летом температура воздуха может превышать 50°C и давление воздуха сильно понижается. В результате мощный поток более холодного воздуха с грозами и ливнями вторгается с моря в конце мая или начале июня в Индию. Зимой над Сибирью и Центральной Азией давление воздуха возрастает и холодный воздух течёт оттуда на восток – на Японское и Жёлтое моря и на юг – к берегам Индийского океана. Аналогичные сменяющиеся муссоны наблюдаются, например, над Африкой.
Ветры, охватывающие значительные участки Земли, никогда не дуют прямо в направлении от большого давления к малому. Можно доказать, что все тела, движущиеся по поверхности Земли, вследствие её вращения получают ускорение вправо в северном полушарии и влево в южном (сила Кориолиса). Это относится и к движущемуся воздуху. В результате воздух, стекающий к области пониженного давления, закручивается (в северном полушарии) против часовой стрелки (циклон), а воздух, растекающийся от мест повышенного давления, закручивается по часовой стрелке (антициклон).

узор

Ветер с цепи сорвался…
Буря :: Томас Доути, 1822 год
Буря
Land Storm
Томас Доути, 1822 год

узор

Томас Доути (Thomas Doughty; 19.07.1793–22.07.1856) – американский живописец.

Иногда большие разности давлений возникают на значительной высоте; тогда на этой высоте появляются сильные ветры (до 130 м/с), называемые струйными течениями, хотя на уровне земли в это время может и не быть ветра. Обычно это узкие полосы ветров; они наблюдаются зимой в высоких широтах на высоте 3-4 км, над Японским и Охотским морями на высоте 7 км, а также летом над югом России – Кавказом, а также в Средней Азии. В струйных течениях образуются высокие полупрозрачные волнистые облака.
узор

Сэр Фрэнсис Бофорт :: Стивен Пирс, 1856 год
Сэр Фрэнсис Бофорт
Sir Francis Beaufort
Стивен Пирс, 1856 год

узор
Их быстрые движения и изменчивость показывают, как велики скорость, мощность и порывистость струйного течения.
(«Физика атмосферы. Ветер.
Элементарный учебник физики. Том I»,
под редакцией академика Григория Самуиловича Ландсберга
)

И в заключение предлагаю читателям зелёных страничек познакомиться с британским контр-адмиралом сэром Фрэнсисом Бофортом. Погулять по разработанной им шкале – познакомиться с визуальной оценкой силы ветра в баллах.

Для любознательных:
Шкала Бофорта – условная шкала для визуальной оценки силы (скорости) ветра в баллах по его действию на наземные предметы или по волнению на море. Была разработана британским контр-адмиралом сэром Фрэнсисом Бофортом в 1806 году и сначала применялась только им самим. В 1874 Постоянный комитет Первого метеорологического конгресса принял шкалу Бофорта для использования в международной синоптической практике.

Сэр Фрэнсис Бофорт (Sir Francis Beaufort; 07.05.1774–17.12.1857) – британский контр-адмирал, военный гидрограф и картограф.
Стивен Пирс (Stephen Pearce; 16.11.1819–31.01.1904) – британский живописец-портретист.

Сила ветра у земной поверхности по шкале Бофорта
(на стандартной высоте 10 м над открытой ровной поверхностью)

Баллы
Бофорта
Словесное определение силы ветра: cредняя скорость ветра, м/с
Действие ветра
0
Штиль: 0-0,2
На суше: Безветрие. Дым поднимается вертикально, листья деревьев неподвижны
На море: Зеркально-гладкое море
1
Тихий: 0,3-1,5
На суше: Направление ветра заметно по относу дыма, но не по флюгеру
На море: Рябь, пены на гребнях волн нет. Высота волн до 0,1 м
2
Лёгкий: 1,6-3,3
На суше: Движение ветра ощущается лицом, шелестят листья, приводится в движение флюгер
На море: Короткие волны максимальной высотой до 0,3 м, гребни не опрокидываются и кажутся стекловидными
3
Слабый: 3,4-5,4
На суше: Листья и тонкие ветви деревьев всё время колышутся, ветер развевает лёгкие флаги
На море: Короткие, хорошо выраженные волны. Гребни, опрокидываясь, образуют стекловидную пену. Изредка образуются маленькие барашки. Средняя высота волн 0,6 м, максимальная около 0,9 м

узор

Белые барашки на волнах…
Крым :: Айвазовский Иван Константинович, 1852 год
Крым
Айвазовский Иван Константинович, 1852 год

узор

4
Умеренный: 5,5-7,9
На суше: Ветер поднимает пыль и лёгкий мусор, приводит в движение тонкие ветви деревьев
На море: Волны удлинённые, белые барашки видны во многих местах. Максимальная высота волн до 1,5 м
5
Свежий: 8,0-10,7
На суше: Качаются тонкие стволы деревьев, на воде появляются волны с гребнями
На море: Хорошо развитые в длину, но не очень крупные волны, повсюду видны белые барашки (в отдельных случаях образуются брызги). Максимальная высота волн 2,5 м, средняя – 2 м
6
Сильный: 10,8-13,8
На суше: Качаются толстые сучья деревьев, гудят телеграфные провода
На море: Начинают образовываться крупные волны. Белые пенистые гребни занимают значительные площади (вероятны брызги). Максимальная высота волн – до 4 м, средняя – 3 м

узор

Идти против ветра трудно…
Модистка на мосту Искусств :: Жан Беро, между 1879 и 1882 гг.
Модистка на мосту Искусств
Modiste Sur Le Pont Des Arts
Жан Беро, между 1879 и 1882 гг.

узор

Жан Беро (Jean Beraud; 12.01.1849–04.10.1935) – французский салонный живописец, известный многочисленными жанровыми работами, изображавшими жизнь Парижа и парижского светского общества.

Для любознательных: Кто такая модистка?
Модистка (от французского modiste) – мастерица по изготовлению женских шляп, а также женского платья и белья.

7
Крепкий: 13,9-17,1
На суше: Качаются стволы деревьев, идти против ветра трудно
На море: Волны громоздятся, гребни волн срываются, пена ложится полосами по ветру. Максимальная высота волн до 5,5 м
8
Очень крепкий: 17,2-20,7
На суше: Ветер ломает сучья деревьев, идти против ветра очень трудно
На море: Умеренно высокие длинные волны. По краям гребней начинают взлетать брызги. Полосы пены ложатся рядами по направлению ветра. Максимальная высота волн до 7,5 м, средняя – 5,5 м
9
Шторм: 20,8-24,4
На суше: Небольшие повреждения, ветер начинает разрушать крыши зданий
На море: Высокие волны (максимальная высота – 10 м, средняя – 7 м). Пена широкими плотными полосами ложится по ветру. Гребни волн начинают опрокидываться и рассыпаться в брызги, которые ухудшают видимость

узор

Ветер ломает сучья деревьев…
Буря :: Ян Франс ван Блумен
Буря
Land Storm
Ян Франс ван Блумен

узор

Ян Франс ван Блумен (Jan Frans van Bloemen; 12.05.1662–13.06.1749) – фламандский живописец, представитель барокко.

10
Сильный шторм: 24,5–28,4
На суше: Значительные разрушения строений, ветер вырывает деревья с корнем. На суше бывает редко
На море: Очень высокие волны (максимальная высота – 12,5 м, средняя – 9 м) с длинными загибающимися вниз гребнями. Образующаяся пена выдувается ветром большими хлопьями в виде густых белых полос. Поверхность моря белая от пены. Сильный грохот волн подобен ударам. Видимость плохая
11
Жестокий шторм: 28,5–32,6
На суше: Большие разрушения на значительном пространстве. На суше наблюдается очень редко
На море: Исключительно высокие волны (максимальная высота – до 16 м, средняя – 11,5 м). Суда небольшого и среднего размера временами скрываются из вида. Море всё покрыто длинными белыми хлопьями пены, располагающимися по ветру. Края волн повсюду сдуваются в пену. Видимость плохая
12
Ураган: 33 и более
На суше: Огромные разрушения, серьезно повреждены здания, деревья вырваны с корнями, растительность уничтожена. На суше наблюдается крайне редко
На море: Воздух наполнен пеной и брызгами. Море всё покрыто полосами пены Очень плохая видимость

узор

Символ девятого вала исходит из старинного народного поверья,
что во время морской бури именно девятая волна
является самой сильной и опасной, зачастую роковой…

Девятый вал :: Айвазовский Иван Константинович, 1850 год
Девятый вал
Айвазовский Иван Константинович, 1850 год

узор

Задача №10
ГРОЗА. ОБЛОЖНОЙ ДОЖДЬ
«Степь», 1888 год
Антон Павлович Чехов

«– Дед, гроза будет? – спросил Егорушка.
– Ах, ножки мои больные, стуженые! – говорил нараспев Пантелей, не слыша его и притопывая ногами.
Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная, фосфорическая полоска и потухла. Послышалось, как где-то очень далеко кто-то прошёлся по железной крыше. Вероятно, по крыше шли босиком, потому что железо проворчало глухо.
– А он обложной! – крикнул Кирюха.
Между далью и правым горизонтом мигнула молния и так ярко, что осветила часть степи и место, где ясное небо граничило с чернотой. Страшная туча надвигалась не спеша, сплошной массой; на её краю висели большие, чёрные лохмотья; точно такие же лохмотья, давя друг друга, громоздились на правом и на левом горизонте. Этот оборванный, разлохмаченный вид тучи придавал ей какое-то пьяное, озорническое выражение. Явственно и не глухо проворчал гром…»

Почему во время грозы после вспышки молнии гремит гром? Каковы причины возникновения этих грохочущих и ворчащих звуков? Почему мы слышим гром уже после того, как сверкнула молния?

Ответ: Гром возникает вследствие резкого расширения воздуха при быстром повышении температуры в канале разряда молнии (температура канала при главном разряде может превышать 20000–30000°C). Вспышку молнии мы видим практически как мгновенную вспышку и в тот же момент, когда происходит разряд; ведь свет распространяется со скоростью 3·108 м/с. Что же касается звука, то он распространяется значительно медленнее. В воздухе скорость звука равна 330 м/с. Поэтому мы слышим гром уже после того, как сверкнула молния. Чем дальше от нас молния, тем, очевидно, длиннее пауза между вспышкой света и громом и, кроме того, слабее гром. Измеряя длительность этих пауз, можно приблизительно оценить, как далеко от нас в данный момент гроза, насколько быстро она приближается к нам, или напротив, удаляется от нас. Гром от очень далёких молний вообще не доходит – звуковая энергия рассеивается и поглощается по пути. Такие молнии называют зарницами. Заметим также, что отражением звука от облаков объясняется происходящее иногда усиление громкости звука в конце громовых раскатов. Впрочем, не только отражением звука от облаков объясняются раскаты грома ;-)

узор

Гроза, испуганный извозчик :: Джеймс Артур О'Коннор, 1832 год
Гроза, испуганный извозчик
A Thunderstorm: The Frightened Wagoner
Джеймс Артур О'Коннор, 1832 год

узор

Джеймс Артур О'Коннор (James Arthur O'Connor; 1792–1841) – ирландский живописец.

Для любознательных:
Громкость раскатов грома может достигать 120 децибел.
Ток в разряде молнии достигает 10–500 тысяч ампер, а напряжение – от десятков миллионов до миллиарда вольт. Температура канала при главном разряде может превышать 20000–30000°C.
Одновременно на Земле действует около полутора тысяч гроз, средняя интенсивность разрядов оценивается как 46 молний в секунду.
Интенсивность гроз следует за солнцем: максимум гроз (в средних широтах) приходится на летнее время и послеполуденные дневные часы, а минимум зарегистрированных гроз приходится на время перед восходом солнца.

узор

Гроза :: Йоханнес Тавенраат, 1843 год
Гроза
The Thunderstorm
Йоханнес Тавенраат, 1843 год

узор

Йоханнес Тавенраат (Johannes Tavenraat; 20.03.1809–02.04.1881) – голландский живописец, рисовальщик, гравёр и литограф.

Для любознательных: Что такое обложной дождь?
Обложной дождь – затяжной дождь, во время которого всё небо обложено тучами.

Для любознательных: Что такое фосфорический?
Фосфорический – светящийся бледным светом, подобно фосфору. Происходит от существительного фосфор, далее от φωσφόρος «светоносный; Люцифер».

Задача №11
ДЫМ, СПАСАЮЩИЙ ОТ МОРОЗА ФРУКТОВЫЙ САД
«Чёрный монах», 1893 год
Антон Павлович Чехов

«…Коврин просидел с Таней весь вечер и после полуночи отправился с ней в сад. Было холодно. Во дворе уже сильно пахло гарью. В большом фруктовом саду, который назывался коммерческим и приносил Егору Семёнычу ежегодно несколько тысяч чистого дохода, стлался по земле чёрный, густой, едкий дым и, обволакивая деревья, спасал от мороза эти тысячи. Деревья тут стояли в шашечном порядке, ряды их были прямы и правильны, точно шеренги солдат, и эта строгая педантическая правильность и то, что все деревья были одного роста и имели совершенно одинаковые кроны и стволы, делали картину однообразной и даже скучной. Коврин и Таня прошли по рядам, где тлели костры из навоза, соломы и всяких отбросов, и изредка им встречались работники, которые бродили в дыму, как тени. Цвели только вишни, сливы и некоторые сорта яблонь, но весь сад утопал в дыму, и только около питомников Коврин вздохнул полной грудью.
– Я ещё в детстве чихал здесь от дыма, – сказал он, пожимая плечами, – но до сих пор не понимаю, как это дым может спасти от мороза.
– Дым заменяет облака, когда их нет… – ответила Таня.
– А для чего нужны облака?
– В пасмурную и облачную погоду не бывает утренников.
– Вот как!
Он засмеялся и взял её за руку. Её широкое, очень серьёзное, озябшее лицо с тонкими чёрными бровями, поднятый воротник пальто, мешавший ей свободно двигать головой, и вся она, худощавая, стройная, в подобранном от росы платье, умиляла его…»

Почему для предохранения молодых растений и садов от весенних заморозков разводят ночью костры, дающие много дыма, или окутывают сады дымовой завесой с самолётов? Почему верхний слой дымовых куч, должен состоять из сырой травы, навоза?

узор

…стлался по земле чёрный, густой, едкий дым и,
обволакивая деревья, спасал от мороза…

Костры :: Левитан Исаак Ильич, 1880-е
Костры
Левитан Исаак Ильич, 1880-е

узор

Левитан Исаак Ильич (30.08.1860–22.07.1900) – русский живописец-пейзажист – великий и непревзойдённый мастер «пейзажа настроения», член Товарищества передвижников.

Для любознательных: Что такое утренники?
Утренники – это утренние заморозки – понижения температуры ниже 0°C в приземном слое атмосферы высотой до 2 м или на почве ранним утром при положительной температуре воздуха днём. В центральных областях Европейской части России последние весенние утренники часто наблюдаются в конце мая – начале июня, а первые осенние утренники возможны в начале сентября.

Задача №12
САД, СОГРЕТЫЙ И ОБЛАСКАННЫЙ СОЛНЦЕМ
«Невеста», 1903 год
Антон Павлович Чехов

«…В большое старое окно виден сад, дальние кусты густо цветущей сирени, сонной и вялой от холода; и туман, белый, густой, тихо подплывает к сирени, хочет закрыть её. На дальних деревьях кричат сонные грачи.
– Боже мой, отчего мне так тяжело!
Быть может, то же самое испытывает перед свадьбой каждая невеста. Кто знает! Или тут влияние Саши? Но ведь Саша уже несколько лет подряд говорит всё одно и то же, как по-писанному, и когда говорит, то кажется наивным и странным. Но отчего же всё-таки Саша не выходит из головы? отчего?
Сторож уже давно не стучит. Под окном и в саду зашумели птицы, туман ушёл из сада, всё кругом озарилось весенним светом, точно улыбкой. Скоро весь сад, согретый солнцем, обласканный, ожил, и капли росы, как алмазы, засверкали на листьях; и старый, давно запущенный сад в это утро казался таким молодым, нарядным…»

Что такое туман и каковы причины его образования?
Как образуется утренний туман?
Почему туман ушёл из сада после восхода солнца?

Ответ: Что такое туман и каковы причины его образования?
Туман – это атмосферное явление, представляющее собой скопление мелких водяных капель или ледяных кристаллов, или тех и других в приземном слое атмосферы (иногда до высоты в несколько сотен метров), понижающее горизонтальную видимость до 1 км и менее.
Туман образуется в результате конденсации или сублимации водяного пара на аэрозольных (жидких или твёрдых) частицах, содержащихся в воздухе (так называемых ядрах конденсации). Туман из водяных капель наблюдается главным образом при температурах воздуха выше –20°C, но может встречаться даже и при температурах ниже –40°C. При температуре ниже –20°C преобладают ледяные туманы. Они состоят из мельчайших ледяных кристалликов, имеющих форму столбиков.
Как образуется утренний туман?
Почему туман ушёл из сада после восхода солнца?

Минимальные температуры почвы и воздуха и наибольшая относительная влажность бывают перед рассветом. Следует напомнить, что точкой росы называется температура, до которой должен быть охлаждён воздух, чтобы быть насыщенным влагой до предела. Легко понять, что во время ночного охлаждения, в условиях температурной инверсии, препятствующей подъёму воздушной массы, прилегающий к земле воздух к утру может охладиться до точки росы, что приведёт к конденсации влаги в туман. Так образуются утренние позёмные туманы. При лёгком ветре слой позёмного тумана будет более мощным, чем в совершенно тихую ночь, так как возникающая при этом незначительная турбулентность вызовет циркуляцию большего количества охлаждающегося воздуха. В совершенно тихую ночь слой тумана будет очень тонким. После восхода солнца, когда температура земной поверхности начнёт повышаться, инверсия у поверхности земли прекращается, и позёмный туман рассеивается – туман уходит из сада.

узор

Сад, согретый и обласканный солнцем…
Бабушкин сад :: Поленов Василий Дмитриевич, 1878 год
Бабушкин сад
Поленов Василий Дмитриевич, 1878 год

узор

Поленов Василий Дмитриевич (01.06.1844–18.07.1927) – русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог.

Для любознательных: Народные приметы:
Утром роса и туман – к ясному дню и хорошей погоде.
Чем обильнее роса, тем жарче будет день.

Задача №13
ЛЕГЕНДА О ЧЁРНОМ МОНАХЕ
«Чёрный монах», 1893 год
Антон Павлович Чехов

«– Меня сегодня с самого утра занимает одна легенда, – сказал он. – Не помню, вычитал ли я её откуда или слышал, но легенда какая-то странная, ни с чем не сообразная. Начать с того, что она не отличается ясностью. Тысячу лет тому назад какой-то монах, одетый в чёрное, шёл по пустыне, где-то в Сирии или Аравии… За несколько миль от того места, где он шёл, рыбаки видели другого чёрного монаха, который медленно двигался по поверхности озера. Этот второй монах был мираж. Теперь забудьте все законы оптики, которых легенда, кажется, не признаёт, и слушайте дальше. От миража получился другой мираж, потом от другого третий, так что образ чёрного монаха стал без конца передаваться из одного слоя атмосферы в другой. Его видели то в Африке, то в Испании, то в Индии, то на Дальнем Севере… Наконец он вышел из пределов земной атмосферы и теперь блуждает по всей вселенной, всё никак не попадая в те условия, при которых он мог бы померкнуть. Быть может, его видят теперь где-нибудь на Марсе или на какой-нибудь звезде Южного Креста. Но, милая моя, самая суть, самый гвоздь легенды заключается в том, что ровно через тысячу лет после того, как монах шёл по пустыне, мираж опять попадёт в земную атмосферу и покажется людям. И будто бы эта тысяча лет уже на исходе… По смыслу легенды, чёрного монаха мы должны ждать не сегодня-завтра.
– Странный мираж, – сказала Таня, которой не понравилась легенда…»

Как вы думаете, насколько правдива легенда о чёрном монахе?

Для любознательных:
Мираж – это оптическое явление в атмосфере, состоящее в том, что вместе с отдалённым предметом (или участком неба) видно его мнимое изображение, смещённое относительно предмета. Если предмет находится под горизонтом видно только мнимое изображение.
Миражи очень разнообразны. Они позволяют видеть различные предметы, подробности пейзажа, даже города, которые на самом деле находятся далеко от наблюдателя, скрыты от него за горизонтом. Эти видения появляются вдруг у линии горизонта или повисают над ней в воздухе. Иногда они предстают перед наблюдателем в перевёрнутом виде, иногда оказываются сдвоенными: перевёрнутое изображение возникает вместе с прямым.
Природа миражей сверхдальнего видения изучена менее всего. Французский астроном Камиль Николя Фламмарион в своей книге «Атмосфера» описывает пример подобного миража: «Опираясь на свидетельства нескольких лиц, заслуживающих доверия, я могу сообщить про мираж, который видели в городе Вервье (Бельгия) в июне 1815 года. Однажды утром жители города увидели в небе войско, и так ясно, что можно было различить костюмы артиллеристов и даже, например, пушку со сломанным колесом, которое вот-вот отвалится… Это было утро сражения при Ватерлоо!» Заметим, что расстояние от Вервье до Ватерлоо по прямой линии составляло более 100 км.
Для возникновения миража сверхдальнего видения атмосфера должна быть кристально прозрачной и свободной от водяных паров, пылевых частиц, а также других загрязнений. При этом должен образоваться довольно устойчивый слой охлаждённого воздуха на некоторой внушительной высоте над поверхностью земли. Ниже и выше этого слоя воздух должен быть более разогретым. Световой луч, попавший внутрь холодного и более плотного слоя воздуха, оказывается, как бы «запертым» внутри этого слоя и распространяется в нём как по своеобразному световоду. При этом траектория светового луча должна быть всё время обращена выпуклостью в сторону менее плотных слоёв воздуха.
Известны случаи, когда миражи сверхдальнего виденья наблюдались на существенно больших расстояниях – до 1000 км. Легендарный парусный корабль-призрак, который не может пристать к берегу и обречён вечно бороздить моря – «Летучий голландец» относится именно к таким миражам.

узор

«Летучий голландец» – легендарный парусный корабль-призрак,
который не может пристать к берегу и обречён вечно бороздить моря…

Летучий голландец :: Чарльз Темпл Дикс, 1860-е
Летучий голландец
The Flying Dutchman
Чарльз Темпл Дикс, 1860-е

узор

Чарльз Темпл Дикс (Charles Temple Dix; 25.02.1838–11.03.1872) – американский живописец, мастер морских сцен и пейзажей.

Задача №14
ПАДАЮЩИЕ ЗВЁЗДЫ. ЗВЁЗДНЫЙ ДОЖДЬ
«Дом с мезонином», 1896 год
Антон Павлович Чехов

«…Была грустная августовская ночь, – грустная, потому, что уже пахло осенью; покрытая багровым облаком, восходила луна и еле-еле освещала дорогу и по сторонам её тёмные озимые поля. Часто падали звёзды. Женя шла со мной рядом по дороге и старалась не глядеть на небо, чтобы не видеть падающих звёзд, которые почему-то пугали её…»
Что такое «падающие звёзды»?

Ответ: «Падающими звёздами» в народе называют «светящиеся штрихи» или «огнистые полоски», вспыхивающие в ночном небе на короткое время – от долей секунды до нескольких секунд. В астрономии это явление называют «метеор» – светящийся след, остающийся после сильного разогрева и разрушения влетевшего в атмосферу Земли небольшого космического тела весом, как правило, в несколько граммов (осколка астероида или кометы, а порой – мелкой детали космического аппарата). За сутки на небосклоне пролетает несколько тысяч таких метеоров. Некоторые камни, которые смогли долететь до земли, носят название метеоритов. Например, метеорит «Челябинск», упавший на земную поверхность 15 февраля 2013 года в результате торможения в атмосфере Земли небольшого астероида. Падение метеорита «Челябинск» сопровождалось ярким свечением и целой серией атмосферных взрывов с распространением ударных волн над территорией Челябинской области и некоторых других регионов России.
Если понаблюдать за одним и тем же участком неба в течение часа или больше, то в некоторые дни года можно заметить интересное явление: метеоры, появляясь на небе последовательно один за другим, вылетают как бы из одного места на небе и веером разлетаются во все стороны. То место на небе, откуда как бы вылетают метеоры, называется радиантом. За 2-3 часа наблюдений можно заметить множество метеоров.
Земля в это время встречает не одиночную метеорную частицу, а целый рой или облако таких частиц – метеорный поток. Все частицы потока летят в пространстве параллельно друг другу и кажутся нам разлетающимися только из-за перспективы. Вспомните, что рельсы железной дороги или деревья вдоль аллеи тоже кажутся нам расходящимися из отдалённой точки, тогда как на самом деле они расположены параллельно друг другу.
Ежегодно в известные дни Земля пересекает орбиты обильных метеорных потоков. В это время наблюдается особенно частое появление метеоров в определённом участке неба. Метеорный поток называют по имени того созвездия, в котором расположен радиант потока. Например, радиант метеорного потока Дракониды расположен в созвездии Дракона.

узор

«Звёздный дождь» 9 октября 1933 года продолжался в течение полутора часов.
В Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), где в то время небо было безоблачным,
люди останавливались на улицах,
любуясь этим своеобразным небесным фейерверком…

Звёздный дождь в Ленинграде :: Кольчицкий Николай Михайлович, 1957 год
Звёздный дождь в Ленинграде
Кольчицкий Николай Михайлович, 1957 год
Иллюстрация из детской энциклопедии. Том 2
Москва.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1959 год

узор

Кольчицкий Николай Михайлович (1907–1979) – советский художник-график, иллюстратор. Член Союза художников СССР. Иллюстрировал книги; оформлял журналы «Огонёк», «Техника-молодёжи», «Юный техник». Автор многочисленных журнальных обложек и фантастических рисунков, проникнутых романтическим восприятием научно-технического прогресса.

Для любознательных: Метеорный поток Дракониды
Метеорный поток Дракониды длится 5 дней – с 6 по 10 октября, но максимума достигает 8 октября.
Традиционная интенсивность потока составляет 5-10 метеоров в час. За последние сто лет этот поток дал всего два коротких зрелищных шторма – в 1933 и в 1946 годах. Тогда жители Земли могли увидеть от 5 000 до 10 000 метеоров в час.
Название этому метеорному потоку дано благодаря созвездию Дракона, рядом с которым можно наблюдать звёздный дождь.
Родителем ежегодного метеорного потока Дракониды является комета Джакобини-Циннера, поэтому второе название звёздного дождя – Джакобиниды. Комета, возвращаясь к внутренней Солнечной системе, оставляет после себя камни и космическую пыль, которые при попадании в земную атмосферу сгорают. Эти многочисленные вспышки в ночном небе принято называть «звёздным дождём».

Материалы этой статьи полезно будет применить не только на уроках физики и художественной литературы, но и во внеклассной работе. Надеюсь, что решение предлагаемых в статье качественных задач по физике не только поможет побудить у школьников интерес к предмету, но и расширить их знания и культурный кругозор ;-)

Желаю Вам приятного и полезного чтения, а также успехов
в самостоятельном решении качественных задач по физике!
Творческого вам вдохновения!


УЗНАВАЙ ФИЗИКУ, ЧИТАЯ КЛАССИКУ

Уважаемые читатели зелёных страничек, рада сообщить вам о выходе в свет моей книги – «Узнавай физику, читая классику».
Впрочем… «моей книги», это таки нескромно сказано :-) В первую очередь… это божественная классика художественной литературы: А.П. Чехов, И.А. Бунин, К.Г. Паустовский, А.Н. Толстой… а уж потом мои познавательные комментарии, касающиеся физики и астрономии… Большое спасибо Татьяне Борисовне Дергач – ведущему редактору издательства «Аванта» (ООО «Издательство АСТ»), за слаженную и приятную во всех отношениях работу над книгой.
Книга посвящается моим родителям: маме – Лебедевой Лидии Степановне и папе – Лебедеву Валерию Владимировичу, которые в далёком 1984 году категорически настояли на том :-), чтобы я попробовала свои силы на вступительных экзаменах в РОФМШ

Узнавай физику, читая классику
Книга: «Узнавай физику, читая классику» И.В. Лебедева (ООО «Издательство АСТ»)

В интернет-магазине OZON.ru книга закончилась…
Но можно узнать о поступлении ;-)
Приобрести книгу можно в интернет-магазине «Читай-город» – chitai-gorod.ru
Книга: «Узнавай физику, читая классику»

Желаю Вам приятного и полезного чтения!



ваш комментарий *
 
ваше имя

защитный код (цифры с картинки) *




   Константин [06.04.2020, 19:23]
Очень интересная у вас задумка! Оригинально, познавательно и очень привлекательно. Задачи по физике удались. Задача, посвящённая кошачьим песнопениям, замечательная. Впрочем, мне все задачи понравились. Особенно оформление задач. Получил большое удовольствие от прочитанного. Спасибо.

Поздно ночью два кота
Пели песни у куста.
Слов не знает первый кот,
А второй не знает нот.
Каждый тянет наугад,
И концерт идёт не в лад.
– Не мешай! – второй кричит.
Первый тоже не молчит:
– А не хочешь по усам?!
– Получи по уху сам!!
Вот теперь концерт идёт,
Хоть без слов он и без нот…
..........
Тут ведро воды в ответ
Кто-то вылил на дуэт
И певцы, задрав хвосты,
Разбежались под кусты.
"Кошачий концерт", Усович Евгений Валентинович
   Елена [21.04.2020, 08:34]
Потрясающая подборка задач по физике.
Большое человеческое спасибо!
Задача про неподражаемый кошачий концерт – бесспорный шедевр. Картины, потрясающие воображение))) и сама запись концерта тоже))))) Но мне больше всего понравилась задача про падающие звёзды. Так замечательно всё расписано. Красота, да и только! И иллюстрация подобрана мастерски. Буду с нетерпением ждать осени. Очень хочется полюбоваться метеорным потоком Дракониды.
   Ирина Валерьевна Лебедева [21.04.2020, 12:12]
Елена, зачем ждать осени? Разрешите представить ;-)
Метеорный поток Лириды – первый звездопад весны!
Метеорный поток Лириды наблюдается ежегодно с 16 по 28 апреля. В этом году поток достигнет максимума в ночь с 21 на 22 апреля, а ежели точнее… в предрассветные часы завтрашнего дня. Интенсивность потока составит 10-20 метеоров в час. Радиант потока (участок неба, откуда как бы вылетают метеоры) находится недалеко от ярчайшей звезды созвездия Лиры – Веги (Alpha Lyrae).
Прародительницей потока Лириды является комета Тэтчера. Частички кометной пыли (метеоры) влетают в атмосферу Земли со скоростью 48 км в секунду и оставляют на небе яркие световые треки, которые будут видны в течение нескольких секунд.
Несмотря на то, что в этом году не ожидается вспышки активности потока, яркие метеоры Лиридов стоят того, чтобы на них взглянуть и… загадать желание ;-)
   Мария [28.04.2020, 22:24]
Безумно эффектная подача материала по физике и астрономии!
Спасибо!
   Анатолий Грант [28.04.2020, 23:00]
Очень красивый сборник задач по физике. Браво!
Мне больше всего понравилась задача №13 «Легенда о чёрном монахе».

"Но в мире есть иные области, луной мучительной томимы.
Для высшей силы, высшей доблести они навек недостижимы.
Там волны с блесками и всплесками непрекращаемого танца,
И там летит скачками резкими корабль Летучего Голландца…"
стихотворение "Капитаны" Николая Гумилёва
   Татьяна Николаевна [01.10.2020, 07:58]
Классная физика! БРАВО!
Особенно последняя задача про кометы и звёздный дождь!
Вы так всё доступно и при этом эффектно описали! КЛАСС!
Люблю гулять по вашему сайту! Спасибо за ваше творчество!

В вихре ветра и света, истекая огнём,
Пролетала комета межпланетным путём.
Вкруг неё, вечно юны, соблюдая черёд,
Вьют созвездья и луны мировой хоровод.
Орион в небе ходит, повторён троекрат,
И медведица водит за собой медвежат.
Ей же – путь неизбытый и разлука в удел,
Чуть заденет орбиты пролетающих тел...
Муке тысячелетий разрешения нет!
Что ж, душа, ты комете загляделась вослед?
Беспокойством томима и одна, как она,
Тоже мимо, всё мимо, пролетать ты должна!
Звёзд согласно теченье, сердцу сердце – звено,
А тебе – отреченье, отреченье одно!...
1916, Мариэтта Шагинян
   Александр [11.12.2021, 19:45]
Здравствуйте, Ирина. Очень интересная у вас физика и астрономия!
Замечательно написали и про Персеиды, и про Лириды. От себя добавлю про Гемениды:
Пик одного из крупнейших метеорных потоков – Гемениды – придётся в 2021 году на 14 декабря. Во время этого являения в час может пролетать около ста метеоров.
Поток Геминиды – один из самых ярких метеоритных потоков. Он отмечается большим количеством болидов – это явление сгорания небесного тела в нижних слоях атмосферы. Поток интересен тем, что он не отождествляется ни с одной кометой и предположительно связан с астероидом Фаэтоном, который движется по той же орбите. Радиант потока находится в созвездии Близнецов вблизи Кастора.

ФИЗИКА И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Качественные задачи по физике

§ Физика и художественная литература: Оптика
Чарующая магия лунного света…

Учёные те же фантазёры и художники; они не вольны над своими идеями; они могут хорошо работать, долго работать только над тем, к чему лежит их мысль, к чему влечёт их чувство. В них идеи сменяются; появляются самые невозможные, часто сумасбродные; они роятся, кружатся, сливаются, переливаются. И среди таких идей живут и для таких идей они работают. Владимир Иванович Вернадский

§ Физика и художественная литература: Оптика
Гадание с зеркалами на Святки…

Ощущение тайны – наиболее прекрасное из доступных нам переживаний. Именно это чувство стоит у колыбели истинного искусства и настоящей науки. Альберт Эйнштейн

§ Физика и художественная литература: Оптика (Н.В. Гоголь и Х.К. Андерсен)
Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить.
Николай Васильевич Гоголь

Качественные задачки по физике Николая Васильевича Гоголя и Ханса Кристиана Андерсена ;-) Интеграция: Мировая художественная литература и живопись.

§ Физика и художественная литература: Оптика
Басня «Зеркало и Обезьяна» Ивана Андреевича Крылова

Люди, пренебрегающие знанием, становятся лицом к стене.
Изречения китайской мудрости

§ Физика и художественная литература: Оптика
Басня «Мартышка и Очки» Ивана Андреевича Крылова

Наше дело – учиться и учиться, стараться накоплять возможно больше знаний, потому что серьёзные общественные течения – там, где знания, и счастье будущего человечества только в знании.
Антон Павлович Чехов

§ Физика и художественная литература: Механика
Басня «Лебедь, Щука и Рак» Ивана Андреевича Крылова

Безрассуден человек, надеющийся без учения различать полезное и вредное.
Сократ

§ Физика и художественная литература: Звуковые колебания
Басня «Квартет» Ивана Андреевича Крылова

Грустно бывает слушать музыку без слов,
но ещё грустнее – слушать музыку без музыки… Марк Твен

§ Физика и художественная литература: Механические волны – звук
Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять. Джордано Бруно

§ Физика и художественная литература
поэтический сборник для истинных ценителей науки и искусства

Наука без литературы бездушна и груба; литература же без науки пуста, ибо сущность литературы есть знание. Анатоль Франс

§ Физика и художественная литература (Владимир Галактионович Короленко)
Вдохновение не есть исключительная принадлежность художника: без него не далеко уйдёт и учёный, без него не много сделает даже ремесленник, потому что оно везде, во всяком деле, во всяком труде. Виссарион Григорьевич Белинский

§ Физика и художественная литература (Александр Иванович Куприн)
Человек рождён для великой радости, для беспрестанного творчества, в котором он – бог, для широкой, свободной, ничем не стеснённой любви ко всему; к дереву, к небу, к человеку, к собаке, к милой, кроткой, прекрасной земле, ах, особенно к земле с её блаженным материнством, с её утрами и ночами, с её прекрасными ежедневными чудесами. Александр Иванович Куприн

§ Физика и художественная литература (Константин Георгиевич Паустовский)
Знание органически связано с человеческим воображением. Этот на первый взгляд парадоксальный закон можно выразить так: сила воображения увеличивается по мере роста познаний. Константин Георгиевич Паустовский

§ Физика и художественная литература (Иван Алексеевич Бунин)
Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как лёгкие и сердце, так что если один орган извращён, то и другой не может правильно действовать.
Лев Николаевич Толстой

§ Физика и художественная литература (Иоганн Вольфганг Гёте «Фауст»)
Гёте представляет, быть может, единственный в истории человеческой мысли пример сочетания в одном человеке великого поэта, глубокого мыслителя и выдающегося учёного. Климент Аркадьевич Тимирязев

§ Физика и художественная литература (Майн Рид «Всадник без головы»)
Целью научных занятий должно быть направление ума таким образом, чтобы оно выносило прочные и истинные суждения о всех встречающихся предметах.
Рене Декарт

Предлагаю Вашему вниманию интегрированные качественные задачи по физике от прославленного английского капитана Майн Рида.

§ Физика и художественная литература: Тепловые явления
Красота – сиянье истины. Платон
Вашему вниманию 20 качественных задач по физике (две карточки по десять задач) и… в тему :-) небольшая галерея: «Туман в живописи».


БИОФИЗИКА НА УРОКАХ ФИЗИКИ

§ Биофизика: Звучание насекомых
Басня «Стрекоза и Муравей» Ивана Андреевича Крылова

Суть басни Крылова «Стрекоза и муравей», казалось бы, лежит на поверхности – «Кто не работает, тот не ест», но в реалиях современной России получается всё шиворот-навыворот :-(

§ Биофизика: Ноги, хвосты… главное… – уши!
Познавательный материал, посвящённый приспособлению животных к различной температуре на примере представителей семейства псовых – фенека, лисицы, песца…

§ Биофизика: Эхо в мире живой природы – сонары летучих мышей
Цель моя – вызволить ум из цепких суеверий. Тит Лукреций Кар
Почему летучие мыши даже в полной темноте не налетают на препятствия?
Познавательный биофизический материал, посвящённый удивительным животным – летучим мышам, незаслуженно обиженным человеческим родом…

§ Биофизика: Тайны дельфина
Занимательно-познавательный биофизический материал, который приоткрывает завесу тайны над некоторыми особенностями организации дельфинов: самонастраивающаяся кожа и непревзойдённый гидролокатор…

§ Биофизика: Реактивное движение в живой природе
По принципу реактивного движения в живой природе передвигается целый ряд животных, например медузы, морские моллюски гребешки, личинки стрекозы-коромысла, кальмары, осьминоги, каракатицы…
Познакомимся с некоторыми из них поближе ;-)

§ Биофизика: Почему у кошки глаза светятся?
«Физическая неожиданность и интересность» ;-)
Почему у собак, кошек и других животных, имеющих хорошее ночное зрение, глаза светятся в темноте?


ШКАТУЛКИ КАЧЕСТВЕННЫХ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ

§ Физика и География Казахстана
Совместный проект: ОФРО «БЭСТ» и Технический лицей №165 (г. Алма-Ата)

§ Як-3 – самый лёгкий истребитель Второй мировой войны
Специальный тематический выпуск зелёных страничек.
Вашему вниманию пять вопросов и заданий, посвящённых легендарному советскому истребителю Як-3… + тематическая подборка из 10 задачек.
«Только в бодром горячем порыве, в страстной любви к своей родной стране, смелости и энергии родится ПОБЕДА. И не только и не столько в отдельном порыве, сколько в упорной мобилизации всех сил, в том постоянном горении, которое медленно и неуклонно сдвигает горы, открывает неведомые глубины и выводит их на солнечную ясность…» Михаил Васильевич Ломоносов

§ Шкатулка качественных задач по физике «сборная солянка» :-)
Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые, иначе такое бросание будет пустою забавою. Козьма Прутков
Шкатулка состоит из четырёх тематических блоков: 1) Броуновское движение. Диффузия; 2) Атмосферное давление; 3) Свойства жидкости. Архимедова сила; 4) Тепловые явления.

§ Шкатулка качественных задач по физике: Строение вещества, диффузия
Творчество поэта, диалектика философа, искусство исследователя – вот материалы, из которых слагается великий учёный. Климент Аркадьевич Тимирязев

§ Шкатулка качественных задач по физике:
Элементы статики: равновесие тел, момент силы, простые механизмы

Науку всё глубже постигнуть стремись, познанием вечного жаждой томись. Лишь первых познаний блеснёт тебе свет, узнаешь: предела для знания нет. Фирдоуси

§ Шкатулка качественных задач по физике: Инерция
Посвящается Чернобаю Александру Арсеньевичу,
директору РОФМШ (Алма-Ата, РОФМШ, 1984–1987 год)
Пусть никто не думает, что великое создание Ньютона может быть ниспровергнуто теорией относительности или какой-нибудь другой теорией. Ясные и широкие идеи Ньютона навечно сохранят своё значение фундамента, на котором построены наши современные физические представления… Альберт Эйнштейн

§ Шкатулка качественных задач по физике: Сила трения
Гораздо труднее увидеть проблему, чем найти её решение. Для первого требуется воображение, а для второго только умение. Джон Десмонд Бернал

§ Шкатулка качественных задач по физике: Давление твёрдых тел
Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые. Дьёрдь де Хевеши

§ Шкатулка качественных задач по физике: Давление жидкостей и газов
Сведение множества к единому – в этом первооснова красоты. Пифагор Самосский

§ Шкатулка качественных задач по физике: Работа, мощность, энергия
Чем больше развивается наше знание, тем больше загадок природы встаёт перед нами… Иван Антонович Ефремов

§ Шкатулка качественных задач по физике: Архимедова сила
Естествознание так человечно, так правдиво, что я желаю удачи каждому, кто отдаётся ему… Иоганн Вольфганг фон Гёте

§ Шкатулка качественных задач по физике:
Смачивание, поверхностное натяжение, капиллярные явления

Образование не даёт ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины. Протагор

§ Шкатулка качественных задач по физике: Плавление и кристаллизация
Наука – сила, которая раскрывает отношения вещей, их законы и взаимодействия. Александр Иванович Герцен. Вашему вниманию 50 качественных задач по физике и… в тему :-) небольшая галерея: «Зима в живописи».

§ Шкатулка качественных задач по физике: Испарение, конденсация, кипение
Приложи сердце твоё к учению и уши твои – к умным словам. Библия, Ветхий Завет, «Книга Притчей Соломоновых»

§ Шкатулка качественных задач по физике: Виды теплопередачи
Радость видеть и понимать есть самый прекрасный дар природы. Альберт Эйнштейн

§ Шкатулка качественных задач по физике: Тепловые двигатели
Живи так, как будто ты умрёшь завтра. Учись так, как будто ты будешь жить вечно. Махатма Ганди

§ Шкатулка качественных задач по физике: Электричество
Инвестиции в знания всегда дают наибольшую прибыль. Бенджамин Франклин

§ Шкатулка качественных задач по физике: Магнитные явления
Знание должно служить творческим целям человека. Мало накоплять знания; нужно распространять их возможно шире и применять в жизни. Николай Александрович Рубакин

§ Шкатулка качественных задач по физике: Механические волны – звук
Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы, но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий. «Плоды раздумий», Козьма Прутков

§ Шкатулка качественных задач по физике: Оптика (Световые явления)
Надо много учиться, чтобы знать хоть немного. Шарль Луи Монтескье




statistics
Top.Mail.Ru       Яндекс.Метрика   

Распространение материалов сайта приветствуется.
Ссылка на материалы весьма желательна, но не строго обязательна ;-)
«Знание должно служить творческим целям человека. Мало накоплять знания;
нужно распространять их возможно шире и применять в жизни». Рубакин Н.А.