iralebedeva.ru :: зелёный коллаж с цветами
КОНТАКТЫ
E-mail: ira.alma@gmail.com

iralebedeva.ru :: зелёный коллаж с цветами

Гораздо труднее увидеть проблему, чем найти её решение.
Для первого требуется воображение, а для второго только умение.
Джон Десмонд Бернал

Джон Десмонд Бернал (John Desmond Bernal) – английский физик и социолог науки, общественный деятель. Профессор Кембриджского и Лондонского университетов, член Лондонского Королевского общества. Иностранный член АН СССР (1958). Вице-президент Всемирной федерации научных работников, Президент Всемирного Совета Мира (1959–1965), лауреат Международной Сталинской премии «За укрепление мира между народами» (1953); автор научных работ в области физики, кристаллографии и биохимии.


ШКАТУЛКА КАЧЕСТВЕННЫХ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ: СИЛА ТРЕНИЯ

Дидактические материалы по физике для учащихся, а также их родителей ;-) и, конечно же, для творческих педагогов.
Для тех, кто любит учиться!

Использование качественных задач способствует более глубокому пониманию физических теорий, формированию правильных физических представлений, следовательно, предупреждает формализм в знаниях учащихся. Решение качественных задач вызывает не только необходимость анализировать и синтезировать явления, т.е. логически мыслить, но и приучает учащихся к точной, лаконичной, литературно и технически грамотной речи.

Предлагаю вашему вниманию 50 качественных задач по физике на тему «Сила трения». К некоторым задачам даны развёрнутые ответы ;-)

Задача №1
Почему человек может поскользнуться, наступив на твёрдую сухую горошину или бусинку?

Задача №2
Почему легко поскользнуться на свежей арбузной корке (банановой кожуре) попавшей под ногу?

Задача №3
Почему течение воды в реке около берегов и дна медленнее, чем посередине и на поверхности?

Ответ: Трение между слоями воды меньше, чем между водой и твёрдым дном или берегами реки.

узор

Рыбалка на берегу (Fishing by the shore) :: Ханс Фредрик Гуде, 1880 год
Рыбалка на берегу
Fishing by the shore
Ханс Фредрик Гуде, 1880 год

узор

Ханс Фредрик Гуде (Hans Fredrik Gude; 13.03.1825–17.08.1903) – норвежский художник-пейзажист и маринист романтического направления.

Задача №4
Почему легче плыть, чем бежать по дну по пояс погружённым в воду?

Задача №5
Почему нагруженный корабль движется медленнее ненагруженного?

Ответ: Больше сопротивление воды, так как осадка нагруженного корабля больше.

Задача №6
Почему мука и крупа, высыпанные из стакана на стол, образуют горку конической формы, а вода растекается тонким слоем?

Задача №7
Почему живую рыбу трудно удержать в руках? И неживую тоже?

Для любознательных: У рыб чешуя покрыта слоем слизи, которая выделяется кожными железами; слизь уменьшает трение тела рыбы о воду и служит защитой от бактерий и плесеней.

Задача №8
Почему мыло в ванной иногда выпрыгивает из рук?

Задача №9
Для чего при спуске с горы тележки (воза) одно колесо её закрепляют так, чтобы оно не вращалось?

узор

Бездорожье в Тверской губернии. Земский врач :: Творожников Иван Иванович, 1880-е
Бездорожье в Тверской губернии. Земский врач
Творожников Иван Иванович, 1880-е

узор

Творожников Иван Иванович (1848–1919) – русский живописец, мастер жанровой живописи.

Земская медицина – форма медицинского обслуживания сельского населения, возникла в Российской империи во второй половине XIX века. Большую роль в становлении земской медицины сыграло Общество русских врачей в память Николая Ивановича Пирогова – прославленного русского хирурга, естествоиспытателя и педагога, основоположника военно-полевой хирургии. Одним из важных мероприятий земской медицины были массовые санитарно-статистические исследования заболеваемости, физического развития и демографии с целью улучшения санитарии в России и организации медицинской помощи крестьянству.

Задача №10
Если перестать грести вёслами, лодка скоро останавливается. Почему? Для чего спортивные лодки полируют?

Ответ: Останавливает жидкое трение. Для уменьшения трения.

Задача №11
Рассмотрите внимательно, как соткана из ниток какая-нибудь лёгкая хлопчатобумажная ткань, например ситец, сатин, марля и т.п. Что произошло бы с тканью, если бы не трение? Какой материал самый «капризный», сильно сыпется при шитье?

Задача №12
Вязальные спицы и швейные иголки отполированы до блеска. Для какой цели нужна такая тщательная полировка? Почему ржавой иглой трудно шить?

узор

Маленькая вязальщица :: Альберт Анкер, 1885 год
Маленькая вязальщица
Strickendes Mädchen Kleinkind in der Wiege hütend
Альберт Анкер, 1885 год

узор

Альберт Анкер (Albert Anker; 01.04.1831–16.07.1910) – швейцарский художник, график.

Задача №13
Отгадайте загадку и ответьте на вопрос: «Шершавое как тёрка на пальчике ведёрко». Почему это ведёрко делают шершавым?

Задача №14
Для чего на крышки пузырьков и бутылок наносят насечки?

Задача №15
С какой целью гимнасты (штангисты), приступая к выполнению упражнений на гимнастических снарядах, натирают ладони рук жжёной магнезией – веществом, хорошо поглощающим влагу?

узор

Сквозь лёд и снег (лыжники биркебейнеры) :: Кнуд Ларсен Бергслиен, 1869 год
Сквозь лёд и снег (лыжники биркебейнеры)
Кнуд Ларсен Бергслиен, 1869 год

узор

Кнуд Ларсен Бергслиен (Knud Larsen Bergslien; 1827–1908) – норвежский художник и педагог.

На картине Кнуда Бергслиена норвежские герои биркебейнеры спасают наследника престола – Хокона IV – будущего короля объединённой Норвегии. Хакон IV – король (конунг) Норвегии с 1217 по 1263 гг. Правление Хокона IV считается своего рода «золотым веком» Норвегии. В этот период был основан королевский совет, к королевству были присоединены Исландия и Гренландия. Кроме того, король Хакон IV был известен как покровитель искусств.

Задача №16
Почему лыжник, стремительно спустившись с горы, катится дальше по ровной горизонтальной поверхности снежного поля с уменьшающейся скоростью?

Задача №17
Зачем на подошвы спортивной обуви футболистов (бутсы, шиповки) набивают кожаные, пластмассовые, металлические шипы?

Задача №18
Зачем вратарь футбольной команды надевает на время игры специальные перчатки, имеющие на ладонях и пальцах тонкий слой шероховатой резины?

Задача №19
Зачем, ныряя с вышки, пловец стремится войти в воду в вертикальном, а не горизонтальном положении?

Ответ: Так как сила сопротивления воды зависит от площади лобового сечения.

узор

Игра в крокет (Jouer au croquet) :: Пауль Чарльз Чокарне Моро
Игра в крокет
Jouer au croquet
Пауль Чарльз Чокарне Моро

узор

Пауль Чарльз Чокарне Моро (Paul Charles Chocarne Moreau; 1855–1931) – французский художник и иллюстратор, мастер жанровой живописи.

Крокет – спортивная игра, участники которой ударами специальных молотков на длинной ручке проводят шары через воротца, расставленные на площадке в определённом порядке. Крокет входил в программу летних Олимпийских игр 1900 года в Париже. Крокет часто путают с другой спортивной игрой – крикетом.

Задача №20
Почему при игре в крокет деревянный шар после удара молотком катится по земле, а твёрдый круглый мяч при игре в хоккей с мячом после удара клюшкой нередко скользит по льду, не вращаясь?

Ответ: Трение при скольжении обледеневшего мяча по поверхности льда может быть в некоторых случаях меньше, чем трение при качении.

Задача №21
Массивную дверь ребёнок может закрыть, а открыть её ему бывает не под силу. Почему?

Ответ: При закрывании двери преодолевается сила трения возникающая в шарнирах. А при открывании двери необходимо преодолеть не только силу трения в шарнирах, а также трение двери о косяк.

Задача №22
Почему на рукоятки инструментов, головки болтов, гайки круглой формы, завинчиваемые и отвинчиваемые вручную, наносят специальную насечку (рифление)? Каково назначение насечек на губках тисков и плоскогубцев?

Ответ: Для увеличения силы сцепления (трения) необходимой для завёртывания или отвёртывания. Насечки на губках тисков и плоскогубцев позволяют увеличить силу трения между рабочей поверхностью и деталью.

Задача №23
Для предупреждения самопроизвольного отвёртывания гаек применяют контргайку, которую завёртывают после основной гайки. Почему при наличии контргайки соединение не ослабевает?

Ответ: Контргайка увеличивает силу давления гайки на резьбу, тем самым усиливается сила трения, препятствующая произвольному отвёртыванию гайки.

Задача №24
Гвоздь сравнительно легко выдернуть из сухой доски и трудно из набухшей. Почему? Ведь, казалось бы, вода, играя роль смазки, должна уменьшать трение.

Ответ: Дело в том, что сила трения зависит не только от коэффициента трения, но и от прижимающей силы (силы нормального давления), которая в случае набухшей доски значительно больше, чем в случае ссохшейся.

Задача №25
На шляпке гвоздя имеется насечка в виде сетки, а под нею на стержне – несколько поперечных рисок. В чём их назначение? На рукоятке отвёртки тоже имеется рифление. Зачем оно?

Ответ: Риски на стержне увеличивают силу трения между гвоздём и древесиной, насечка нужна для того, чтобы не было скольжения молотка при ударе о головку гвоздя.

Задача №26
Зачем на шинах автомобиля делают рельефный рисунок (протектор)? Какую беду таит в себе «лысая» резина?

Задача №27
Иногда приходится видеть, как автомобиль буксует, т.е. задние колёса вращаются, но машина с места не двигается. Почему это происходит? Почему нагруженный автомобиль реже буксует? Какие меры следует предпринять, чтобы сдвинуть автомобиль с места?

Задача №28
Почему нужно беречь тормозную колодку и тормозной барабан транспортного средства от попадания между ними масла?

Ответ: При попадании масла между тормозной колодкой и тормозным барабаном ослабевает сила трения, а это приводит к увеличению длины тормозного пути.

Задача №29
Перед поездкой на автомобиле после дождя по грунтовой дороге водитель ослабил давление в шинах автомобиля. Следовало ли это делать. Ответ прокомментируйте.

Ответ: Да. Уменьшив давление в баллонах, водитель этим самым увеличил силы сцепления колёс с грунтом, чем способствовал устранению проскальзывания колёс.

Задача №30
Зачем между листами рессоры автомобиля вводят графит?

Ответ: Чтобы ослабить силу трения, возникающую между листами рессоры.

Задача №31
Почему большую льдину, плавающую на воде, привести в движение легко, но сразу же сообщить большую скорость трудно?

Ответ: В воде сила трения покоя полностью отсутствует. Для того чтобы сообщить телу большой массы большое ускорение, нужна большая сила.

узор

Ледоход на реке :: Шильдер Андрей Николаевич
Ледоход на реке
Шильдер Андрей Николаевич

узор

Шильдер Андрей Николаевич (1861–1919) – русский художник-пейзажист. Писал также театральные декорации.

Задача №32
Почему надо беречь смазочные материалы от попадания в них песка и пыли?

Ответ: Чтобы уменьшить силу трения и износ трущихся деталей.

Задача №33
Какие меры следует предпринять, чтобы обеспечить себе безопасное передвижение по обледеневшему тротуару? Прокомментируйте их подробно.

Задача №34
Что следует сделать, чтобы снять с отёкшей руки кольцо?

Задача №35
Ракета, входящая в плотные слои атмосферы с круговой орбиты, имеет настолько большую скорость, что большая её часть сгорает из-за трения о воздух. Но чтобы запустить ракету на орбиту, ей нужно сообщить именно такую скорость. Почему же она не сгорает во время подъёма?

Задача №36
узор

 (Right and Left) :: Уильям Сидней Монт, 1850 год
Направо и налево ;-)
Right and Left
Уильям Сидней Монт
1850 год

узор
Для чего смычки при игре на скрипке натирают канифолью?

Ответ: Для увеличения трения.

Для любознательных: Канифоль – от древнегреческого названия города – Колофон в Малой Азии, хрупкое, стекловидное вещество от светло-жёлтого до тёмно-красного цвета; входит в состав смолистых веществ хвойных деревьев и получается как остаток после отгонки из них летучей части.

Уильям Сидни Маунт (William Sidney Mount; 1807–1868) – американский художник, мастер жанровой живописи, портретист.
А ещё… балагур и потешник ;-)

Задача №37
Почему мокрая бумага рвётся легче, чем сухая?

Ответ: Появляется как бы смазка, и трение между волокнами бумаги уменьшается. То есть сухое трение между волокнами сменяется на вязкое.

Задача №38
Почему в процессе шлифовки трущихся поверхностей трение между ними сначала уменьшается, а потом снова возрастает?

Ответ: Начинают сказываться молекулярные силы взаимодействия.

Задача №39
Зубья пилы разводят в разные стороны от плоскости пилы. Какой пилой труднее пилить разведённой или не разведённой. Почему?

Ответ: При неразведённой пиле пропил имеет ширину, равную толщине полотна пилы. Возникающее при движении полотна трение о стенки пропила затрудняет движение пилы. При разведённой пиле трение почти устраняется.

Задача №40
Как можно облегчить распиловку металла пилой?

Ответ: Смазать ножовочное полотно маслом.

Задача №41
Почему капли дождя легко стекают с наклонного ската крыши, а снег на крышах скапливается толстым слоем.

Задача №42
Для чего режущие части у плуга, косилки, соломорезки и других сельскохозяйственных орудий и машин должны быть остро отточены?

узор

Борозда :: Эдуард Бернар Деба-Понсан, 1897 год
Борозда
Эдуард Бернар Деба-Понсан, 1897 год

узор

Эдуард Бернар Деба-Понсан (Edouard Bernard Debat-Ponsan; 25.04.1847–29.01.1913) – французский академический художник.

Плуг – сельскохозяйственное орудие с широким, чаще металлическим лемехом для основной обработки почвы – вспашки земли. Первоначально плуги тащили на себе сами люди, затем волы, а ещё позже – лошади. В настоящее время в промышленно развитых странах плуг тянет за собой трактор.

Задача №43
Может ли сила трения превышать вес тела? Приведите пример.

Ответ: Может. Например, вес детали, зажатой в тисках, меньше силы трения покоя. Поэтому она и удерживается между губками тисков.

Задача №44
На столике в вагоне поезда лежат коробка конфет и яблоко. Почему в начале движения яблоко покатилось назад (относительно вагона), а коробка конфет осталась на месте?

Задача №45
На полке в вагоне, двигающимся с ускорением прямолинейно, лежит коробка конфет. Как направлена сила трения между коробкой конфет и полкой?

Ответ: Направление силы трения совпадает с направлением движения вагона.

Задача №46
Почему кусок хозяйственного мыла легче разрезать крепкой ниткой, чем ножом?

Задача №47
Рабочий вал машины делают из стали, а подшипники скольжения изготовляют из другого материала (меди, баббита). Почему?

Ответ: Трение скольжения между разнородными материалами меньше, чем между однородными. Кроме того, баббит, медь позволяют легко заменить изношенную часть подшипника.

Задача №48
Автомашина с прицепом должна перевезти тяжёлый станок. Куда выгодней его поместить – в кузов или в прицеп? Почему?

Ответ: В кузов, для того чтобы увеличить давление на заднее ведущее колесо и тем самым увеличить силу сцепления колёс.

Задача №49
Дайте физическое обоснование пословице: «Коси, коса, пока роса; роса долой, и мы домой». Почему при росе косить траву легче?

Ответ: Роса увеличивает массу стебля. Поэтому при ударе косой он в меньшей степени изгибается, и коса срезает его. Роса создаёт смазку и уменьшает силу трения, когда при обратном движении косы она скользит по траве.

узор

Сенокос :: Пимоненко Николай Корнильевич, ранее 1912
Сенокос
Пимоненко Николай Корнильевич, ранее 1912

узор

Пимоненко Николай Корнильевич (21.03.1862–26.08.04.1912) – выдающийся российский жанровый живописец, академик Императорской Академии художеств, член Товарищества передвижных художественных выставок.

Задача №50
Если паровоз не может сразу сдвинуть тяжёлый состав с места, то машинист использует следующий приём: он даёт задний ход, а затем, толкнув состав немного назад, даёт передний ход. Почему этот приём позволяет сдвинуть состав с места?

Ответ: Тяжёлый железнодорожный состав из-за большой силы трения покоя трудно сдвинуть с места, если сцепки между вагонами находятся в натянутом состоянии: сила тяги паровоза должна сообщить ускорение всем вагонам состава сразу и преодолеть трение покоя всего состава. Если сначала дать задний ход, то сцепки между вагонами будут ослаблены и паровоз может сообщать ускорение каждому вагону поочерёдно.

Желаю Вам успехов в самостоятельном решении
качественных задач по физике!

Литература:
§ Лукашик В.И. Физическая олимпиада
Москва: издательство «Просвещение», 1987
§ Тарасов Л.В. Физика в природе
Москва: издательство «Просвещение», 1988
§ Перельман Я.И. Знаете ли вы физику?
Домодедово: издательство «ВАП», 1994
§ Золотов В.А. Вопросы и задачи по физике 6-7 класс
Москва: издательство «Просвещение», 1971
§ Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике
Москва: издательство «Просвещение», 1972
§ Кириллова И.Г. Книга для чтения по физике 6-7 класс
Москва: издательство «Просвещение», 1978
§ Ердавлетов С.Р., Рутковский О.О. Занимательная география Казахстана
Алма-Ата: издательство «Мектеп», 1989




ваш комментарий *
 
ваше имя

защитный код (цифры с картинки) *




   Гера [24.12.2016, 11:12]
Классные задачи по физике!

Дидактические материалы :: Качественные задачи по физике

§ Физика и художественная литература: Оптика
Ощущение тайны – наиболее прекрасное из доступных нам переживаний. Именно это чувство стоит у колыбели истинного искусства и настоящей науки. Альберт Эйнштейн

§ Физика и художественная литература (Гёте «Фауст»)
Гёте представляет, быть может, единственный в истории человеческой мысли пример сочетания в одном человеке великого поэта, глубокого мыслителя и выдающегося учёного. Климент Аркадьевич Тимирязев

§ Физика и художественная литература
поэтический сборник для истинных ценителей науки и искусства

Наука без литературы бездушна и груба; литература же без науки пуста, ибо сущность литературы есть знание. Анатоль Франс

§ Физика и художественная литература (Александр Иванович Куприн)
Человек рождён для великой радости, для беспрестанного творчества, в котором он – бог, для широкой, свободной, ничем не стеснённой любви ко всему; к дереву, к небу, к человеку, к собаке, к милой, кроткой, прекрасной земле, ах, особенно к земле с её блаженным материнством, с её утрами и ночами, с её прекрасными ежедневными чудесами. Александр Иванович Куприн

§ Физика и художественная литература (Константин Георгиевич Паустовский)
Знание органически связано с человеческим воображением. Этот на первый взгляд парадоксальный закон можно выразить так: сила воображения увеличивается по мере роста познаний. Константин Георгиевич Паустовский

§ Физика и художественная литература (Иван Алексеевич Бунин)
Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как лёгкие и сердце, так что если один орган извращён, то и другой не может правильно действовать. Лев Николаевич Толстой

§ Физика и художественная литература (Майн Рид «Всадник без головы»)
Предлагаю Вашему вниманию интегрированные качественные задачи по физике от прославленного английского капитана Майн Рида.
Целью научных занятий должно быть направление ума таким образом, чтобы оно выносило прочные и истинные суждения о всех встречающихся предметах. Рене Декарт

§ Физика и художественная литература: Тепловые явления
Красота – сиянье истины. Платон. Вашему вниманию 20 качественных задач по физике (две карточки по десять задач) и… в тему :-) небольшая галерея: «Туман в живописи».

§ Физика и художественная литература: Механические волны – звук
Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять. Джордано Бруно

§ Физика и художественная литература: Оптика
Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить. Николай Васильевич Гоголь. Качественные задачки по физике Николая Васильевича Гоголя и Ханса Кристиана Андерсена ;-) Интеграция: Мировая художественная литература и живопись.

§ Физика и География Казахстана
Совместный проект: ОФРО «БЭСТ» и Технический лицей №165 (г. Алма-Ата)

§ Як-3 – самый лёгкий истребитель Второй мировой войны
Специальный тематический выпуск зелёных страничек.
Вашему вниманию пять вопросов и заданий, посвящённых легендарному советскому истребителю Як-3… + тематическая подборка из 10 задачек.
«Только в бодром горячем порыве, в страстной любви к своей родной стране, смелости и энергии родится ПОБЕДА. И не только и не столько в отдельном порыве, сколько в упорной мобилизации всех сил, в том постоянном горении, которое медленно и неуклонно сдвигает горы, открывает неведомые глубины и выводит их на солнечную ясность…» Михаил Васильевич Ломоносов

§ Шкатулка качественных задач по физике «сборная солянка» :-)
Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые, иначе такое бросание будет пустою забавою. Козьма Прутков
Шкатулка состоит из четырёх тематических блоков: 1) Броуновское движение. Диффузия; 2) Атмосферное давление; 3) Свойства жидкости. Архимедова сила; 4) Тепловые явления.

§ Шкатулка качественных задач по физике: Строение вещества, диффузия
Творчество поэта, диалектика философа, искусство исследователя – вот материалы, из которых слагается великий учёный. Климент Аркадьевич Тимирязев

§ Шкатулка качественных задач по физике:
Элементы статики: равновесие тел, момент силы, простые механизмы

Науку всё глубже постигнуть стремись, познанием вечного жаждой томись. Лишь первых познаний блеснёт тебе свет, узнаешь: предела для знания нет. Фирдоуси

§ Шкатулка качественных задач по физике: Инерция
Посвящается Чернобаю Александру Арсеньевичу,
директору РОФМШ (Алма-Ата, РОФМШ, 1984–1987 год)
Пусть никто не думает, что великое создание Ньютона может быть ниспровергнуто теорией относительности или какой-нибудь другой теорией. Ясные и широкие идеи Ньютона навечно сохранят своё значение фундамента, на котором построены наши современные физические представления… Альберт Эйнштейн

§ Шкатулка качественных задач по физике: Давление твёрдых тел
Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые. Дьёрдь де Хевеши

§ Шкатулка качественных задач по физике: Давление жидкостей и газов
Сведение множества к единому – в этом первооснова красоты. Пифагор Самосский

§ Шкатулка качественных задач по физике: Работа, мощность, энергия
Чем больше развивается наше знание, тем больше загадок природы встаёт перед нами… Иван Антонович Ефремов

§ Шкатулка качественных задач по физике: Архимедова сила
Естествознание так человечно, так правдиво, что я желаю удачи каждому, кто отдаётся ему… Иоганн Вольфганг фон Гёте

§ Шкатулка качественных задач по физике:
Смачивание, поверхностное натяжение, капиллярные явления

Образование не даёт ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины. Протагор

§ Шкатулка качественных задач по физике: Плавление и кристаллизация
Наука – сила, которая раскрывает отношения вещей, их законы и взаимодействия. Александр Иванович Герцен. Вашему вниманию 50 качественных задач по физике и… в тему :-) небольшая галерея: «Зима в живописи».

§ Шкатулка качественных задач по физике: Испарение, конденсация, кипение
Приложи сердце твоё к учению и уши твои – к умным словам. Библия, Ветхий Завет, «Книга Притчей Соломоновых»

§ Шкатулка качественных задач по физике: Виды теплопередачи
Радость видеть и понимать есть самый прекрасный дар природы. Альберт Эйнштейн

§ Шкатулка качественных задач по физике: Тепловые двигатели
Живи так, как будто ты умрёшь завтра. Учись так, как будто ты будешь жить вечно. Махатма Ганди

§ Шкатулка качественных задач по физике: Электричество
Инвестиции в знания всегда дают наибольшую прибыль. Бенджамин Франклин

§ Шкатулка качественных задач по физике: Магнитные явления
Знание должно служить творческим целям человека. Мало накоплять знания; нужно распространять их возможно шире и применять в жизни. Николай Александрович Рубакин

§ Шкатулка качественных задач по физике: Механические волны – звук
Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы, но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий. «Плоды раздумий», Козьма Прутков

§ Шкатулка качественных задач по физике: Световые явления (Оптика)
Надо много учиться, чтобы знать хоть немного. Шарль Луи Монтескье




statistics
Рейтинг@Mail.ru       Яндекс.Метрика

Распространение материалов сайта приветствуется.
Ссылка на материалы весьма желательна, но не строго обязательна ;-)
«Знание должно служить творческим целям человека. Мало накоплять знания;
нужно распространять их возможно шире и применять в жизни». Рубакин Н.А.