iralebedeva.ru :: зелёный коллаж с цветами
КОНТАКТЫ
E-mail: ira.alma@gmail.com

iralebedeva.ru :: зелёный коллаж с цветами

Инвестиции в знания всегда дают наибольшую прибыль.
Бенджамин Франклин

узор

Бенджамин Франклин :: Дэвид Мартин, 1767 год
Бенджамин Франклин
Дэвид Мартин
1767 год

узор

ШКАТУЛКА КАЧЕСТВЕННЫХ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ
ЭЛЕКТРИЧЕСТВО

Предлагаю вниманию читателей 50 качественных задач по физике на тему: «Электричество», а также немножечко занимательных фактов…
Атмосферное электричество:
Молнии над извергающимся вулканом.
Биологическое электричество:
Электрические рыбы.
Физика и военная техника:
Гальваноударная мина.
И по традиции… маленечко живописи :-)
Задачи условно разделены на три группы:
1) Электризация тел;
2) Проводники и диэлектрики. Электрический ток;
3) Сила тока. Напряжение. Сопротивление.

Бенджамин Франклин (17.01.1706–17.04.1790) – политический деятель, дипломат, учёный, изобретатель, журналист, издатель. Первый американец, ставший иностранным членом Российской академии наук.
Бенджамин Франклин назвал один вид заряда положительным «+», а другой отрицательным «–»; объяснил принцип действия лейденской банки, установив, что главную роль в ней играет диэлектрик, разделяющий проводящие обкладки; установил тождество атмосферного и получаемого с помощью трения электричества и привёл доказательство электрической природы молнии; установил, что металлические острия, соединённые с землёй, снимают электрические заряды с заряженных тел даже без соприкосновения с ними и предложил в 1752 году проект молниеотвода.
Выдвинул идею электрического двигателя и продемонстрировал «электрическое колесо», вращающееся под действием электростатических сил; впервые применил электрическую искру для взрыва пороха…

Электризация тел

Задача №1
Почему между ремнём и шкивом, на который он надет, при работе время от времени проскакивает искра?

Задача №2
С какой целью на взрывоопасном производстве приводные ремни должны быть обработаны антистатической (проводящей) пастой, а шкивы заземлены?

Задача №3
Может ли в ременной передаче электризоваться только ремень, а шкив оставаться незаряженным? Почему? Считайте, что шкив не заземлён.

Задача №4
На текстильных фабриках нередко нити прилипают к гребням чесальных машин, путаются и рвутся. Для борьбы с этим явлением в цехах искусственно создаётся повышенная влажность. Объясните физическую сущность этой меры.

Задача №5
Почему два разноимённо заряженных шарика, подвешенные на нитях, притягиваются друг к другу, но после контакта сразу же отталкиваются?

АТМОСФЕРНОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО
Молнии над извергающимся вулканом

К возникновению молний над извергающимся вулканом приводят как сейсмологические процессы, так и процессы, идущие в облаках при обычных грозах. Электрические заряды могут возникать за счёт пьезоэлектрических, трибоэлектрических и подобных явлений при разломах и подвижках горных пластов, сопровождающих извержение вулкана.
Возникают заряды и при трении между частицами пепла, вылетающими из жерла вулкана. При обычных грозах разница потенциалов, разряжающаяся затем в молнии, возникает потому, что более тяжёлые капельки или льдинки из-за своего веса скапливаются в нижних слоях грозового облака, а мелкие, лёгкие поднимаются восходящими потоками воздуха в верхнюю часть. Они накапливают противоположные заряды, которые после определённой величины напряжения пробивают слой воздуха. Сумма этих пока не до конца изученных «земных» и «небесных» явлений и вызывает молнию над извергающимся вулканом.

узор

Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя    
Широко развилось, как боевое знамя.    
Земля волнуется – с шатнувшихся колонн    
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,    
Под каменным дождём, под воспалённым прахом,    
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.    
август–сентябрь 1834 г., Александр Сергеевич Пушкин    

Последний день Помпеи :: Брюллов Карл Павлович, 1830–1833 год
Последний день Помпеи
Брюллов Карл Павлович, 1830–1833 год

узор

О том, что извержения вулканов иногда сопровождаются ударами молний, известно почти 2000 лет. В 79 году нашей эры Плиний Младший, наблюдая извержение Везувия, записал, что над кратером собрались тёмные тучи и сверкали молнии.

Брюллов Карл Павлович (23.12.1799–23.06.1852) – русский живописец, монументалист, яркий представитель академизма.
Помпеи – древнеримский город недалеко от Неаполя, погребённый под слоем вулканического пепла в результате извержения Везувия 24 августа 79 года нашей эры.

Задача №6
Зачем электромонтёры во время работы по ремонту электрических сетей и установок надевают резиновые перчатки, резиновую обувь, становятся на резиновые коврики, пользуются инструментами с ручками из пластмассы?

Задача №7
Рабочие типографий, перекатывающие рулоны бумаги, работают в резиновых перчатках и резиновых сапогах. Объясните почему.

Задача №8
Электрическое поле мы не можем видеть, слышать, осязать и т.д., так как оно не действует непосредственно на органы чувств. Каким же способом можно обнаружить существование электрического поля?

Для любознательных: Термин электричество («янтарность»: др.-греч. ηλεκτρονэлектрон, «янтарь», англ. electron) был введён в 1600 году английским естествоиспытателем Уильямом Гилбертом в его сочинении «О магните, магнитных телах и о большом магните – Земле», в котором объясняется действие магнитного компаса и описываются некоторые опыты с наэлектризованными телами.

Задача №9
Поглаживая шерсть кошки ладонью, можно заметить в темноте небольшие искорки, возникающие между рукой и шерстью. Какова причина возникновения искр?

Задача №10
К тонкой струе воды поднесите наэлектризованную трением расчёску. Наблюдаемое зафиксируйте в виде рисунка, сопроводите комментарием.

Задача №11
Вопрос для аккуратных и внимательных хозяек ;-) Где у вас дома быстрее всего собирается пыль? Почему?

Задача №12
Почему при расчёсывании волос пластмассовым гребнем, волосы как бы «прилипают» к нему (иногда слышно лёгкое потрескивание; в темноте проскакивают маленькие искорки)?

Задача №13
Почему косметологи рекомендуют использовать для расчёсывания волос костяные или деревянные гребни?

Задача №14
Почему мельчайшие капельки, из которых состоит душистая струя одеколона, духов, лака для волос, получаемая при помощи пульверизатора, оказываются наэлектризованными?

Задача №15
Капли дождя, и снежинки почти всегда электрически заряжены. Почему?

Проводники и диэлектрики. Электрический ток

Задача №16
Почему можно наэлектризовать трением стеклянную палочку, держа её в руке, а металлический стержень нельзя?

Задача №17
Как надо поступить, чтобы наэлектризовать металлический предмет, например ложку?

Задача №18
Почему присоединение к водопроводному крану может служить одним из способов заземления?

Задача №19
Почему мокрые волосы не электризуются при расчёсывании?

Задача №20
Почему в сырую погоду или при большой влажности в помещении опыты по электричеству оказываются чаще всего неудачными?

Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений,
рождённых только воображением…
Михаил Васильевич Ломоносов

узор

Императрица Екатерина II у Михаила Ломоносова :: Фёдоров Иван Кузьмич, 1884 год
Императрица Екатерина II у Михаила Ломоносова
Фёдоров Иван Кузьмич, 1884 год

узор

В июне 1764 года Екатерина II посетила дом Михаила Ломоносова и в течение двух часов смотрела «работы мозаичного художества, новоизобретённые Ломоносовым физические инструменты и некоторые физические и химические опыты».
На картине Ивана Кузьмича Фёдорова перед императрицей Екатериной II стоит электростатическая машина со стеклянным цилиндром, вращавшимся с помощью педального механизма и натиравшимся кожаными подушечками, прижимавшимися к стеклу с помощью пружин. Подушечки отделывались конским волосом и с помощью проволоки соединялись с землёй. Машина давала столь сильные искры, что ими можно было воспламенить эфир.

Задача №21
Опыты показали, что чёрная хлопчатобумажная нитка проводит ток лучше, чем белая! Как вы можете прокомментировать этот факт?

…Грянул гром. Чашка неба расколота.
Разорвалися тучи тесные.
На подвесках из лёгкого золота
Закачались лампадки небесные…
«Богатырский посвист». Сергей Александрович Есенин

Задача №22
Является ли электрическим током молния, возникающая между облаком и Землёй? между облаками? Почему молния может стать причиной пожара?

Задача №23
Молния чаще всего ударяет в деревья, имеющие большие, глубоко проникающие в почву корни. Почему?

узор

Дуб, раздробленный молнией (аллегория на смерть жены художника) :: Воробьёв Максим Никифорович, 1842 год
Дуб, раздробленный молнией
аллегория на смерть жены художника
Воробьёв Максим Никифорович, 1842 год

узор

Задача №24
Объясните, почему при ударе молнии в песчаную почву, образуются так называемые фульгуриты – неправильной формы куски плавленого кварца (песка).

Для любознательных: Ток в разряде молнии достигает 10–500 тысяч ампер, напряжение – от десятков миллионов до миллиарда вольт. Температура канала при главном разряде может превышать 20000–30000°C. Молнии также были зафиксированы на Венере, Юпитере, Сатурне и Уране…

Задача №25
Почему во время грозы не рекомендуется укрываться под высокими деревьями и другими высокими предметами, особенно на открытой местности? Как следует себя вести в том случае, если гроза застала вас на открытом участке?

…Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождём…
«Туча». Александр Сергеевич Пушкин

Для любознательных: Гром возникает вследствие резкого расширения воздуха при быстром повышении температуры в канале разряда молнии. Вспышку молнии мы видим практически как мгновенную вспышку и в тот же момент, когда происходит разряд; ведь свет распространяется со скоростью 3·108 м/с.
узор

Александровская колонна во время грозы :: Раев Василий Егорович, 1834 год
Александровская
колонна во время грозы

Раев
Василий Егорович
1834 год

узор
Что же касается звука, то он распространяется значительно медленнее. В воздухе скорость звука равна 330 м/с. Поэтому мы слышим гром уже после того, как сверкнула молния. Чем дальше от нас молния, тем, очевидно, длиннее пауза между вспышкой света и громом и, кроме того, слабее гром. Измеряя длительность этих пауз, можно приблизительно оценить, как далеко от нас в данный момент гроза, насколько быстро она приближается к нам, или напротив, удаляется от нас. Гром от очень далёких молний вообще не доходит – звуковая энергия рассеивается и поглощается по пути. Такие молнии называют зарницами. Заметим также, что отражением звука от облаков объясняется происходящее иногда усиление громкости звука в конце громовых раскатов. Впрочем, не только отражением звука от облаков объясняются раскаты грома ;-)

Александровская колонна (Александрийский столп) – один из известнейших памятников Петербурга. Воздвигнут в стиле ампир в 1834 году в центре Дворцовой площади архитектором Огюстом Монферраном по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном.

Задача №26
Появление в атмосфере грозовых явлений затрудняет пользование магнитным компасом. Объясните это.

Задача №27
Во время грозы следует заземлять антенны радиоприёмников, телевизоров, особенно те, которые установлены высоко над землёй (например, крыши высотных зданий). Как, и с какой целью, это делается?

узор

Днепр перед бурей :: Васнецов Аполлинарий Михайлович, 1888 год
Днепр перед бурей
Васнецов
Аполлинарий Михайлович
1888 год

узор

Для любознательных: В 1785 году голландский физик Ван Марум Мартин по характерному запаху свежести, а также окислительным свойствам, которые приобретает воздух после пропускания через него электрических искр, обнаружил озон – О3 (от др.-греч. οζω — пахну) Однако как новое вещество он описан не был, Ван Марум считал, что образуется особая «электрическая материя». Термин озон, за его пахучесть :-) был предложен немецким химиком Кристианом Фридрихом Шёнбейном в 1840 году.

Задача №28
«Страшная месть, 1832 г.,
Николай Васильевич Гоголь

«…Когда же пойдут горами по небу синие тучи, чёрный лес шатается до корней, дубы трещат и молния, изламываясь между туч, разом осветит целый мир – страшен тогда Днепр!».
Наблюдения показывают, что молния чаще всего ударяет во влажную землю у берегов озёр, рек, болот. Как это объяснить?

Задача №29
Почему молния редко ударяет в открытые нефтехранилища («нефтяные озёра»)?

Задача №30
Почему нижний конец молниеотвода нужно закапывать поглубже, где слои земли всегда влажные?

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом…
«Весенняя гроза»
Фёдор Иванович Тютчев
Гроза прошла – ещё курясь, лежал
Высокий дуб, перунами сражённый,
И сизый дым с ветвей его бежал
По зелени, грозою освежённой…
«Успокоение»
Фёдор Иванович Тютчев

Перун (др.-рус. Перунъ) – бог-громовержец в славянской мифологии, покровитель князя и дружины в древнерусском языческом пантеоне. После распространения христианства на Руси многие элементы образа Перуна были перенесены на образ Ильи-пророка (Ильи Громовника). Имя Перуна возглавляет список богов пантеона князя Владимира в «Повести временных лет».

узор

Перед грозой :: Шишкин Иван Иванович, 1884 год
Перед грозой
Шишкин Иван Иванович
1884 год
После грозы :: Саврасов Алексей Кондратьевич, 1870-е
После грозы
Саврасов Алексей Кондратьевич
1870-е

узор

Для любознательных:
Правда ли, что молния предпочитает ударять в дубовые деревья?
Если дерево влажное, ток разряда молнии проходит через воду, и дерево остаётся невредимым. В сухом дереве ток может пройти в ствол и по древесному соку уйти в землю. При этом сок может нагреваться, испаряться и, расширяясь, «взрывать» дерево. Дуб страдает от молнии чаще, чем другие деревья, так как его кора очень неровная. Если молния ударит в дуб в начале грозы, то может оказаться, что намокнуть успеет только верхняя часть дерева, тогда как дерево с гладкой корой быстро становится мокрым сверху донизу. Поэтому при ударе молнии дуб может «взорваться», а дерево с гладкой корой − остаться целым. Лесной пожар возникает в тех случаях, когда в канале молнии происходит несколько разрядов, но в промежутках между основными разрядами в канале продолжает течь ток.

узор

Перед грозой :: Васильев Фёдор Александрович, 1870 год
Перед грозой
Васильев Фёдор Александрович
1870 год
После грозы :: Васильев Фёдор Александрович, 1868 год
После грозы
Васильев Фёдор Александрович
1868 год

узор

узор

Дети бегущие от грозы :: Маковский Константин Егорович, 1872 год
Дети бегущие от грозы
Маковский
Константин Егорович
1767 год

узор

Для любознательных: Гроза – атмосферное явление, при котором внутри облаков или между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды – молнии, сопровождаемые громом. Как правило, гроза образуется в мощных кучево-дождевых облаках и связана с ливневым дождём, градом и шквальным усилением ветра. Одновременно на Земле действует около полутора тысяч гроз, средняя интенсивность разрядов оценивается как 46 молний в секунду.
По поверхности планеты грозы распределяются неравномерно. Над океаном гроз наблюдается приблизительно в десять раз меньше, чем над континентами.
Интенсивность гроз следует за солнцем: максимум гроз (в средних широтах) приходится на летнее время и послеполуденные дневные часы. Минимум зарегистрированных гроз приходится на время перед восходом солнца. На грозы влияют также географические особенности местности: сильные грозовые центры находятся в горных районах Гималаев и Кордильер.

Задача №31
Получится ли гальванический элемент, если в водный раствор какой-либо кислоты или соли мы опустим две пластинки из одинакового металла (например, цинковые)?

Задача №32
Почему гальванометр показывает наличие тока, если к его зажимам присоединить стальную и алюминиевую проволоки, вторые концы которых воткнуты в лимон или свежее яблоко?

Для любознательных: Итальянский физик, химик и физиолог – Александро Вольта, в ходе изучения «животного электричества», повторив и развив опыты Луиджи Гальвани, установил, что электрический ток можно «попробовать на вкус» – при протекании электрического тока через медный провод язык ощущает кислый привкус, причём, чем больше ток, тем сильнее ощущение кислоты; получается, что наш с Вами язык может выступать в роли весьма своеобразного амперметра ;-) В 1800 году Вольта построил первый генератор электрического тока – «вольтов столб». Это изобретение доставило ему всемирную славу.

Задача №33
Говорят, что в Заполярье зимой, когда температура воздуха –50°C, мир там становится «ужасно электрическим». Объясните это или опровергните.

Задача №34
Почему в очень сырых помещениях возможно поражение человека электрическим током даже при прикосновении к стеклянному баллону электрической лампочки?

Задача №35
Используя химическое действие тока, можно покрыть металлическим слоем изделие не только из проводящих материалов, но и из диэлектриков – воска, пластмассы, гипса, дерева, пластилина и др. Как это сделать?

БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО
Электрические рыбы

Ещё древним грекам было известно, что скаты обладают удивительной способностью поражать на расстоянии проплывающих вблизи мелких рыб, крабов, осьминогов. Оказавшись случайно поблизости от ската, они вдруг начинали конвульсивно дёргаться и тут же замирали. Их убивали электрические разряды, которые генерировали специальные органы скатов. У обыкновенных скатов эти органы находятся в хвосте, а у обитающих в тёплых морях электрических скатов – в области головы и жабер. Обыкновенные скаты создают напряжение около 5 В, электрические до 50 В. Древние греки использовали электрогенные свойства электрических скатов для обезболивания при операциях и деторождении.

В 1775 году британский физик и химик Генри Кавендиш пригласил семерых выдающихся учёных, чтобы продемонстрировать сконструированного им искусственного электрического ската, и дал каждому ощутить электрический разряд, абсолютно идентичный тому, каким настоящий скат парализует свои жертвы. Модель электрического ската, была «запитана» от батареи лейденских банок и погружена в подсолённую воду. По завершении показа Генри Кавендиш, опередивший своих современников Гальвани и Вольта, торжественно объявил приглашённым, что именно эта, продемонстрированная им новая сила когда-нибудь революционизирует весь мир!

Электрические скаты (лат. Torpediniformes) – отряд хрящевых рыб, у которых по бокам расположены почкообразные электрические органы. У них, однако, отсутствуют слабые электрические органы, имеющиеся в наличии у семейства ромбовых по обе стороны хвоста. Морская лисица, или колючий скат (лат. Raja clavata) – наиболее распространённый европейский вид скатов (семейство: Ромбовые; род: Ромбовые скаты).

узор

Морская лисица, или колючий скат (Raja clavata) :: художник-иллюстратор: La Blanchere
Морская лисица, или колючий скат
La Blanchere
Сом (Barbel Catfish) :: художник-иллюстратор: Paul Flanderky
Сом (Barbel Catfish)
Paul Flanderky

узор

Pierre Moulin du Coudray de La Blanchere (1821–1880) – французский натуралист, художник-иллюстратор.
Wilhelm Richard Paul Flanderky (1872–1937) – немецкий художник-иллюстратор.

узор

Электрические рыбы :: Вильгельм Кунерт
Электрические рыбы
Вильгельм Кунерт

узор

Электрический сом (лат. Malapterurus electricus) – вид придонных пресноводных рыб, обитающих в тропических и субтропических водоёмах Африки. У электрического сома электрические органы расположены по всей поверхности тела, непосредственно под кожей. Они составляют 1/4 массы тела сома. В зависимости от размера, электрический сом способен вырабатывать напряжение, достигающее 350–450 В, при силе тока 0,1–0,5 А.
У многих электрических рыб (электрического угря; гимнарха; гнатонемуса – рыбы-слона; аптеронотуса – рыбы-ножа) хвост заряжается отрицательно, голова положительно, а вот у электрического сома, наоборот, хвост заряжается положительно, голова отрицательно.

Электрические рыбы :: Вильгельм Кунерт:
Электрический сом (Malapterurus electricus),
Нильский многопёр, или бишир (Polypterus bichir),
Электрическая щука (Mormyrus oxyrhynchus).

Фридрих Вильгельм Кунерт (Friedrich Wilhelm Kuhnert; 1865–1926) – немецкий живописец, писатель и иллюстратор.

Обладающие электрическими свойствами рыбы используют эти свойства не только для нападения, но также для того, чтобы отыскивать потенциальную добычу, опознавать опасных противников и ориентироваться в неосвещённой или мутной воде. Электрическое поле вокруг электрической рыбы приводит также к электролизу воды, в результате которого происходит обогащение воды кислородом, что приманивает рыб и лягушек, облегчая тем самым электрическим рыбам поиски добычи.

Не все рыбы обладают электрическими свойствами. Число живых существ, имеющих специальные органы для генерации и восприятия электрических полей, не так уж велико. Тем ни менее в любом живом организме и даже в отдельных живых клетках создаются электрические напряжения; их называют биопотенциалами. «Биологическое электричество» является неотъемлемым свойством всей живой материи. Оно возникает при функционировании нервной системы, при работе желёз и мышц. Так, работающая сердечная мышца создаёт на поверхности тела ритмично изменяющиеся электрические потенциалы. Изменение этих потенциалов со временем может быть зафиксировано в виде электрокардиограммы, позволяющей специалисту судить о работе сердца.

Продолжаем решать задачи ;-)

Сила тока. Напряжение. Сопротивление

Задача №36
Две разнородные металлические пластинки, опущенные в водный раствор соли, щёлочи или кислоты, всегда образуют гальванический элемент. Можно ли получить гальванический элемент из двух одинаковых металлических пластинок, но погружённых в различные растворы?

Задача №37
Последовательно с аккумулятором соединили лампу и амперметр и замкнули эту цепь концами проводников, опущенных в раствор медного купороса. Изменится показание амперметра, если раствор подогреть?

Задача №38
При растворении цинка в водном растворе серной кислоты раствор сильно нагревается. Почему в замкнутом во внешнюю цепь гальваническом элементе Вольта растворение цинка не сопровождается сильным нагреванием электролита?

Задача №39
Можно ли с помощью ртути, водного раствора серной кислоты, ножа и куска изолированной алюминиевой проволоки изготовить источник электрического тока?

Задача №40
В Вашем распоряжении имеются: поваренная соль, кусок мыла, вода, куски изолированной медной проволоки, нож, деревянная палочка, алюминиевая кастрюля и большой стеклянный сосуд. Длина палочки немного больше диаметра сосуда. Покажите, как используя данные материалы, можно изготовить источник электрического тока (гальванический элемент). Непосредственный контакт между медью и алюминием исключить.

ФИЗИКА И ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
Гальваноударная мина образца 1908 года

«Под водой», 1915 г., Алексей Николаевич Толстой
«…Андрей Николаевич забарабанил пальцами по стеклу. Оставаться под водой было невозможно, появиться на поверхности – значит выдать себя и подвергнуться обстрелу. Всё же это был единственный выход определить точно место нахождения. Он скомандовал медленный подъём и вернулся к иллюминатору. Тени ушли вниз. Вода заметно светлела. И вдруг сверху, навстречу, стал опускаться тёмный шар. «Мина… Сейчас коснёмся…» – подумал Андрей Николаевич и, преодолев давящее мозг оцепенение, крикнул: «Левее, как можно левее!» Шар отдалился, а слева приближался второй. Не поднимаясь, продвинулись вперёд. Но и там, в зеленоватом полумраке, возникали чугунные шары, поджидая, когда их коснётся стальная обшивка лодки. «Кэт» заблудилась в минных заграждениях…»
Как устроена морская гальваноударная мина?

В представлении подавляющего большинства людей морская мина – это большой и страшный рогатый чёрный шар, свободно плавающий по волнам или закреплённый на якорном тросе под водой. Если проплывающий корабль заденет один из «рогов» такой мины, произойдёт взрыв и корабль вместе со всей командой отправится на дно морское. Рогатые чёрные шары это самые распространённые мины – якорные гальваноударные.

Гальваноударная мина образца 1908 года, Россия
Гальваноударная мина образца 1908 года, Россия

1 – прибор потопления; 2 – гальваноударный колпак; 3 – запальный патрон; 4 – запальный стакан; 5 – лапа якоря; 6 – роульс; 7 – вьюшка с минрепом; 8 заряд BB; 9 – груз со штертом; 10 – предохранительный прибор.

Как устроена морская гальваноударная мина?

Эта мина являлась дальнейшим развитием гальваноударных мин образца 1898 и 1906 годов. В гальваноударной мине предохранитель размещался в крышке единственной монтажной горловины сверху мины, пружинный буфер смягчал рывки минрепа, пять гальванических свинцовых колпаков – «рогов» мины размещались по периметру её корпуса. Каждый рог-колпак содержал в себе сухую угольно-цинковую батарею с электролитом в стеклянной ампуле – «склянке».
При ударе корабля о мину свинцовый колпак сминался, «склянка» разбивалась и электролит активизировал батарею. Ток от батареи поступал на запальное устройство и воспламенял детонатор.
В качестве взрывчатого вещества вместо пироксилина стал использоваться тротил, якорь установили на 4 ролика, для удержания мины при качке предусмотрели рельсовые захваты. Мина была оборудована противотральными патронами – минными защитниками конструкции П.П. Киткина.
Для постановки мины на заданное углубление использовался автоматический штерто-грузовой способ. Порядок приготовления мины к постановке состоял из двух этапов. Предварительный этап: установка гальваноударных колпаков, «склянок» с электролитом, предохранительного прибора, приращивание проводников и проверка всех электрических цепей. Окончательный этап предусматривал лишь установку запальной принадлежности.

Конструкция гальваноударной мины оказалась настолько удачной, что, после незначительной модернизации в 1939 году, под шифром «образца 1908/39 гг.» она оставалась на вооружении отечественного флота вплоть до середины 60-х годов.

узор

Подвиг :: Бордачёв Иван Васильевич, 1961 год
Подвиг
Бордачёв Иван Васильевич, 1961 год
Центральный музей Вооруженных Сил Российской Федерации, Москва

узор

Русский флот с первых дней своего существования стал настоящей кузницей всевозможных новинок и передовых новшеств. Ярче всего это проявилось в сфере минного оружия. Русским морякам принадлежит приоритет в создании морской мины, противоминного трала, надводных и подводных минных заградителей и минного тральщика. Первые опыты в этой области в России начались в начале XIX века, а уже 20 июня 1855 года на поставленных у Кронштадта морских минах подорвались четыре судна англо-французской эскадры. В память об этом событии день 20 июня с 1997 года отмечается как День специалистов минно-торпедной службы ВМФ России.

Продолжаем решать задачи ;-)

Сила тока. Напряжение. Сопротивление

Задача №41
Ученик по ошибке включил вольтметр вместо амперметра при измерении величины тока в лампе. Что при этом произойдёт с накалом нити лампы?

Задача №42
Требуется вдвое уменьшить ток в данном проводнике. Что для этого нужно сделать?

Задача №43
Кусок проволоки разорвали пополам и половинки свили вместе, как изменилось сопротивление проводника?

Задача №44
Проволоку пропустили через волочильный станок, в результате чего её сечение уменьшилось вдвое (объём не изменился). Как изменилось при этом сопротивление проволоки?

Задача №45
Почему медные провода не используются для изготовления реостатов?

Задача №46
Почему для изготовления электрических проводов применяют обычно медную или алюминиевую проволоку?

Задача №47
С какой целью провода покрывают слоем резины, пластмассы, лака и т.п. или обматывают бумажной пряжей пропитанной парафином?

Задача №48
Как можно определить длину медного провода в пластмассовой изоляции, свёрнутого в большой моток, не разматывая его?

Задача №49
Почему не убивает током птицу, садящуюся на один из проводов высокого напряжения?

Задача №50
Почему окраска небольших предметов методом разбрызгивания краски экономически выгодна, а также безвредна для здоровья работающего, если между пульверизатором и предметом создать высокое напряжение?


Важным и вполне закономерным шагом на пути изучения электрических явлений был переход от качественных наблюдений к установлению количественных связей и закономерностей, к разработке основ теории электричества. Наиболее значительный вклад в решение этих проблем внесли петербургские академики Михаил Васильевич Ломоносов, Георг Вильгельм Рихман и американский учёный Бенджамин Франклин.
§ Виртуальная физическая лаборатория «Начала электроники»: Выпуск №1
Решение расчётных задач по физике.
+ Установочный файл программы «Виртуальная лаборатория НАЧАЛА ЭЛЕКТРОНИКИ» (с проверкой файла антивирусом Dr.WEB)
+ Увлекательные эксперименты на виртуальном монтажном столе ;-)

§ Виртуальная физическая лаборатория «Начала электроники»: Группа С

Желаю Вам успехов в самостоятельном решении
качественных задач по физике!

Литература:
§ Лукашик В.И. Физическая олимпиада
Москва: издательство «Просвещение», 1987
§ Тарасов Л.В. Физика в природе
Москва: издательство «Просвещение», 1988
§ Перельман Я.И. Знаете ли вы физику?
Домодедово: издательство «ВАП», 1994
§ Золотов В.А. Вопросы и задачи по физике 6-7 класс
Москва: издательство «Просвещение», 1971
§ Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике
Москва: издательство «Просвещение», 1972
§ Кириллова И.Г. Книга для чтения по физике 6-7 класс
Москва: издательство «Просвещение», 1978
§ Ердавлетов С.Р., Рутковский О.О. Занимательная география Казахстана
Алма-Ата: издательство «Мектеп», 1989.




ваш комментарий *
 
ваше имя

защитный код (цифры с картинки) *




   читатель зелёных страничек [03.10.2016, 22:10]
Классные задачи по физике!
   Игорь [10.09.2017, 16:34]
Замечательные задачи по физике.
Занимательные факты и комментарии для любознательных отличные!
Спасибо!
Ответов бы побольше ;-)
Некоторые задачи вызывают затруднения :-(

Дидактические материалы :: Качественные задачи по физике

§ Физика и художественная литература: Оптика
Ощущение тайны – наиболее прекрасное из доступных нам переживаний. Именно это чувство стоит у колыбели истинного искусства и настоящей науки. Альберт Эйнштейн

§ Физика и художественная литература (Гёте «Фауст»)
Гёте представляет, быть может, единственный в истории человеческой мысли пример сочетания в одном человеке великого поэта, глубокого мыслителя и выдающегося учёного. Климент Аркадьевич Тимирязев

§ Физика и художественная литература
поэтический сборник для истинных ценителей науки и искусства

Наука без литературы бездушна и груба; литература же без науки пуста, ибо сущность литературы есть знание. Анатоль Франс

§ Физика и художественная литература (Александр Иванович Куприн)
Человек рождён для великой радости, для беспрестанного творчества, в котором он – бог, для широкой, свободной, ничем не стеснённой любви ко всему; к дереву, к небу, к человеку, к собаке, к милой, кроткой, прекрасной земле, ах, особенно к земле с её блаженным материнством, с её утрами и ночами, с её прекрасными ежедневными чудесами. Александр Иванович Куприн

§ Физика и художественная литература (Константин Георгиевич Паустовский)
Знание органически связано с человеческим воображением. Этот на первый взгляд парадоксальный закон можно выразить так: сила воображения увеличивается по мере роста познаний. Константин Георгиевич Паустовский

§ Физика и художественная литература (Иван Алексеевич Бунин)
Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как лёгкие и сердце, так что если один орган извращён, то и другой не может правильно действовать. Лев Николаевич Толстой

§ Физика и художественная литература (Майн Рид «Всадник без головы»)
Предлагаю Вашему вниманию интегрированные качественные задачи по физике от прославленного английского капитана Майн Рида.
Целью научных занятий должно быть направление ума таким образом, чтобы оно выносило прочные и истинные суждения о всех встречающихся предметах. Рене Декарт

§ Физика и художественная литература: Тепловые явления
Красота – сиянье истины. Платон. Вашему вниманию 20 качественных задач по физике (две карточки по десять задач) и… в тему :-) небольшая галерея: «Туман в живописи».

§ Физика и художественная литература: Механические волны – звук
Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять. Джордано Бруно

§ Физика и художественная литература: Оптика
Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить. Николай Васильевич Гоголь. Качественные задачки по физике Николая Васильевича Гоголя и Ханса Кристиана Андерсена ;-) Интеграция: Мировая художественная литература и живопись.

§ Физика и География Казахстана
Совместный проект: ОФРО «БЭСТ» и Технический лицей №165 (г. Алма-Ата)

§ Як-3 – самый лёгкий истребитель Второй мировой войны
Специальный тематический выпуск зелёных страничек.
Вашему вниманию пять вопросов и заданий, посвящённых легендарному советскому истребителю Як-3… + тематическая подборка из 10 задачек.
«Только в бодром горячем порыве, в страстной любви к своей родной стране, смелости и энергии родится ПОБЕДА. И не только и не столько в отдельном порыве, сколько в упорной мобилизации всех сил, в том постоянном горении, которое медленно и неуклонно сдвигает горы, открывает неведомые глубины и выводит их на солнечную ясность…» Михаил Васильевич Ломоносов

§ Шкатулка качественных задач по физике «сборная солянка» :-)
Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые, иначе такое бросание будет пустою забавою. Козьма Прутков
Шкатулка состоит из четырёх тематических блоков: 1) Броуновское движение. Диффузия; 2) Атмосферное давление; 3) Свойства жидкости. Архимедова сила; 4) Тепловые явления.

§ Шкатулка качественных задач по физике: Строение вещества, диффузия
Творчество поэта, диалектика философа, искусство исследователя – вот материалы, из которых слагается великий учёный. Климент Аркадьевич Тимирязев

§ Шкатулка качественных задач по физике:
Элементы статики: равновесие тел, момент силы, простые механизмы

Науку всё глубже постигнуть стремись, познанием вечного жаждой томись. Лишь первых познаний блеснёт тебе свет, узнаешь: предела для знания нет. Фирдоуси

§ Шкатулка качественных задач по физике: Инерция
Посвящается Чернобаю Александру Арсеньевичу,
директору РОФМШ (Алма-Ата, РОФМШ, 1984–1987 год)
Пусть никто не думает, что великое создание Ньютона может быть ниспровергнуто теорией относительности или какой-нибудь другой теорией. Ясные и широкие идеи Ньютона навечно сохранят своё значение фундамента, на котором построены наши современные физические представления… Альберт Эйнштейн

§ Шкатулка качественных задач по физике: Сила трения
Гораздо труднее увидеть проблему, чем найти её решение. Для первого требуется воображение, а для второго только умение. Джон Десмонд Бернал

§ Шкатулка качественных задач по физике: Давление твёрдых тел
Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые. Дьёрдь де Хевеши

§ Шкатулка качественных задач по физике: Давление жидкостей и газов
Сведение множества к единому – в этом первооснова красоты. Пифагор Самосский

§ Шкатулка качественных задач по физике: Работа, мощность, энергия
Чем больше развивается наше знание, тем больше загадок природы встаёт перед нами… Иван Антонович Ефремов

§ Шкатулка качественных задач по физике: Архимедова сила
Естествознание так человечно, так правдиво, что я желаю удачи каждому, кто отдаётся ему… Иоганн Вольфганг фон Гёте

§ Шкатулка качественных задач по физике:
Смачивание, поверхностное натяжение, капиллярные явления

Образование не даёт ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины. Протагор

§ Шкатулка качественных задач по физике: Плавление и кристаллизация
Наука – сила, которая раскрывает отношения вещей, их законы и взаимодействия. Александр Иванович Герцен. Вашему вниманию 50 качественных задач по физике и… в тему :-) небольшая галерея: «Зима в живописи».

§ Шкатулка качественных задач по физике: Испарение, конденсация, кипение
Приложи сердце твоё к учению и уши твои – к умным словам. Библия, Ветхий Завет, «Книга Притчей Соломоновых»

§ Шкатулка качественных задач по физике: Виды теплопередачи
Радость видеть и понимать есть самый прекрасный дар природы. Альберт Эйнштейн

§ Шкатулка качественных задач по физике: Тепловые двигатели
Живи так, как будто ты умрёшь завтра. Учись так, как будто ты будешь жить вечно. Махатма Ганди

§ Шкатулка качественных задач по физике: Магнитные явления
Знание должно служить творческим целям человека. Мало накоплять знания; нужно распространять их возможно шире и применять в жизни. Николай Александрович Рубакин

§ Шкатулка качественных задач по физике: Механические волны – звук
Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы, но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий. «Плоды раздумий», Козьма Прутков

§ Шкатулка качественных задач по физике: Световые явления (Оптика)
Надо много учиться, чтобы знать хоть немного. Шарль Луи Монтескье




statistics
Рейтинг@Mail.ru       Яндекс.Метрика

Распространение материалов сайта приветствуется.
Ссылка на материалы весьма желательна, но не строго обязательна ;-)
«Знание должно служить творческим целям человека. Мало накоплять знания;
нужно распространять их возможно шире и применять в жизни». Рубакин Н.А.