iralebedeva.ru :: зелёный коллаж с цветами
КОНТАКТЫ
E-mail: ira.alma@yandex.ru
Телефон: +7 910 317 0585
ВКонтакте:
https://vk.com/iralebedeva_vk


iralebedeva.ru :: зелёный коллаж с цветами
обновлено 11.02.2016
год литературы в России – 2015
опубликовано 12.07.2000 (г. Алма-Ата)
Физика и художественная литература

Красота – сиянье истины.
Платон

Время – пряди тумана вдоль гребней гор.
Ты с надеждой глядишь в туманный простор,
Ты следишь за потоком безликих дней
Вечной сменою их утомляя взор.
Абай Кунанбаев


ФИЗИКА И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА: ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Туман в живописи

обновление зелёной странички навеяно осенней хмарью
и неминуемым приближением зимы ;-)


Как и в искусстве, в науке существует понятие красоты. Художественные образы положительно влияют на эмоциональное восприятие учащихся, стимулируют их творческую активность, учат вкладывать в научные знания всю полноту чувств. Истинное знание обладает эстетическими ценностями, заключает в себе совершенство и изящество. Физика как наука тоже ищет внутреннюю красоту мироздания. Стройная и многообразная гармония природы гораздо доступнее человеку, который эстетически более развит.

Тема урока: Тепловые явления. Решение качественных задач.
Интеграция: Мировая художественная литература и живопись.
Рекомендуемая форма проведения урока: Работа в группах.
Цель урока: Закрепление темы «Тепловые явления» в ходе решения качественных задач.

Интегрированные качественные задачи по физике. Карточка №1

Задача №1
«Русские в Париже 1814 года», Николай Александрович Бестужев
«…Конечно, многим случалось иногда видать, что делается с холодною водою, когда ею брызнут на красно-раскалённое железо: она дробится в шарики, которые прыгают, подскакивают, шипят и вертятся над железом, пока сильный жар огня отбрасывает их от раскалённой поверхности; но как скоро это железо потемнеет и начнёт простывать, оно не отбрасывает более шариков; вода начинает превращаться в пары и в это время, но не ранее, способствует уже охлаждению железа».
Объясните описанное здесь явление.

Задача №2
«Встреча в лесу», Василий Михайлович Песков
«…Странная была встреча. Олень с любопытством смотрел на меня и не спешил убегать. Два сливовых глаза, глядели на меня, не моргая. Ноздри тянули воздух и выпускали две струйки морозного пара».
Какое несоответствие с точки зрения физики допущено в этом фрагменте?

Задача №3
«Тарас Бульба», Николай Васильевич Гоголь
«В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву».
«Кавказ», Александр Сергеевич Пушкин
«Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины;
Орёл, с отдалённой поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне…»

Объясните, почему орлы, ястребы, коршуны и другие крупные птицы, парящие высоко в небе, могут долго держаться на одной высоте, хотя и не машут при этом крыльями.

узор

Кавказ подо мною. Один в вышине стою над снегами у края стремнины…
В горах Кавказа :: Занковский Илья Николаевич
В горах Кавказа :: Занковский Илья Николаевич

узор

Занковский Илья Николаевич (1832-1919) – русский художник-пейзажист, мастер величественных горных пейзажей, исполненных в реалистической манере живописи.

Задача №4
«Мороз, красный нос», Николай Алексеевич Некрасов
«Улыбка у горькой вдовицы
Играет на бледных губах,
Пушисты и белы ресницы,
Морозные иглы в бровях…»

Объясните причины образования таких «морозных игл».

Задача №5
«Зимнее утро», Александр Сергеевич Пушкин
«Вся комната янтарным блеском
Озарена. Весёлым треском
Трещит затопленная печь…»

Почему горящие дрова потрескивают?

Задача №6
«Майская ночь, или утопленница», Николай Васильевич Гоголь
«– Ну, сват, вспомнил время! Тогда от Кременчуга до самых Ромен не насчитывали и двух винниц. А теперь… Слышал ли ты, что повыдумали проклятые немцы? Скоро, говорят, будут курить не дровами, как все честные христиане, а каким-то чертовским паром. – Говоря эти слова, винокур в размышлении глядел на стол и на расставленные на нём руки свои.
– Как это паром – ей-Богу не знаю!
– Что за дурни, прости Господи, эти немцы! – сказал голова.
– Я бы батогом их, собачьих детей! Слыханное ли дело, чтобы паром можно было кипятить что!»

Как вы можете прокомментировать эти дюже эмоциональные и страшно ругательные строчки ;-) из диалога между винокуром и головой? Можно ли водяным паром вскипятить воду?

Для любознательных: Винокур – человек, занимающийся винокурением. Слово «винокур» может вызвать удивление у читателей зелёных страничек: ведь курят табак, а вино пьют! В данном случае глагол «курить» означает производить что либо способом перегонки. Общеславянское слово «курить» означало «отапливать, зажигать, дымить» и получало производное значение – «варить вино». В наши дни винокур – это винодел, а на официальном современном языке ;-) – технолог виноделия и бродильных производств – это специалист, который не только понимает толк в вине, но и точно знает, от чего зависит тот или иной вкус.

Задача №7
«Дачники», Антон Павлович Чехов
«…Из-за облачных обрывков глядела на них луна и хмурилась: вероятно, ей было завидно и досадно на своё скучное, никому не нужное девство. Неподвижный воздух был густо насыщен запахом сирени и черёмухи. Где-то, по ту сторону рельсов, кричал коростель…»
Чем вы можете объяснить распространение в воздухе запахов – «воздух был густо насыщен запахом сирени и черёмухи»?

Задача №8
«Вечный зов», Анатолий Степанович Иванов
«…Стояла июльская жара, безжалостно палило белое солнце, обваривая листву на деревьях. Обычно липкая, сосновая хвоя жухла, обильно сыпалась с ветвей. Лишь кедрам такая жарынь была нипочём, косматая хвоя держалась на них крепко, горячий ветер трепал её, как лошадиные гривы, но оборвать не мог. Кедровые массивы, не очень крупные и не частые, выделялись среди моря поблёкшей зелени тёмными пятнами и одуряюще пахли расплавленной смолой…»
Поясните, каким образом защищаются от излишней потери влаги хвойные деревья.

Задача №9
«Дюны», Иван Алексеевич Бунин
«За сизыми дюнами – северный тусклый туман.
За сизыми дюнами – серая даль океана.
На зыби холодной, у берега – чёрный баклан,
На зыби маячит высокая шейка баклана.
За сизыми дюнами – север. Вдали иногда
Проходят, как тени, норвежские старые шхуны –
И снова всё пусто. Холодное небо, вода,
Туман синеватый и дюны.»

С каким физическим явлением связан туман? Как образуется вечерний туман?

Задача №10
«Хождение по мукам», Алексей Николаевич Толстой
«Туман теперь стал ещё гуще, деревьев не было видно, идти пришлось как в молоке, только по хрусту гравия определяя дорогу».
От чего зависит видимость в тумане?


Творческое домашнее задание для групп посвящено туману

  • Сочинение по картине (на выбор семь репродукций: Шишкин, Левитан, Сергеев, Айвазовский, Фридрих Каспар, Джон Аткинсон Гримшоу);
  • Лингвистические изыски на тему: Какой бывает туман… тусклый, синеватый, молочно-синий… – Бунин; пушистый – Тургенев; молочный – Толстой, Левитан. Продолжаем разговор ;-)…
  • Свои собственные литературные подборки, посвящённые туману.

«Туман везде. Туман в верховьях Темзы, где он плывёт над зелёными островками и лугами; туман в низовьях Темзы, где он, утратив свою чистоту, клубится между лесом мачт и прибрежными отбросами большого и грязного города. Туман на Эссекских болотах, туман на Кентских возвышенностях. Туман ползёт в камбузы угольных бригов; туман лежит на реях и плывёт сквозь снасти больших кораблей; туман оседает на бортах баржей и шлюпок. Туман слепит глаза и забивает глотки престарелым гринвичским пенсионерам, хрипящим у каминов в доме призрения; туман проник в чубук и головку трубки, которую курит после обеда сердитый шкипер, засевший в своей тесной каюте; туман жестоко щиплет пальцы на руках и ногах его маленького юнги, дрожащего на палубе. На мостах какие-то люди, перегнувшись через перила, заглядывают в туманную преисподнюю и, сами окутанные туманом, чувствуют себя как на воздушном шаре, что висит среди туч».
Холодный дом. Чарльз Диккенс (Charles Dickens), 1853 г.


Туман в живописи

узор

Туман в лесу. Шишкин Иван Иванович, 1890 г.
Туман в лесу
Шишкин Иван Иванович, 1890 г.
 
Туман над водой. Левитан Исаак Ильич, 1890 г.
Туман над водой
Левитан Исаак Ильич, 1890 г.

узор

Туман – скопление мелких водяных капель или ледяных кристаллов, или тех и других в приземном слое атмосферы (иногда до высоты в несколько сотен метров), понижающее горизонтальную видимость до 1 км и менее.
Туман образуется в результате конденсации или сублимации водяного пара на аэрозольных (жидких или твёрдых) частицах, содержащихся в воздухе (так называемых ядрах конденсации). Туман из водяных капель наблюдается главным образом при температурах воздуха выше –20°C, но может встречаться даже и при температурах ниже –40°C. При температуре ниже –20°C преобладают ледяные туманы. Они состоят из мельчайших ледяных кристалликов, имеющих форму столбиков. Число кристаллов в кубическом сантиметре ледяного тумана обычно меньше 100. Поэтому ледяные туманы, как правило, не бывают очень густыми.

узор

Туман. Осень. Левитан Исаак Ильич, 1899 г.
Туман. Осень
Левитан Исаак Ильич, 1899 г.
 
Зимний пейзаж с церковью. Фридрих Каспар, 1811 г.
Зимний пейзаж с церковью
Фридрих Каспар, 1811 г.

узор

Фридрих Каспар писал: «Местность, окутанная туманом, кажется шире, возвышеннее, она обостряет фантазию, мы с нетерпением чего-то ждём — словно видим перед собою девушку, которая с ног до головы укутана в шубы». В «Зимнем пейзаже с церковью» три башни готического храма, как будто повисшие в синеватой мгле тумана, кажутся воздушным замком или призрачными тенями трёх елей, растущих на переднем плане. Величие Средневековья уходит в небытие, как бы говорил художник, чудеса остались только в мире природы. Ели тоже подобие храма: в их хвое спрятано распятие, перед которым горячо молится калека, отбросивший костыли.
Ещё одну картину Фридриха Каспара смотрите на зелёной страничке «Луна в живописи».


Видимость в тумане зависит от размеров частиц, образующих туман, и от его водности (количества сконденсированной воды в единице объёма). Радиус капель тумана колеблется от 1 до 60 мкм. Большинство капель имеет радиус 5–15 мкм при положительной температуре воздуха и 2–5 мкм при отрицательной температуре. Тёплый туман состоит из более «толстых» капелек, холодный – из «худосочных» :-) Не только размеры капель определяют водность туманов, но и то, как плотно они «упакованы». Водность тумана обычно не превышает 0,05–0,1 г/м3, но в отдельных плотных туманах может достигать 1–1,5 г/м3. Количество капель в 1 см3 колеблется от 50–100 в слабых туманах и до 500–600 в плотных. В очень плотных туманах видимость может понижаться до нескольких метров.

узор

Скалы в тумане. Айвазовский Иван Константинович, 1890 г.
Скалы в тумане, 1890 г.
Айвазовский
Иван Константинович
 
Туман. Сергеев Николай Александрович, 1897 г.
Туман, 1897 г.
Сергеев
Николай Александрович
 
Ноябрьская луна (November Moonlight). Джон Аткинсон Гримшоу, 1883 г.
Ноябрьская луна, 1883 г.
Джон Аткинсон
Гримшоу

узор

Если в тумане преобладают капли-карлики (радиусом менее 1 мкм), то говорят, что это не туман, а дымка. Если же они так велики, что видны невооружённым глазом, то это морось.

Некоторые синонимы тумана:
дымка, курево, марево, марь, морок, морось, муть, непроглядье, пелена, хмарь, бухмарь.


Интегрированные качественные задачи по физике. Карточка №2

Задача №1
«Призраки», Иван Сергеевич Тургенев
«Мы находились на плотине моего пруда. Прямо передо мною, сквозь острые листья ракит, виднелась его широкая гладь с кое-где приставшими волокнами пушистого тумана. Направо тускло лоснилось ржаное поле; налево вздымались деревья сада, длинные, неподвижные и как будто сырые…»
С каким физическим явлением связан туман?

Задача №2
«Родина», Иван Алексеевич Бунин
«…Один туман молочно-синий,
Как чья-то кроткая печаль,
Над этой снежною пустыней
Смягчает сумрачную даль.»

С каким физическим явлением связан туман? Какие бывают туманы?

Задача №3
«Мороз, красный нос», Николай Алексеевич Некрасов
«Вся в инее шапка большая,
Усы, борода в серебре
Недвижно стоит, размышляя,
Старик на высоком бугре…»

Что за «серебро» на усах и бороде старика? И каковы причины его образования?

Задача №4
«Бушует полая вода…», Иван Алексеевич Бунин
«Дымятся чёрные бугры,
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Наполнены теплом и светом…»

Почему весной «дымятся чёрные бугры»?

Задача №5
«Холодная весна», Иван Алексеевич Бунин
«Среди кривых стволов, среди ветвей корявых
Ползёт молочный дым: окуривают сад
Все яблони в цвету – и вот, в зелёных травах
Огни, как языки, краснеют и дрожат.
Бесцветный запад чист – жди к полночи мороза.
И соловьи всю ночь поют из тёплых гнёзд
В дурмане голубом дымящего навоза
В серебряной пыли туманно-ярких звёзд…»

Объясните, зачем весной окуривают плодовые деревья?

Задача №6
«Сорочинская ярмарка», Николай Васильевич Гоголь
«…Где-где начинал сверкать огонёк, и благовонный пар от варившихся галушек разносился по утихающим улицам…»
Чем вы можете объяснить распространение в воздухе запахов – «благовонного пара от варившихся галушек»?

Задача №7
«Студент», Антон Павлович Чехов
«…Стемнело в лесу, некстати подул с востока холодный пронизывающий ветер, всё смолкло. По лужам протянулись ледяные иглы, и стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо. Запахло зимой…»
При каких условиях на лужицах появляется ледовая корочка – по лужам тянутся «ледяные иглы»?

Задача №8
«Бежин луг», Иван Сергеевич Тургенев
«…В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой. Вечерняя заря погасла. Я проворно спустился с холма. Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная сырость, точно я вошёл в погреб; Густая высокая трава на дне долины, вся мокрая, белела ровной скатертью; ходить по ней было как-то жутко».
Почему, спустившись с холма в долину, охотник почувствовал холод и сырость?

Задача №9
«Вечный зов», Анатолий Степанович Иванов
«…Могучая Громотуха зимой намертво замерзает – в иные годы лёд бывает метра в полтора толщиной, – а Громотушка никогда ещё не покрывалась хотя бы сантиметровой ледяной корочкой.
Не могут завалить её никакие сугробы – снег тает в неглубоких громотушкиных водах, как в кипятке, не может сковать её мороз, всю зиму Громотушка парит, парит, белые клубы плавают над Громотушкиными кустами, как над жарко натопленной баней, а сами деревья стоят отяжелевшие, в мохнатых, обильных куржаках. Тронь любую ветку – она с шорохом осыплется заледенелыми иголками, точно разденется наголо, но за три-четыре часа снова закуржавеет, размохнатится пуще прежнего.
Ничего не могут поделать с Громотушкой даже самые лютые холода, только гуще, тяжелее туман над ручьём, только обильнее куржак на деревьях – и всё…»

Почему речушка Громотушка не замерзает даже в суровые зимы? Поясните о каких тепловых явлениях идёт речь в этом отрывке.

Для любознательных: Куржак, куржуха, куржавень – тонкий слой кристалликов льда, покрывающий поверхность разных предметов при их резком охлаждении.
Куржак – распространённое в Сибири название инея.

Предлагаю читателям зелёных страничек согреться :-) с замечательной задачкой от Ханса Кристиана Андерсена, колоритной картиной Константина Егоровича Маковского и душевными стихами Александра Александровича Блока

Задача №10
«Сундук – самолёт», Ханс Кристиан Андерсен
«…Теперь была очередь за самоваром: он должен был спеть. Но самовар отговорился тем, что может петь лишь тогда, когда внутри у него кипит вода, – он просто важничал и не хотел петь иначе, как стоя на столе у господ».
А как Вы можете оценить музыкальные способности самовара?

узор

На улице – дождик и слякоть,
Не знаешь, о чём горевать.
И скучно, и хочется плакать,
И некуда силы девать.

Глухая тоска без причины
И дум неотвязный угар.
Давай-ка, наколем лучины,
Раздуем себе самовар!

Авось, хоть за чайным похмельем
Ворчливые речи мои
Затеплят случайным весельем
Сонливые очи твои.

За верность старинному чину!
За то, чтобы жить не спеша!
Авось, и распарит кручину
Хлебнувшая чаю душа!
    1915 г.
Александр Александрович Блок

Алексеич :: Маковский Константин Егорович, 1881 год
Алексеич, 1881 г.
Маковский Константин Егорович

узор

Желаю Вам успехов в самостоятельном решении
качественных задач по физике!

УЗНАВАЙ ФИЗИКУ, ЧИТАЯ КЛАССИКУ

Уважаемые читатели зелёных страничек, рада сообщить вам о выходе в свет моей книги – «Узнавай физику, читая классику».
Впрочем… «моей книги», это таки нескромно сказано :-) В первую очередь… это божественная классика художественной литературы: А.П. Чехов, И.А. Бунин, К.Г. Паустовский, А.Н. Толстой… а уж потом мои познавательные комментарии, касающиеся физики и астрономии… Большое спасибо Татьяне Борисовне Дергач – ведущему редактору издательства «Аванта» (ООО «Издательство АСТ»), за слаженную и приятную во всех отношениях работу над книгой.
Книга посвящается моим родителям: маме – Лебедевой Лидии Степановне и папе – Лебедеву Валерию Владимировичу, которые в далёком 1984 году категорически настояли на том :-), чтобы я попробовала свои силы на вступительных экзаменах в РОФМШ

Узнавай физику, читая классику
Книга: «Узнавай физику, читая классику» И.В. Лебедева (ООО «Издательство АСТ»)

В интернет-магазине OZON.ru книга закончилась…
Но можно узнать о поступлении ;-)
Приобрести книгу можно в интернет-магазине «Читай-город» – chitai-gorod.ru
Книга: «Узнавай физику, читая классику»

Желаю Вам приятного и полезного чтения!

ГОД ЛИТЕРАТУРЫ В РОССИИ – 2015

Логотип «Года литературы в России – 2015»

«Год литературы» – проводимая в течение 2015 года комплексная государственная программа, направленная на развитие интереса к русской и мировой литературе, пропаганду чтения и книжной культуры во всех её проявлениях.

На логотипе «Года литературы – 2015», выполненном в цветах российского флага, изображены профили великих русских писателей Александра Сергеевича Пушкина, Николая Васильевича Гоголя и Анны Андреевны Ахматовой.


Интернет ресурс, посвящённый Году литературы:
godliteratury.ru
– комплексная информация о литературных мероприятиях и событиях регионального и общероссийского масштаба.





ваш комментарий *
 
ваше имя

защитный код (цифры с картинки) *




   Сергей Викторович [04.03.2016, 21:37]
На первых порах, загуляв на ваш чудесный сайт, решил, что это качественные задачи по физике для гуманитариев.
Но потом понял, что тут полный физмат!
Качественный интегрированный физмат!
Просто Физики и Лирики слились у вас в единый и могучий союз!
Особая благодарность, за отсутствие рекламы на сайте!
   Марина [10.09.2016, 03:35]
Какая прелесть эти ваши качественные задачи по физике.
Последней задачкой не просто согрелась - насладилась и обогатилась по полной программе!
   Николай [17.04.2017, 22:34]
Класс!
   читатель зелёных страничек [24.05.2017, 02:19]
Офигительные задачи по физике.
Чрезвычайно познавательны и очаровательны.
Десять баллов по максимальной десятибалльной шкале.
   Маргарита [15.07.2020, 15:25]
Потрясающая статья у вас получилась!
Познавательно и безумно красиво.
Задачи по физике подобрали мастерски.
Очень поэтично и живописно!
Есть в тумане что-то чарующее и завораживающее. Сказочное!

В поэтическую копилку вашего сайта ;-)
«Кто-то ночью утащил лес.
Был он вечером, а утром исчез!
Не осталось ни пенька, ни куста,
Только белая кругом пустота!
Где же прячется птица и зверь?
И куда ж за грибами теперь?»
«Туман», Токмакова Ирина Петровна
   Полина [27.07.2021, 04:53]
Класс! Потрясающая физика.
Мне очень понравилось. Спасибо!

Какая нежная интимность, –
Туман, приникнувший к земле!
Чуть слышны плески на весле.
Какая нежная интимность!
Но чей призыв и чья взаимность?
Кому хвала, земле иль мгле?
Какая нежная интимность, –
Туман, приникнувший к земле!

5 марта 1913 года, Минск — Вильна
Фёдор Кузьмич Сологуб
   читатель зелёных страничек [23.10.2023, 14:34]
Страшно жить без самовара:
Жизнь пустая беспредельна,
Мир колышется бесцельно,
На земле тоска и мара.
Оставляю без сознанья
Бред любви и книжный ворох,
Слыша скатерти шуршанье,
Самовара воркованье,
Чаю всыпанного шорох.
Если б кончить с жизнью тяжкой
У родного самовара,
За фарфоровою чашкой,
Тихой смертью от угара!
1913 год
Борис Александрович Садовский

ФИЗИКА И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Качественные задачи по физике

§ Физика и художественная литература: Оптика
Чарующая магия лунного света…

Учёные те же фантазёры и художники; они не вольны над своими идеями; они могут хорошо работать, долго работать только над тем, к чему лежит их мысль, к чему влечёт их чувство. В них идеи сменяются; появляются самые невозможные, часто сумасбродные; они роятся, кружатся, сливаются, переливаются. И среди таких идей живут и для таких идей они работают. Владимир Иванович Вернадский

§ Физика и художественная литература: Оптика
Гадание с зеркалами на Святки…

Ощущение тайны – наиболее прекрасное из доступных нам переживаний. Именно это чувство стоит у колыбели истинного искусства и настоящей науки. Альберт Эйнштейн

§ Физика и художественная литература: Оптика (Н.В. Гоголь и Х.К. Андерсен)
Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить.
Николай Васильевич Гоголь

Качественные задачки по физике Николая Васильевича Гоголя и Ханса Кристиана Андерсена ;-) Интеграция: Мировая художественная литература и живопись.

§ Физика и художественная литература: Оптика
Басня «Зеркало и Обезьяна» Ивана Андреевича Крылова

Люди, пренебрегающие знанием, становятся лицом к стене.
Изречения китайской мудрости

§ Физика и художественная литература: Оптика
Басня «Мартышка и Очки» Ивана Андреевича Крылова

Наше дело – учиться и учиться, стараться накоплять возможно больше знаний, потому что серьёзные общественные течения – там, где знания, и счастье будущего человечества только в знании.
Антон Павлович Чехов

§ Физика и художественная литература: Механика
Басня «Лебедь, Щука и Рак» Ивана Андреевича Крылова

Безрассуден человек, надеющийся без учения различать полезное и вредное.
Сократ

§ Физика и художественная литература: Звуковые колебания
Басня «Квартет» Ивана Андреевича Крылова

Грустно бывает слушать музыку без слов,
но ещё грустнее – слушать музыку без музыки… Марк Твен

§ Физика и художественная литература: Механические волны – звук
Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять. Джордано Бруно

§ Физика и художественная литература
поэтический сборник для истинных ценителей науки и искусства

Наука без литературы бездушна и груба; литература же без науки пуста, ибо сущность литературы есть знание. Анатоль Франс

§ Физика и художественная литература (Антон Павлович Чехов)
Образование делает людей лёгкими для направления, но трудными для управления; лёгкими для правления, но невозможными для порабощения. Уильям Блэйк

§ Физика и художественная литература (Владимир Галактионович Короленко)
Вдохновение не есть исключительная принадлежность художника: без него не далеко уйдёт и учёный, без него не много сделает даже ремесленник, потому что оно везде, во всяком деле, во всяком труде. Виссарион Григорьевич Белинский

§ Физика и художественная литература (Александр Иванович Куприн)
Человек рождён для великой радости, для беспрестанного творчества, в котором он – бог, для широкой, свободной, ничем не стеснённой любви ко всему; к дереву, к небу, к человеку, к собаке, к милой, кроткой, прекрасной земле, ах, особенно к земле с её блаженным материнством, с её утрами и ночами, с её прекрасными ежедневными чудесами. Александр Иванович Куприн

§ Физика и художественная литература (Константин Георгиевич Паустовский)
Знание органически связано с человеческим воображением. Этот на первый взгляд парадоксальный закон можно выразить так: сила воображения увеличивается по мере роста познаний. Константин Георгиевич Паустовский

§ Физика и художественная литература (Иван Алексеевич Бунин)
Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как лёгкие и сердце, так что если один орган извращён, то и другой не может правильно действовать.
Лев Николаевич Толстой

§ Физика и художественная литература (Иоганн Вольфганг Гёте «Фауст»)
Гёте представляет, быть может, единственный в истории человеческой мысли пример сочетания в одном человеке великого поэта, глубокого мыслителя и выдающегося учёного. Климент Аркадьевич Тимирязев

§ Физика и художественная литература (Майн Рид «Всадник без головы»)
Целью научных занятий должно быть направление ума таким образом, чтобы оно выносило прочные и истинные суждения о всех встречающихся предметах.
Рене Декарт

Предлагаю Вашему вниманию интегрированные качественные задачи по физике от прославленного английского капитана Майн Рида.


БИОФИЗИКА НА УРОКАХ ФИЗИКИ

§ Биофизика: Звучание насекомых
Басня «Стрекоза и Муравей» Ивана Андреевича Крылова

Суть басни Крылова «Стрекоза и муравей», казалось бы, лежит на поверхности – «Кто не работает, тот не ест», но в реалиях современной России получается всё шиворот-навыворот :-(

§ Биофизика: Ноги, хвосты… главное… – уши!
Познавательный материал, посвящённый приспособлению животных к различной температуре на примере представителей семейства псовых – фенека, лисицы, песца…

§ Биофизика: Эхо в мире живой природы – сонары летучих мышей
Цель моя – вызволить ум из цепких суеверий. Тит Лукреций Кар
Почему летучие мыши даже в полной темноте не налетают на препятствия?
Познавательный биофизический материал, посвящённый удивительным животным – летучим мышам, незаслуженно обиженным человеческим родом…

§ Биофизика: Тайны дельфина
Занимательно-познавательный биофизический материал, который приоткрывает завесу тайны над некоторыми особенностями организации дельфинов: самонастраивающаяся кожа и непревзойдённый гидролокатор…

§ Биофизика: Реактивное движение в живой природе
По принципу реактивного движения в живой природе передвигается целый ряд животных, например медузы, морские моллюски гребешки, личинки стрекозы-коромысла, кальмары, осьминоги, каракатицы…
Познакомимся с некоторыми из них поближе ;-)

§ Биофизика: Почему у кошки глаза светятся?
«Физическая неожиданность и интересность» ;-)
Почему у собак, кошек и других животных, имеющих хорошее ночное зрение, глаза светятся в темноте?


ШКАТУЛКИ КАЧЕСТВЕННЫХ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ

§ Физика и География Казахстана
Совместный проект: ОФРО «БЭСТ» и Технический лицей №165 (г. Алма-Ата)

§ Як-3 – самый лёгкий истребитель Второй мировой войны
Специальный тематический выпуск зелёных страничек.
Вашему вниманию пять вопросов и заданий, посвящённых легендарному советскому истребителю Як-3… + тематическая подборка из 10 задачек.
«Только в бодром горячем порыве, в страстной любви к своей родной стране, смелости и энергии родится ПОБЕДА. И не только и не столько в отдельном порыве, сколько в упорной мобилизации всех сил, в том постоянном горении, которое медленно и неуклонно сдвигает горы, открывает неведомые глубины и выводит их на солнечную ясность…» Михаил Васильевич Ломоносов

§ Шкатулка качественных задач по физике «сборная солянка» :-)
Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые, иначе такое бросание будет пустою забавою. Козьма Прутков
Шкатулка состоит из четырёх тематических блоков: 1) Броуновское движение. Диффузия; 2) Атмосферное давление; 3) Свойства жидкости. Архимедова сила; 4) Тепловые явления.

§ Шкатулка качественных задач по физике: Строение вещества, диффузия
Творчество поэта, диалектика философа, искусство исследователя – вот материалы, из которых слагается великий учёный. Климент Аркадьевич Тимирязев

§ Шкатулка качественных задач по физике:
Элементы статики: равновесие тел, момент силы, простые механизмы

Науку всё глубже постигнуть стремись, познанием вечного жаждой томись. Лишь первых познаний блеснёт тебе свет, узнаешь: предела для знания нет. Фирдоуси

§ Шкатулка качественных задач по физике: Инерция
Посвящается Чернобаю Александру Арсеньевичу,
директору РОФМШ (Алма-Ата, РОФМШ, 1984–1987 год)
Пусть никто не думает, что великое создание Ньютона может быть ниспровергнуто теорией относительности или какой-нибудь другой теорией. Ясные и широкие идеи Ньютона навечно сохранят своё значение фундамента, на котором построены наши современные физические представления… Альберт Эйнштейн

§ Шкатулка качественных задач по физике: Сила трения
Гораздо труднее увидеть проблему, чем найти её решение. Для первого требуется воображение, а для второго только умение. Джон Десмонд Бернал

§ Шкатулка качественных задач по физике: Давление твёрдых тел
Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые. Дьёрдь де Хевеши

§ Шкатулка качественных задач по физике: Давление жидкостей и газов
Сведение множества к единому – в этом первооснова красоты. Пифагор Самосский

§ Шкатулка качественных задач по физике: Работа, мощность, энергия
Чем больше развивается наше знание, тем больше загадок природы встаёт перед нами… Иван Антонович Ефремов

§ Шкатулка качественных задач по физике: Архимедова сила
Естествознание так человечно, так правдиво, что я желаю удачи каждому, кто отдаётся ему… Иоганн Вольфганг фон Гёте

§ Шкатулка качественных задач по физике:
Смачивание, поверхностное натяжение, капиллярные явления

Образование не даёт ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины. Протагор

§ Шкатулка качественных задач по физике: Плавление и кристаллизация
Наука – сила, которая раскрывает отношения вещей, их законы и взаимодействия. Александр Иванович Герцен. Вашему вниманию 50 качественных задач по физике и… в тему :-) небольшая галерея: «Зима в живописи».

§ Шкатулка качественных задач по физике: Испарение, конденсация, кипение
Приложи сердце твоё к учению и уши твои – к умным словам. Библия, Ветхий Завет, «Книга Притчей Соломоновых»

§ Шкатулка качественных задач по физике: Виды теплопередачи
Радость видеть и понимать есть самый прекрасный дар природы. Альберт Эйнштейн

§ Шкатулка качественных задач по физике: Тепловые двигатели
Живи так, как будто ты умрёшь завтра. Учись так, как будто ты будешь жить вечно. Махатма Ганди

§ Шкатулка качественных задач по физике: Электричество
Инвестиции в знания всегда дают наибольшую прибыль. Бенджамин Франклин

§ Шкатулка качественных задач по физике: Магнитные явления
Знание должно служить творческим целям человека. Мало накоплять знания; нужно распространять их возможно шире и применять в жизни. Николай Александрович Рубакин

§ Шкатулка качественных задач по физике: Механические волны – звук
Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы, но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий. «Плоды раздумий», Козьма Прутков

§ Шкатулка качественных задач по физике: Оптика (Световые явления)
Надо много учиться, чтобы знать хоть немного. Шарль Луи Монтескье




statistics
Top.Mail.Ru       Яндекс.Метрика   

Распространение материалов сайта приветствуется.
Ссылка на материалы весьма желательна, но не строго обязательна ;-)
«Знание должно служить творческим целям человека. Мало накоплять знания;
нужно распространять их возможно шире и применять в жизни». Рубакин Н.А.