iralebedeva.ru :: зелёный коллаж с цветами
КОНТАКТЫ
E-mail: ira.alma@gmail.com

Расчёт фазы Луны: Луна ON-LINE
iralebedeva.ru :: зелёный коллаж с цветами
обновлено 16.11.2016
опубликовано 17.01.2012

Уроки астрономии (творческие домашние задания)

Настанет Ночь моя, Ночь долгая, немая,
Тогда велит Господь, творящий чудеса,
Светилу новому взойти на небеса.
– Сияй, сияй, Луна, всё выше поднимая
Свой, Солнцем данный лик. Да будет миру весть,
Что День мой догорел, но след мой в мире – есть.
«Луна», Иван Алексеевич Бунин, 15.09.1917

ЛУНА В ЖИВОПИСИ

Фридрих Каспар (Friedrich, CasparDavid) – один из лидеров романтизма в немецком изобразительном искусстве, мастер пейзажа.

Фридрих Каспар Давид. «Двое, созерцающие луну», (1819–1820 год)

Философия перехода от затемнения к свету встречается у очень немногих художников разных поколений в работах так называемого «завещательного» характера. Для Фридриха это движение к свету было, видимо, девизом всего его творческого пути. Тайна движения человеческой души подчас делает пейзажи художника возвышенно-фантасмагорическими. «Двое, созерцающие луну» – асимметричная композиция, где в контрракурсном лунном свете предстают почти силуэтные пятна двух фигур, горных камней и сказочного дерева с вывороченными корнями. Гофмановская сказка, которая «приходит к людям только ночью», позволяет в каком-то новом образе увидеть горный склон и стоящих на нём людей.

узор

Двое, созерцающие луну :: Фридрих Каспар, (1819–1820 г.)
Двое, созерцающие луну
Фридрих Каспар, (1819–1820 год)

узор

«Единственным подлинным кладезем искусства является наше сердце. Оно говорит на языке чистой детской души. То произведение, которое не вылилось из этого источника, может быть только фокусничанием. Каждое настоящее произведение искусства замысливается художником в час просветления и затем счастливо рождается (часто совершенно бессознательно) в неудержимом сердечном порыве». (Фридрих Каспар Давид)


Ван Гог (Van Gogh) Винсент – голландский живописец.

Ван Гог Винсент. «Звёздная ночь», 1889 год

Ван Гог пишет «Звёздную ночь» в июне 1889 года во время пребывания в психиатрической лечебнице Святого Павла Мавзолийского около Сен-Реми-де-Прованс. Винсент переживает тяжёлые приступы депрессии, которые сменяются моментами относительного спокойствия, и тогда он всецело отдаётся живописи. Изображение сцен в лунном свете имеет давние традиции в голландской живописи, однако до Ван Гога ни один художник не писал ночное небо с таким трепетом перед величием и непостижимостью Вселенной.

узор

Звёздная ночь :: Ван Гог, 1889 год
Звёздная ночь
Ван Гог, 1889 год

узор

«Всякий раз, когда я вижу звёзды, я начинаю мечтать – так же непроизвольно, как я мечтаю, глядя на чёрные точки, которыми на географической карте обозначены города. Почему, спрашиваю я себя, светлые точки на небосклоне должны быть менее доступны для нас, чем чёрные точки на карте Франции? Подобно тому, как нас везёт поезд, когда мы едем в Руан или Тараскон, смерть уносит нас к звёздам. Впрочем, в этом рассуждении бесспорно лишь одно: пока мы живём, мы не можем отправиться на звезду, равно как, умерев, не можем сесть в поезд. Вполне вероятно, что холера, сифилис, чахотка, рак суть не что иное, как небесные средства передвижения, играющие ту же роль, что пароходы, омнибусы и поезда на земле. А естественная смерть от старости равнозначна пешему способу передвижения». (Ван Гог Винсент)

Земной пейзаж соединяет признаки севера и юга Франции и становится как бы обобщённым образом мирного человеческого селения. Над ним царит грозный пейзаж неба. Пока селение спит, посеребрённое лунным светом, в космическом океане длится извечный, непостижимый труд созидания миров. Звёзды, нарочито увеличенные, окружённые громадными сферическими ореолами мерцающего света, бледно-золотого, голубого и раскалённого добела создают ощущение вращения. Полумесяц пульсирует в верхнем правом углу картины, излучая столько света, что кажется больше похожим на солнце. Волна неведомого света прокатывается над горизонтом, а выше мчится, делая двойной изгиб, млечно-голубая крутая спираль, создающая стилизованный образ Галактики.
Примечателен резкий контраст между башней церкви и небесами, то есть башня выглядит довольно смешной по сравнению с Природой. Ещё боле ярок контраст между башней и огромным кипарисом, символом смерти у Ван Гога.

  • исследование математической модели «Звёздной ночи» Ван Гога показало, что картина содержит «статические отпечатки» турбулентности.
  • именно к «Звёздной ночи» Ван Гог вернулся в ночь, когда совершил самоубийство.

Айвазовский Иван Константинович – русский художник-маринист.

Россыпь морских пейзажей в лунном свете
Айвазовский Иван Константинович

Такая разная Луна
Луна, напоённая сладким летним зноем, сочная как неаполитанский апельсин
Простывшая ночь укутывает чёрной шалью море и обнажает холодный серо-голубой агат Луны в оправе из серебряного кружева облаков…

узор

Лунная ночь в Константинополе :: Айвазовский Иван Константинович, 1884 год
Лунная ночь в Константинополе
1884 год
Неаполитанский залив в лунную ночь :: Айвазовский Иван Константинович, 1842 год
Неаполитанский залив в лунную ночь
1842 год

узор

На полотне «Неаполитанский залив в лунном свете» мы видим залив, объятый ночными сумерками и словно погружённый в сон. На глади воды золотится волшебный свет лунной дорожки. Где-то вдали таинственно вырисовываются очертания Везувия. Древние башни, увитые плющом, погружены в дремоту. В одном окне чуть теплится маленький огонёк. Всё вокруг словно окутано лёгкой прозрачной дымкой.

«На картине этой вижу луну с её золотом и серебром, стоящую над морем и в нём отражающуюся… Поверхность моря, на которую лёгкий ветерок нагоняет трепетную зыбь, кажется полем искорок или множеством металлических блесток на мантии великого царя!… Прости мне, великий художник, если я ошибся (приняв картину за действительность), но работа твоя очаровала меня, и восторг овладел мною. Искусство твоё высоко и могущественно, потому что тебя вдохновлял гений!» (из записей Уильяма Тёрнера, посвящённых одному из пейзажей Айвазовского).

узор

Башня, кораблекрушение :: Айвазовский Иван Константинович
Башня
Кораблекрушение
Морской вид при луне :: Айвазовский Иван Константинович, 1899 год
Морской вид при луне
1899 год
Лунная ночь :: Айвазовский Иван Константинович, 1899 год
Лунная ночь
1899 год

узор

узор

Лунная ночь, берег моря :: Айвазовский Иван Константинович, 1885 год
Лунная ночь, берег моря
1885 год
Буря на море лунной ночью :: Айвазовский Иван Константинович
Буря на море лунной ночью

узор

«Человек, не одарённый памятью, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным художником – никогда! Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны – немыслимо с натуры. Для этого художник и должен запоминать их, и этими случайностями, равно как и эффектами света и теней, обставлять свою картину. Так я писал сорок лет тому назад, так пишу и теперь. Писать тихо, корпеть над картиною целые месяцы – я не могу». (Айвазовский Иван Константинович)

ИЛЛЮЗИЯ ЛУНЫ

Кстати – о видимых размерах Луны. Если Вы станете расспрашивать своих знакомых, какой величины представляется им Луна, то получите самые разнообразные ответы. Кто-то скажет, что Луна величиной с большущую головку сыра, но будут и такие, которым она покажется величиной с яблоко или мелкую серебряную монетку. Откуда такая разница в представлениях о величине «ночного светила»?
Диск Луны, когда он находится ближе к горизонту, кажется для наблюдателя больше размером, хотя на самом деле, он меньше примерно на 1,5 % по сравнению с тем, когда Луна находится в зените. Объясняется этот феномен оптической иллюзией. По теории «относительного размера», которая в данное время принята большинством учёных, визуальный размер объекта наблюдения зависит в первую очередь от размера других объектов, которые мы наблюдаем одновременно. Таким образом, когда мы наблюдаем Луну близко к горизонту, в поле нашего зрения попадают и другие объекты, на фоне которых, Луна и кажется больше, чем она есть на самом деле.
Иллюзорность этого явления подтверждают результаты измерений поперечного диаметра лунного диска при разных его положениях относительно горизонта. При отсутствии угломерных инструментов можно воспользоваться, например, спичкой, отмеряя тот её отрезок, который на расстоянии вытянутой руки точно соответствует диаметру Луны.


Левитан Исаак Ильич – русский живописец-пейзажист.

Левитан Исаак Ильич. «Сумерки. Луна», 1899 год

В конце восьмидесятых в творчестве Левитана рождается так называемый пейзаж настроения, в котором состояние природы осмысляется как выражение движений человеческой души. В меланхолических, пронизанных тонкой музыкальностью образах Левитана современники находили отражение переживаний одинокой и страдающей души. Художник подчиняет изображение природы выражению своего замысла, передаче определённого её состояния.
Медленно плывёт по небу луна – величественная владычица ночи. Однако она ещё не полностью вступила в свои права, не оттого ли столь неясно и зыбко её отражение в речной воде. Готовится к встрече с иной реальностью пожелтевший осенний лес. Беспокойно клонятся к воде деревья, словно пытаясь прочитать в ней свою судьбу. И, в отличие от луны, их отражения не так расплывчаты, ведь они принадлежат ещё не забытому дню. Именно дневное солнце, пусть даже по-осеннему неяркое, дарит деревьям жизнь. А луна ведает тихими шорохами, неверным светом, скользящими расплывчатыми тенями. Всё это пугает лес, заставляя его замереть в тревожном ожидании.

«Он самый большой поэт… и самый большой чародей настроения, он наделён наиболее музыкальной душой и наиболее острым чутьём русских мотивов в пейзаже» (Игорь Эммануилович Грабарь – русский художник, искусствовед …об Исааке Левитане)

узор

Этюд к картине «Сумерки. Луна» :: Левитан Исаак Ильич, 1899 год
Этюд к картине «Сумерки. Луна»
Левитан Исаак Ильич, 1899 год
«Сумерки. Луна» :: Левитан Исаак Ильич, 1899 год
Сумерки. Луна
Левитан Исаак Ильич, 1899 год

узор

«Но что же делать, я не могу быть хоть немного счастлив, спокоен, ну, словом, не понимаю себя вне живописи. Я никогда ещё не любил так природу, не был так чуток к ней, никогда ещё так сильно не чувствовал я это божественное нечто, разлитое во всём, но что не всякий видит, что даже и назвать нельзя, так как оно не поддаётся разуму, анализу, а постигается любовью. Без этого чувства не может быть истинный художник. Многие не поймут, назовут, пожалуй, романтическим вздором – пускай! Они – благоразумие… Но это моё прозрение для меня источник глубоких страданий. Может ли быть что трагичнее, как чувствовать бесконечную красоту окружающего, подмечать сокровенную тайну, видеть бога во всём и не уметь, сознавая своё бессилие, выразить эти большие ощущения…» (Левитан Исаак Ильич)


Творческое домашнее задание по астрономии:

1 домашнее задание:
Перед Вами две репродукции картин великих русских художников запечатлевших на полотне Луну. Продемонстрируйте их учащимся, при этом назовите только имя художника, а вот название картины пусть учащиеся скажут Вам сами (погуляют по просторам сети интернет, полистают книги…). Подготовят небольшое библиографическое сообщение, или напишут сочинение по картине...

узор

Тишина :: Левитан Исаак Ильич, 1898 г.
Тишина
Левитан Исаак Ильич, 1898 год
Осенний пейзаж с заболоченной рекой при луне :: Саврасов Алексей Кондратьевич, 1871 год
Осенний пейзаж
с заболоченной рекой при луне

Саврасов Алексей Кондратьевич
1871 год

узор

«Тишина» – малоизвестная картина позднего периода творчества Левитана, для которого стало особенно характерным обращение к сумеречным, вечерним, лунным мотивам, так точно отражающим тревожное и беспокойное время конца 19-го века.

Саврасов Алексей Кондратьевич – русский художник-пейзажист, учитель Исаака Левитана. Картина «Осенний пейзаж с заболоченной рекой при луне» Алексея Кондратьевича Саврасова входит в масштабный цикл художника под названием «Осень». Под впечатлением личной трагедии (смерть дочери в 1871 г.) в произведениях Саврасова очень остро ощущается печаль, тревога… безмерная тоска.

2 домашнее задание:
Попросите учащихся скомпоновать свою собственную «лунную галерею». Кстати, морских пейзажей в лунном свете у Ивана Айвазовского на порядок больше чем представлено на моих зелёных страничках ;-)
А Вашему вниманию предлагаю ещё две репродукции – два настроения – два главенствующих цвета: холодный землистый серый питерской ночи Александра Беггрова и тёплый мистический синий кавказской ночи Архипа Куинджи.

узор

Вид на Неву и Адмиралтейскую набережную в лунную ночь :: Беггров Александр Карлович, 1882 год
Вид на Неву и Адмиралтейскую
набережную в лунную ночь

Беггров Александр Карлович, 1882 год
Дарьяльское ущелье. Лунная ночь :: Куинджи Архип Иванович, 1890-1895 год
Дарьяльское ущелье. Лунная ночь
Куинджи Архип Иванович
1890-1895 год

узор

узор

Дарьяльское ущелье в лунную ночь :: Айвазовский Иван Константинович, 1868 год
Дарьяльское ущелье
в лунную ночь

Айвазовский
Иван Константинович
1868 год

узор

По дну Дарьяльского ущелья бежит прославленный грозный Терек, вдоль него струится военно-грузинская дорога. Отвесные скалы уходят в высоту не меньше чем на километр. Контраст реки, водяных брызг, скал, за которыми сразу небо, делает ущелье неповторимым. Пейзаж полон мистической отстранённости от всего человеческого и укутан лёгкой грустью лунной ночи. Недаром Михаил Юрьевич Лермонтов именно над скалами Дарьяльского ущелья поселил своего Демона.

       И над вершинами Кавказа
       Изгнанник рая пролетал:
       Под ним Казбек, как грань алмаза,
       Снегами вечными сиял,
       И, глубоко внизу чернея,
       Как трещина, жилище змея,
       Вился излучистый Дарьял,
       И Терек, прыгая, как львица
       С косматой гривой на хребте,
       Ревел…
              Демон. Восточная повесть
              Михаил Юрьевич Лермонтов

Дарьяльское ущелье проходит по границе Грузии и России. Волей судеб этот величественный пейзаж разделяет государства, но – объединяет художников в стремлении запечатлеть это чудо отвесных стен, воды и воздуха.


Надеюсь, что эта статья сослужит добрую службу не только преподавателям астрономии, но и преподавателям литературы и изобразительного искусства, а также их учащимся ;-)

Успехов Вам в творчестве!


обновлено 09.11.2016

И снова Иван Константинович Айвазовский. Очень может быть, что эта зелёная страничка откроет для вас творчество гениального русского мариниста в совершенно другом ракурсе ;-)

узор

Чумаки на отдыхе :: Айвазовский Иван Константинович, 1885 год
Чумаки на отдыхе
Айвазовский Иван Константинович, 1885 год

узор

узор

Украинский пейзаж с чумаками при луне :: Айвазовский Иван Константинович, 1869 год
Украинский пейзаж
с чумаками при луне

Айвазовский Иван Константинович
1869 год
Долина Фордж вблизи Скарборо (Лунный свет) :: Джон Аткинсон Гримшоу
Долина Фордж вблизи Скарборо
Forge Valley, near Scarborough
Джон Аткинсон Гримшоу

узор

Чумаки (возчики, виноторговцы, солеторговцы) – категория населения, проживавшая на территории нынешней Украины и Юге России XVI–XIX веков, занимавшаяся торгово-перевозным промыслом. Чумаки отправлялись на волах к Чёрному и Азовскому морям за солью и рыбой, развозили их по ярмаркам, а также занимались доставкой других товаров.

узор

Старая усадьба в лунном свете :: Джон Аткинсон Гримшоу, 1882 год
Старая усадьба в лунном свете
The Old Hall Under Moonlight
Джон Аткинсон Гримшоу, 1882 год

узор

Джон Аткинсон Гримшоу (John Atkinson Grimshaw, 06.09.1836–13.10.1893) – выдающийся английский художник викторианской эпохи, известный своими изображениями ночного города и лунных пейзажей. На творчество Гримшоу огромное влияние оказали художники-прерафаэлиты. Следуя их стилю, он создавал свои полотна с величайшим вниманием к деталям, точно воспроизводя цвета и особенности освещения сцены. Рисовал улицы городов, виды доков Лондона, Лидса, Ливерпуля, Глазго в лунном свете. С величайшим мастерством прорабатывал Гримшоу свои полотна, добиваясь почти фотореалистичной чёткости.

«Его картины как будто пропитаны тусклым светом газовых фонарей; от них веет туманом с набережных – убедительно переданы жутковато-уютное тепло городской ночи и повседневная отчуждённость улиц и набережных» (искусствовед Филлип Дж. Уоллер).


обновлено 12.09.2012

И ещё две луны :-)))) русская луна ;-) Ефима Ефимовича Волкова и английская луна ;-) Генри Петера.

узор

Лунная ночь в лесу :: Волков Ефим Ефимович, 1899 год
Лунная ночь в лесу
Волков Ефим Ефимович
1899 год
Темза при лунном свете :: Генри Петер (Henry Pether, 1828–1865)
Темза при лунном свете
Генри Петер

узор

Волков Ефим Ефимович (23.03.1844–17.02.1920) – русский живописец – пейзажист, член Товарищества передвижных художественных выставок, действительный член и академик Императорской Академии художеств.
При своей жизни русский пейзажист и рисовальщик, передвижник Ефим Ефимович Волков был чрезвычайно популярен. Ему принадлежит более пятисот пейзажей, около тысячи этюдов и великое множество рисунков в альбомах. Во многих крупнейших государственных художественных музеях России имеются работы его кисти.
Современники называли Ефима Волкова «поэтом русской осени и русских туманов». Волков писал, в основном, пейзажи северной и средней полосы России: сюжетом своих картин он выбирал не красивые «ландшафты», а скромные уголки природы Русского Севера и в них старался подметить и передать присущие им поэзию и очарование. В лучших своих работах Волков одухотворяет пейзаж, придавая ему определённое настроение, созвучное с душевной настроенностью зрителя. Ефим Ефимович Волков избегает изображений бурного проявления стихии, и поэтому его творчеству присуще спокойное, поэтическое состояние природы – раннее утро или наступление вечера, появление луны, предзакатные сумерки. Его пейзажи притягивают тонкостью чувств и переживаний, высокой степенью одухотворённости природы. Таков, например, пейзаж «Лунная ночь в лесу», в котором художник мастерской кистью запечатлел тёплую летнюю ночь, полную чарующей неги.

Генри Петер (Henry Pether, 1828–1865) – английский живописец. Писал в основном пейзажи, особенно известны его пейзажи при лунном свете. Сын художника Авраама Петера, и брат Себастьяна Петера, также художника. Все трое – отец и оба сына – специализировались на пейзажах при лунном свете. Самым талантливым из них, пожалуй, был Генри.


обновлено 03.05.2013

И ещё две луны :-)))) Льва Феликсовича Лагорио и Василия Ивановича Сурикова.

узор

Ночной пейзаж :: Лагорио Лев Феликсович, 1886 год
Ночной пейзаж
Лагорио Лев Феликсович
1886 год
Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге :: Суриков Василий Иванович, 1870 год
Вид памятника Петру I
на Сенатской площади в Петербурге

Суриков Василий Иванович, 1870 год

узор


P.S.: Луна изменчива и противоречива….
Луна возводит на пьедестал смерть («Звёздная ночь» Ван Гога, «Башня. Кораблекрушение» Айвазовского…), она свидетельница отчаянья и боли, безмерной, заболоченной тоски…, но она же покровительствует ЛЮБВИ («Двое, созерцающие луну» Фридриха Каспара, «Неаполитанский залив в лунную ночь» Айвазовского…). Луна дарует радость и надежду…
Фазы луны – особая тема! Достаточно вспомнить «иноземных» оборотней, вампиров и русского/украинского Вия, но это уже будет совсем другая статья ;-) посвящённая новолунию и фазам луны.

§ «Лунные» обои для рабочего стола на сайте «Своя» (Луна и лунный свет) (в разрешениях 1920×1200, 1280×1024 и 2560×1600). Уходим от классики и балуем себя современными тенденциями ;-)





ваш комментарий *
 
ваше имя

защитный код (цифры с картинки) *




   Мариша [11.03.2016, 00:06]
Лунные пейзажи – восхитительное чародейство!
Творческое домашнее задание по астрономии просто шик!
"Украинский пейзаж с чумаками при луне" Константина Айвазовского действительно раскрыл творчество великого русского мариниста в совершенно необычном ракурсе!
Спасибо за страничку!
   гость [05.10.2016, 20:38]
Потрясающая статья!
Лунная живопись обворожительна!
   гость [01.12.2016, 23:22]
Шикарная Гофмановская сказка, которая приходит к людям только ночью. Пейзажи восхитительные!
Фридрих Каспар, Ван Гог, Айвазовский, Левитан, Гримшоу, Волков...
Высший класс!
   Эльвира [04.04.2017, 21:45]
Вечерний лес ещё не спит.
Луна восходит яркая.
И где-то дерево скрипит,
Как старый ворон каркая.
Всё этой ночью хочет петь.
А неспособным к пению
Осталось гнуться да скрипеть,
Встречая ночь весеннюю.
С.Я. Маршак
   Лидия [20.05.2017, 17:25]
Супер подборка! Луна в живописи это нечто!
Комментарии классные!

§ Описание Луны в поэтических произведениях
Предлагаю читателям зелёных страничек отправиться в увлекательную прогулку по лунной поэзии и живописи. Вашему вниманию золотая классика мировой литературы и живописи: Пушкин, Есенин, Лермонтов, Байрон, Шекспир, Гёте…, Айвазовский, Орловский, Гримшоу…
§ Молодой или старый месяц?
§ Галерея государственных флагов с изображением Луны
Изображение Луны на государственных флагах (Алжир, Коморские острова, Мавритания, Мальдивская Республика, Малайзия, Пакистан, Сингапур, Тунис, Турция). Серп, какого месяца изображён на флаге – молодого или старого?
§ Календарь: Времена года
Юлианский календарь, Григорианский календарь; Русский Новый год: 1 марта, 1 сентября, 1 января и… Старый Новый год: 14 января.
§ Времена года: Весна
Небольшое путешествие в мир славянской мифологии: Комоедица – двухнедельное празднование дня весеннего равноденствия – начала астрономической весны. А также… стихи о весне, восхитительные весенние пейзажи и роскошные цветочные натюрморты…
§ Времена года: Лето
День летнего солнцестояния – день астрономического начала лета.
§ Времена года: Осень
День осеннего равноденствия – день астрономического начала осени.
§ Времена года: Зима
Небольшое путешествие в мир русской мифологии: Корочун – день зимнего солнцестояния. Ночь Корочуна гораздо круче :-))) иноземного… кельтского Хэллоуина ;-)
§ Созвездие Лебедя
Увлекательное путешествие по звёздному небу к созвездию Лебедя…
§ Бриллиантовое семизвездие Стожар – Плеяды
Увлекательное путешествие по звёздному небу к бриллиантовому семизвездию Стожар. Мифы и легенды древней Греции и Курской губернии о Плеядах.


statistics
Рейтинг@Mail.ru       Яндекс.Метрика

Распространение материалов сайта приветствуется.
Ссылка на материалы весьма желательна, но не строго обязательна ;-)
«Знание должно служить творческим целям человека. Мало накоплять знания;
нужно распространять их возможно шире и применять в жизни». Рубакин Н.А.