iralebedeva.ru :: зелёный коллаж с цветами
КОНТАКТЫ
E-mail: ira.alma@yandex.ru
Телефон: +7 910 317 0585
ВКонтакте:
https://vk.com/iralebedeva_vk


iralebedeva.ru :: зелёный коллаж с цветами
обновлено 13.05.2019
опубликовано 18.03.2016

год российского кино – 2016
Физика и художественная литература

Особенностью живого ума является то, что ему нужно
лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом
долго размышлять и многое понять.
Джордано Бруно
Джордано Бруно (Giordano Bruno; 1548–1600) – итальянский философ и поэт.


ФИЗИКА И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Механические волны – звук

Предлагаю вниманию читателей интегрированный сборник качественных задач по физике на тему «Механические волны – звук». Отрывки из художественных произведений послужат нам своеобразными условиями для сформулированных к ним физическим вопросам. По сложившейся традиции зелёных страничек побалуем себя биофизикой и шедеврами мировой живописи.

Главная фишка сборника ;-) – задача, посвящённая непревзойдённому шедевру советского кинематографа – Шерлоку Холмсу всех времён и народов в исполнении Василия Борисовича Ливанова… и году российского кино (2016). В основу задачи лёг диалог Шерлока Холмса и доктора Ватсона из первой серии советского сериала о знаменитом лондонском сыщике Шерлоке Холмсе – по мотивам рассказа Артура Конан Дойла «Пёстрая лента». Прибавим к этой задаче восхитительные иллюстрации из книги Альфреда Эдмунда Брема «Жизнь животных: Змеи»

Официальный логотип Года российского кино – 2016

Задача №1
СЛЫШАТ ЛИ ЗМЕИ?
«Шерлок Холмс и доктор Ватсон», 1 серия: «Знакомство»
по мотивам рассказа «Пёстрая лента»

Диалог Шерлока Холмса и доктора Ватсона из советского телевизионного сериала по мотивам рассказов Артура Конан Дойла о лондонском сыщике Шерлоке Холмсе, вышедшего на экраны в 1980 году
«…– Но откуда этот таинственный свист?
– Чтобы скрыть улики, Ройлотт вызывал змею обратно свистом – к тому месту, где стояло блюдечко с молоком.
– Холмс, это исключено. Сразу видно, что вы мало читаете. Последние опыты доказали, что змеи глухи, они ничего не слышат.
– Да? Я этого не знал. Но Ройлотт о чём-то таком догадывался, потому что, не очень доверяя свисту, он ещё постукивал по стене. А все глухие твари очень чувствительны к малейшей вибрации. Вы знаете, когда в темноте зашуршало, я стал наугад бить палкой по шнуру и, видно, попал по змее, потому что, возвращаясь, она в ярости укусила первого, кто ей подвернулся – своего хозяина. Вот и вся история…»

Как вы можете прокомментировать эти строки из диалога Шерлока Холмса и доктора Ватсона? Известно, что змеи не имеют наружных ушей и барабанных перепонок. Каким же образом они воспринимают звуковые колебания?

Для любознательных: И по сей день бытует мнение, что змеи абсолютно глухи. Это утверждение не совсем верно. Не имея наружных ушей и барабанных перепонок, змеи слышат особенным, внутренним ухом, улавливая колебания, распространяющееся по земле или воде. Так что неподражаемый Шерлок Холмс таки как всегда прав ;-) Кроме того, у змей отлично развито обоняние! А ещё… некоторые змеи (гремучие змеи, щитомордники…) обладают своеобразными термолокаторами. Позади и несколько ниже ноздрей у змеи расположены лицевые ямки. Высокая чувствительность к инфракрасному свету позволяет ей и ночью отыскивать жертву. Установлено, что термолокатор змеи реагирует на разность температур в 0,001°C. Так что арсенал замены обыкновенных ушей у змей весьма внушительный, и змеи слышат, но только не так, как мы с вами :-)

Иллюстрации из книги Альфреда Эдмунда Брема
«Жизнь животных: Змеи»

узор

Подковчатый полоз :: из книги Альфреда Брема «Змеи», 1913 год
Подковчатый полоз
Hufeisennatter
неядовитая змея
 
Обыкновенная гадюка :: из книги Альфреда Брема «Змеи», 1913 год
Обыкновенная гадюка
Kreuzotter
ядовитая змея

узор

Вальтер Хойбах (Walter Heubach; 1865–1923) – немецкий художник-анималист.

узор

Храмовая куфия :: из книги Альфреда Брема «Змеи», 1913 год
Храмовая куфия
Waglers Baumotter
ядовитая змея
 
Куроед :: из книги Альфреда Брема «Змеи», 1913 год
Куроед
Hühnerfresser
неядовитая змея

узор

Задача №2
ПЕВЧЕСКИЕ ГОЛОСА
«Соборяне», 1872 год. Николай Семёнович Лесков
«– Бас у тебя, – говорил регент, – хороший, точно пушка стреляет; но непомерен ты до страсти, так что чрез эту непомерность я даже не знаю, как с тобой по достоинству обходиться…»
К какому диапазону звуковых волн относят бас – низкочастотному или высокочастотному?

Ответ: К низкочастотному.

Для любознательных: Высота издаваемого звука зависит от числа колебаний голосовых связок в 1 секунду (величина эта измеряется в герцах; 1 герц – это одно колебание в секунду). Голосовые складки способны приходить в колебательные движения не только целиком, всей своей массой, но и отдельными участками. Только этим можно объяснить то, что одни и те же голосовые складки могут колебаться с различной частотой: примерно от 80 до 10000 колебаний в секунду и даже больше. Тоновый диапазон человеческого голоса представлен последовательностью тонов, которые могут быть произведены голосовым аппаратом в пределах границ между самым низким и самым высоким звуками. Человеческий голос обычно включает в себя тоны от 64 до 1300 герц.
Бас – это низкий певческий мужской голос. Отличается большой глубиной и полнотой звучания. Самый низкий тон, который может быть взят человеческим голосом, – это «фа» контроктавы с частотой 43,2 герца. В оперных произведениях и ораториях басы используют обычно низкий звук «ре» большой октавы – 72,6 герца.
Певческие голоса определяются интервалом между наиболее низкой и высокой нотами, которые певец в состоянии воспроизвести и делятся по высоте на мужские (бас, баритон и тенор) и женские (контральто, меццо-сопрано, сопрано и колоратурное сопрано). Диапазоны основных групп певческих голосов распределяются следующим образом:

  • Бас ≈ 82–349 Гц
  • Баритон ≈ 110–392 Гц
  • Тенор ≈ 131–523 Гц
  • Контральто ≈ 165–780 Гц
  • Меццо-сопрано ≈ 220–880 Гц
  • Сопрано ≈ 262–1046 Гц
  • Колоратурное сопрано ≈ 330–1397 Гц

Задача №3
СКРЫП МОРОЗА ПОД САПОГОМ
«Ночь перед Рождеством», 1829–1832 гг. Николай Васильевич Гоголь
«Последний день перед Рождеством прошёл. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звёзды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты…»
Почему, чем крепче мороз, тем сильнее скрипит под ногами снег?

Ответ: Скрип снега при значительных морозах объясняется тем, что снежинки под давлением ноги человека, полозьев саней или колёс машины не плавятся, как при более высоких температурах, а разламываются и перемещаются. И чем ниже температура, тем сильнее скрипит снег.

узор

…Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звёзды.
…скрып мороза под сапогом слышался за полверсты…

Украинская ночь. Зима :: Вельц Иван Августович, 1898 год
Украинская ночь. Зима
Вельц Иван (Иоганн-Александр) Августович, 1898 год

узор

Вельц Иван (Иоганн-Александр) Августович (1866–1926) – русский живописец-пейзажист австрийского происхождения.

Задача №4
ТИШИНА СНЕГОПАДА
«Сумерки», 1921 год. Владислав Фелицианович Ходасевич
«…Снег навалил. Всё затихает, глохнет.
Пустынный тянется вдоль переулка дом…»

Почему после обильного снегопада на городских улицах воцаряется непривычная тишина? Конечно, машин и людей на улице становится меньше, чем обычно, но только ли этим можно объяснить волшебную тишину, опустившуюся на город после обильного снегопада.

Ответ: Между пушинками свежевыпавшего снега существуют маленькие полости, благодаря которым такой снег поглощает звук так же, как звукопоглощающие покрытия в современных служебных помещениях. По мере уплотнения снега поглощение звука в нём ослабевает.

узор

после обильного снегопада…
Троице-Сергиева лавра :: Дубовской Николай Никанорович, 1910–1911 год
Троице-Сергиева лавра
Дубовской Николай Никанорович, 1910–1911 год

узор

Дубовской Николай Никанорович (17.12.1859–28.02.1918) – русский живописец, член Товарищества передвижников.

Задача №5
НЕСТРОЙНЫЙ ГОВОР СЕЛЬСКОЙ ЯРМАРКИ
«Сорочинская ярмарка», 1829–1832 гг. Николай Васильевич Гоголь
«…Вам, верно, случалось слышать где-то валящийся отдалённый водопад, когда встревоженная окрестность полна гула и хаос чудных неясных звуков вихрем носится перед вами. Не правда ли, не те ли самые чувства мгновенно обхватят вас в вихре сельской ярмарки, когда весь народ срастается в одно огромное чудовище и шевелится всем своим туловищем на площади и по тесным улицам, кричит, гогочет, гремит? Шум, брань, мычание, блеяние, рёв – всё сливается в один нестройный говор. Волы, мешки, сено, цыганы, горшки, бабы, пряники, шапки – всё ярко, пестро, нестройно; мечется кучами и снуётся перед глазами. Разноголосные речи потопляют друг друга, и ни одно слово не выхватится, не спасётся от этого потопа; ни один крик не выговорится ясно…»
Почему «…ни один крик не выговорится ясно» на фоне вихря сельской ярмарки? Поясните, почему «разноголосые речи потопляют друг друга…».

Ответ: В толпе отдельные голоса накладываются друг на друга и превращаются в «единый звук» – «нестройный говор сельской ярмарки» – шум – «хаос чудных неясных звуков». В общем и целом шум это совокупность множества разнообразных кратковременных звуков, представляющий собой наложение большого числа колебаний с близкими амплитудами, но различными частотами.

узор

встревоженная окрестность полна гула
и хаос чудных неясных звуков вихрем носится перед вами…

Ярмарка. (Малороссия) :: Маковский Владимир Егорович, 1885 год
Ярмарка. (Малороссия)
Маковский Владимир Егорович, 1885 год

узор

Маковский Владимир Егорович (07.02.1846–21.02.1920) – русский жанровый живописец, академик и действительный член Императорской Академии художеств, член Товарищества передвижных художественных выставок. Брат Константина Егоровича Маковского.

узор

Строительство железной дороги :: Пукирев Василий Владимирович, 1871 год
Строительство
железной дороги

Пукирев
Василий Владимирович
1871 год

узор

Задача №6
СТУК КОЛЁС ПОЕЗДА
«Антоновские яблоки», 1900 год. Иван Алексеевич Бунин
«…Вон, кажись, пассажирский поезд идёт…
Долго прислушиваемся и различаем дрожь в земле, дрожь переходит в шум, растёт, и вот, как будто уже за самым садом, ускоренно выбивают шумный такт колеса: громыхая и стуча, несётся поезд… ближе, ближе, всё громче и сердитее… И вдруг начинает стихать, глохнуть, точно уходя в землю…»

Почему колёса поезда «выбивают шумный такт»? Как возникает этот специфический, усыпляющий пассажиров стучащий звук? В какое время года – зимой или летом стук колёс поезда будет более сильным и выразительным?

Ответ: При укладке железнодорожных рельсов в полотно, учитывая суровый российский климат, между рельсами оставляют небольшие зазоры в стыках, рассчитанные на удлинение рельсов в летнее время, когда они сильно нагреваются солнцем. Стук возникает, когда колёса поезда, наезжая на стыки между рельсами, прогибают их своей тяжестью и, ударяя по рельсу, со стуком «запрыгивают» на следующий участок пути (удар будет тем сильней, чем больше зазор в стыке). Затем к стыку между рельсами подъезжает следующая колёсная пара, вследствие чего звук повторяется – колёса поезда «выбивают шумный такт».
Зимой рельсы сужаются, размер зазора в стыке увеличивается, соответственно удар колёс о стык зимой будет выразительнее и сильней, чем летом.

Пукирев Василий Владимирович (1832–1890) – русский жанровый живописец.

Задача №7
ВОРОНИЙ ГРАЙ ЛЕТЯЩЕГО ТРАМВАЯ
«Заблудившийся трамвай», 1919 год. Николай Степанович Гумилёв
«Шёл я по улице незнакомой
И вдруг услышал вороний грай,
И звоны лютни, и дальние громы,
Передо мною летел трамвай…»

Объясните причины возникновения таких разноголосых и поэтических звуков «летящего» трамвая.

Для любознательных: Грай – громкий беспорядочный птичий крик, карканье («вороний грай», «вороны грают к дождю»).
Лютня – старинный струнный щипковый музыкальный инструмент.
Происхождение лютни доподлинно неизвестно. Различные варианты инструмента использовались с древнейших времён в культурах Египта, Греции, Рима, Болгарии, Китая… В начале VII века схожие по форме варианты лютни появились в Персии и Византии. В VI веке, лютня с короткой шейкой распространилась по всему балканскому полуострову, а в VIII веке лютня была привнесена маврами в культуры Испании и Каталонии, таким образом вытеснив доминировавшие до этого в Средиземноморье лютни с длинной шейкой, пандуру и цистру. История последних на этом, однако, не закончилась: на их основе возникли итальянская гитара, колашоне и китарроне.

узор

Лютня – старинный струнный щипковый музыкальный инструмент
Юноша с лютней :: Караваджо, 1595-1596 гг.
Юноша с лютней
Караваджо, 1595-1596 гг.

узор

Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio; 29.09.1571–18.07.1610) – итальянский художник, основатель реализма в живописи, один из крупнейших мастеров барокко.

Задача №8
ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ГРОМКОСТЬ ЗВУКА?
«Рассказ аэронавта», 1880 год. Лев Николаевич Толстой
«…Я только потому замечал, что лечу кверху, что всё меньше и меньше становилась подо мной картинка города и дальше становилось видно. Земля точно росла подо мной, становилась шире и шире, и вдруг я заметил, что земля подо мной стала, как чашка. Края были выпуклые, – на дне чашки был город. Мне веселее и веселее становилось. Весело и легко было дышать и хотелось петь. Я запел, но голос мой был такой слабый, что я удивился и испугался своему голосу…»
Объясните описанное в этих строках явление. Почему голос аэронавта стал слабым?

Ответ: Громкость звука зависит от плотности воздуха. Чем меньше плотность воздуха, тем слабее звук. Плотность воздуха убывает с высотой. Поэтому голос аэронавта был слабым.

Задача №9
ТРЕСК ЛУЧИНЫ
«Метель», 1847 год. Афанасий Афанасьевич Фет
«…Всё молчит, – лучина с треском
Лишь горит багровым блеском,
Да по кровле ветр шумит…»

Почему лучина горит с треском, а ветр шумит? Объясните причины возникновения этих звуков.

Ответ: В древесине всегда содержится некоторое количество влаги. В процессе горения лучины, под влиянием высокой температуры влага очень быстро превращается в пар, который увеличиваясь в объёме, с силой разрывает древесные волокна.
Треск лучины – это звуки сопровождающие небольшие взрывы, отбрасывающие кусочки обогревшей древесины.
При обтекании ветром ветвей деревьев, фасадов зданий и кровли воздушный поток становится неустойчивым и с препятствий могут срываться вихри. Они и создают колебания давления воздуха, которые мы воспринимаем как звуки.

узор

треск горящей лучины и бабушкины сказки…
Бабушкины сказки :: Максимов Василий Максимович, 1867 год
Бабушкины сказки
Максимов Василий Максимович, 1867 год

узор

Максимов Василий Максимович (29.01.1844–01.12.1911) – российский жанровый живописец, член Товарищества передвижников.

Для любознательных: Лучина – тонкая длинная щепка от сухого полена, предназначенная для растопки печи или для освещения избы.

Задача №10
НЕСЛЫШИМАЯ НОТА ВУДА
«Роберт Вильямс Вуд. Современный чародей физической лаборатории»
1941 год. Вильям Сибрук

«…Джон Болдерстон репетировал в театре «Лайрик» пьесу, где время действия должно было во время одного затемнения сцены переноситься от наших дней к 1783 году. Как сделать «перескок» психологически и эмоционально эффективным – эту задачу предложил решить Вуд. Его идея заключалась в том, что очень низкая нота, почти не слышимая, но колеблющая барабанную перепонку, произведёт ощущение «таинственности» и сообщит зрителям необходимое настроение. Это было выполнено с помощью органной «сверхтрубы», длиннее и толще, чем те, которые применяются в церковных органах. Трубу решили испытать на репетиции. Только Роберт Вуд, Лесли Ховард, Болдерстон и постановщик Джильберт Миллер в зале знали, что произойдёт. Вопль с затемненной сцены означал перерыв в 145 лет. Здесь включили «неслышимую» ноту Вуда. Последовал эффект вроде того, который предшествует землетрясению. Стекло в канделябрах старинного «Лайрик» зазвенело, и все окна задребезжали. Всё здание начало дрожать, и волна ужаса распространилась на Шэфтсбюри Авеню. Миллер распорядился, чтобы «такую-сякую» органную трубу немедленно выкинули…»
О какой неслышимой ноте Вуде, захлестнувшей волной ужаса не только здание театра «Лайрик», но и улицу, идёт речь в этом отрывке?

Ответ: Неслышимая нота Вуда, захлестнувшая волной ужаса театр «Лайрик», это инфразвук – упругие колебания и волны с частотами, лежащими ниже области слышимых человеком частот. Обычно за верхнюю границу инфразвукового диапазона условно принимают 15–40 Гц.
Основная особенность инфразвука, обусловленная его низкой частотой, – малое поглощение. Из-за большой длины волны на инфразвуковых частотах мало и рассеяние звука в естественных средах. Инфразвук почти невозможно изолировать, и все звукопоглощающие материалы теряют эффективность на инфразвуковых частотах.
Установлено, что инфразвук с высоким уровнем интенсивности (120 децибел и более) оказывает вредное влияние на человеческий организм. Ещё более вредными являются инфразвуковые вибрации, поскольку при их воздействии могут возникать опасные резонансные явления отдельных органов человеческого тела.

Задача №11
ПОЧЕМУ РЕКИ ШУМЯТ?
«Страшная месть», 1829–1832 гг. Николай Васильевич Гоголь
«…Слышно только, как глухо шумит внизу Днепр и с трёх сторон, один за другим, отдаются удары мгновенно пробудившихся волн. Он не бунтует. Он, как старик, ворчит и ропщет; ему всё не мило; всё переменилось около него; тихо враждует он с прибрежными горами, лесами, лугами и несёт на них жалобу в Чёрное море…»
Почему реки шумят? «Днепр, как старик, ворчит и ропщет…» Объясните причины возникновения этого шума.

узор

глухо шумит внизу Днепр…
Окрестности Киева. Над Днепром :: Орловский Владимир Донатович, 1884 год
Окрестности Киева. Над Днепром
Орловский Владимир Донатович, 1884 год

узор

Орловский Владимир Донатович (1842–1914) – украинский живописец-пейзажист.

Задача №12
БАРАБАННАЯ ДРОБЬ ДОЖДЯ
«Пушкин», 1936 год. Юрий Николаевич Тынянов
«…По ночам она просыпалась, дождик барабанил в окно; кто-то шуршал по соломенной кровле, словно оступался, – потом раздавался неожиданно птичий крик и грай, звук сильного быстрого ветра, точно над ней раздували мехи; она зажигала свечу…»
Объясните причины возникновения таких поэтических звуков ненастной ночи. Поясните почему «дождик барабанил в окно»? Крупный дождь можно отличить от мелкого по звуку, возникающему при ударах капель о крышу или об окно. На чём основана такая возможность?

Ответ: Крупные капли дождя ударяют с большей силой и возбуждают колебания большей амплитуды. Поэтому от них прослушивается более громкий звук.

Задача №13
ПОЮЩИЕ ПЕСКИ
«Сердца трёх», 1919–1920 год. Джек Лондон
«…Через полчаса путники дошли до отлогих песчаных дюн. И снова старик отпрянул назад. Каждый шаг по песку вызывал целую какофонию звуков. Люди замирали на месте – и всё замирало вокруг. Но стоило сделать хотя бы шаг, и песок снова начинал петь.
– «Когда боги смеются, берегись!» – предостерегающе воскликнул старик.
Он начертил пальцем круг на песке, и, пока он чертил, песок выл и визжал; затем старик опустился на колени, – песок взревел и затрубил. Пеон, по примеру отца, тоже вступил в грохочущий круг, внутри которого старик указательным пальцем выводил какие-то каббалистические фигуры и знаки, – и при этом песок выл и визжал.
Леонсия, до смерти напуганная всем этим, прильнула к Генри и Френсису. Даже Френсис был ошеломлён.
– Эхо, конечно, гулкое, – сказал он. – Но ведь тут не только эхо. Ничего не понимаю! Говоря по совести, это начинает действовать мне на нервы.
– Вздор! – возразил Генри и пошевелил песок ногой: послышался рёв. – Это поющий песок. Мне доводилось видеть такой на Кауайе, одном из Гавайских островов, – дивное место для туристов, уверяю вас. Только здесь песок лучше и куда голосистее. Учёные придумали десяток мудрёных теорий, объясняющих это явление. Я слышал, что оно наблюдается и в других местах земного шара. В таких случаях нужно брать в руку компас и, следуя ему, пересекать пески. Эти пески хоть и лают, но, к счастью, не кусаются…»

У многих народов существуют различные легенды о таинственном звучании песка – легенды о стонущих дюнах, поющих барханах… Что заставляет пески звучать – лаять, визжать, реветь, петь…? О каких мудрёных теориях, объясняющих это явление, упоминает Генри – один из главных героев романа Джека Лондона «Сердца трёх»? Подготовьте на эту тему развёрнутое сообщение.

узор

Караван в песчаных дюнах Бу-Саада :: Эжен Алексис Жирарде
Караван в песчаных дюнах Бу-Саада
Эжен Алексис Жирарде

узор

Эжен Алексис Жирарде (Eugene-Alexis Girardet; 31.05.1853–05.05.1907 – французский художник, востоковед.

Для любознательных:
«Поющие пески» в России
«Поющие пески» в России отмечены на Кольском полуострове и в Восточном Прибайкалье… Вот что рассказывал советский геолог Владимир Константинович Маляревский в «Известиях Всесоюзного Географического общества» о поющих песках Кольского полуострова: «На первые же шаги песок пляжа ответил глухим ворчанием… Налетевший порыв ветра взметнул песок, и вокруг меня всё запело, зазвенело… Струйка песка, высыпаемого на поверхность дюны, издавала высокий, звенящий свист. Мешочек, в который был взят образец песка, при встряхивании точно взлаивал. Если я пытался этот мешочек помять, он начинал хрюкать и взвизгивать, как поросёнок…» («Поющие пески», журнал «Огонёк», №24 июнь 1950 года)
«Поющий бархан» в Казахстане
На правом берегу реки Или в Алма-Атинском национальном парке «Алтын-Эмель» находится знаменитый «Поющий бархан». Знаменит он тем, что в сухую погоду его пески, отливающие золотом, издают звуки, похожие на мелодию органа. Песок тут звучит, когда начинает осыпаться. Звук то усиливается, то ослабевает… Когда дует сильный ветер, звук столь громкий, что иногда слышен за несколько километров. Старики из казахских селений рассказывают, что внутри бархана воет шайтан, упрятанный туда Аллахом. Люди, посетившие это интересное место, рассказывают: если в безветренный день подняться на вершину бархана и сбежать по его склону вниз, возникает громкий, необычный звук, напоминающий рокот двигателей летящего самолёта…
Одна из теорий, объясняющих пение песчаных дюн, основана на резонансных процессах происходящих в дюне. При исследовании размеров и форм песчаных зёрен, учёные выяснили, что, «умеющие петь» песчинки, покрыты тонким слоем железа, кремния и марганца… Такое специфическое покрытие – своеобразная «глазировка» вполне возможно, образовалась на песчинках в те далёкие времена, когда они лежали глубоко под водой на дне доисторического океана. Такие «глазированные» песчинки, сталкиваясь с другими такими же песчинками во время обрушения песка на песчаной дюне, и рождают необычные звуки – пение дюны. Для того чтобы песчаная дюна запела, достаточно всего 2-3-сантиметрового слоя таких зёрен – песчинок. Однако, чтобы звуки совпали по частоте и возникли резонансные процессы, требуется определённый размер песчинки.
«Поющие пески», несмотря на всю доступность их для непосредственного изучения, – до сих пор ещё одна из загадок природы, ждущих объяснения ;-)

Задача №14
ЗВУКОВОЕ ЭХО
«Эхо», 1831 год. Александр Сергеевич Пушкин
«Ревёт ли зверь в лесу глухом,
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поёт ли дева за холмом –
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг…»

Эти стихотворные строки описывают интересное физическое явление – эхо. Какова физическая природа этого явления?

Ответ: Мы слышим эхо, находясь на лесной поляне, в ущелье, плывя по реке между высоких берегов, путешествуя в горах, понимаясь по лестнице в подъезде.
Эхо это акустическая волна, отражённая от какого-то препятствия и принятая наблюдателем. Звуковое эхо воспринимается человеческим ухом раздельно от первичного сигнала (короткого звукового импульса) только лишь в том случае, если он запаздывает не менее чем на 0,05–0,06 с. Неизгладимое впечатление производит многократное эхо, возникающее, когда какой-нибудь довольно громкий звук – выстрел, хлопок, пронзительный крик или выразительный хохот, порождает не один, а целую серию следующих друг за другом звуковых откликов. В гористой местности эхо может быть многократным вследствие многократного отражения звука. Тихие безветренные дни наиболее удобны для наблюдения эха. Так как скорость ветра вблизи земли почти всегда меньше, чем наверху, волновой фронт звука, издаваемого человеком, загибается вверх и при отражении может пройти выше человека, который пытается услышать своё эхо.

Задача №15
ЛЯГУШАЧИЙ ХОР
«Конокрады», 1903 год. Александр Иванович Куприн
«…Лягушки заливались теперь со всех сторон. Казалось, что весь воздух дрожал от их страстных, звенящих криков, которым вторили глухие, более редкие, протяжные стоны больших жаб. Небо из зелёного сделалось тёмно-синим, и луна сияла на нём, как кривое лезвие серебряной алебарды…»
Лягушки и жабы обладают весьма громкими и довольно разнообразными голосами. У некоторых видов лягушек в основании или по бокам рта имеются голосовые мешки (полые выросты стенок ротовой полости), которые при крике, наполняясь воздухом, раздуваются как пузыри. Каково назначение голосовых мешков?

Ответ: При помощи голосовых мешков самцы лягушек и жаб во время брачного периода усиливают издаваемые ими призывные звуки, привлекающие самок. Голосовые мешки служат лягушкам и жабам резонаторами – усилителями звука.

Иллюстрации из книги Джорджа Альберта Буленджера
«Бесхвостые земноводные Европы», 1897 год

узор

Камышовая жаба (Bufo calamita) :: из книги Джорджа Альберта Буленджера «Бесхвостые земноводные Европы»
Камышовая жаба
Bufo calamita
 
Озёрная лягушка (Pelophylax ridibundus) :: из книги Джорджа Альберта Буленджера «Бесхвостые земноводные Европы»
Озёрная лягушка
Pelophylax ridibundus

узор

Джордж Альберт Буленджер (George Albert Boulenger; 19.10.1858–23.11.1937) – бельгийско-британский зоолог и ихтиолог.

Задача №16
ГУСЛИ-САМОГУДЫ, ИЛИ ЭОЛОВА АРФА
«Гофманская капля», 1846 год. Владимир Иванович Даль
«…Тут же, у одного окна, была приделана с большим искусством эолова арфа, о которой народ бредил удивительными нелепицами. Когда в сумерки окно это растворялось и гусли-самогуды начинали издавать нежныя и полныя созвучия свои, то народ стоял толпами под окном и слушал до самой полуночи, припоминая сразу об Иване-Царевиче, о жар-птице и о гуслях-самогудах, о которых досель слыхивал только в сказках, а теперь видел их наяву…»
Что такое эолова арфа или гусли-самогуды? Какое физическое явление положено в основу принципа работы эоловой арфы?

Для любознательных: Гусли – старинный струнный щипковый музыкальный инструмент, разновидностью которого является арфа, лира, псалтерий, жетыген… Существует гипотеза, что предком гуслей является древнегреческая кифара.
Гусли-самогуды, или Эолова арфа – тоже струнный инструмент, но не щипковый… Звучит он благодаря ветру, колеблющему его струны. Музыкальным инструментом в строгом смысле этого слова Эолова арфа не является, так как не требует участия музыканта-исполнителя. Названа она была по имени древнегреческого бога Эола – повелителя ветров.
Ветер приводит в колебания струны арфы. Колеблющиеся струны то уплотняют, то разряжают воздух, а благодаря упругости воздуха эти чередующиеся воздействия передаются дальше в пространство – от слоя к слою, возникают упругие волны. Достигая нашего уха, они воздействуют на барабанные перепонки и вызывают ощущение звука – музыки.
Эоловы арфы обычно размещают на крышах и фронтонах зданий (например, в оконных проёмах), в парковых беседках, ротондах, гротах… Для обустройства эоловой арфы используют струны одинаковой длины, но различной толщины и степени натяжения, которые обычно настраиваются в унисон. При такой настройке, струны эоловой арфы при колебании издают не только основной тон, но и обертоны, так что общий диапазон эоловой арфы оказывается довольно значительным. Чем сильнее ветер, тем более высокие обертоны слышны. При слабом дуновении ветра звучание эоловой арфы очень лёгкое, трогательное и нежное, а вот в ненастье при резких порывах ветра – пронзительное, грубое и громкое.

узор

Русские шлемовидные гусли
Баян :: Васнецов Виктор Михайлович, 1910 год
Баян
Васнецов Виктор Михайлович, 1910 год

узор

Васнецов Виктор Михайлович (15.05.1848–23.07.1926) – русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи.

«…Баян, братья, не десять соколов на стадо лебедей пускал, а на живые струны свои вещие персты возлагал, и они сами князьям славу рокотали…» («Слово о полку Игореве», 1185 г., памятник древнерусской литературы).

Баян – «песнотворец», древнерусский певец и сказитель имя которого несколько раз упоминается в «Слове о полку Игореве».

узор

Кельтская арфа
Тристан и Изольда :: Эдмунд Блэр Лейтон, 1907 год
Тристан и Изольда
Эдмунд Блэр Лейтон, 1907 год

узор

Эдмунд Блэр Лейтон (Edmund Blair Leighton; 21.09.1853–01.09.1922) – английский художник.

Задача №17
КАКОФОНИЯ – МОДНАЯ МУЗЫКА :-)
«Незнайка в Солнечном городе», 1958 год. Николай Николаевич Носов
«…В общем, ветрогоны – это, как уже говорилось, была такая публика, которая любила делать неудовольствия другим коротышкам. Некоторые ветрогоны скоро поняли, что, развлекаясь на улице, они не могут доставить неудовольствие сразу большому количеству жителей, поэтому их мечтой стало забраться в помещение, где было бы побольше коротышек, и устроить переполох. Этот замысел удалось выполнить нескольким ветрогонам, которые пробрались в концертный зал и при большом стечении публики принялись давать концерт на расстроенных и испорченных музыкальных инструментах. Это была такая дикая музыка, что никакое ухо не могло выдержать; но ветрогоны распустили слух, что это самая модная теперь музыка и называется она какофония.
Эта какофония стала распространяться по городу, и скоро появилось ещё несколько оркестров, которые играли на поломанных и расстроенных инструментах. Особенно модным в то время считался какофонический оркестр «Ветрофон». Он был небольшой и состоял всего из десяти коротышек. Один из этих коротышек играл на консервной банке, другой пел, третий пищал, четвёртый визжал, пятый хрюкал, шестой мяукал, седьмой квакал; остальные издавали другие разные звуки и били в сковороды.
Любители музыки приходили на концерты этих модных оркестров, слушали и с истерзанными до боли ушами возвращались домой, проклиная на чём свет стоит всякую какофонию, ветрофонию и своё собственное существование в придачу…»

Поясните, что такое какофония. Почему любители музыки с концертов модных оркестров, под руководством ветрогонов, возвращались домой «с истерзанными до боли ушами»? Каково влияние звуков на организм человека? Подготовьте на эту тему развёрнутое сообщение. Шумовое загрязнение современных городов; чрезмерное увлечение наимоднейшими устройствами для прослушивания музыки; беспардонное навязывание некоторыми средствами массовой информации – ветрогонами откровенно бездарных «музыкальных шедевров»… достойно лягут в основу вашего интереснейшего исследования ;-)

Для любознательных: Какофония это негармоническое, режущее слух сочетание звуков, неблагозвучие (в музыке, в стихах).

узор

умопомрачительная какофония ;-)
Незнайка «Музыкант» :: Владимирский Леонид Викторович, 1957 год
Незнайка «Музыкант»
Владимирский Леонид Викторович, 1957 год

узор

Владимирский Леонид Викторович (21.09.1920–18.04.2015) – советский и российский график и иллюстратор, писатель.

Задача №18
ПЕНИЕ ТОКУЮЩЕГО ГЛУХАРЯ
«На глухарей», 1899 год. Александр Иванович Куприн
«…Чистая дробь незаметно и быстро переходит в сплошной жёсткий и резкий звук, похожий скорее на скрежет, чем на шипенье, и напоминающий звук, происходящий от трения двух металлических поверхностей. Этот скрежет продолжается недолго – секунды четыре, – но зато в эти секунды глухарь абсолютно ничего не видит и не слышит, потому что плотно зажмуривает глаза, а уши у него герметически закупориваются отростками челюстных костей. В эти секунды можно выпалить из пушки в расстоянии четверти аршина от его головы: он не обратит на выстрел никакого внимания и всё-таки докончит своё колено. Уже много времени спустя я узнал, что все эти звуки глухарь производит своим кривым и твёрдым клювом. Глухарь – единственная птица, у которой нет языка, но зато огромная полость его рта представляет собою прекраснейший резонатор. Начиная песню, он ударяет верхнею частью клюва о нижнюю. Ударит и прислушается. Потом ещё ударит и ещё прислушается, и ударяет всё чаще и чаще, пока не переходит в дробь. Тогда глухарь уже не в силах остановиться. В диком любовном экстазе он трёт одной челюстью о другую, ожесточенно скрежещет ими и забывает в эти мгновения об опасности, и о многочисленных врагах, и о мудром благоразумии, и решительно обо всём на свете…»
Как вы можете прокомментировать этот отрывок, руководствуясь законами физики? Правда ли, что у глухаря нет языка? Или это охотничья байка? К физике этот вопрос отношения вроде как не имеет, но выяснить отношения с глухарём «по всем фронтам» будет интересно ;-)

узор

Бьющиеся глухари :: Фердинанд фон Райт, 1886 год
Бьющиеся глухари
Фердинанд фон Райт, 1886 год

узор

Фердинанд фон Райт (Ferdinand von Wright, 1822–1906) – финский художник.

Для любознательных: Глухарь (Tetrao urogallus) – крупная птица из семейства фазановых, отряда курообразных. Названием «глухарь» птица обязана известной особенности токующего в брачный период самца утрачивать чуткость и бдительность, чем часто пользуются охотники. Причина временной глухоты глухаря кроется в особенностях его анатомического строения. В его слуховом проходе имеется небольшой нарост, или складка, обильно снабжённая кровеносными сосудами. Во время токования складка эта наливается кровью и довольно сильно набухает. Когда глухарь, широко раскрывает клюв во время пения и надавливает на эту складку одной из косточек черепа, она почти полностью перекрывает слуховой проход, в результате чего «влюблённый певец» становится глухим на некоторое время.

узор

Глухариный ток с глухарём-альбиносом :: Комаров Алексей Никанорович, 1948 год
Глухариный ток с глухарём-альбиносом
Комаров Алексей Никанорович, 1948 год

узор

Комаров Алексей Никанорович (1879–1977) – русский и советский художник-анималист, считается основоположником русской анималистической школы. Алексей Никанорович Комаров иллюстрировал научные и детские книги, создавал рисунки для марок, почтовых открыток, наглядных пособий. Несколько поколений детей выросло, учась по учебникам с его замечательными рисунками.

Для любознательных: Правда ли, что у глухаря нет языка?
Особенностью самцов-глухарей является то, что дыхательное горло у них длиннее на одну треть, чем шея и образует поэтому около зоба простую петлю; язык так неплотно прикреплён к ротовой полости длинными связками и тонкими мышцами, что после смерти птицы западает глубоко в горло; это обстоятельство послужило основанием для мнения, будто бы у глухаря совсем нет языка.
(«Жизнь животных. Птицы. Том II», Альфред Эдмунд Брем)

Альфред Эдмунд Брем (Alfred Edmund Brehm; 02.02.1829–11.11.1884) – немецкий учёный-зоолог и путешественник, автор знаменитой научно-популярной работы «Жизнь животных».

Задача №19
РАСКАТЫ ГРОМА
«Три друга», 1914 год. Серафимович Александр Серафимович
«…А ночью случилась гроза, – недаром так припекало днём и низко летали касаточки. Ванятка спал под образами на лавке. Спал он всегда крепко и ничего никогда не слыхал, а сегодня чудилось, бегает будто по степи, а за ним гоняется коршун, и будто нос у коршуна кривой, а глаз один вывернутый, красный. И вдруг сквозь веки почуял, кто-то заглянул ярко-синий, режущий. И опять заглянул, да так нестерпимо, что Ванятка открыл глаза.
Сквозь щели ставен лился ослепительно синеватый, почти белый свет, несколько секунд лился, дрожа, потом погас, и стало непроглядно черно, глухо. Ванятка зажмурился, а сквозь веки опять на секунду заглянул ослепительный свет и погас.
Ванятка вскочил, ничего не видя. Стало невыразимо страшно не оттого, что вспыхивал этот ослепительный, даже сквозь веки, свет, а оттого, что вспыхивал он молча. Когда погас, в темноте стояло глухое молчание, и Ванятка закричал:
– Мамуня-а!..
…Заворчал гром. Упали тяжёлые капли. Плача, натыкаясь то на плетень, то на кучу соломы или навоза, метался Ванятка, зовя мать.
Густо посыпал дождь. Гром раскатывался, заполняя всё небо. И хоть часто, почти без перерыва, светила молния, сквозь мелькающую, мутно-белесую сетку дождя ничего не было видно.
Отдавшись отчаянию, весь мокрый, Ванятка, как стоял, сел на корточки, не зная, где он, и горько всхлипывал, глотая слёзы вместе с сбегавшим по лицу дождём.
А гром то оглушал потрясающим треском, то ровно, как множество колёс, раскатывался во всех направлениях, то, глухо ворча, смолкал. Тогда, слышно было, шумел дождь и с томительными промежутками вспыхивал синевато-беспредельный свет, трепетно отражаясь в бегущих всюду ручьях…»

Каковы причины возникновения раскатов грома и усиления громкости звука в конце громовых раскатов?

Ответ: Раскаты грома возникают из-за того, что линейная молния имеет значительную длину, и звук от разных её участков доходит до наблюдателя-слушателя не одновременно. Возникновению раскатов грома, а также усилению громкости звука в конце громовых раскатов способствуют многократное отражение звука от облаков и рефракция звуковых волн, распространяющихся по различным направлениям. Необходимо также учитывать формы рельефа местности или особенности индустриальных конструкций (многоактное отражение звука от скал или стен зданий), а также, что сам разряд происходит не мгновенно, а продолжается некоторое время.

Для любознательных:
Громкость раскатов грома может достигать 120 децибел.
Ток в разряде молнии достигает 10–500 тысяч ампер, а напряжение – от десятков миллионов до миллиарда вольт. Температура канала при главном разряде может превышать 20000–30000°C.
Одновременно на Земле действует около полутора тысяч гроз, средняя интенсивность разрядов оценивается как 46 молний в секунду.
Интенсивность гроз следует за солнцем: максимум гроз (в средних широтах) приходится на летнее время и послеполуденные дневные часы, а минимум зарегистрированных гроз приходится на время перед восходом солнца.

узор

Гроза над Дордрехтом :: Альберт Якобс Кёйп
Гроза над Дордрехтом
Thunderstorm over Dordrecht
Альберт Якобс Кёйп

узор

Альберт Якобс Кёйп (Aelbert Jacobsz Cuyp; 20.10.1620–15.11.1691) – голландский живописец, график и гравёр эпохи барокко, известен своими пейзажами.

Задача №20
МОРОЗОБОИНЫ
«Жизнь», 1883 год. Ги де Мопассан
перевод с французского Н.Г. Касаткина
«…Оттепели всё не было, и целых пять недель небо, светлое днём, как голубой хрусталь, а ночью, точно инеем, запорошенное звёздами по всему своему суровому ледяному простору, расстилалось над гладкой, застывшей, сверкающей пеленой снегов.
Фермы, отгороженные от мира прямоугольниками дворов и завесами высоких деревьев, опушённых снегом, как будто уснули в своей белой одежде. Ни люди, ни животные не выглядывали наружу; только трубы домишек обнаруживали скрытую в них жизнь тоненькими столбиками дыма, поднимавшегося прямо вверх в морозном воздухе.
Равнина, кустарники и деревья вдоль изгородей – всё, казалось, умерло, всё было убито холодом. Время от времени слышно было, как трещали вязы, словно их деревянные кости ломались под корой; большая ветка отрывалась порою и падала, потому что лютый мороз леденил соки и рвал волокна дерева…»

Почему в сильные морозы некоторые деревья трещат и даже стреляют? Объясните причины возникновения этих звуков.
Что такое морозобоина и какие меры предпринимают опытные садоводы чтобы попытаться избежать этой напасти?

Для любознательных:
Морозобоины – трещины коры (а иногда и древесины) ствола и скелетных ветвей особенно на старых деревьях с загрубевшей, неэластичной корой. Возникают при продолжительных сильных морозах, когда наружные слои коры и древесины охлаждаются быстрее и сильнее, чем внутренние. Весной и летом по краям трещин образуется каллюс (тканевое новообразование), и морозобоина обычно зарастает. Морозобоины могут привести к заражению древесины паразитными грибами, появлению дупел… От образования морозобоен несколько предохраняет осенняя побелка деревьев – опрыскивание стволов и скелетных ветвей известковым раствором.

узор

Зима в лесу :: Андерс Андерсен-Лундби, 1988 год
Зима в лесу
Forest in Winter
Андерс Андерсен-Лундби, 1988 год

узор

Андерс Андерсен-Лундби (Anders Andersen-Lundby; 16.12.1841–04.01.1923) – датский художник-пейзажист.

Задача №21
ПОЛЁТ ШМЕЛЯ
«Летом», 1916 год. Надежда Александровна Тэффи (Лохвицкая)
«…В жасминовой беседке душно и томно от сладкого запаха.
Прогудит шмель мандолинной струной, задрожит лёгким шорохом тонкий витой стебелёк и затихнет.
Травяной паучок висит, качается на своей липкой ниточке, слушает, как цветут цветы.
В жасминовой беседке старая скамейка так густо обросла мохом и гнилушками, что стала будто живая, будто сама выросла из земли, как старый, размякший гриб…»

узор

Трудолюбивый шмель на красном клевере, а также пчёлы, осы и их кузены ;-)
Трудолюбивый шмель
на красном клевере,
а также пчёлы, осы
и их кузены ;-)
The Busy Bees and their cousins
художник: Maude Scrivener

узор
Почему шмель в полёте гудит мандолинной струной?
Каковы причины возникновения этого звука?
При полёте большинство насекомых издают звук. Звуки эти бесконечно разнообразны ;-) Комар назойливо звенит, муха надоедливо брюзжит, шмель деловито гудит. Кто в полёте быстрее взмахивает крылышками – комар, муха или шмель?

Ответ:
Звук вызывается колебаниями крыльев насекомого.
Высота звука – характеристика частоты звуковой волны, чем больше частота колебаний источника звука, тем выше издаваемый им звук. Быстрее машет крыльями комар, медленнее – шмель. Комар издаёт более высокий звук, чем муха или шмель.

Частота колебаний крыльев
некоторых насекомых в полёте:

  • Бабочки-капустницы: 10–12 Гц
  • Стрекозы: 40–100 Гц
  • Шмели: 200–220 Гц
  • Комнатные мухи: 300–350 Гц
  • Комары: 500–600 Гц

Для любознательных:
Почему насекомые часто издают жужжащие звуки?
В большинстве случаев у них вовсе не имеется для этого никаких особых органов; жужжание, слышимое только при полёте, обусловлено просто тем, что, летая, насекомые взмахивают крылышками несколько сотен раз в секунду. Крылышко – это колеблющаяся пластинка, а мы знаем, что всякая достаточно часто (чаще 16 раз в секунду) колеблющаяся пластинка порождает тон определённой высоты.
Теперь вы поймёте, каким образом удалось узнать, сколько именно взмахов делает в секунду при полёте то или иное насекомое. Для этого достаточно лишь определить по слуху высоту издаваемого насекомым тона, потому что каждому тону отвечает своя частота колебаний. Удалось установить, что частота взмахов крыльев у каждого насекомого почти неизменна; регулируя полёт, насекомое изменяет лишь величину взмаха («амплитуду» колебаний) и наклон крыльев; число взмахов в секунду увеличивается лишь под влиянием холода. Вот почему и тон, издаваемый насекомым при полёте, остаётся неизменным…
Установлено, например, что комнатная муха делает в секунду 350 взмахов крылышками. Шмель взмахивает 220 раз в секунду. Пчела взмахивает крыльями 440 раз в секунду, когда она летит свободно, и всего 330 раз, когда летит нагруженная мёдом. Жуки, порождающие при полёте более низкие тона, движут крыльями менее проворно, например, майский жук делает в секунду 45 взмахов крыльями. Напротив, комар делает крылышками 500–600 колебаний в секунду.
Для сравнения заметим, что воздушный винт самолёта делает в секунду 30–50 оборотов, а серверные жёсткие диски (диски с интерфейсами SCSI и SAS) 160–250 оборотов в секунду.
(«Жужжание насекомых. Занимательная физика», Яков Исидорович Перельман)

узор

Мандолина – струнный щипковый музыкальный инструмент
Зима в лесу :: Андерс Андерсен-Лундби, 1988 год
Соната
La Sonata
Винсенте Пальмароли Гонсалес

узор

Винсенте Пальмароли Гонсалес (Vicente Palmaroli Gonzalez; 05.09.1834–25.01.1896) – испанский живописец, мастер исторической картины, портретов и жанровых сцен.

Для любознательных: Мандолина – это струнный инструмент небольших размеров, схожий с лютней, но с менее длинной шейкой и с меньшим числом струн. Струны задеваются играющим чаще всего не пальцами, а медиатором или плектром, в технике тремоло. Так как металлические струны мандолины издают короткий звук, то протяжные ноты достигаются быстрым повторением одного и того же звука. Мандолина появилась в XVI веке в Италии и уже в следующем столетии сделалась самым распространённым народным инструментом. Постепенно она стала популярна и в других странах. Наиболее распространена неаполитанская мандолина с 4 струнами, имеющими строй скрипки, и ещё четырьмя, строящимися с предыдущими в унисон.

Материалы этой статьи полезно будет применить не только на уроках физики, биологии и художественной литературы, но и во внеклассной работе. Надеюсь, что решение предлагаемых в статье качественных задач по физике не только поможет побудить у школьников интерес к предмету, но и расширить их знания и культурный кругозор ;-)

Желаю Вам успехов в самостоятельном решении
качественных задач по физике!


УЗНАВАЙ ФИЗИКУ, ЧИТАЯ КЛАССИКУ

Уважаемые читатели зелёных страничек, рада сообщить вам о выходе в свет моей книги – «Узнавай физику, читая классику».
Впрочем… «моей книги», это таки нескромно сказано :-) В первую очередь… это божественная классика художественной литературы: А.П. Чехов, И.А. Бунин, К.Г. Паустовский, А.Н. Толстой… а уж потом мои познавательные комментарии, касающиеся физики и астрономии… Большое спасибо Татьяне Борисовне Дергач – ведущему редактору издательства «Аванта» (ООО «Издательство АСТ»), за слаженную и приятную во всех отношениях работу над книгой.
Книга посвящается моим родителям: маме – Лебедевой Лидии Степановне и папе – Лебедеву Валерию Владимировичу, которые в далёком 1984 году категорически настояли на том :-), чтобы я попробовала свои силы на вступительных экзаменах в РОФМШ

Узнавай физику, читая классику
Книга: «Узнавай физику, читая классику» И.В. Лебедева (ООО «Издательство АСТ»)

В интернет-магазине OZON.ru книга закончилась…
Но можно узнать о поступлении ;-)
Приобрести книгу можно в интернет-магазине «Читай-город» – chitai-gorod.ru
Книга: «Узнавай физику, читая классику»

Желаю Вам приятного и полезного чтения!



ваш комментарий *
 
ваше имя

защитный код (цифры с картинки) *




   читатель зелёных страничек [19.03.2016, 02:09]
Обалденные задачки по физике!
   Максим [10.09.2016, 01:43]
Реально крутые задачи по физике.
Респект!
   Вадим [15.03.2017, 23:50]
Биофизика замечательная.
Змеи и лягушки откровенно порадовали.
Глухарями заинтриговали по полной программе.
Пока не разберусь с охотничьими байками и физикой, спать не лягу!
Спасибо за статью.
   Яша [25.07.2017, 00:24]
А мне больше всего понравилась задача про гусли-самогуды! Респект!
   Кирилл [22.09.2017, 09:19]
Класс. Сборник задач по физике отличный.
Школьные годы вспомнил. Рассказывали нам на уроках физики про неслышимую ноту Роберта Вуда и панику, возникшую в театре.
Инфразвук — это вообще нечто.
В НАСА после войны велись активные исследования в области инфразвука, учёные изучали, как он воздействуют на астронавтов. Выяснилось, что звуковые колебания с частотой 19 Герц воздействуют на глазные яблоки, вызывая расстройство зрения и видения.
Инженеру Вику Тэнди даже удалось создать «серого призрака», которого не раз видели сотрудники в лаборатории. Призрак был ничем иным, как результатом работы излучателя инфразвука с частотой 18,9 Герц. Вик Тэнди предположил, что призраки старых замков – тоже результат инфразвука, который появляется из-за сквозняков в протяжённых помещениях с многочисленными окнами и дверями.
   Алексей Маслов [16.11.2017, 21:37]
Класс!
Купил вашу книжку. Зашёл на сайт и обалдел.
Иллюстрации на вашем сайте на заоблачной высоте.
Браво!
Такой роскоши и великолепия не ожидал.
Задачи по физике шикарные!
Приятно удивлён. Книжка классная, а сайт просто СУПЕР!
Творческих вам успехов!!!!!!!!!!!!!!!!!
   Кира [14.05.2018, 23:59]
Сказочно красивый сборник задач по физике!
Брависсимо!
   Алина [29.05.2018, 21:54]
"…Слышно только, как глухо шумит внизу Днепр и с трёх сторон, один за другим, отдаются удары мгновенно пробудившихся волн. Он не бунтует. Он, как старик, ворчит и ропщет; ему всё не мило; всё переменилось около него; тихо враждует он с прибрежными горами, лесами, лугами и несёт на них жалобу в Чёрное море…"
Как жизненно! Как тоскливо и никому не мило!
Как же так могли поссориться украинцы и русские?
Мы же единое целое!
У нас одна судьба и страшная боль от минувшей войны!
У нас общие дети и внуки! У нас общее будущее!
Зачем же мы так прогибаемся под мерзопакостную Америку и фальшивый Евросоюз?
Зашла за физикой и задачами по физике, а окунулась в современные околополитические реалии!
За качественные задачи по физике большое спасибо!
И за художественную литературу низкий поклон!
За мои эмоции и переживания тоже спасибо!
Задача про бунтующий, ворчащий Днепр и задача про сказочные гусли-самогуды реально зацепили!
Браво!
   Кося [26.10.2018, 01:04]
Вы талант. Физика и литература в волшебном и безумно красивом союзе. Супер.

ФИЗИКА И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Качественные задачи по физике

§ Физика и художественная литература: Оптика
Чарующая магия лунного света…

Учёные те же фантазёры и художники; они не вольны над своими идеями; они могут хорошо работать, долго работать только над тем, к чему лежит их мысль, к чему влечёт их чувство. В них идеи сменяются; появляются самые невозможные, часто сумасбродные; они роятся, кружатся, сливаются, переливаются. И среди таких идей живут и для таких идей они работают. Владимир Иванович Вернадский

§ Физика и художественная литература: Оптика
Гадание с зеркалами на Святки…

Ощущение тайны – наиболее прекрасное из доступных нам переживаний. Именно это чувство стоит у колыбели истинного искусства и настоящей науки. Альберт Эйнштейн

§ Физика и художественная литература: Оптика (Н.В. Гоголь и Х.К. Андерсен)
Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить.
Николай Васильевич Гоголь

Качественные задачки по физике Николая Васильевича Гоголя и Ханса Кристиана Андерсена ;-) Интеграция: Мировая художественная литература и живопись.

§ Физика и художественная литература: Оптика
Басня «Зеркало и Обезьяна» Ивана Андреевича Крылова

Люди, пренебрегающие знанием, становятся лицом к стене.
Изречения китайской мудрости

§ Физика и художественная литература: Оптика
Басня «Мартышка и Очки» Ивана Андреевича Крылова

Наше дело – учиться и учиться, стараться накоплять возможно больше знаний, потому что серьёзные общественные течения – там, где знания, и счастье будущего человечества только в знании.
Антон Павлович Чехов

§ Физика и художественная литература: Механика
Басня «Лебедь, Щука и Рак» Ивана Андреевича Крылова

Безрассуден человек, надеющийся без учения различать полезное и вредное.
Сократ

§ Физика и художественная литература: Звуковые колебания
Басня «Квартет» Ивана Андреевича Крылова

Грустно бывает слушать музыку без слов,
но ещё грустнее – слушать музыку без музыки… Марк Твен

§ Физика и художественная литература
поэтический сборник для истинных ценителей науки и искусства

Наука без литературы бездушна и груба; литература же без науки пуста, ибо сущность литературы есть знание. Анатоль Франс

§ Физика и художественная литература (Антон Павлович Чехов)
Образование делает людей лёгкими для направления, но трудными для управления; лёгкими для правления, но невозможными для порабощения. Уильям Блэйк

§ Физика и художественная литература (Владимир Галактионович Короленко)
Вдохновение не есть исключительная принадлежность художника: без него не далеко уйдёт и учёный, без него не много сделает даже ремесленник, потому что оно везде, во всяком деле, во всяком труде. Виссарион Григорьевич Белинский

§ Физика и художественная литература (Александр Иванович Куприн)
Человек рождён для великой радости, для беспрестанного творчества, в котором он – бог, для широкой, свободной, ничем не стеснённой любви ко всему; к дереву, к небу, к человеку, к собаке, к милой, кроткой, прекрасной земле, ах, особенно к земле с её блаженным материнством, с её утрами и ночами, с её прекрасными ежедневными чудесами. Александр Иванович Куприн

§ Физика и художественная литература (Константин Георгиевич Паустовский)
Знание органически связано с человеческим воображением. Этот на первый взгляд парадоксальный закон можно выразить так: сила воображения увеличивается по мере роста познаний. Константин Георгиевич Паустовский

§ Физика и художественная литература (Иван Алексеевич Бунин)
Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как лёгкие и сердце, так что если один орган извращён, то и другой не может правильно действовать.
Лев Николаевич Толстой

§ Физика и художественная литература (Иоганн Вольфганг Гёте «Фауст»)
Гёте представляет, быть может, единственный в истории человеческой мысли пример сочетания в одном человеке великого поэта, глубокого мыслителя и выдающегося учёного. Климент Аркадьевич Тимирязев

§ Физика и художественная литература (Майн Рид «Всадник без головы»)
Целью научных занятий должно быть направление ума таким образом, чтобы оно выносило прочные и истинные суждения о всех встречающихся предметах.
Рене Декарт

Предлагаю Вашему вниманию интегрированные качественные задачи по физике от прославленного английского капитана Майн Рида.

§ Физика и художественная литература: Тепловые явления
Красота – сиянье истины. Платон
Вашему вниманию 20 качественных задач по физике (две карточки по десять задач) и… в тему :-) небольшая галерея: «Туман в живописи».


БИОФИЗИКА НА УРОКАХ ФИЗИКИ

§ Биофизика: Звучание насекомых
Басня «Стрекоза и Муравей» Ивана Андреевича Крылова

Суть басни Крылова «Стрекоза и муравей», казалось бы, лежит на поверхности – «Кто не работает, тот не ест», но в реалиях современной России получается всё шиворот-навыворот :-(

§ Биофизика: Ноги, хвосты… главное… – уши!
Познавательный материал, посвящённый приспособлению животных к различной температуре на примере представителей семейства псовых – фенека, лисицы, песца…

§ Биофизика: Эхо в мире живой природы – сонары летучих мышей
Цель моя – вызволить ум из цепких суеверий. Тит Лукреций Кар
Почему летучие мыши даже в полной темноте не налетают на препятствия?
Познавательный биофизический материал, посвящённый удивительным животным – летучим мышам, незаслуженно обиженным человеческим родом…

§ Биофизика: Тайны дельфина
Занимательно-познавательный биофизический материал, который приоткрывает завесу тайны над некоторыми особенностями организации дельфинов: самонастраивающаяся кожа и непревзойдённый гидролокатор…

§ Биофизика: Реактивное движение в живой природе
По принципу реактивного движения в живой природе передвигается целый ряд животных, например медузы, морские моллюски гребешки, личинки стрекозы-коромысла, кальмары, осьминоги, каракатицы…
Познакомимся с некоторыми из них поближе ;-)

§ Биофизика: Почему у кошки глаза светятся?
«Физическая неожиданность и интересность» ;-)
Почему у собак, кошек и других животных, имеющих хорошее ночное зрение, глаза светятся в темноте?


ШКАТУЛКИ КАЧЕСТВЕННЫХ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ

§ Физика и География Казахстана
Совместный проект: ОФРО «БЭСТ» и Технический лицей №165 (г. Алма-Ата)

§ Як-3 – самый лёгкий истребитель Второй мировой войны
Специальный тематический выпуск зелёных страничек.
Вашему вниманию пять вопросов и заданий, посвящённых легендарному советскому истребителю Як-3… + тематическая подборка из 10 задачек.
«Только в бодром горячем порыве, в страстной любви к своей родной стране, смелости и энергии родится ПОБЕДА. И не только и не столько в отдельном порыве, сколько в упорной мобилизации всех сил, в том постоянном горении, которое медленно и неуклонно сдвигает горы, открывает неведомые глубины и выводит их на солнечную ясность…» Михаил Васильевич Ломоносов

§ Шкатулка качественных задач по физике «сборная солянка» :-)
Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые, иначе такое бросание будет пустою забавою. Козьма Прутков
Шкатулка состоит из четырёх тематических блоков: 1) Броуновское движение. Диффузия; 2) Атмосферное давление; 3) Свойства жидкости. Архимедова сила; 4) Тепловые явления.

§ Шкатулка качественных задач по физике: Строение вещества, диффузия
Творчество поэта, диалектика философа, искусство исследователя – вот материалы, из которых слагается великий учёный. Климент Аркадьевич Тимирязев

§ Шкатулка качественных задач по физике:
Элементы статики: равновесие тел, момент силы, простые механизмы

Науку всё глубже постигнуть стремись, познанием вечного жаждой томись. Лишь первых познаний блеснёт тебе свет, узнаешь: предела для знания нет. Фирдоуси

§ Шкатулка качественных задач по физике: Инерция
Посвящается Чернобаю Александру Арсеньевичу,
директору РОФМШ (Алма-Ата, РОФМШ, 1984–1987 год)
Пусть никто не думает, что великое создание Ньютона может быть ниспровергнуто теорией относительности или какой-нибудь другой теорией. Ясные и широкие идеи Ньютона навечно сохранят своё значение фундамента, на котором построены наши современные физические представления… Альберт Эйнштейн

§ Шкатулка качественных задач по физике: Сила трения
Гораздо труднее увидеть проблему, чем найти её решение. Для первого требуется воображение, а для второго только умение. Джон Десмонд Бернал

§ Шкатулка качественных задач по физике: Давление твёрдых тел
Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые. Дьёрдь де Хевеши

§ Шкатулка качественных задач по физике: Давление жидкостей и газов
Сведение множества к единому – в этом первооснова красоты. Пифагор Самосский

§ Шкатулка качественных задач по физике: Работа, мощность, энергия
Чем больше развивается наше знание, тем больше загадок природы встаёт перед нами… Иван Антонович Ефремов

§ Шкатулка качественных задач по физике: Архимедова сила
Естествознание так человечно, так правдиво, что я желаю удачи каждому, кто отдаётся ему… Иоганн Вольфганг фон Гёте

§ Шкатулка качественных задач по физике:
Смачивание, поверхностное натяжение, капиллярные явления

Образование не даёт ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины. Протагор

§ Шкатулка качественных задач по физике: Плавление и кристаллизация
Наука – сила, которая раскрывает отношения вещей, их законы и взаимодействия. Александр Иванович Герцен. Вашему вниманию 50 качественных задач по физике и… в тему :-) небольшая галерея: «Зима в живописи».

§ Шкатулка качественных задач по физике: Испарение, конденсация, кипение
Приложи сердце твоё к учению и уши твои – к умным словам. Библия, Ветхий Завет, «Книга Притчей Соломоновых»

§ Шкатулка качественных задач по физике: Виды теплопередачи
Радость видеть и понимать есть самый прекрасный дар природы. Альберт Эйнштейн

§ Шкатулка качественных задач по физике: Тепловые двигатели
Живи так, как будто ты умрёшь завтра. Учись так, как будто ты будешь жить вечно. Махатма Ганди

§ Шкатулка качественных задач по физике: Электричество
Инвестиции в знания всегда дают наибольшую прибыль. Бенджамин Франклин

§ Шкатулка качественных задач по физике: Магнитные явления
Знание должно служить творческим целям человека. Мало накоплять знания; нужно распространять их возможно шире и применять в жизни. Николай Александрович Рубакин

§ Шкатулка качественных задач по физике: Механические волны – звук
Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы, но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий. «Плоды раздумий», Козьма Прутков

§ Шкатулка качественных задач по физике: Оптика (Световые явления)
Надо много учиться, чтобы знать хоть немного. Шарль Луи Монтескье




statistics
Top.Mail.Ru       Яндекс.Метрика   

Распространение материалов сайта приветствуется.
Ссылка на материалы весьма желательна, но не строго обязательна ;-)
«Знание должно служить творческим целям человека. Мало накоплять знания;
нужно распространять их возможно шире и применять в жизни». Рубакин Н.А.