iralebedeva.ru :: зелёный коллаж с цветами
КОНТАКТЫ
E-mail: ira.alma@yandex.ru
Телефон: +7 910 317 0585
ВКонтакте:
https://vk.com/iralebedeva_vk


iralebedeva.ru :: зелёный коллаж с цветами
обновлено 09.11.2016
опубликовано 02.10.2016

Посвящается дню учителя
Физика и художественная литература

Гёте представляет, быть может, единственный в истории человеческой мысли пример сочетания в одном человеке великого поэта,
глубокого мыслителя и выдающегося учёного.
Климент Аркадьевич Тимирязев
Климент Аркадьевич Тимирязев (03.06.1843–28.04.1920) – русский естествоиспытатель, физиолог – основоположник русской
и британской научных школ физиологов растений, историк науки.

узор

Портрет Иоганна Вольфганга Гёте :: Йозеф Карл Штилер, 1828 год
Иоганн Вольфганг Гёте
Йозеф Карл Штилер
1828 год

узор

ФИЗИКА И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Иоганн Вольфганг Гёте «Фауст»

Предлагаю вниманию читателей 8 качественных задач по физике от немецкого поэта и естествоиспытателя Иоганна Вольфганга Гёте – автора философской драмы «Фауст». В стихах Гёте немецкая поэзия впервые заговорила на подлинно народном языке о простых и сильных человеческих чувствах, а мы с вами добавим к этому поэтическому волшебству немножечко физики ;-)
Последуем сложившейся традиции зелёных страничек :-) побалуем себя шедеврами мировой живописи и старинными гравюрами – иллюстрациями к бессмертному Фаусту Гёте

Иоганн Вольфганг Гёте, с 1782 года фон Гёте (Johann Wolfgang von Goethe 28.08.1749–22.03.1832) – немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель. Наиболее известным созданием Гёте является его трагедия «Фауст», над которой он работал в течение всей жизни.
Йозеф Карл Штилер (Joseph Karl Stieler; 1781–1858) – немецкий художник-портретист.

Отрывки из трагедии «Фауст» (перевод с немецкого Николая Александровича Холодковского), в которых отражены те или иные физические явления и являющиеся своеобразными условиями – «литературными иллюстрациями» для сформулированных к ним вопросов и задач по физике.

Николай Александрович Холодковский (03.03.1858–02.04.1921) – русский зоолог, поэт-переводчик, член-корреспондент Петербургской Академии Наук. Автор научных трудов по энтомологии, паразитологии и дарвинизму. Главным литературным достижением Холодковского считается перевод «Фауста» Иоганна Вольфганга Гёте, за который 19 октября 1917 года Российской Академией наук ему была присуждена Пушкинская премия.

Задача №1
ТУМАН
«Фауст», Вольфганг Гёте
перевод с немецкого Николая Холодковского
«Туман ложится, холодно, темно…
Да, только вечером мы ценим дом укромный!
Но что ж ты стал? И чем в долине тёмной
Твоё вниманье так привлечено?
Чего твой взор во мгле туманной ищет?»

С каким физическим явлением связан туман? Как образуется вечерний туман? От чего зависит видимость в тумане?

узор

Лунный свет, Уорфедейл :: Джон Аткинсон Гримшоу, 1871 год
Лунный свет, Уорфедейл
Moonlight, Wharfedale
Джон Аткинсон Гримшоу, 1871 год

узор

Джон Аткинсон Гримшоу (John Atkinson Grimshaw; 06.09.1836–13.10.1893) – английский художник.
Уорфедейл – долина реки Уорф (Йоркшир, Англия).

Задача №2
ЖИВОЙ СВЕТ
«Фауст», Вольфганг Гёте
перевод с немецкого Николая Холодковского
«И, ожив, деревьев капы,
Как полипы, тянут лапы
Нам навстречу. И, несметны,
Мох и вереск наполняя,
Беспокойны, разноцветны,
Мыши носятся, шныряя;
И вокруг пред нами реет
Светляков толпа живая
И, с дороги нас сбивая,
Яркой свитой пламенеет…»

Из светящихся организмов наиболее известны светлячки. Некоторые из них способны создавать силу света, сравнимую с современными флуоресцентными лампами. Как называется вид люминесценции, связанный со свечением живых организмов?

Ответ: Биолюминесценция.

Для любознательных:
Капы – наросты на деревьях с деформированными направлениями роста волокон древесины. Обычно встречается в виде округлого выроста на стволе или ветке, наполненного мелкими древесными узелками спящих почек, достигает по весу до тонны. Из капов получают очень необычную древесину со сложной текстурой волокон, одну из самых ценимых за свою красоту. Разнообразие текстуры капов обусловлено условиями произрастания деревьев, равнинной или горной местностью. Это делает рисунок капов неповторимым и разнообразным, из-за чего древесина капов востребована художниками, скульпторами и краснодеревщиками.

узор

Капы – наросты на деревьях
Красная шапочка и злой волк :: Ричард Герман Эшке
Красная шапочка и злой волк
Little red Riding Hood And The Big Bad Wolf
Ричард Герман Эшке

узор

Ричард Герман Эшке (Richard Hermann Eschke; 1859–1944) – немецкий художник.

Задача №3
ВОСХОД СОЛНЦА – УТРЕННЯЯ ЗАРЯ
«Фауст», Вольфганг Гёте
перевод с немецкого Николая Холодковского
«Как странно мутный свет мерцает
Внизу румяною зарёй!
В глубокой бездне он сверкает
И льётся слабою струёй;
Здесь встал туман, там – пар безбрежный;
Сквозь дымку жар горит лучом;
Здесь свет струится нитью нежной,
Там брызжет огненным ключом;
То, охватив всю глубь долины,
Он в сотнях жил струится там,
То, заключён среди теснины,
Он одиноко блещет нам;
Там сыплет искры, их взметая,
Как золотой песок со дна,
А здесь – смотри – горит седая
Утёса старого стена!»

Источником какого света для нас являются утренние и вечерние зори?

Ответ: Утренние и вечерние зори являются для нас источниками рассеянного солнечного света, молекулами атмосферных газов и пылевых частиц, находящихся в атмосфере.

узор

А.С. Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца :: Айвазовский Иван Константинович, 1899 год
А.С. Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца
Айвазовский Иван Константинович, 1899 год

узор

Айвазовский Иван Константинович (Ованнес Айвазян; 29.07.1817–02.05.1900) – всемирно известный русский художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат.
Ай-Петри – гора в Крымских горах в составе массива Ай-Петринская яйла.

Задача №4
ПРИЛИВЫ И ОТЛИВЫ
«Фауст», Вольфганг Гёте
перевод с немецкого Николая Холодковского
«У моря я стоял. Вода росла,
Прилив готовя, грозно пред очами;
Остановилась – и, встряхнув волнами,
На плоский берег приступом пошла.
Тогда меня досада обуяла:
Свободный дух, ценящий все права,
Противник страстный грубого начала,
Не терпит дикой силы торжества.
Я это счёл за случай; убедиться
Желая, стал смотреть: вода ушла,
Покинув то, что гордо так взяла;
В урочный час явленье повторится…»

Какова причина приливов и отливов?

узор

Восход солнца – отлив в Скарборо :: Уильям Торнли
Восход солнца – отлив в Скарборо
Sunrise – Low Tide Scarborough
Уильям Торнли

узор

Уильям Торнли (Hubert Thornley; 1858–1898) – английский художник-маринист.
Скарборо – курортный город на берегу Северного моря в английском графстве Норт-Йоркшир.

Для любознательных: Не следует думать, что приливная волна поднимается просто оттого, что Луна или Солнце непосредственно притягивают к себе воду. Луна притягивает не только то, что находится на земной поверхности, но и весь земной шар. Дело в том, однако, что от центра земного шара источник притяжения дальше, чем от частиц воды на её поверхности, обращённой к Луне. В той точке, в зените которой стоит Луна, каждый килограмм воды притягивается ею сильнее, чем килограмм вещества центра Земли на 2kMr/D3, а вода в диаметрально противоположной точке Земли – на столько же слабее.
Вследствие этой разницы вода в обоих случаях поднимается над твёрдой земной поверхностью: в первом случае потому, что вода перемещается к Луне больше чем твердая часть земного шара, во втором – потому, что твёрдая часть Земли перемещается к Луне больше, чем вода. Подобное же действие оказывает на воды океана и притяжение Солнца. Здесь отмечена лишь основная причина приливов и отливов; в целом явление это сложнее и обуславливается ещё и другими причинами (центробежный эффект обращения земного шара вокруг общего центра масс Земли и Луны и др.)
(«Лунные и солнечные приливы. Занимательная астрономия», Яков Исидорович Перельман)

Задача №5
ЗВУК
«Фауст», Вольфганг Гёте
перевод с немецкого Николая Холодковского
«Ты слышишь ли раскаты грома,
Стволов паденье, шум ветвей,
И леса стон, и скрип корней?
Ствол за стволом друг друга кроет
В глубокой пропасти, на дне,
И ветер свищет, буря воет
Среди обломков в глубине…»

Почему ветер свищет, а буря воет?

Ответ: При обтекании ветром ветвей деревьев, расщелин скал и утёсов воздушный поток становится неустойчивым и с препятствий могут срываться вихри. Они и создают колебания давления воздуха, которые мы воспринимаем как звуки.

узор

Горный поток в преддверии бури :: Александр Калам, 1848 год
Горный поток в преддверии бури
Mountain Torrent Before a Storm
Александр Калам, 1848 год

узор

Александр Калам (Alexandre Calame; 28.05.1810–19.03.1864) – швейцарский художник.

Задача №6
РАДУГА
«Фауст», Вольфганг Гёте
перевод с немецкого Николая Холодковского
«К тебе я, солнце, обращусь спиною:
На водопад сверкающий, могучий
Теперь смотрю я с радостью живою;
Стремится он, дробящийся, гремучий,
На тысячи потоков разливаясь,
Бросая к небу брызги светлой тучей.
И между брызг как дивно, изгибаясь,
Блистает пышной радуга дугою,
То вся видна, то вновь во мгле теряясь,
И всюду брызжет свежею росою!
Всю нашу жизнь она воспроизводит:
Всмотрись в неё – и ты поймёшь душою,
Что жизнь на отблеск радужный походит…»

Как Вы можете объяснить появление радуги, возникающей на фоне струй водопада? Как далеко от нас образуется радуга, т.е. на каком расстоянии находятся те капли воды, благодаря которым она и возникает?

Ответ: Радуга возникает в результате преломлений и отражений световых лучей в каплях воды. Для радуги имеет значение лишь угол между падающим солнечным лучом и линией зрения наблюдателя. Капли же могут находиться на расстоянии от нескольких метров до нескольких километров.

узор

У подножия Ниагарского водопада – Козий остров :: Джаспер Фрэнсис Кропси, 1857 год
У подножия Ниагарского водопада – Козий остров
Niagara Falls from the Foot of Goat Island
Джаспер Фрэнсис Кропси, 1857 год

узор

Джаспер Фрэнсис Кропси (Jasper Francis Cropsey; 18.02.1823–22.06.1900) – американский художник-пейзажист.

Задача №7
МЕРЦАЮЩИЕ ЗВЁЗДЫ
«Фауст», Вольфганг Гёте
перевод с немецкого Николая Холодковского
«Ночь восходит, рассыпая
Сотни звёзд по небесам;
Рой светил горит, мерцая,
Блещет здесь, сияет там;
Спят озёр зеркальных воды;
Чисто небо; ночь ясна, –
И над тихим сном природы
Пышно царствует луна…»

Почему звёзды мерцают?

Для любознательных: Почему звёзды мерцают? Мерцание не есть свойство, присущее самим звёздам; оно придаётся им земной атмосферой, через которую лучи звёзд должны пройти, прежде, чем достигнуть глаза. Поднявшись выше неспокойной газовой оболочки, сквозь которую мы рассматриваем вселенную, мы не заметили бы мерцания звёзд: они сияют там спокойным, постоянным светом.
Причина мерцания – та же, что заставляет дрожать отдалённые предметы, когда в знойные дни почва сильно нагрета Солнцем.
Звёздному свету приходится пронизывать тогда не однородную среду, но газовые слои различной температуры, различной плотности, а значит, и различной преломляемости. В подобной атмосфере словно рассеяны многочисленные оптические призмы, выпуклые, и вогнутые линзы, непрестанно меняющие своё расположение. Лучи света претерпевают в них многочисленные отклонения от прямого пути, то сосредоточиваясь, то рассеиваясь. Отсюда – частые изменения яркости звезды. А так как преломление сопровождается цветорассеянием, то наряду с колебаниями яркости наблюдаются и изменения окраски.
«Существуют, – писал известный советский астроном Гавриил Адрианович Тихов, исследовавший явление мерцания, – способы, позволяющие сосчитать число перемен цвета мерцающей звезды в определённое время.
Оказывается, что эти перемены совершаются чрезвычайно быстро, и число их колеблется в разных случаях от нескольких десятков до ста и более в секунду. Убедиться в этом можно следующим простым способом. Возьмите бинокль и смотрите в него на яркую звезду, приводя объективный конец бинокля в быстрое круговое вращение. Тогда вместо звезды вы увидите кольцо, состоящее из многих отдельных разноцветных звёзд. При более медленном мерцании или при очень быстром движении бинокля кольцо это распадается вместо звёзд на разноцветные дуги большой и малой длины».
(«Почему звёзды мерцают, а планеты сияют спокойно?
Занимательная астрономия», Яков Исидорович Перельман
)

Задача №8
НОЧНОЕ ЗРЕНИЕ
«Фауст», Вольфганг Гёте
перевод с немецкого Николая Холодковского
«К чему нам мрак, к чему нам тайны эти?
Что драгоценно – покажи при свете:
Кто плутовство во мраке уличит?
"Все кошки ночью серы", – говорит
Пословица. Даю приказ тебе я
Доставить те сокровища скорее!»

Поясните поговорку «Все кошки ночью серы», руководствуясь законами физики. Для решения этой задачки вам придётся вооружится не только физикой, но и физиологией ;-)

Значение поговорки «Ночью все кошки серы» – в неблагоприятных, кризисных ситуациях трудно разобраться, кто прав, кто виноват. Говорится в оправдание неблаговидных поступков, ошибочных суждений.

узор

«Все кошки ночью серы», – говорит пословица…
Физик сказал бы: «ночью, в темноте все кошки черны»… даже белые ;-)

Белый ангорский кот и птичка :: Жан-Жак Башелье, 1761 год
Белый ангорский кот и птичка
White angora cat
Жан-Жак Башелье, 1761 год

узор

Жан-Жак Башелье (Jean-Jacques Bachelier; 1724–1806) – французский художник.

Для любознательных: Почему в темноте все кошки серы? Физик сказал бы: «в темноте все кошки черны», потому что при отсутствии освещения никакие предметы не видны вовсе. Но поговорка имеет в виду не полный мрак, а темноту в обиходном смысле слова, т.е. весьма слабое освещение. Совсем точно поговорка звучит так: ночью все кошки серы. Первоначальный, непереносный смысл поговорки тот, что при недостаточном освещении глаз наш перестаёт различать окраску – каждая поверхность кажется серой.
Верно ли это? Действительно ли в полутьме и красный флаг и зелёная листва представляются одинаково серыми? Легко убедиться в правильности этого утверждения. Кто в сумерки приглядывался к окраске предметов, тот замечал, конечно, что цветовые различия стираются и все вещи кажутся более или менее тёмно-серыми: и красное одеяло, и синие обои, и фиолетовые цветы, и зелёные листья.
«Сквозь опущенные шторы, – читаем мы у Чехова («Письмо»), – сюда не проникали солнечные лучи, было сумеречно, так что все розы в большом букете казались одного цвета».
Точные физические опыты вполне подтверждают это наблюдение. Если окрашенную поверхность освещать слабым белым светом (или белую поверхность – слабым окрашенным светом), постепенно усиливая освещение, то глаз сначала видит просто серый цвет, без какого-либо цветового оттенка. И лишь когда освещение усиливается до определённой степени, глаз начинает замечать, что поверхность окрашена. Эта степень освещения называется «низшим порогом цветового ощущения».
Итак, буквальный и вполне правильный смысл поговорки (существующей на многих языках) тот, что ниже порога цветового ощущения все предметы кажутся серыми.
Обнаружено, что существует и высший порог цветового ощущения. При чрезвычайно ярком освещении глаз снова перестаёт различать цветовые оттенки: все окрашенные поверхности одинаково кажутся белыми.
(«Почему в темноте все кошки серы? Занимательная физика», Яков Исидорович Перельман)

узор

Даже огненно-рыжие кошки ночью кажутся серыми ;-)
Котята (даже огненно-рыжие кошки ночью кажутся серыми) :: Юлиус Адам
Котята
Kittens
Юлиус Адам

узор

Юлиус Адам (Julius Adam II; 1852–1913) – немецкий художник-анималист.

Для любознательных: А теперь несколько слов об особенностях физиологии человеческого зрения и строении сетчатки глаза.
У человека существует два вида светочувствительных клеток: палочки и колбочки.
Около 120 миллионов высокочувствительных палочек, расположенных на сетчатке глаза, «оценивают» яркость объектов. Функционируют палочки и днём, и ночью при любой освещённости.
Около 6-7 миллионов колбочек гораздо менее чувствительны чем палочки. В условиях относительно низкой освещённости они практически не функционируют, поскольку для их возбуждения не хватает интенсивности света. Колбочки бывают трёх видов с максимальной чувствительностью в фиолетово-синей, зелёно-жёлтой и жёлто-красной части спектра.
Наличие трёх видов колбочек (и палочек, чувствительных в изумрудно-зелёной части спектра) даёт человеку цветное зрение.
При хорошей освещённости человек может различать до 10 миллионов различных цветовых оттенков, но ночью, когда света для работы колбочек недостаточно, основной поток информации от глаз в мозг посылают палочки, которые не различают цвета, и все краски блёкнут, поэтому даже огненно-рыжие кошки ночью кажутся серыми.

И в заключение… 7 старинных гравюр – иллюстраций к бессмертному Фаусту Гёте, в исполнении австрийского художника Франца Симма.

Франц Ксавьер Симм (Franz Xaver Simm; 24.06.1853–21.02.1918) – австрийский художник и иллюстратор.

узор

В пламени появляется дух (Гёте «Фауст») :: Франц Ксавьер Симм
В пламени появляется дух…
Франц Ксавьер Симм

узор

«…О дух, ты здесь, ты близок – о, приди!
Как сердце бьётся у меня в груди!
Всем существом, души всей мощным зовом
Я порываюсь к чувствам новым!
Явись, явись мне – я всем сердцем твой!
Пусть я умру – явись передо мной!
(Закрывает книгу и таинственно произносит заклинание. Вспыхивает красноватое пламя, в котором является Дух)…»

узор

Кровь – сок совсем особенного свойства (Гёте «Фауст») :: Франц Ксавьер Симм
Кровь – сок совсем особенного свойства…
Франц Ксавьер Симм

узор

«Мефистофель
Как ты словами сыплешь горячо!
Без них уладим дело превосходно.
Любой листок лишь взять решись
И каплей крови подпишись…»

узор

Прекрасной барышне привет (Гёте «Фауст») :: Франц Ксавьер Симм
Прекрасной барышне привет…
Франц Ксавьер Симм

узор

«…Фауст и Маргарита проходят.
Фауст
Прекрасной барышне привет!
Я провожу вас… если смею.
Маргарита
Прекрасной барышни здесь нет!
Домой одна дойти сумею.
(Вырывается и уходит)…»

узор

Мой друг, кому дано по совести сказать: я верю в бога (Гёте «Фауст») :: Франц Ксавьер Симм
Мой друг, кому дано по совести сказать: я верю в бога?
Франц Ксавьер Симм

узор

«Фауст
Оставь, дитя! Мою узнала ты любовь;
За близких сердцу рад свою пролить я кровь;
Не против веры я, кому в ней есть отрада.
Маргарита
Нет, мало этого: нам твёрдо верить надо…»

узор

За мной, иль вы погибли оба (Гёте «Фауст») :: Франц Ксавьер Симм
За мной, иль вы погибли оба!
Франц Ксавьер Симм

узор

«Мефистофель
(в дверях)
За мной, иль вы погибли оба!
Скорей, восток уж озарён!
Оставьте ваши вздохи, ахи!
Дрожат уж кони, жмутся в страхе…»

узор

Царицу юную в стекле мы получали (Гёте «Фауст») :: Франц Ксавьер Симм
Царицу юную в стекле мы получали…
Франц Ксавьер Симм

узор

«…Сидел он в чёрной кухне взаперти
И силился бальзам целительный найти,
Мешая разных множество рецептов.
Являлся красный лев – и был он женихом,
И в тёплой жидкости они его венчали
С прекрасной лилией, и грели их огнём,
И из сосуда их в сосуд перемещали.
И вслед – блиставшую лучами всех цветов
Царицу юную в стекле мы получали:
Целительный напиток был готов.
И стали мы лечить. Удвоились мученья:
Больные гибли все без исключенья…»

узор

Ангелы уносят бессмертную часть Фауста (Гёте «Фауст») :: Франц Ксавьер Симм
Ангелы уносят бессмертную часть Фауста…
Франц Ксавьер Симм

узор

«Хор ангелов
Пламень священный! Кто им объят –
Жизни блаженной с добрыми рад.
К славе господней, к небу скорей:
Воздух свободней, Духу вольней!
(Поднимаются к небу, унося бессмертную часть Фауста…)»

Материалы этой статьи полезно будет применить не только на уроках физики и зарубежной художественной литературы, но и во внеклассной работе. Надеюсь, что решение предлагаемых в статье качественных задач по физике не только поможет побудить у школьников интерес к предмету, но и расширить их знания и культурный кругозор ;-)

Кстати, любознательным читателям зелёных страничек настоятельно рекомендую прочитать бессмертное произведение Вольфганга Гёте «Фауст» не только в переводе Николая Александровича Холодковского, но и в переводе Бориса Леонидовича Пастернака.
А для того, чтобы полностью раскрыть демоническую тему ;-) советую обратиться к русской романтической поэзии и побаловать себя чтением восхитительной восточной повести «Демон» Михаила Юрьевича Лермонтова

узор

Тамара и демон :: Маковский Константин Егорович, 1889 год
Тамара и демон
Маковский Константин Егорович, 1889 год

узор

«Могучий взор смотрел ей в очи!
Он жёг её. Во мраке ночи
Над нею прямо он сверкал,
Неотразимый, как кинжал.
Увы! злой дух торжествовал!
Смертельный яд его лобзанья
Мгновенно в грудь её проник.
Мучительный, ужасный крик
Ночное возмутил молчанье.
В нём было всё: любовь, страданье.
Упрёк с последнею мольбой
И безнадёжное прощанье –
Прощанье с жизнью молодой…»
«Демон», 1829–1839 год
Михаил Юрьевич Лермонтов

Маковский Константин Егорович (20.06.1839–30.09.1915) – русский художник, присоединившийся к передвижникам.

Желаю Вам приятного и полезного чтения, а также успехов
в самостоятельном решении качественных задач по физике!


УЗНАВАЙ ФИЗИКУ, ЧИТАЯ КЛАССИКУ

Уважаемые читатели зелёных страничек, рада сообщить вам о выходе в свет моей книги – «Узнавай физику, читая классику».
Впрочем… «моей книги», это таки нескромно сказано :-) В первую очередь… это божественная классика художественной литературы: А.П. Чехов, И.А. Бунин, К.Г. Паустовский, А.Н. Толстой… а уж потом мои познавательные комментарии, касающиеся физики и астрономии… Большое спасибо Татьяне Борисовне Дергач – ведущему редактору издательства «Аванта» (ООО «Издательство АСТ»), за слаженную и приятную во всех отношениях работу над книгой.
Книга посвящается моим родителям: маме – Лебедевой Лидии Степановне и папе – Лебедеву Валерию Владимировичу, которые в далёком 1984 году категорически настояли на том :-), чтобы я попробовала свои силы на вступительных экзаменах в РОФМШ

Узнавай физику, читая классику
Книга: «Узнавай физику, читая классику» И.В. Лебедева (ООО «Издательство АСТ»)

В интернет-магазине OZON.ru книга закончилась…
Но можно узнать о поступлении ;-)
Приобрести книгу можно в интернет-магазине «Читай-город» – chitai-gorod.ru
Книга: «Узнавай физику, читая классику»

Желаю Вам приятного и полезного чтения!



ваш комментарий *
 
ваше имя

защитный код (цифры с картинки) *




   Егор [03.10.2016, 20:39]
Дьявольски роскошная статья. Браво!
Демоническая тема раскрыта великолепно.
Задачи по физике и бессмертный Фауст Гёте в божественном союзе!
Несколько смущает выбор темы для статьи, учитывая, что посвящается она дню учителя.
   Максим [03.10.2016, 21:05]
Интересно, что вас смущает уважаемый Егор?
Фауст это герой немецких народных легенд - символ человеческой тяги к знанию. Прототипом литературного персонажа был доктор Иоганнес Фауст - бродячий астролог, любимец немецкого народа, которому щедро приписывались всевозможные чудеса.
В своём философском сочинении "Фауст" Гёте воплотил поиски смысла жизни, находя его в деянии. Не этому ли должны учить наших детей преподаватели литературы и физики?
Так что всё в тему! Всех учителей с праздником!
Терпения вам и творческих успехов!
   Марина [04.10.2016, 09:05]
КЛАСС! Шикарные задачи по физике!
Задачка про пословицу "Все кошки ночью серы" просто СУПЕР!
Белый ангорский кот и огненно-рыжий котёнок зачётные!
Очень познавательно и увлекательно. Спасибо.
Всех учителей с праздником!
   Евгений Петрович [05.10.2016, 12:37]
Спасибо большое за статью. Задачи по физике отличные.
Ответы к задачам развёрнутые и весьма познавательные.
Сегодня ночью не удержался и запойно прочитал Фауста в переводе Николая Холодковского. До сих пор под впечатлением.

Всех учителей с праздником!
Здоровья, терпения, творческого долголетия и достойной зарплаты.
   Ульянов [05.10.2016, 22:53]
Народный учитель должен у нас быть поставлен на такую высоту, на которой он нигде не стоял и не станет и не может стоять в буржуазном обществе. Это истина, не требующая доказательств. К этому положению дел мы должны идти систематической, неуклонной, настойчивой работой и над его духовным подъёмом, и над его всесторонней подготовкой к его действительно высокому званию и, главное, главное и главное – над поднятием его материального положения.
Ленин Владимир Ильич
2 января 1923 года

С Днём учителя!
   Алиса [26.10.2016, 12:32]
Замечательный сборник задач по физике!
   Карина [01.11.2016, 19:43]
Задачка по физике про пословицу "Все кошки ночью серы" это что-то необыкновенное и дьявольски восхитительное!
   Жека [07.11.2016, 20:33]
Ошеломительно!!!
Физика потрясающая!
   Зося [10.11.2016, 00:18]
Задачи по физике сногсшибательные!
При этом… Ну не согласная я с Климентом Тимирязевым.
Наш Михайло Васильевич Ломоносов ничуть не хуже Иоганна Вольфганга Гёте. Может быть в литературе Михайло Васильевич и не преуспел на должном уровне, но для физики живота не жалел!
Он же астроном, приборостроитель, химик, географ, металлург, геолог, художник, историк… – homo universalis!!!
   читатель зелёных страничек [30.11.2016, 00:02]
Дьявольски божественно!
Брависсимо!
   Катерина [26.12.2016, 21:16]
Радуга!
"Всю нашу жизнь она воспроизводит:
Всмотрись в неё – и ты поймёшь душою,
Что жизнь на отблеск радужный походит…"
Высший класс! Задачи по физике и бессмертный Фауст Гёте в дьявольски божественном союзе! Браво!
   читатель зелёных страничек [11.03.2017, 01:24]
Шедевр! Шикарные задачи по физике!
   гость [21.06.2017, 09:59]
СУПЕР!
   Евгений [22.10.2017, 02:32]
Бесподобное трио – физика, литература и живопись.
Искусство и наука в божественном союзе.
Дьявольски роскошная статья!
Книгу вашу заказал на OZON.ru
Порадовала доставка Почты России. Неожиданно и приятно.
Шрифт крупный и удобочитаемый. КЛАСС!
Твёрдый переплёт порадовал – солидно.
Только за букву "ё" обидно. Куда её верстальщики дели?
Или это ваша оплошность?
И книга не для среднего школьного возраста, а для старшеклассников.
По любому круто! Спасибо за книгу!
Творческого вам долголетия! Жду новых книг!
   Марина [20.11.2017, 10:01]
Замечательная новость. Поздравляю с выходом книги!
   гость [20.05.2018, 00:58]
Высший класс!
Убиваете трёх зайцев одной пулей!
Физика, художественная литература и живопись!
Брависсимо!
Возвращайтесь в школу! Без вас никак!!!
России нужны позарез такие творческие педагоги!
   Кося [14.09.2018, 22:32]
Все кошки ночью серы!
Ложусь спать, но и во сне буду восторгаться вашими качественными задачами по физике!!!!
Зачёт!!!!
   дядя Стёпа [23.10.2018, 00:47]
Потрясающе! Не знаю как вы, а я срочно нашёл в интернете "Фауст", Вольфганг Гёте в переводе с немецкого Николая Холодковского и погружаюсь в чтение!
Классная идея! Вот так вот и надо преподавать физику в школе!
   Арина [16.03.2019, 15:41]
Рыжий котёнок просто прелесть.
Классные задачи по физике.
   Семён Несладкий [09.08.2019, 23:20]
Классика жанра! Поэзия, живопись, ФИЗИКА!
Дьявольски роскошная ФИЗИКА!
Современные достижения реформы образования выпадают в скудный и упаднический осадок. Ваша ФИЗИКА идёт в разрез с идеологией нашей паскудной власти.
Браво!
   Софочка [04.09.2019, 01:02]
Невероятно красивая физика!
Дьявольски хороша собака!)))
Рыжий котёнок шикарно вписался за физику)))
   читатель зелёных страничек [15.11.2019, 23:13]
Шикарно! Читаю ваши задачи по физике запоем)))))

ФИЗИКА И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Качественные задачи по физике

§ Физика и художественная литература: Оптика
Чарующая магия лунного света…

Учёные те же фантазёры и художники; они не вольны над своими идеями; они могут хорошо работать, долго работать только над тем, к чему лежит их мысль, к чему влечёт их чувство. В них идеи сменяются; появляются самые невозможные, часто сумасбродные; они роятся, кружатся, сливаются, переливаются. И среди таких идей живут и для таких идей они работают. Владимир Иванович Вернадский

§ Физика и художественная литература: Оптика
Гадание с зеркалами на Святки…

Ощущение тайны – наиболее прекрасное из доступных нам переживаний. Именно это чувство стоит у колыбели истинного искусства и настоящей науки. Альберт Эйнштейн

§ Физика и художественная литература: Оптика (Н.В. Гоголь и Х.К. Андерсен)
Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить.
Николай Васильевич Гоголь

Качественные задачки по физике Николая Васильевича Гоголя и Ханса Кристиана Андерсена ;-) Интеграция: Мировая художественная литература и живопись.

§ Физика и художественная литература: Оптика
Басня «Зеркало и Обезьяна» Ивана Андреевича Крылова

Люди, пренебрегающие знанием, становятся лицом к стене.
Изречения китайской мудрости

§ Физика и художественная литература: Оптика
Басня «Мартышка и Очки» Ивана Андреевича Крылова

Наше дело – учиться и учиться, стараться накоплять возможно больше знаний, потому что серьёзные общественные течения – там, где знания, и счастье будущего человечества только в знании.
Антон Павлович Чехов

§ Физика и художественная литература: Механика
Басня «Лебедь, Щука и Рак» Ивана Андреевича Крылова

Безрассуден человек, надеющийся без учения различать полезное и вредное.
Сократ

§ Физика и художественная литература: Звуковые колебания
Басня «Квартет» Ивана Андреевича Крылова

Грустно бывает слушать музыку без слов,
но ещё грустнее – слушать музыку без музыки… Марк Твен

§ Физика и художественная литература: Механические волны – звук
Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять. Джордано Бруно

§ Физика и художественная литература
поэтический сборник для истинных ценителей науки и искусства

Наука без литературы бездушна и груба; литература же без науки пуста, ибо сущность литературы есть знание. Анатоль Франс

§ Физика и художественная литература (Антон Павлович Чехов)
Образование делает людей лёгкими для направления, но трудными для управления; лёгкими для правления, но невозможными для порабощения. Уильям Блэйк

§ Физика и художественная литература (Владимир Галактионович Короленко)
Вдохновение не есть исключительная принадлежность художника: без него не далеко уйдёт и учёный, без него не много сделает даже ремесленник, потому что оно везде, во всяком деле, во всяком труде. Виссарион Григорьевич Белинский

§ Физика и художественная литература (Александр Иванович Куприн)
Человек рождён для великой радости, для беспрестанного творчества, в котором он – бог, для широкой, свободной, ничем не стеснённой любви ко всему; к дереву, к небу, к человеку, к собаке, к милой, кроткой, прекрасной земле, ах, особенно к земле с её блаженным материнством, с её утрами и ночами, с её прекрасными ежедневными чудесами. Александр Иванович Куприн

§ Физика и художественная литература (Константин Георгиевич Паустовский)
Знание органически связано с человеческим воображением. Этот на первый взгляд парадоксальный закон можно выразить так: сила воображения увеличивается по мере роста познаний. Константин Георгиевич Паустовский

§ Физика и художественная литература (Иван Алексеевич Бунин)
Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как лёгкие и сердце, так что если один орган извращён, то и другой не может правильно действовать.
Лев Николаевич Толстой

§ Физика и художественная литература (Майн Рид «Всадник без головы»)
Целью научных занятий должно быть направление ума таким образом, чтобы оно выносило прочные и истинные суждения о всех встречающихся предметах.
Рене Декарт

Предлагаю Вашему вниманию интегрированные качественные задачи по физике от прославленного английского капитана Майн Рида.

§ Физика и художественная литература: Тепловые явления
Красота – сиянье истины. Платон
Вашему вниманию 20 качественных задач по физике (две карточки по десять задач) и… в тему :-) небольшая галерея: «Туман в живописи».


БИОФИЗИКА НА УРОКАХ ФИЗИКИ

§ Биофизика: Звучание насекомых
Басня «Стрекоза и Муравей» Ивана Андреевича Крылова

Суть басни Крылова «Стрекоза и муравей», казалось бы, лежит на поверхности – «Кто не работает, тот не ест», но в реалиях современной России получается всё шиворот-навыворот :-(

§ Биофизика: Ноги, хвосты… главное… – уши!
Познавательный материал, посвящённый приспособлению животных к различной температуре на примере представителей семейства псовых – фенека, лисицы, песца…

§ Биофизика: Эхо в мире живой природы – сонары летучих мышей
Цель моя – вызволить ум из цепких суеверий. Тит Лукреций Кар
Почему летучие мыши даже в полной темноте не налетают на препятствия?
Познавательный биофизический материал, посвящённый удивительным животным – летучим мышам, незаслуженно обиженным человеческим родом…

§ Биофизика: Тайны дельфина
Занимательно-познавательный биофизический материал, который приоткрывает завесу тайны над некоторыми особенностями организации дельфинов: самонастраивающаяся кожа и непревзойдённый гидролокатор…

§ Биофизика: Реактивное движение в живой природе
По принципу реактивного движения в живой природе передвигается целый ряд животных, например медузы, морские моллюски гребешки, личинки стрекозы-коромысла, кальмары, осьминоги, каракатицы…
Познакомимся с некоторыми из них поближе ;-)

§ Биофизика: Почему у кошки глаза светятся?
«Физическая неожиданность и интересность» ;-)
Почему у собак, кошек и других животных, имеющих хорошее ночное зрение, глаза светятся в темноте?


ШКАТУЛКИ КАЧЕСТВЕННЫХ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ

§ Физика и География Казахстана
Совместный проект: ОФРО «БЭСТ» и Технический лицей №165 (г. Алма-Ата)

§ Як-3 – самый лёгкий истребитель Второй мировой войны
Специальный тематический выпуск зелёных страничек.
Вашему вниманию пять вопросов и заданий, посвящённых легендарному советскому истребителю Як-3… + тематическая подборка из 10 задачек.
«Только в бодром горячем порыве, в страстной любви к своей родной стране, смелости и энергии родится ПОБЕДА. И не только и не столько в отдельном порыве, сколько в упорной мобилизации всех сил, в том постоянном горении, которое медленно и неуклонно сдвигает горы, открывает неведомые глубины и выводит их на солнечную ясность…» Михаил Васильевич Ломоносов

§ Шкатулка качественных задач по физике «сборная солянка» :-)
Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые, иначе такое бросание будет пустою забавою. Козьма Прутков
Шкатулка состоит из четырёх тематических блоков: 1) Броуновское движение. Диффузия; 2) Атмосферное давление; 3) Свойства жидкости. Архимедова сила; 4) Тепловые явления.

§ Шкатулка качественных задач по физике: Строение вещества, диффузия
Творчество поэта, диалектика философа, искусство исследователя – вот материалы, из которых слагается великий учёный. Климент Аркадьевич Тимирязев

§ Шкатулка качественных задач по физике:
Элементы статики: равновесие тел, момент силы, простые механизмы

Науку всё глубже постигнуть стремись, познанием вечного жаждой томись. Лишь первых познаний блеснёт тебе свет, узнаешь: предела для знания нет. Фирдоуси

§ Шкатулка качественных задач по физике: Инерция
Посвящается Чернобаю Александру Арсеньевичу,
директору РОФМШ (Алма-Ата, РОФМШ, 1984–1987 год)
Пусть никто не думает, что великое создание Ньютона может быть ниспровергнуто теорией относительности или какой-нибудь другой теорией. Ясные и широкие идеи Ньютона навечно сохранят своё значение фундамента, на котором построены наши современные физические представления… Альберт Эйнштейн

§ Шкатулка качественных задач по физике: Сила трения
Гораздо труднее увидеть проблему, чем найти её решение. Для первого требуется воображение, а для второго только умение. Джон Десмонд Бернал

§ Шкатулка качественных задач по физике: Давление твёрдых тел
Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые. Дьёрдь де Хевеши

§ Шкатулка качественных задач по физике: Давление жидкостей и газов
Сведение множества к единому – в этом первооснова красоты. Пифагор Самосский

§ Шкатулка качественных задач по физике: Работа, мощность, энергия
Чем больше развивается наше знание, тем больше загадок природы встаёт перед нами… Иван Антонович Ефремов

§ Шкатулка качественных задач по физике: Архимедова сила
Естествознание так человечно, так правдиво, что я желаю удачи каждому, кто отдаётся ему… Иоганн Вольфганг фон Гёте

§ Шкатулка качественных задач по физике:
Смачивание, поверхностное натяжение, капиллярные явления

Образование не даёт ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины. Протагор

§ Шкатулка качественных задач по физике: Плавление и кристаллизация
Наука – сила, которая раскрывает отношения вещей, их законы и взаимодействия. Александр Иванович Герцен. Вашему вниманию 50 качественных задач по физике и… в тему :-) небольшая галерея: «Зима в живописи».

§ Шкатулка качественных задач по физике: Испарение, конденсация, кипение
Приложи сердце твоё к учению и уши твои – к умным словам. Библия, Ветхий Завет, «Книга Притчей Соломоновых»

§ Шкатулка качественных задач по физике: Виды теплопередачи
Радость видеть и понимать есть самый прекрасный дар природы. Альберт Эйнштейн

§ Шкатулка качественных задач по физике: Тепловые двигатели
Живи так, как будто ты умрёшь завтра. Учись так, как будто ты будешь жить вечно. Махатма Ганди

§ Шкатулка качественных задач по физике: Электричество
Инвестиции в знания всегда дают наибольшую прибыль. Бенджамин Франклин

§ Шкатулка качественных задач по физике: Магнитные явления
Знание должно служить творческим целям человека. Мало накоплять знания; нужно распространять их возможно шире и применять в жизни. Николай Александрович Рубакин

§ Шкатулка качественных задач по физике: Механические волны – звук
Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы, но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий. «Плоды раздумий», Козьма Прутков

§ Шкатулка качественных задач по физике: Оптика (Световые явления)
Надо много учиться, чтобы знать хоть немного. Шарль Луи Монтескье




statistics
Top.Mail.Ru       Яндекс.Метрика   

Распространение материалов сайта приветствуется.
Ссылка на материалы весьма желательна, но не строго обязательна ;-)
«Знание должно служить творческим целям человека. Мало накоплять знания;
нужно распространять их возможно шире и применять в жизни». Рубакин Н.А.