iralebedeva.ru :: зелёный коллаж с цветами
КОНТАКТЫ
E-mail: ira.alma@yandex.ru
Телефон: +7 910 317 0585
ВКонтакте:
https://vk.com/iralebedeva_vk


iralebedeva.ru :: зелёный коллаж с цветами
опубликовано 01.02.2019
13 февраля 2019 года исполняется 250 лет со дня рождения
знаменитого баснописца Ивана Андреевича Крылова

Физика и художественная литература
Литературная гостиная (поэтическая библиотека)

Грустно бывает слушать музыку без слов,
но ещё грустнее – слушать музыку без музыки…
Марк Твен
Марк Твен (Mark Twain; 30.11.1835–21.04.1910) – американский писатель,
журналист и общественный деятель.



ФИЗИКА И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА: ЗВУКОВЫЕ КОЛЕБАНИЯ
Басня «Квартет» Ивана Андреевича Крылова

Сегодня в программе басня «Квартет» прославленного русского баснописца Ивана Андреевича Крылова, иллюстрации к басне в исполнении выдающихся советских художников-графиков и увлекательное путешествие по страницам элементарного учебника физики под редакцией академика Г.С. Лансберга.
Предлагаю читателям зелёных страничек познакомиться с некоторыми характеристиками музыкальных звуков, а также выяснить, что такое консонанс и диссонанс… Побаловать себя решением качественных задач по физике и шедеврами мировой живописи

узор

Портрет Ивана Андреевича Крылова :: Эггинк Иван Егорович
Портрет И. А. Крылова
Эггинк Иван Егорович

узор

КВАРТЕТ

Проказница-Мартышка,
Осёл,
Козёл,
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки, –
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
«Стой, братцы, стой!» кричит Мартышка: «погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдёт уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!»
Расселись, начали Квартет;
Он всё-таки на лад нейдёт.
«Постойте ж, я сыскал секрет»,
Кричит Осёл: «мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем».
Послушались Осла: уселись чинно в ряд;
А всё-таки Квартет нейдёт на лад.
Вот, пуще прежнего, пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.

Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье:
«Пожалуй», говорят: «возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть:
Скажи лишь, как нам сесть!» –
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней»,
Им отвечает Соловей:
«А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь».
     1811 г.

Квартет – музыкальный ансамбль из четырёх музыкантов, вокалистов или инструменталистов.
Иван Андреевич Крылов (13.02.1769–21.11.1844) – русский публицист, поэт, баснописец, издатель сатирико-просветительских журналов. Более всего известен как автор 236 басен, собранных в девять прижизненных сборников (выходили с 1809 по 1843 г.). Наряду с тем, что большая часть сюжетов басен Крылова является оригинальной, отдельные из них восходят к басням Лафонтена (который, в свою очередь, заимствовал их у Эзопа, Федра и Бабрия).
Эггинк Иван Егорович (1784–1867) – российский живописец, художник-портретист, автор картин исторического жанра. Академик Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге.

Басня «Квартет»
в исполнении Анатолия Папанова


Папанов Анатолий Дмитриевич (31.10.1922–05.08.1987) – советский, российский актёр театра и кино, педагог. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии СССР. Участник Великой Отечественной войны. С первых дней войны находился на фронте. Был старшим сержантом, командовал взводом зенитной артиллерии.

узор

Квартет :: Лаптев Алексей Михайлович, 1955 год
Иллюстрация к басне Крылова «Квартет»
Художник: Лаптев Алексей Михайлович, 1955 год

узор

Лаптев Алексей Михайлович (10.04.1905–15.01.1965) – советский художник-график и книжный иллюстратор, поэт. Член-корреспондент АХ СССР, Заслуженный деятель искусств РСФСР.

Крылов возвёл русскую басню в оригинально-классическое достоинство. Невозможно дать большего простодушия рассказу,
большей народности языку, большей осязаемости нравоучению…
Александр Александрович Бестужев

В басне «Квартет» Иван Андреевич Крылов высмеял несуразные преобразования в Государственном совете, инициированные Александром I и случившиеся в 1810 году и опосля… В 1810 году департаменты государственного совета возглавили высокородные вельможи:

  • светлейший князь Пётр Васильевич Лопухин (Козёл)
    департамент гражданских и духовных дел;
  • граф Пётр Васильевич Завадовский (Осёл)
    департамент законов;
  • граф Алексей Андреевич Аракчеев (Медведь)
    департамент военных дел;
  • граф Николай Семёнович Мордвинов (Мартышка)
    департамент государственной экономии.
Случилось так, что бесспорно одарённые во многих местах вельможи, никак не могли договориться между собой и толково разделить свои обязанности, и посему решили поменяться местами. Однако никакого эффекта это действие не возымело… Невзирая на немыслимые усердия царя и самих вельмож…

Вы-таки будите смеяться… не знаю, как у читателей зелёных страничек с воображением, образным восприятием…, но для меня лично портретное сходство на лицо ;-)

узор

Козёл
Пётр Васильевич Лопухин :: Боровиковский Владимир Лукич
Пётр Васильевич Лопухин
Боровиковский Владимир Лукич
 
Осёл
Пётр Васильевич Завадовский :: Иоганн Баптист Лампи Старший
Пётр Васильевич Завадовский
Иоганн Баптист Лампи Старший

узор

Боровиковский Владимир Лукич (04.08.1757–18.04.1825) – русский художник, мастер портрета, академик Императорской академии художеств.
Иоганн Баптист Лампи Старший (Johann Baptist von Lampi der Ältere; 31.12.1751–11.02.1830) – австрийский живописец.

узор

Медведь
Алексей Андреевич Аракчеев :: Джордж Доу
Алексей Андреевич Аракчеев
Джордж Доу
 
Мартышка
Николай Семёнович Мордвинов :: Варнек Александр Григорьевич
Николай Семёнович Мордвинов
Варнек Александр Григорьевич

узор

Варнек Александр Григорьевич (15.02.1782–19.03.1843) – русский живописец.
Джордж Доу (George Dawe; 08.02.1781–15.10.1829) – английский живописец.

Несмотря на то, что басня «Квартет» была написана дедушкой Крыловым на злобу дня и образы персонажей были легко узнаваемы современниками, смысл басни гораздо шире. Соловей, в лице которого Крылов подразумевает народ, прекрасно понимает, что непременным условием слаженной работы в любом деле является профессионализм участников этого самого дела, складывающийся из таланта, умений и жизненного опыта:

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней…

Сурово и категорично звучат слова народного приговора, озвученного соловьём и ставшего афоризмом:

А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь…

Политические неурядицы, терзавшие Государственный совет Российской империи в далёком 1810 году, мастерски изобразил в своей иллюстрации к басне «Квартет» один из самых популярных детских иллюстраторов прошлого века Евгений Михайлович Рачёв.

узор

Квартет :: Рачёв Евгений Михайлович
Иллюстрация к басне Крылова «Квартет»
Художник: Рачёв Евгений Михайлович

узор

Рачёв Евгений Михайлович (1906–02.07.1997) – советский художник-анималист, один из самых популярных детских иллюстраторов прошлого века. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Евгений Михайлович Рачёв всю свою творческую жизнь посвятил детской книге, превращая обыкновенных зверей и птиц в сказочных героев.

И вот уж 200 лет с гаком минуло, а в России-матушке ничего не изменилось :-(
Правда квартет уже не квартет, а цельный оркестр!
Столько в нашей Государственной думе непревзойдённых талантов, что счёт вести, да глупости перебирать уже мочи у народа нет. Паскудным песням и пляскам в исполнении депутатов Государственной думы, да чиновников самого разного рангу уже и дивиться все перестали… Но сколько верёвочке ни виться, а конец будет! Безумству храбрых поём мы песню…

В Государственный совет Российской империи начала XIX века заглянули, с председателями департаментов познакомились :-) О горестях современной России всплакнули :-( А теперь предлагаю читателям зелёных страничек окунуться с головой в мою обожаемую физику ;-) – познакомиться с некоторыми характеристиками музыкальных звуков, а также выяснить, что такое консонанс и диссонанс

ФИЗИЧЕСКАЯ АККУСТИКА

Музыкальная акустика исследует музыкальные инструменты и условия наилучшего их звучания. Физическая акустика занимается изучением самих звуковых колебаний. Применительно к звуковым колебаниям в число задач физической акустики входит и выяснение физических явлений, обусловливающих те или иные качества звука, различаемые на слух.
Мы различаем, например, музыкальные звуки (пение, свист, звучание струн, звон) и шумы (всевозможные трески, стуки, гром, шипение, скрип). Очевидно, было бы совсем неверно сказать, что музыкальные звуки извлекаются из музыкальных инструментов, а шумы нет. Существуют шумовые музыкальные инструменты (барабаны, литавры, кастаньеты и др.), а с другой стороны, мы говорим о пронзительном свисте пуль, протяжном вое ветра, вкрадчивом шёпоте дождя, барабанной дроби капели, заунывных скрипах старой телеги..., улавливая во всех подобных звуках некоторую музыкальность.
Чем же отличаются колебания, дающие ощущение музыкального звука, от шумовых колебаний?
Прежде чем ответить на этот и ряд подобных вопросов, рассмотрим подробнее музыкальные звуки. Мы начинаем с них потому, что они более простые, чем шумы. Это видно хотя бы из того, что комбинация многих музыкальных звуков может дать ощущение шума, но никакая комбинация шумов не может дать музыкальный звук.

узор

Натюрморт с музыкальными инструментами :: Анна Валайе-Костер, 1770 год
Натюрморт с музыкальными инструментами
Musical Instruments
Анна Валайе-Костер, 1770 год

узор

Анна Валлаер-Костер (Anne Vallayer-Coster; 21.12.1744–28.02.1818) – французская художница, мастер натюрморта.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТОН
ГРОМКОСТЬ И ВЫСОТА ТОНА

Звук, который мы слышим тогда, когда источник его совершает гармоническое колебание, называется музыкальным тоном или, коротко, тоном.
Во всяком музыкальном тоне мы можем различить на слух два качества: громкость и высоту.
Простейшие наблюдения убеждают нас в том, что громкость тона какой-либо данной высоты определяется амплитудой колебаний. Например, звук камертона после удара по нему постепенно затихает. Это происходит вместе с затуханием колебаний, то есть со спаданием их амплитуды. Ударив камертон сильнее, то есть сообщив колебаниям большую амплитуду, мы услышим более громкий звук, чем при слабом ударе. То же можно наблюдать и с колоколом, со струной и вообще со всяким источником звука.
С каким свойством колебаний связана высота тона?
Если мы возьмём несколько камертонов разного размера, то не представит труда расположить их на слух в порядке возрастания высоты звука. Тем самым они окажутся расположенными и по размеру: самый большой камертон даёт наиболее низкий звук, самый маленький – наиболее высокий звук. Таким образом, высота тона определяется частотой колебаний. Чем выше частота и, следовательно, чем короче период колебаний, тем более высокий звук мы слышим.

узор

Чем больше колокол, тем ниже звуки, которые он издаёт
Праздничный трезвон :: Виллие Михаил Яковлевич
Праздничный трезвон
Виллие Михаил Яковлевич

узор

Виллие Михаил Яковлевич (1838–1910) – русский живописец, график.

Для любознательных:
Размеры колоколов могут быть разными. От маленького колокольчика в несколько сотен грамм, до многотонных колоколов на христианских колокольнях. Чем больше колокол, тем ниже звуки, которые он издаёт. Высота тона колокола определяется не основной частотой, а нотой, доминирующей сразу же после удара. Она соответствует примерно пятому обертону колокола. Спустя некоторое время в звуке колокола начинают преобладать низшие обертоны.
Колокольный звон широко применялся в творчестве русских композиторов XIX века. Михаил Иванович Глинка использовал колокола в заключительном хоре «Славься» оперы «Иван Сусанин»; Модест Петрович Мусоргский – в пьесе «Богатырские ворота…» и в опере «Борис Годунов»; Николай Андреевич Римский-Корсаков – в «Сказке о царе Салтане», «Сказании о невидимом граде Китеже»; Пётр Ильич Чайковский – в «Опричнике»…

ЧТО ТАКОЕ ОКТАВА?

В средние века высоту звука обозначали не частотной характеристикой, а октавой. Понятие «октава» существует столько же, сколько существует музыкальная грамота. Октава, как известно, состоит из семи нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Самый низкий звук нашего диапазона, равный 16 герцам, представляет собой «до» субконтроктавы, самый высокий – «ре-ми» седьмой октавы. Диапазон нашего с вами слуха охватывает около 16 октав.

КОНСОНАНС И ДИССОНАНС
ШУМЫ

Музыкальный звук (ноту) мы слышим тогда, когда колебание периодическое.
Например, такого рода звук издаёт струна рояля. Если одновременно ударить несколько клавиш, то есть заставить звучать несколько нот, то ощущение музыкального звука сохранится, но отчётливо выступит различие консонирующих и диссонирующих нот.
Консонансом называется приятное для слуха созвучие, а диссонансом – неприятное, «режущее слух». Оказывается, что консонируют те ноты, периоды которых находятся в отношениях небольших чисел.
Например, консонанс получается при отношении периодов 2:3 (это созвучие называется в теории музыки квинтой), при 3:4 (кварта), 4:5 (большая терция) и т.д. Если же периоды относятся как большие числа, например 19:23, то получается диссонанс – музыкальный, но неприятный звук. Ещё дальше мы уйдём от периодичности колебаний, если одновременно ударим по многим клавишам, положив для этого на клавиатуру линейку. Звук получится уже шумоподобным.

узор

Дуэт :: Джордж Шеридан Ноулс, 1915 год
Дуэт
The Duet
Джордж Шеридан Ноулс, 1915 год

узор

Джордж Шеридан Ноулс (George Sheridan Knowles; 25.11.1863–15.03.1931) – английский живописец.

Для шумов характерна сильная непериодичность формы колебаний: либо это – длительное колебание, но очень неправильное, сложное по форме (шипение, скрип), либо отдельные выбросы (щелчки, стуки). С этой точки зрения к шумам следует отнести и звуки, выражаемые согласными (шипящие, губные и т.д.).
Во всех случаях шумовые колебания состоят из огромного количества гармонических колебаний с разными частотами. К этому мы и приближались по мере того, как увеличивали число одновременно ударяемых клавиш рояля.

узор

Кислая нота (фальшивая нота в английском языке) :: Адольф Эберле
Кислая нота (фальшивая нота в английском языке)
The Sour Note
Адольф Эберле

узор

Адольф Эберле (Adolf Eberle; 11.01.1843–24.01.1914) – немецкий живописец.

Для любознательных:
Кислая нота (фальшивая нота в английском языке) – это нота, которая не совпадает в звуковысотном отношении с мелодическим и гармоническим полотном музыкального произведения. Другими словами, это нота, которая беспощадно режет слух и приводит к катастрофическому скисанию/окислению наших эмоций, нарушая восхитительную гармонию музыки и нашей с вами души…
Возникновение фальшивых нот может быть обусловлено множеством факторов. Это музыкальные инструменты неподобающего качества, плохая настройка, а также низкий уровень профессионализма исполнителя – механическое псевдомастерство при отсутствии таланта, отсутствие искренней любви к музыке и должного усердия…, а в самом запущенном варианте – отсутствие музыкального слуха – по причине неудачной встречи с медведем :-), но при этом весьма удачном заигрывании с бесконечно пошлым, но весьма могущественным покровителем :-(
В тонкости процветания некоторых неодарённостей углубляться не будем, а вот о настройке музыкальных инструментов, а также о некоторых, независящих от профессионализма музыкантов факторов, поговорить стоит.
Например, фальшивые ноты на гитаре или на фортепиано возможны в том случае, если одна, а может быть и несколько струн музыкального инструмента имеют неподходящее им натяжение. Эту болезнь лечат настройщики ;-)
В оркестровой игре довольно часто и весьма эффектно :-) фальшивят исполнители на духовых инструментах, в особенности валторнисты, кларнетисты и трубачи, а также исполнители на инструментах, у которых нет точной фиксации каждого тона – контрабасисты, виолончелисты, альтисты и скрипачи… Справедливости ради следует отметить, что фальшивое звучание может быть связано не с отсутствием профессионализма исполнителей или настройщиков, а с перепадами температуры в концертном зале. При повышении температуры воздуха высота звуков у духовых инструментов повышается, тогда как у струнных инструментов наоборот понижается. В результате оркестр идёт в плачевный разнос и начинает звучать фальшиво…
При всём при этом следует учитывать, что само понятие «фальшивая нота» – очень-очень условное и основано, прежде всего, на нашем с вами эмоциональном восприятии звука.
Джаз со всеми его экзотическими и совершенно непредсказуемыми всплесками и криками нот, безудержной экспрессией в некоторых местах… и совершенно сумасшедшей и неподражаемой импровизацией наглядное тому подтверждение.
Изучением психологических и физиологических особенностей восприятия звука человеком занимается весьма серьёзная научная дисциплина – психоакустика.

Небольшой живописный антракт!
Предлагаю читателям зелёных страничек побаловать себя тремя иллюстрациями к басне Крылова «Квартет» в исполнении советских художников-графиков.

узор

Квартет :: Конашевич Владимир Михайлович, 1937 год
Иллюстрация к басне Крылова «Квартет»
Художник: Конашевич Владимир Михайлович
Москва-Ленинград: Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1937 год

узор

Конашевич Владимир Михайлович (1888–1963) – русский и советский художник-график, книжный иллюстратор, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РСФСР.

узор

Квартет :: Алексеев Михаил Юрьевич и Строганова Надежда Сергеевна, 1972 год
Иллюстрация к басне Крылова «Квартет»
Художники: Алексеев Михаил Юрьевич,
Строганова Надежда Сергеевна, 1972 год

узор

Алексеев Михаил Юрьевич и Строганова Надежда Сергеевна – семейная пара художников, очень интересный и самобытный творческий тандем.
Алексеев Михаил Юрьевич (01.04.1927…) – советский и российский художник-график, книжный иллюстратор. Член Союза художников СССР.
Строганова Надежда Сергеевна (20.01.1922 - 21.06.2011) – советский, российский художник-график, книжный иллюстратор. Член Союза художников СССР. В 1947–1955 годах – художник-постановщик рисованных фильмов киностудии «Союзмультфильм».

узор

Квартет :: Манухин Ярослав Николаевич, 1977 год
Иллюстрация к басне Крылова «Квартет»
Художник: Манухин Ярослав Николаевич, 1977 год

узор

Манухин Ярослав Николаевич (31.05.1925…) – советский и российский художник-график, книжный иллюстратор.

Заключительные аккорды статьи посвящаются истинным ценителям физики и тем, кто только пытается её понять и полюбить ;-)
Вашему вниманию замечательная семёрка качественных задач по физике с ответами и шедевры мировой живописи.

ЗВУКОВЫЕ КОЛЕБАНИЯ
Качественные задачи по физике

Задача №1
Громкость воспринимаемого звука убывает обратно пропорционально квадрату расстояния от источника. Любители театра, сидящие в двадцать первом ряду, находятся приблизительно на двадцать метров дальше от сцены (или оркестровой ямы), чем сидящие в первом ряду, однако условия слышимости в обоих случаях весьма незначительно отличаются друг от друга. Почему?

Ответ: Вследствие многократных отражений замкнутое помещение более или менее равномерно заполняется энергией звуковых колебаний.

узор

Театральная гимназия :: Адольф фон Менцель, 1856 год
Театральная гимназия
Theatre du Gymnase
Адольф фон Менцель, 1856 год

узор

Адольф фон Менцель (Adolph Friedrich Erdmann von Menzel; 08.12.1815–09.02.1905) – немецкий живописец.
Театральная гимназия или Театральная гимназия Мария Белл – театр в Париже, на бульваре Бон Нувель. Открыт 23 декабря 1820 в Париже. Театр должен был служить местом сценической практики учащихся драматических и оперных классов консерватории (отсюда название театра – "gymnase" гимназия). Однако вскоре стал профессиональным театром.

Задача №2
Настройщики аккордеонов или гармони изменяют тон звучания того или иного язычка (пластинки), утончая язычок либо у свободного конца, либо у закреплённого. Как при этом изменяется тон?

Ответ: В первом случае тон повышается, во втором – понижается.

узор

Серенада :: Эудженио Зампиги
Серенада
The Serenade
Эудженио Зампиги

узор

Эудженио Зампиги (Eugenio Zampighi; 1859–1944) – итальянский живописец.
Гармонь (гармоника, гармония) – духовой музыкальный с проскакивающими язычками. Прототип гармони – инструмент немецкого мастера Христиана Фридриха Людвига Бушмана, сконструированный им в 1822 году. Русские мастера Т.П. Воронцов, Е.И. Сизов, Л.А. Чулков, Н.И. Белобородов и другие создали самобытный инструмент собственной конструкции, занявшие ведущее место в русском народном музицировании. Типовые конструкции: тульская, саратовская, вятская (тальянка), ливенская, черепашка, венская двухрядная, хромка и другие. Самые совершенные гармони это баян и аккордеон.

Задача №3
Если струна музыкального инструмента начинает издавать ненормально низкий звук, настройщик увеличивает её натяжение. Почему этим способом удаётся настроить струну на нужную частоту колебаний?

Ответ: При натяжении струны увеличивается сила упругости. А это приводит к увеличению частоты колебаний.

узор

Девушка, играющая на гитаре :: Петрус Ван Шендель
Девушка, играющая на гитаре
A Girl Playing a Guitar
Петрус Ван Шендель

узор

Петрус Ван Шендель (Petrus van Schendel; 21.04.1806–28.12.1870) – бельгийский жанровый живописец. Специализировался на ночных сценах, освещённых лампами или свечами, за что получил прозвище «господин Канделябр» ;-)
Гитара (исп. guitarra) – струнный щипковый музыкальный инструмент. Уже с 13 века гитара известна в Испании, затем в Италии и других странах Европы. Существуют 6- и 7-струнные гитары, в Испании преимущественно 6-струнная, а в России преимущественно 7-струнная.

Задача №4
Как воспринималась бы музыка, если бы низкие и высокие, сильные и слабые звуки распространялись с различными скоростями?

Ответ: То, что было бы гармонично вблизи оркестра, звучало бы дисгармонично вдали от него.

Задача №5
Сквозь приоткрытую дверь можно хорошо слышать музыку или разговор людей даже в том случае, когда источник звука и разговаривающие находятся за пределами видимости. Какое явление обеспечивает такую возможность?

Ответ: Явление дифракции звуковых волн.

узор

Молодая девушка подслушивает разговор двух влюбленных :: Мишель Гарнье, 1789 год
Молодая девушка подслушивает разговор двух влюбленных
Young Girl Listening To a Conversation Between Two Lovers
Мишель Гарнье, 1789 год

узор

Мишель Гарнье (Michel Garnier; 1753–1819) – французский живописец.

Задача №6
Изменится ли высота основного тона прямой трубы, если трубу сделать изогнутой?

Ответ: Не изменится.

Для любознательных: Как таки изменить тон трубы?
Разбираемся в тонкостях работы некоторых духовых инструментов ;-)
Телескопические трубки (изменяем длину трубы)
Тромбон – медный духовой музыкальный инструмент басово-тенорового регистра. В тромбоне скользящее изогнутое трубчатое колено (цуг) плотно прилегает к основной трубке. Перемещение телескопического цуга внутрь и наружу изменяет длину трубы/столба воздуха и, следовательно, тон звука.
Изменение тона при помощи пальцев (делаем в трубе дырочки ;-)
Дудка – общее название народных духовых музыкальных инструментов семейства продольных флейт. Продольная флейта была известна в Египте ещё пять тысяч лет тому назад и по сей день она остаётся основным духовым инструментом на всём Ближнем Востоке! Продольная флейта, имеющая 5-6 пальцевых отверстий, способная к октавному передуванию, обеспечивает полный музыкальный звукоряд, отдельные интервалы внутри которого могут меняться, образуя различные лады посредством перекрещивания пальцев, закрытия отверстий наполовину, а также изменения направления и силы дыхания… Иными словами, когда все отверстия флейты закрыты, колеблющийся столб воздуха занимает всю длину трубки, создавая самый низкий тон. Открытие двух отверстий приводит к укорачиванию воздушного столба и созданию более высокого тона. Открытие большего количества отверстий ещё сильнее укорачивает воздушный столб и обеспечивает дальнейшее повышение тона

узор

Урок игры на флейте :: Вильям Адольф Бугро, 1868 год
Урок игры на флейте
The Flute Lesson
Вильям Адольф Бугро, 1868 год

узор

Вильям Адольф Бугро (William-Adolphe Bouguereau; 30.11.1825–19.08.1905) – французский живописец, видный представитель салонного академизма XIX века.

Задача №7
Если духовой оркестр заходит, удаляясь за угол улицы, то через некоторое время слышна игра лишь басовых труб и барабана. Почему при этом не слышны звуки флейт, кларнетов? Что происходит с энергией звука, когда он становится не слышным?

Ответ: Длинные волны дифрагируют сильнее, чем короткие. Энергия звука преобразуется во внутреннюю энергию среды.

Восхитительные семь аккордов физики прозвучали ;-)
А теперь… вашему вниманию будут представлены два живописных аккорда ;-) – два квартета. Балуем себя классической живописью и бессмертной музыкой Иоганна Себастьяна Баха!

Малоопытный, но очень усердный квартет – три юных музыканта и собака ;-) на картине «Урок музыки» в исполнении немецкого художника Кристиана Эдуарда Бетчера.

узор

Урок музыки :: Кристиан Эдуард Бетчер, 1860 год
Урок музыки
The Music Lesson
Кристиан Эдуард Бетчер, 1860 год

узор

Кристиан Эдуард Бетчер (Christian Eduard Böttcher; 09.12.1818–15.06.1889) – немецкий живописец.

Профессиональный семейный квартет – скрипка, флейта, виолончель и альт на картине «Квартет» в исполнении немецкого художника Фридриха Петера Хиддеманна.
А также «Искусство фуги. Контрапункт №1» Иоганна Себастьяна Баха.

узор

Квартет :: Фридрих Петер Хиддеманн
Квартет
The Quartet
Фридрих Петер Хиддеманн

узор

Фридрих Петер Хиддеманн (Friedrich Peter Hiddeman; 04.10.1829–19.01.1892) – немецкий живописец.

Иоганн Себастьян Бах «Искусство фуги. Контрапункт №1»

Запись 1992 года: З. Косьяненко (флейта), А. Ильин (скрипка),
А. Богорад (альт), А. Куссуль (виолончель)

Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach; 31.03.1685–28.07.1750) – немецкий композитор, органист-виртуоз, капельмейстер, музыкальный педагог. Бах – автор более 1000 музыкальных произведений во всех значимых жанрах своего времени…

Материалы этой статьи полезно будет применить не только на уроках физики и художественной литературы, но и во внеклассной работе.
Надеюсь, что решение предлагаемых в статье задач по физике не только поможет побудить у школьников интерес к предмету, но и расширить их знания и культурный кругозор ;-)

Желаю Вам приятного и полезного чтения, а также успехов
в самостоятельном решении качественных задач по физике!

УЗНАВАЙ ФИЗИКУ, ЧИТАЯ КЛАССИКУ

Уважаемые читатели зелёных страничек, рада сообщить вам о выходе в свет моей книги – «Узнавай физику, читая классику».
Впрочем… «моей книги», это таки нескромно сказано :-) В первую очередь… это божественная классика художественной литературы: А.П. Чехов, И.А. Бунин, К.Г. Паустовский, А.Н. Толстой… а уж потом мои познавательные комментарии, касающиеся физики и астрономии… Большое спасибо Татьяне Борисовне Дергач – ведущему редактору издательства «Аванта» (ООО «Издательство АСТ»), за слаженную и приятную во всех отношениях работу над книгой.
Книга посвящается моим родителям: маме – Лебедевой Лидии Степановне и папе – Лебедеву Валерию Владимировичу, которые в далёком 1984 году категорически настояли на том :-), чтобы я попробовала свои силы на вступительных экзаменах в РОФМШ

Узнавай физику, читая классику
Книга: «Узнавай физику, читая классику» И.В. Лебедева (ООО «Издательство АСТ»)

Приобрести книгу можно в интернет-магазине OZON.ru
Книга: «Узнавай физику, читая классику»

Желаю Вам приятного и полезного чтения!




ваш комментарий *
 
ваше имя

защитный код (цифры с картинки) *




   Кирилл [06.02.2019, 00:12]
Супер! Отличная статья. Задачи по физике очень понравились.
Профессионализм на высоте! Чувство юмора выше всех похвал.
О горестях современной России плакать хочется навзрыд и в полный голос. Грустно. Обидно за державу. Обидно за оркестр и дирижёра.
Обидно за народ российский. Стыдоба!
А за статью спасибо! Супер!
   Натали [08.02.2019, 19:45]
Первоклассная статья. Басня дедушки Крылова чертовски актуальна в наше смутное время.
Честь и хвала его таланту. Басня зачётная!
А в этой статье я разглядела ещё один квартет: 1) литература, 2) физика, 3) музыка, 4) живопись. И сыграл этот квартет на УРА! БРАВО!
Задачи по физике отличные. Читается, решается легко и в удовольствие. И только потом приходит осознание того какой титанический труд вложен в эту статью. И содержание, и подбор иллюстраций, и стиль – всё на отлично! СПАСИБО!
   Рината [13.02.2019, 21:21]
Классная статья!
Всех с праздником! 250 лет назад, 13 февраля 1769 года, родился Иван Андреевич Крылов – "Дедушка Крылов", так звали и зовут его многие с любовью и бесконечным уважением за всё, что он сделал для русской литературы.

Задачи по физике волшебные! Спасибо!
   читатель зелёных страничек [13.02.2019, 22:34]
Дедушка Крылов непревзойдённый баснописец!
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят!
Князь Пётр Андреевич Вяземский

Квартет у вас действительно сыграл на Ура. Браво.
   Лариса К. [16.02.2019, 01:08]
Первоклассный пост. Дедушка Крылов бесконечно гениален.
Физика супер. Сатира меткая и зубастая.
За портреты высокородных, но бестолковых вельмож огромное спасибо.

ФИЗИКА И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Качественные задачи по физике

§ Физика и художественная литература: Оптика
Чарующая магия лунного света…

Учёные те же фантазёры и художники; они не вольны над своими идеями; они могут хорошо работать, долго работать только над тем, к чему лежит их мысль, к чему влечёт их чувство. В них идеи сменяются; появляются самые невозможные, часто сумасбродные; они роятся, кружатся, сливаются, переливаются. И среди таких идей живут и для таких идей они работают. Владимир Иванович Вернадский

§ Физика и художественная литература: Оптика
Гадание с зеркалами на Святки…

Ощущение тайны – наиболее прекрасное из доступных нам переживаний. Именно это чувство стоит у колыбели истинного искусства и настоящей науки. Альберт Эйнштейн

§ Физика и художественная литература: Оптика (Н.В. Гоголь и Х.К. Андерсен)
Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить.
Николай Васильевич Гоголь

Качественные задачки по физике Николая Васильевича Гоголя и Ханса Кристиана Андерсена ;-) Интеграция: Мировая художественная литература и живопись.

§ Физика и художественная литература: Оптика
Басня «Зеркало и Обезьяна» Ивана Андреевича Крылова

Люди, пренебрегающие знанием, становятся лицом к стене.
Изречения китайской мудрости

§ Физика и художественная литература: Оптика
Басня «Мартышка и Очки» Ивана Андреевича Крылова

Наше дело – учиться и учиться, стараться накоплять возможно больше знаний, потому что серьёзные общественные течения – там, где знания, и счастье будущего человечества только в знании.
Антон Павлович Чехов

§ Физика и художественная литература: Механика
Басня «Лебедь, Щука и Рак» Ивана Андреевича Крылова

Безрассуден человек, надеющийся без учения различать полезное и вредное.
Сократ

§ Физика и художественная литература: Механические волны – звук
Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять. Джордано Бруно

§ Физика и художественная литература (Гёте «Фауст»)
Гёте представляет, быть может, единственный в истории человеческой мысли пример сочетания в одном человеке великого поэта, глубокого мыслителя и выдающегося учёного. Климент Аркадьевич Тимирязев

§ Физика и художественная литература
поэтический сборник для истинных ценителей науки и искусства

Наука без литературы бездушна и груба; литература же без науки пуста, ибо сущность литературы есть знание. Анатоль Франс

§ Физика и художественная литература (Александр Иванович Куприн)
Человек рождён для великой радости, для беспрестанного творчества, в котором он – бог, для широкой, свободной, ничем не стеснённой любви ко всему; к дереву, к небу, к человеку, к собаке, к милой, кроткой, прекрасной земле, ах, особенно к земле с её блаженным материнством, с её утрами и ночами, с её прекрасными ежедневными чудесами. Александр Иванович Куприн

§ Физика и художественная литература (Константин Георгиевич Паустовский)
Знание органически связано с человеческим воображением. Этот на первый взгляд парадоксальный закон можно выразить так: сила воображения увеличивается по мере роста познаний. Константин Георгиевич Паустовский

§ Физика и художественная литература (Иван Алексеевич Бунин)
Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как лёгкие и сердце, так что если один орган извращён, то и другой не может правильно действовать.
Лев Николаевич Толстой

§ Физика и художественная литература (Майн Рид «Всадник без головы»)
Целью научных занятий должно быть направление ума таким образом, чтобы оно выносило прочные и истинные суждения о всех встречающихся предметах.
Рене Декарт

Предлагаю Вашему вниманию интегрированные качественные задачи по физике от прославленного английского капитана Майн Рида.

§ Физика и художественная литература: Тепловые явления
Красота – сиянье истины. Платон
Вашему вниманию 20 качественных задач по физике (две карточки по десять задач) и… в тему :-) небольшая галерея: «Туман в живописи».


БИОФИЗИКА НА УРОКАХ ФИЗИКИ

§ Биофизика: Звучание насекомых
Басня «Стрекоза и Муравей» Ивана Андреевича Крылова

Суть басни Крылова «Стрекоза и муравей», казалось бы, лежит на поверхности – «Кто не работает, тот не ест», но в реалиях современной России получается всё шиворот-навыворот :-(

§ Биофизика: Ноги, хвосты… главное… – уши!
Познавательный материал, посвящённый приспособлению животных к различной температуре на примере представителей семейства псовых – фенека, лисицы, песца…

§ Биофизика: Эхо в мире живой природы – сонары летучих мышей
Цель моя – вызволить ум из цепких суеверий. Тит Лукреций Кар
Почему летучие мыши даже в полной темноте не налетают на препятствия?
Познавательный биофизический материал, посвящённый удивительным животным – летучим мышам, незаслуженно обиженным человеческим родом…

§ Биофизика: Тайны дельфина
Занимательно-познавательный биофизический материал, который приоткрывает завесу тайны над некоторыми особенностями организации дельфинов: самонастраивающаяся кожа и непревзойдённый гидролокатор…

§ Биофизика: Реактивное движение в живой природе
По принципу реактивного движения в живой природе передвигается целый ряд животных, например медузы, морские моллюски гребешки, личинки стрекозы-коромысла, кальмары, осьминоги, каракатицы…
Познакомимся с некоторыми из них поближе ;-)

§ Биофизика: Почему у кошки глаза светятся?
«Физическая неожиданность и интересность» ;-)
Почему у собак, кошек и других животных, имеющих хорошее ночное зрение, глаза светятся в темноте?


ШКАТУЛКИ КАЧЕСТВЕННЫХ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ

§ Физика и География Казахстана
Совместный проект: ОФРО «БЭСТ» и Технический лицей №165 (г. Алма-Ата)

§ Як-3 – самый лёгкий истребитель Второй мировой войны
Специальный тематический выпуск зелёных страничек.
Вашему вниманию пять вопросов и заданий, посвящённых легендарному советскому истребителю Як-3… + тематическая подборка из 10 задачек.
«Только в бодром горячем порыве, в страстной любви к своей родной стране, смелости и энергии родится ПОБЕДА. И не только и не столько в отдельном порыве, сколько в упорной мобилизации всех сил, в том постоянном горении, которое медленно и неуклонно сдвигает горы, открывает неведомые глубины и выводит их на солнечную ясность…» Михаил Васильевич Ломоносов

§ Шкатулка качественных задач по физике «сборная солянка» :-)
Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые, иначе такое бросание будет пустою забавою. Козьма Прутков
Шкатулка состоит из четырёх тематических блоков: 1) Броуновское движение. Диффузия; 2) Атмосферное давление; 3) Свойства жидкости. Архимедова сила; 4) Тепловые явления.

§ Шкатулка качественных задач по физике: Строение вещества, диффузия
Творчество поэта, диалектика философа, искусство исследователя – вот материалы, из которых слагается великий учёный. Климент Аркадьевич Тимирязев

§ Шкатулка качественных задач по физике:
Элементы статики: равновесие тел, момент силы, простые механизмы

Науку всё глубже постигнуть стремись, познанием вечного жаждой томись. Лишь первых познаний блеснёт тебе свет, узнаешь: предела для знания нет. Фирдоуси

§ Шкатулка качественных задач по физике: Инерция
Посвящается Чернобаю Александру Арсеньевичу,
директору РОФМШ (Алма-Ата, РОФМШ, 1984–1987 год)
Пусть никто не думает, что великое создание Ньютона может быть ниспровергнуто теорией относительности или какой-нибудь другой теорией. Ясные и широкие идеи Ньютона навечно сохранят своё значение фундамента, на котором построены наши современные физические представления… Альберт Эйнштейн

§ Шкатулка качественных задач по физике: Сила трения
Гораздо труднее увидеть проблему, чем найти её решение. Для первого требуется воображение, а для второго только умение. Джон Десмонд Бернал

§ Шкатулка качественных задач по физике: Давление твёрдых тел
Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые. Дьёрдь де Хевеши

§ Шкатулка качественных задач по физике: Давление жидкостей и газов
Сведение множества к единому – в этом первооснова красоты. Пифагор Самосский

§ Шкатулка качественных задач по физике: Работа, мощность, энергия
Чем больше развивается наше знание, тем больше загадок природы встаёт перед нами… Иван Антонович Ефремов

§ Шкатулка качественных задач по физике: Архимедова сила
Естествознание так человечно, так правдиво, что я желаю удачи каждому, кто отдаётся ему… Иоганн Вольфганг фон Гёте

§ Шкатулка качественных задач по физике:
Смачивание, поверхностное натяжение, капиллярные явления

Образование не даёт ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины. Протагор

§ Шкатулка качественных задач по физике: Плавление и кристаллизация
Наука – сила, которая раскрывает отношения вещей, их законы и взаимодействия. Александр Иванович Герцен. Вашему вниманию 50 качественных задач по физике и… в тему :-) небольшая галерея: «Зима в живописи».

§ Шкатулка качественных задач по физике: Испарение, конденсация, кипение
Приложи сердце твоё к учению и уши твои – к умным словам. Библия, Ветхий Завет, «Книга Притчей Соломоновых»

§ Шкатулка качественных задач по физике: Виды теплопередачи
Радость видеть и понимать есть самый прекрасный дар природы. Альберт Эйнштейн

§ Шкатулка качественных задач по физике: Тепловые двигатели
Живи так, как будто ты умрёшь завтра. Учись так, как будто ты будешь жить вечно. Махатма Ганди

§ Шкатулка качественных задач по физике: Электричество
Инвестиции в знания всегда дают наибольшую прибыль. Бенджамин Франклин

§ Шкатулка качественных задач по физике: Магнитные явления
Знание должно служить творческим целям человека. Мало накоплять знания; нужно распространять их возможно шире и применять в жизни. Николай Александрович Рубакин

§ Шкатулка качественных задач по физике: Механические волны – звук
Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы, но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий. «Плоды раздумий», Козьма Прутков

§ Шкатулка качественных задач по физике: Оптика (Световые явления)
Надо много учиться, чтобы знать хоть немного. Шарль Луи Монтескье




statistics
Рейтинг@Mail.ru       Яндекс.Метрика

Распространение материалов сайта приветствуется.
Ссылка на материалы весьма желательна, но не строго обязательна ;-)
«Знание должно служить творческим целям человека. Мало накоплять знания;
нужно распространять их возможно шире и применять в жизни». Рубакин Н.А.