iralebedeva.ru :: зелёный коллаж с цветами
КОНТАКТЫ
E-mail: ira.alma@yandex.ru

iralebedeva.ru :: зелёный коллаж с цветами

Учёные те же фантазёры и художники; они не вольны над своими идеями;
они могут хорошо работать, долго работать только над тем,
к чему лежит их мысль, к чему влечёт их чувство.
В них идеи сменяются; появляются самые невозможные, часто сумасбродные;
они роятся, кружатся, сливаются, переливаются.
И среди таких идей живут и для таких идей они работают.
Владимир Иванович Вернадский
Владимир Иванович Вернадский (12.03.1863–06.01.1945) – русский и советский учёный-естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель.

ФИЗИКА И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА: ОПТИКА
Чарующая магия лунного света…

Интегрированные дидактические материалы по физике для учащихся, а также их родителей ;-) и, конечно же, для творческих педагогов.
Для тех, кто любит учиться!
Предлагаю вниманию читателей сборник качественных задач по физике по теме «Оптика». Отрывки из художественных произведений послужат нам своеобразными условиями для сформулированных к ним физическим вопросам. Сопроводим задачи познавательными примечаниями и комментариями – для любознательных, к некоторым задачам дадим развёрнутые ответы ;-) По традиции зелёных страничек побалуем себя шедеврами мировой живописи
Главная фишка сборника – задачи, посвящённые чарующей магии лунного света.

Задача №1
ЛУННЫЙ СВЕТ
«Майская ночь, или Утопленница», 1829–1830 гг.
Николай Васильевич Гоголь

«…Величественно и мрачно чернел кленовый лес, стоявший лицом к месяцу. Неподвижный пруд подул свежестью на усталого пешехода и заставил его отдохнуть на берегу. Всё было тихо; в глубокой чаще леса слышались только раскаты соловья. Непреодолимый сон быстро стал смыкать ему зеницы; усталые члены готовы были забыться и онеметь; голова клонилась… «Нет, эдак я засну ещё здесь!» – говорил он, подымаясь на ноги и протирая глаза. Оглянулся: ночь казалась перед ним ещё блистательнее. Какое-то странное, упоительное сияние примешалось к блеску месяца. Никогда ещё не случалось ему видеть подобного. Серебряный туман пал на окрестность. Запах от цветущих яблонь и ночных цветов лился по всей земле. С изумлением глядел он в неподвижные воды пруда: старинный господский дом, опрокинувшись вниз, виден был в нём чист и в каком-то ясном величии. Вместо мрачных ставней глядели весёлые стеклянные окна и двери. Сквозь чистые стёкла мелькала позолота. И вот почудилось, будто окно отворилось…»
Лунный свет наполняет ночь неповторимым сказочным очарованием и привносит в неё блистательную палитру красок, преображающую пейзаж и наше с вами настроение ;-) А можно ли при свете полной луны читать книгу?

Ответ: Лунный свет субъективно воспринимается как довольно сильный и поэтому, на поставленный в задаче, вопрос многие отвечают утвердительно. Кто, однако, пробовал читать книгу при освещении полной Луны, тот мог убедиться, что различать текст при таком свете очень трудно, хотя в иных романах и рассказывается о подобном чтении. Для свободного чтения обыкновенного книжного шрифта «цицеро» требуется освещённость не менее 40 люксов, а для мелкого шрифта «петита» – не менее 80 люксов. Между тем, освещённость в полнолуние при безоблачном небе – всего только одна десятая доля люкса. (Полная Луна даёт такое освещение, как одна свеча с расстояния 3 метра). Ясно, что лунное освещение далеко недостаточно для чтения книжного шрифта без напряжения.
Склонны переоценивать мы также свет, посылаемый небом в белые ночи. Освещённость в полночь в Ленинграде (ныне в Санкт-Петербурге) в разгар белых ночей – около 1/2 люкса.
(«Можно ли при свете полной луны читать книгу? Занимательная физика», Яков Исидорович Перельман)

Для любознательных:
Цицеро – типографский шрифт, кегль (размер буквы по вертикали) которого равен 12 пунктам (4,2333… мм).
Петит (от фр. petit – маленький) – типографский шрифт, кегль которого равен 8 пунктам.
Люкс (обозначение: лк, lx) – единица измерения освещённости в системе СИ. 1 люкс равен освещённости поверхности площадью 1 метр квадратный, при световом потоке падающего на неё излучения равном 1 люмен (на каждой лампочке обязательно указывается такая характеристика, как световой поток в люменах…). Попробуем, однако, перевести эту красоту на русский язык, смирившись с некоторыми погрешностями ;-)
1 люкс – освещённость, создаваемая 1 свечой с расстояния 1 м (если лучи света падают перпендикулярно к освещаемой поверхности).
Сила света, излучаемого свечой, близка к одной канделе.
Для бытовых ламп накаливания сила света в канделах приблизительно равна их мощности в ваттах.

Некоторые примеры типовой освещённости:

  • 32000–130000 лк – Ясный солнечный день под прямым солнцем
  • 10000–25000 лк – Ясный солнечный день (в тени)
  • 100 лк – Очень пасмурный день
  • до 20 лк – В море на глубине 50 м
  • 1 лк – Полнолуние в тропиках
  • 0,27 лк – Полнолуние при безоблачном небе
  • 0,0003 лк – Безлунное звёздное небо
  • 0,00001 лк – Свет Сириуса, ярчайшей звезды ночного неба

узор

Божественная ночь! Очаровательная ночь!
Майская ночь :: Крамской Иван Николаевич, 1871 год
Майская ночь
Крамской Иван Николаевич, 1871 год

«…в тонком серебряном тумане мелькали легкие, как будто тени,    
девушки, в белых, как луг, убранный ландышами, рубашках;    
золотые ожерелья, монисты, дукаты блистали на их шеях;    
но они были бледны; тело их было как будто сваяно из прозрачных облак    
и будто светилось насквозь при серебряном месяце…    
Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен,    
и полон неги, и движет океан благоуханий.    
Божественная ночь! Очаровательная ночь!»    
«Майская ночь, или Утопленница», 1829–1830 гг.    
Николай Васильевич Гоголь
    

узор

Крамской Иван Николаевич (08.06.1837–05.04.1887) – русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи; художественный критик.

На картине Крамского «Майская ночь» нет луны – есть только лунный свет. Он преображает ночной пейзаж – наполняет его мистическими полупрозрачными красками и бросает ослепительные осколки бликов на стены заброшенной хаты и одежду утопленниц… Крамской считал, что передать лунное свечение было его главной технической задачей:
«Я рад, что с таким сюжетом окончательно не сломил себе шеи и если не поймал луны, то всё же нечто фантастическое вышло…»
Годами позже в письме Илье Репину Крамской напишет:
«Что хорошего в луне, этой тарелке? Но мерцание природы под этими лучами – целая симфония, могучая, высокая, настраивающая меня, бедного муравья, на высокий душевный строй: я могу сделаться на это время лучше, добрее, здоровее – словом, предмет для искусства достойный…».

узор

Чарующая магия лунного света…
Лунная ночь :: Крамской Иван Николаевич, 1880 год
Лунная ночь
Крамской Иван Николаевич, 1880 год

узор

Задача №2
СКАЗОЧНЫЕ КАРТИНЫ, НАВЕЯННЫЕ ЛУННЫМ СВЕТОМ И ТУМАНОМ
«Сын полка», 1944 год
Валентин Петрович Катаев

«…Была самая середина глухой осенней ночи. В лесу было очень сыро и холодно. Из чёрных лесных болот, заваленных мелкими коричневыми листьями, поднимался густой туман.
Луна стояла над головой. Она светила очень сильно, однако её свет с трудом пробивал туман. Лунный свет стоял подле деревьев косыми, длинными тесинами, в которых, волшебно изменяясь, плыли космы болотных испарений.
Лес был смешанный. То в полосе лунного света показывался непроницаемо чёрный силуэт громадной ели, похожий на многоэтажный терем; то вдруг в отдалении появлялась белая колоннада берёз; то на прогалине, на фоне белого, лунного неба, распавшегося на куски, как простокваша, тонко рисовались голые ветки осин, уныло окружённые радужным сиянием.
И всюду, где только лес был пореже, лежали на земле белые холсты лунного света.
В общем, это было красиво той древней, дивной красотой, которая всегда так много говорит русскому сердцу и заставляет воображение рисовать сказочные картины: серого волка, несущего Ивана-царевича в маленькой шапочке набекрень и с пером Жар-птицы в платке за пазухой, огромные мшистые лапы лешего, избушку на курьих ножках – да мало ли ещё что!»

Туман действительно завораживает и заставляет наше воображение рисовать сказочные картины. А от чего зависит видимость в тумане?

Ответ: Видимость в тумане зависит от размеров частиц, образующих туман, и от его водности (количества сконденсированной воды в единице объёма). Радиус капель тумана колеблется от 1 до 60 мкм. Большинство капель имеет радиус 5–15 мкм при положительной температуре воздуха и 2–5 мкм при отрицательной температуре. Тёплый туман состоит из более «толстых» капелек, холодный – из «худосочных» :-) Не только размеры капель определяют водность туманов, но и то, ка плотно они «упакованы». Водность тумана обычно не превышает 0,05–0,1 г/м3, но в отдельных плотных туманах может достигать 1–1,5 г/м3. Количество капель в 1 см3 колеблется от 50–100 в слабых туманах и до 500–600 в плотных. В очень плотных туманах видимость может понижаться до нескольких метров.
Если в тумане преобладают капли-карлики (радиусом менее 1 мкм), то говорят, что это не туман, а дымка. Если же они так велики, что видны невооружённым глазом, то это морось.

узор

Ночка :: Саврасов Алексей Кондратьевич, 1883 год
Ночка
Саврасов Алексей Кондратьевич, 1883 год

узор

Саврасов Алексей Кондратьевич (12.05.1830–26.09.1897) – русский живописец-пейзажист, один из членов-учредителей Товарищества передвижников.

Задача №3
ЛУННАЯ ДОРОЖКА
«В лодке», 1912 год
Валерий Яковлевич Брюсов

«Завечерело озеро, легла благая тишь.
Закрыла чашу лилия, поник, уснул камыш.
Примолкли утки дикие; над стынущей водой
Лишь чайка с криком носится, сверкая белизной.
И лодка чуть колышется, одна средь тёмных вод,
И белый столб от месяца по зыби к нам идёт…»

На поверхности реки, озера или моря, в направлении Луны видна сверкающая лунная дорожка. Объясните, как она образуется. Почему дорожка всегда направлена на наблюдателя?

Ответ: Дорожка на поверхности воды возникает вследствие отражения света от мелких волн, которые ориентированы в различных направлениях. Поэтому при самых различных положениях наблюдателя, отражённые лучи попадают к нему в глаз. Каждый наблюдатель видит «свою» лунную дорожку ;-)

узор

Сверкающая лунная дорожка
Вечерняя сцена с полной луной и людьми :: Авраам Петр, 1801 год
Вечерняя сцена с полной луной и людьми
Evening scene with full moon and persons
Авраам Петр, 1801 год

узор

Авраам Петр (Abraham Pether; 1756–1812) – английский художником – мастер лунных пейзажей.

Задача №4
ДРАГОЦЕННЫЕ САМОЦВЕТЫ НЕБЕС
«Чёрные ели и сосны сквозят в палисаднике тёмном…», 1905 год
Иван Алексеевич Бунин

«Чёрные ели и сосны сквозят в палисаднике тёмном:
В чёрном узоре ветвей – месяца рог золотой.
Слышу, поют петухи. Узнаю по напевам печальным
Поздний, таинственный час. Выйду на снег, на крыльцо.
Замерло всё и застыло, лучатся жестокие звёзды,
Но до костей я готов в лёгком промёрзнуть меху,
Только бы видеть тебя, умирающий в золоте месяц,
Золотом блещущий снег, лёгкие тени берёз
И самоцветы небес: янтарно-зелёный Юпитер,
Сириус, дерзкий сапфир, синим горящий огнём,
Альдебарана рубин, алмазную цепь Ориона
И уходящий в моря призрак сребристый – Арго».

Почему звёзды бывают разных цветов? От чего зависит цвет звёзд?

Ответ: Звёзды действительно имеют различный цвет, хорошо заметный у наиболее ярких из них. Цвет нагреваемого тела, в том числе и звезды, зависит от его температуры.
Это даёт возможность астрономам и физикам определить температуру звёзд по распределению энергии в их непрерывном спектре.
Цвет и спектр звёзд связаны с их температурой. В сравнительно холодных звёздах преобладает излучение в красной области спектра, отчего они и имеют красноватый цвет. Температура красных звёзд низкая. Она растёт последовательно при переходе от красных звёзд к оранжевым, затем жёлтым, желтоватым, белым и голубоватым. Спектры звёзд крайне разнообразны. Они разделены на классы, обозначаемые латинскими буквами и цифрами. В спектрах холодных красных звёзд класса M с температурой около 3000 К видны полосы поглощения простейших двухатомных молекул, чаще всего оксида титана. В спектрах других красных звёзд преобладают оксиды углерода и циркония.
Красные звёзды первой величины класса M – Антарес, Бетельгейзе.
В спектрах жёлтых звёзд класса G, к которым относится наше Солнце (с температурой 6000 К на поверхности), преобладают также линии металлов: железа, кальция, натрия и др. Звездой типа Солнца по спектру, цвету и температуре является яркая Капелла в созвездии Возничего.
В спектрах белых звёзд класса A, как Сириус, Вега и Денеб, наиболее сильны линии водорода. Есть много слабых линий ионизированных металлов. Температура таких звёзд около 10 000 К.
В спектрах наиболее горячих, голубоватых звёзд с температурой около 30 000 К, видны линии нейтрального и ионизированного гелия.
Температуры большинства звёзд заключены в пределах от 3000 до 30 000 К. У немногих звёзд встречается температура около 100 000 К.
Таким образом, спектры звёзд очень сильно отличаются друг от друга и по ним можно определить химический состав и температуру атмосфер звёзд. Изучение спектров показало, что в атмосферах всех звёзд преобладающими являются водород и гелий.

Задача №5
РАДУЖНЫЕ МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ
«Снежная королева», 1844 год
Ханс Кристиан Андерсен

перевод с датского Анны Ганзен и Петра Ганзена
«…– Между деревьями качается длинная доска – это качели. На доске сидят две миленькие девочки; платьица на них белые как снег, а на шляпах развеваются длинные зелёные шёлковые ленты. Братишка, постарше их, стоит позади сестёр, держась за верёвки сгибами локтей; в руках же у него: в одной – маленькая чашечка с мыльной водой, в другой – глиняная трубочка. Он пускает пузыри, доска качается, пузыри разлетаются по воздуху, переливаясь на солнце всеми цветами радуги. Вот один повис на конце трубочки и колышется от дуновения ветра. Чёрненькая собачонка, лёгкая, как мыльный пузырь, встаёт на задние лапки, а передние кладёт на доску, но доска взлетает кверху, собачонка падает, тяфкает и сердится. Дети поддразнивают её, пузыри лопаются… Качающаяся доска, разлетающаяся по воздуху пена – вот моя песенка!»
Почему на поверхностях мыльных пузырей видны радужные полосы?

Ответ: Радужные полосы на поверхностях мыльных пузырей возникают в результате интерференции световых волн, отражённых от наружной и внутренней поверхностей мыльного пузыря.

узор

Выдувание мыльных пузырей :: Эдуард Генри Потхаст
Выдувание мыльных пузырей
Blowing Bubbles
Эдуард Генри Потхаст

узор

Эдуард Генри Потхаст (Edward Henry Potthast; 10.06.1857–09.03.1927) – американский художник.

Задача №6
БИНОКЛЬ
«Бегущая по волнам», 1928 год
Александр Степанович Грин

«…В одиннадцать двадцать утра на горизонте показались косые паруса с кливерами, стало быть, небольшое судно, шедшее, как указывало положение парусов, к юго-западу при половинном ветре. Рассмотрев судно в бинокль, я определил, что взяв под нижний угол к линии его курса, могу встретить его не позднее, чем через тридцать - сорок минут. Судно было изрядно нагружено, шло ровно, с небольшим креном…»
Определяющее свойство бинокля – это его увеличение (кратность). Кратность – это отношение размера объекта в увеличенном биноклем виде к его размеру, видимому невооруженным глазом. В каком диапазоне располагается эта характеристика у современных биноклей?

Ответ: Эта характеристика у современных биноклей располагается в диапазоне от 3-х кратного увеличения (театральный бинокль) до 22-х кратного (тяжелый мощный бинокль обычно используется со штативом).

узор

В театре :: Джеймс Хэйллар, 1880 год
В театре
At the Theater
Джеймс Хэйллар, 1880 год

узор

Джеймс Хэйллар (James Hayllar; 1829–1920) – английский художник.

Для любознательных:
Немножечко из истории открытий и интересностей о бинокле ;-)
В 1609 году Галилео Галилей, задействовав выпуклую и вогнутую линзы, создал прибор, представляющий собой оптическую систему – аналог современной подзорной трубы. С помощью этого собственноручно созданного прибора он стал исследовать ночное небо. И весьма преуспел в этом, доработав устройство на практике и сделав полноценный для того времени телескоп. Он же объединил в один оптический прибор две зрительных трубы, расположив их параллельно. Новый оптический инструмент получил название бинокль от двух латинских слов: bini – «двое» + oculus – «глаз». Дальнейшие опыты, которые Галилео Галилей продолжил в 1610-ом году, дали ему возможность создавать оптические приборы, которые увеличивают объекты более чем в 20 раз. С тех пор утекло много воды… Но и в наши дни, в военном деле применяются бинокли со сравнительно слабым увеличением, не превосходящим 15-20- кратное.
Есть целый ряд причин, затрудняющих применение зрительных труб с большим увеличением. Во-первых, чем сильнее увеличение, тем меньше поле зрения прибора – участок панорамы, который в нём виден. Во-вторых, при сильном увеличении даже незначительная тряска, дрожание зрительной трубы значительно затрудняют наблюдение. Именно поэтому телескоп с сильным увеличением нельзя держать в руках, а надо устанавливать на специальную подставку, обустроенную так, чтобы трубу телескопа можно легко и плавно поворачивать в разные стороны. Однако самым главным препятствием является земная атмосфера. Воздух у земной поверхности никогда не бывает спокоен – он постоянно колеблется, волнуется, дрожит. Сквозь этот движущийся воздух мы и смотрим на далёкие части изучаемого в бинокль ландшафта. От этого изображения далёких предметов сильно искажаются: форма предметов искривляется, неподвижный в действительности объект всё время вздрагивает, перемещается и меняет свои очертания, так что разглядеть его детали не представляется возможным. Чем больше увеличение, тем заметнее искажения, вызванные колебаниями воздуха. Это приводит к тому, что применение чрезмерно сильно увеличивающих приборов при наблюдении вдоль земной поверхности оказывается совершенно бесполезным.

узор

Галилей перед судом инквизиции :: Жозеф-Николя Робер-Флёри, 1847 год
Галилей перед судом инквизиции
Жозеф-Николя Робер-Флёри, 1847 год

узор

Галилео Галилей (Galileo Galilei; 15.02.1564–08.01.1642) – итальянский физик, механик, астроном, философ и математик. Галилео Галилея по праву называют отцом-основателем экспериментальной физики. При жизни был известен как активный сторонник гелиоцентрической системы мира, что привело Галилея к серьёзному конфликту с католической церковью
Жозеф Николя Робер-Флёри (Joseph-Nicolas Robert-Fleury; 08.08.1797–05.05.1890) – французский художник.

Задача №7
СЕКРЕТНОЕ ОРУЖИЕ
«Шопен, соната номер два», 1973 год
Евгений Иванович Носов

«…– Брали мы под Орлом одну высоту. И высотка-то не больно какая, а не подступишься: всё открыто, ни кусточка, ни задоринки, а понизу – топь. Ну, раз сунулись – не вышло, в другой – никаких делов. Строчит и строчит из дота. Пробовали бить по нему из миномётов – дым, пыль, ну, думаем, всё, накрыли! Сунемся, а он опять: тра-та-та-та… Живой, гад! Оно б пальнуть из артиллерии, может, что и получилося, да не было при нас никакой артиллерии. Одни ротные миномёты. Ну, а у тех силёнок оказалось маловато: фук-фук, а немец цел. И потери у нас уже немалые. Командир батальона по телефону нашего ротного материт, чтоб к такому-то часу высота была захвачена, да и только!
– Ну дак вы б её ночью-то, по-тёмному…
– Погоди ты, ночью… До ночи вон сколь было ждать. Да… Сидит наш ротный в траншее, курит, на сапоги плюёт – злой-презлой. Мы тоже помалкиваем, отпыхиваемся после атаки. А что скажешь? Видит око, да зуб неймёт. Вот тебе подсаживается к нему один солдатик, пацан пацаном. «Товарищ командир, говорит, отпустите вон в ту брошенную деревню. Если я найду, что мне нужно, – даю слово, после обеда сковырнём немца»…
– А что ж ему такое нужно-то было?
– Не перебивай. Сказать, так неинтересно будет. Слушай… Ну, отпустили его, пополз парень. Глядь – вертается, волокёт что-то в мешке. Полдеревни, говорит, обшарил, а нашёл. Только теперь надо обождать, когда солнце к немцу за спину зайдёт…
– А-а! – засмеялся Фёдор. – Разгадал – зеркало.
– Ну, разгадал – нечего теперь и рассказывать…
– Давай, давай!..
– Изготовились мы к новой атаке, ждём. Только солнце начало к немцу воротить, парень и достал из мешка свою хитрость. А стекло во какое, с газету! Давай наводи, говорит ему командир. Ну и уцелил он что ни есть в самую амбразуру. Немцу, конечно, это не понравилось, а что он может сделать? Кинулись мы все как есть, немец давай пулять, да стрельба уже не та, а куда попало. А парень ему зеркалом-то всё в рожу, в рожу! Ну конечно, там, окромя пулемётчика, и ещё были, да мы их тут быстро разделали. Так потом и возили с собой зеркало, пуще глаза берегли. Как секретное оружие…»

Поясните с точки зрения физики принцип действия этого секретного оружия ;-)

Ответ: Принцип действия секретного оружия основан на законах отражения света. С помощью зеркала наши солдаты запустили в амбразуру фашистов солнечного «зайчика» и ослепили противника.

Для любознательных:
Использование солнечных зайчиков в мирных целях ;-)
Гелиограф или сигнальное зеркало (от др.-греч. ηλιος – Солнце и γραψω – пишу – «пишущий солнцем») – это оптический прибор, предназначенный для дневной сигнализации терпящим бедствие. Инженеры подсчитали, что сила света сигнального солнечного зайчика при угле стояния солнца в 90° может составлять без малого 7 000 000 свечей! Вспышку солнечного «зайчика» можно обнаружить гораздо раньше, чем любой другой сигнал, подаваемый с поверхности земли в дневное время при солнечной погоде.
Вспышка сигнального зеркала в безоблачный, солнечный день обнаруживается с самолёта, летящего на высоте 1–2 км, на расстоянии в 20–25 км, а в некоторых случаях – до 40 км!
Свеча – устаревшая единица силы света. В настоящее время в СИ эта единица имеет новое наименование – кандела.

узор

Александр Матросов :: Раздрогин Игорь Александрович, 1957 год
Александр Матросов
Раздрогин Игорь Александрович, 1957 год

«Начальнику политотдела 91-й бригады добровольцев-сибиряков…    
Нахожусь во втором батальоне. Наступаем…    
В бою за д. Чернушки комсомолец Матросов, 1924 года рождения,    
совершил героический поступок – закрыл амбразуру дзота своим телом,    
чем и обеспечил продвижение наших стрелков вперёд.    
Чернушки взяты. Наступление продолжается.    
Подробности доложу по возвращении.    
Агитатор политотдела ст. л-нт Волков».    

узор

Александр Матвеевич Матросов (05.02.1924–27.02.1943) – Герой Советского Союза. 23 февраля 1943 в бою за деревню Чернушки прорвался к фашистскому дзоту и, закрыв своим телом амбразуру, пожертвовал собой, чтобы обеспечить успех своему подразделению. 8 сентября 1943 имя Александра Матросова было присвоено 254-му полку с зачислением погибшего героя навечно в списки 1-й роты полка.
Раздрогин Игорь Александрович (07.12.1923…) – российский советский живописец, график, педагог. Заслуженный художник Российской Федерации

Для любознательных:
ДОТ – долговременная огневая точка – пулемётное или артиллерийское оборонительное сооружение, способное достаточно долго противостоять натиску противника. Иногда вместо аббревиатуры ДОТ используется ДОС, то есть долговременное огневое сооружение. Однако это тактическое название сооружения. У военных инженеров они называются длинно и скучно – Железобетонное (бетонное, кирпичное) сооружение для ведения огня из пулемёта (пушки).
ДЗОТ – укреплённая огневая точка (сокращение по начальным буквам: деревоземляная огневая точка).
Амбразура – отверстие в оборонительных сооружениях и бронебашнях для ведения огня из тяжелых орудий и стрелкового оружия.
Чем отличаются друг от друга ДОТ и ДЗОТ?
Стоит отличать понятие ДОТ (ДОС) от понятия ДЗОТ (ДЗОС). При схожести аббревиатур, вторая расшифровывается как деревоземляная огневая точка, то есть примерно то же самое, но возведённое не из железобетона или кирпича, а из брёвен и земли. Естественно, что прочность и стойкость к снарядам у ДЗОТ значительно ниже, однако и возводится ДЗОТ раз в десять быстрее, чем ДОТ. К тому же дефицитных во время войны стали и особо прочного бетона для возведения ДЗОТ не требует.

Задача №8
ЛЕДЯНАЯ ЧЕЧЕВИЦА
«Путешествие и приключения капитана Гаттераса», 1866 год
Жюль Верн

перевод с французского Е.Н. Бирукова
«…Все трое подошли к льдине, которая действительно оказалось пресноводной.
Доктор велел отколоть от неё небольшой кусочек и стал вчерне обрабатывать его топором, потом он выровнял ножом поверхность льдинки и постепенно отполировал её рукой. Получилась прозрачная оптическая чечевица, словно сделанная из лучшего стекла.
Потом он достал кусок трута и приступил к опыту.
Солнце светило довольно ярко; доктор подставил ледяную чечевицу под солнечные лучи и собрал их на куске трута.
Через несколько секунд трут воспламенился.
– Ура! Ура! – крикнул не веривший своим глазам Джонсон. – Ах, доктор, доктор!..
Старый моряк не помнил себя от радости и, точно полоумный, метался по сторонам.
Доктор вошёл в ледяной дом; через несколько минут печь загудела, и аппетитный запах жаркого вывел Бэлла из мрачного оцепенения…»

Думаю, что у многих читателей зелёных страничек за спиной уже большое количество увлекательных физических опытов ;-) в число которых входит зажигательное действо – воспламенение бумаги или сухой травы с помощью лупы. Но одно дело, когда речь идёт о стеклянной двояковыпуклой линзе, и другое дело – ледяная чечевица… Насколько фантастичен рассказ Жюля Верна и можно ли добыть огонь с помощью льда?

Ответ: Рассказ Жюля Верна не совсем фантастичен. Показатель преломления льда лишь немногим меньше, чем у воды. При этом лёд, преломляя солнечные лучи, сам не нагревается и не тает. Опыты зажигания дерева при помощи ледяной чечевицы, впервые успешно выполненные в Англии с весьма большой чечевицей ещё в 1763 году, и с тех пор неоднократно производились с полным успехом. Конечно, трудно изготовить прозрачную ледяную чечевицу с помощью таких орудий, как топор, нож и «просто рука» (при 48-градусном морозе!), но можно изготовить ледяную чечевицу проще: налить воды в чашку надлежащей формы и заморозить, а затем, слегка подогрев чашку, вынуть из неё готовую чечевицу.
Проделывая подобный опыт, не забывайте, что он удаётся лишь в ясный морозный день и на открытом воздухе, но не в комнате за оконным стеклом: стекло поглощает значительную часть энергии солнечных лучей и остающейся недостаточно, чтобы вызвать значительное нагревание.
(«Как добыть огонь с помощью льда? Занимательная физика», Яков Исидорович Перельман)

узор

Опыты с огнём – зажигаем факел с помощью стеклянной лупы
Красота зажигает пламя любви :: Шарль-Жозеф Натуар, 1739 год
Красота зажигает пламя любви
Beauty Turns On The Torch Of Love
Шарль-Жозеф Натуар, 1739 год

узор

Шарль-Жозеф Натуар (Charles-Joseph Natoire; 03.03.1700–23.08.1777) – французский художник эпохи рококо.

Задача №9
СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИ
«Под водой», 1915 год
Алексей Николаевич Толстой

«…Огни гавани, холодеющие в утреннем свету, остались далеко позади, погрузились в воду и скрылись. Дул резкий ветер. Наискосок, навстречу ходу, поднимались валы и обрушивались за лодкой. Обрывки облаков проносились над пеной океана. Внезапно в разорванной длинной щели появился бугор солнца. Протянулись вверх и в стороны широкие лучи…»
Почему солнечные лучи представляются нам радиально расходящимися во все стороны?

Ответ: Солнечные лучи, падающие на землю параллельны, однако, пробиваясь сквозь тучи, они представляются нам радиально расходящимися во все стороны. Как объяснить такое противоречие? Расхождение солнечных лучей объясняется перспективным эффектом схождения удаляющихся параллельных прямых.

узор

Радиально расходящиеся солнечные лучи
Солнце прорывается сквозь облака над римской Кампанией :: Иоганн Якоб Фрей
Солнце прорывается сквозь облака над римской Кампанией
Sun Breaking through Clouds above the Roman Campagna
Иоганн Якоб Фрей

узор

Иоганн Якоб Фрей (Johann Jakob Frey; 27.01.1813–30.09.1865) – швейцарский пейзажист.

Задача №10
ГРОЗА. ЛИНЕЙНЫЕ МОЛНИИ
«Чайка», 1942-1944 гг.
Николай Зотович Бирюков

«…Она хотела ещё что-то сказать, но в это мгновение по набухшей черноте неба с двух сторон сразу расчеркнулись молнии. Одна, как длинный раскалённый штык, воткнулась в лес, черневший за домами, другая переломилась надвое, и стало ослепительно светло, точно тысячи мощных электроламп зажглись вдоль всей деревни. Крыши блестели – зелёные, красные… Густая качающаяся листва тополей и плакучих берёз зеленела сочно, с отсветами, как янтарь. Шапки роз и георгин, кланявшихся под окнами, сделались похожими на пятна крови. А на вдруг побелевшей земле засверкали мелкие стёклышки и холодно заблистала натёртая колёсами колея дороги.
Всё это длилось секунду-две. И когда гулко, с металлической звонкостью отгремел гром, часто забарабанил по крышам, зашуршал в листве деревьев и с глухим шумом застучал по земле грозовой дождь…»

Какова природа молнии? Почему канал молнии светится?

Ответ: Молния – электрический искровой разряд в атмосфере. Причина возникновения искрового разряда – ударная ионизация: превращение нейтральных атомов в заряженные ионы в результате соударения с ускоренно движущимися электронами и ионами. В результате образуется лавина направленно движущихся заряженных частиц, то есть электрический ток.
Сила тока в разряде молнии на Земле достигает 10–500 тысяч ампер, напряжение – от десятков миллионов до миллиарда вольт. Температура в канале молнии может достигать 30 000°C, что сопровождается яркой световой вспышкой.

Для любознательных:
Одновременно на Земле действует около полутора тысяч гроз, средняя интенсивность разрядов оценивается как 46 молний в секунду.
Интенсивность гроз следует за солнцем: максимум гроз (в средних широтах) приходится на летнее время и послеполуденные дневные часы. Минимум зарегистрированных гроз приходится на время перед восходом солнца. На грозы влияют также географические особенности местности: сильные грозовые центры находятся в горных районах Гималаев и Кордильер.

узор

Кораблекрушение. Буря у берега моря :: Верне Клод Жозеф, 1772 год
Кораблекрушение. Буря у берега моря
The Shipwreck
Верне Клод Жозеф, 1772 год

узор

Клод Жозеф Верне (Claude Joseph Vernet; 14.08.1714–03.12.1789) – французский живописец.

Задача №11
ВОСХОД СОЛНЦА – УТРЕННЯЯ ЗАРЯ
«Жизнь», 1883 год
Ги де Мопассан

перевод с французского Н.Г. Касаткина
«…Где-то вдали чирикнула птичка. В листве раздалось щебетанье; сперва робкое, оно мало-помалу окрепло, стало звонким, переливчатым, понеслось с ветки на ветку, с дерева на дерево.
Жанна вдруг почувствовала, что её заливает яркий свет; она подняла опущенную на руки голову и зажмурилась, ослеплённая сиянием зари.
Гряда багряных облаков, полускрытая тополёвой аллеей, бросала кровавые блики на просыпающуюся землю.
И, прорывая лучистую пелену, зажигая искрами деревья, долины, океан, весь горизонт, неторопливо выплыл гигантский огненный шар.
У Жанны ум мутился от блаженства. Безудержная радость, безграничное умиление перед красотой мира, затопило её замиравшее сердце. Это было её солнце! Её заря! Начало ее жизни! Утро её надежд!»

Почему при восходе Солнце играет различными цветами? Источником какого света для нас являются утренние зори?

Ответ: Утренние зори являются источниками рассеянного солнечного света. Солнце заливает атмосферу белым светом, но в наш глаз, когда мы озираем небо, попадают только те лучи, которые рассеиваются молекулами воздуха и взвешенными в нём мельчайшими пылинками. Молекулы же воздуха и пылинки рассеивают, то есть отбрасывают лучи с короткими волнами – именно синие, голубые; более длинные волны «обтекают» мелкие частицы и следуют дальше. Поэтому в свете, рассеиваемом воздухом, преобладают лучи синие, а в свете, прошедшем сквозь атмосферу, имеется избыток красных лучей. Чем толще слой атмосферного воздуха, чем выше плотность взвесей в нём находящихся, тем больше лучей спектра будут рассеяны и поглощены. Известно, что во время исключительно сильного извержения вулкана Кракатау, в августе 1883 года, было выброшено около 19 км3 вулканического пепла и других продуктов извержения. Повышенная концентрация пепла в воздухе на высоте 80 км, вызвало необычайно яркие, кроваво-красные утренние и вечерние зори, отмечавшиеся в разных уголках планеты в течении нескольких лет.

узор

Кроваво-красная заря разбушевавшегося Котопахи
Извержение Котопахи :: Фредерик Эдвин Чёрч, 1862 год
Извержение Котопахи
Cotopaxi
Фредерик Эдвин Чёрч, 1862 год

узор

Котопахи – действующий вулкан в Эквадоре. Высота вулкана 5897 м. С высоты 4700 м покрыт вечными снегами. Котопахи входит в число самых высоких активных вулканов планеты.
Кракатаy – действующий вулкан в Индонезии. Высота вулкана 813 м. До извержения 1883 года вулкан был значительно выше и представлял собой один большой остров.
Фредерик Эдвин Чёрч (Frederic Edwin Church: 04.05.1826–07.04.1900) – американский художник-пейзажист, романтик, видный представитель школы реки Гудзон.

Задача №12
ИЗУМРУДНЫЙ ГОРОД
«Волшебник Изумрудного города», 1939 год
Александр Мелентьевич Волков

«…Я поднимался на баллоне, то есть на воздушном шаре, наполненном лёгким газом. Я это делал для потехи толпы, разъезжая по ярмаркам. Свой баллон я всегда привязывал верёвкой. Однажды верёвка оборвалась, мой баллон подхватило ураганом и он помчался неведомо куда. Я летел целые сутки, пронёсся над пустыней и огромными горами и опустился в Волшебной стране, которую теперь называют страной Гудвина. Отовсюду сбежался народ и видя, что я спускаюсь с неба, принял меня за великого волшебника. Я не разубеждал этих легковерных людей. Наоборот, я вспомнил роли царей и героев и сыграл роль волшебника довольно хорошо для первого раза (впрочем, там не было критиков!). Я объявил себя правителем страны и жители подчинились мне с удовольствием. Они ожидали моей защиты от злых волшебниц, посещавших страну. Первым делом я построил Изумрудный город.
– Где вы достали столько прекрасного зелёного мрамора? – спросила Элли.
– И изумрудов? – добавил Страшила.
– И столько всевозможных зелёных вещей? – спросил Железный Дровосек.
– Терпение, друзья мои! Вы скоро узнаете все мои тайны, – сказал Гудвин улыбаясь. – В моём городе не больше зелёного, чем во всяком другом. Тут всё дело, – он таинственно понизил голос, – всё дело в зелёных очках, которые никогда не снимают мои подданные.
– Как? – вскричала Элли. – Значит, мрамор домов и мостовых…
– Белый, дитя моё!»

Если смотреть на белый мрамор через очки с зелёными стёклами, то он представляется нам зелёным. А какого цвета окажутся красные гладиолусы, если смотреть на них через зелёное стекло? А синие ирисы, зелёные листья – через то же стекло?

Ответ: Зелёное стекло способно пропускать только зелёные лучи и задерживает все прочие; красные цветы (красные гладиолусы) посылают одни красные лучи и почти никаких других. Глядя через зелёное стекло на красный цветок, мы не получим от его лепестков никаких лучей света, так как единственные лучи, ими испускаемые, задерживаются этим стеклом. Поэтому красные гладиолусы будут казаться через такое стекло чёрными. Чёрного цвета будут, как легко понять, также и синие ирисы, рассматриваемые через зелёное стекло, а обрамляющие цветы зелёные листья будут выглядеть необычайно насыщенно и ярко.

И в заключение… несколько иллюстраций из книги Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города» в исполнении советского иллюстратора Леонида Викторовича Владимирского. Надеюсь, что эти иллюстрации увлекут Вас в удивительный мир литературы и закружат в восторженном вихре чтения ;-)

узор

В Изумрудном городе всё было зелёное, и даже солнце сияло зелёным светом…
В Изумрудном городе всё было зелёное,
и даже солнце сияло зелёным светом…

«Волшебник Изумрудного города», Александр Мелентьевич Волков
художник Леонид Викторович Владимирский

узор

«…В Изумрудном городе всё было зелёное, и даже солнце сияло зелёным светом. Дворец Гудвина охранял солдат, у которого борода свешивалась ниже колен. Солдат страшно гордился своей бородой, по целым дням любовался ею в зеркальце, расчёсывал золотым гребнем.
Долго шумели путники, прежде чем им удалось привлечь к себе внимание рассеянного солдата. И тогда он провёл их во дворец Гудвина…»

узор

Я являлся им в образе чудовища, живой головы и во многих других видах…
Я являлся им в образе чудовища,
живой головы и во многих других видах…

«Волшебник Изумрудного города», Александр Мелентьевич Волков
художник Леонид Викторович Владимирский

узор

«– Я не волшебник, – признался Гудвин разочарованным путешественникам.
– Меня занесло сюда ветром на воздушном шаре. Жители приняли меня за чародея, и я не стал их разубеждать. Я являлся им в образе чудовища, живой головы и во многих других видах.
– Значит, вы не исполните наши заветные желания? – огорчились друзья.
– Нет, почему же попробую, – улыбнулся Гудвин. – Всё-таки я столько лет выдавал себя за волшебника, что кое-чему научился…»

узор

Мозги для Страшилы, сердце для Дровосека, большая чаша смелости для Льва…
Мозги для Страшилы, сердце для Дровосека,
большая чаша смелости для Льва…

«Волшебник Изумрудного города», Александр Мелентьевич Волков
художник Леонид Викторович Владимирский

узор

«Гудвину легко было исполнить заветные желание трёх друзей Элли, потому что они, сами того не подозревая, во время долгого и опасного пути в Изумрудный город выработали в себе те душевные качества, о которых мечтали. Страшила стал умён, Дровосек добр, а Лев смел.
На другой день Гудвин подвёл гостей к столу, на котором лежали мозги для Страшилы, сердце для Дровосека, большая чаша смелости для Льва.
– Исполнились наши заветные желания! – в восторге воскликнули друзья…»

Владимирский Леонид Викторович (21.09.1920–18.04.2015) – советский, российский график и иллюстратор. Получил широкую известность рисунками для разных изданий книг: «Буратино» А. Н. Толстого и «Изумрудный город» А. М. Волкова.

Материалы этой статьи полезно будет применить не только на уроках физики, астрономии и художественной литературы, но и во внеклассной работе. Надеюсь, что решение предлагаемых в статье качественных задач по физике не только поможет побудить у школьников интерес к предмету, но и расширить их знания и культурный кругозор ;-)

Желаю Вам приятного и полезного чтения, а также успехов
в самостоятельном решении качественных задач по физике!

УЗНАВАЙ ФИЗИКУ, ЧИТАЯ КЛАССИКУ

Уважаемые читатели зелёных страничек, рада сообщить вам о выходе в свет моей книги – «Узнавай физику, читая классику».
Впрочем… «моей книги», это таки нескромно сказано :-) В первую очередь… это божественная классика художественной литературы: А.П. Чехов, И.А. Бунин, К.Г. Паустовский, А.Н. Толстой… а уж потом мои познавательные комментарии, касающиеся физики и астрономии… Большое спасибо Татьяне Борисовне Дергач – ведущему редактору издательства «Аванта» (ООО «Издательство АСТ»), за слаженную и приятную во всех отношениях работу над книгой.
Книга посвящается моим родителям: маме – Лебедевой Лидии Степановне и папе – Лебедеву Валерию Владимировичу, которые в далёком 1984 году категорически настояли на том :-), чтобы я попробовала свои силы на вступительных экзаменах в РОФМШ

Узнавай физику, читая классику
Книга: «Узнавай физику, читая классику» И.В. Лебедева (ООО «Издательство АСТ»)

Приобрести книгу можно в интернет-магазине OZON.ru
Книга: «Узнавай физику, читая классику»

Желаю Вам приятного и полезного чтения!




ваш комментарий *
 
ваше имя

защитный код (цифры с картинки) *




   Карина [22.03.2018, 23:26]
Красивый сборник задач. Впрочем, у вас все сборники классные. Лунный свет на картинах Крамского действительно завораживает. Физика супер!
   Игорь [23.03.2018, 12:24]
Шедевральная физика!
Сочная, красочная и безумно литературная физика!
Браво!!!
   Галина Анатольевна [27.03.2018, 08:16]
Отличный сборник задач по физике.
Мне больше всего понравились задачи из книг, посвящённых Великой Отечественной войне: "Чайка" Бирюкова, "Сын полка" Катаева и "Шопен, соната номер два" Носова. Очень хорошие книги. Будет отлично, если наши дети прочитают эти книги.
Хорошо, что с литературными текстами не экономите. У вас из рассказа Носова "Шопен, соната номер два" получился маленький, вполне самостоятельный и очень интересный рассказ про секретное оружие. Вот она наша прославленная смекалка! Большое спасибо, за то, что вспомнили подвиг Александра Матросова. Патриотично, с любовью к родине, её истории, её героям. Браво!
Физика – великая наука, а с таким оформлением ещё и сказочно красивая наука!
   читатель зелёных страничек [27.03.2018, 14:13]
Класс! Высший класс!
А мне больше всего понравилась задача про волшебника Изумрудного города. И физика шикарная и иллюстрации отпадные.
Леонид Владимирский великий мастер своего дела!
Содержательность и познавательность ваших качественных задач по физике зашкаливает!
   Михаил [29.03.2018, 23:52]
Все задачи хороши. Браво!
Для меня самым шедевральным открытием стала задача о кроваво-красной заре разбушевавшегося вулкана Котопахи!
Живопись шедевральная! Физика – СУПЕР!
Спасибо большое за вашу работу!
   Георгий [06.04.2018, 19:38]
Ребята, тут такой коктейль, что всем в тему и зачёт!
Одному первая задача понравилась, другому – вторая!
Тут все задачи красные в плане эмоционального восприятия!
Художественная литература, живопись и физика сошлись в таком шедевральном тандеме, что ни в сказке сказать, ни пером описать!
Браво!!!!!!!!
Кстати, поздравляю с выходом книги!
Купил, но ваш сайт реально круче!!!!!!!!
   гость [18.04.2018, 16:50]
Красочностью подачи учебного материала приятно удивили.
Задачи по физике отличные. Успехов вам в творчестве.
   Вероника [10.05.2018, 23:05]
Очень интересные и познавательные задачи по физике!
Задача, посвящённая утренней заре, а также роскошный ответ к задаче с упоминанием об извержении вулкана Кракатау, напомнили мне одну интересную версию искусствоведов, касающуюся истории создания картины "Крик" норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка (точнее серии картин, созданных в промежутке между 1893 и 1910 годами).
На картине Мунка изображена кричащая в отчаянии человеческая фигура на фоне кроваво-красного неба и крайне обобщённого пейзажного фона.

Сам Эдвард Мунк, объясняя замысел картины, признался, что изобразил "крик природы".
"Я шёл по дороге с друзьями. Садилось солнце. Небо стало кроваво-красным. Меня охватила тоска. Я стоял смертельно усталый на фоне тёмной синевы. Фьорд и город повисли в огненных языках пламени. Я отстал от друзей. Дрожа от страха, я услышал крик природы", – эти слова выгравированы рукой художника на рамке, обрамляющей одно из полотен.

Искусствоведы и историки по-разному трактовали то, что было изображено на картине. По одной из версий, кроваво-красным небо могло стать из-за извержения вулкана Кракатау в 1883 году. По другой версии, картина стала плодом психического расстройства художника. Эдвард Мунк страдал маниакально-депрессивным психозом, всю жизнь его мучали страхи и кошмары, депрессии и одиночество…

Лично я склоняюсь к версии с психическим расстройством художника, но версия с извержением вулкана Кракатау звучит привлекательнее ;) и, к тому же, эту версию активно тиражируют в СМИ ;)
Совсем недавно в телешоу "Кто хочет стать миллионером?" прозвучал вопрос: Что вдохновило Эдварда Мунка на картину "Крик"?
Предложенные варианты ответов:
       A. Извержение вулкана
       B. Гроза
       C. Пожар
       D. Автокатострофа
Правильный ответ (по версии авторов шоу): A. Извержение вулкана.
Однако... задуматься о правильности этой версии очень даже стоит!!!
   Макар Запорожский [11.05.2018, 01:46]
С большим удовольствием порешал задачи по физике!!!
Почитал комментарии :-)))
Нашей государственной думе явно не хватает смелости и мозгов I сорта.
О сердечности скромно промолчу...
Это очень грустно!!! Может быть, что всем нашим народным депутатам стоит перечитать книгу Александра Волкова "Волшебник Изумрудного города"!!! Отменить ЕГЭ! Вернуть на родину устные экзамены по физике!!!

ФИЗИКА И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Качественные задачи по физике

§ Физика и художественная литература: Оптика
Гадание с зеркалами на Святки…

Ощущение тайны – наиболее прекрасное из доступных нам переживаний. Именно это чувство стоит у колыбели истинного искусства и настоящей науки. Альберт Эйнштейн

§ Физика и художественная литература: Оптика (Н.В. Гоголь и Х.К. Андерсен)
Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить.
Николай Васильевич Гоголь

Качественные задачки по физике Николая Васильевича Гоголя и Ханса Кристиана Андерсена ;-) Интеграция: Мировая художественная литература и живопись.

§ Физика и художественная литература (Гёте «Фауст»)
Гёте представляет, быть может, единственный в истории человеческой мысли пример сочетания в одном человеке великого поэта, глубокого мыслителя и выдающегося учёного. Климент Аркадьевич Тимирязев

§ Физика и художественная литература
поэтический сборник для истинных ценителей науки и искусства

Наука без литературы бездушна и груба; литература же без науки пуста, ибо сущность литературы есть знание. Анатоль Франс

§ Физика и художественная литература (Александр Иванович Куприн)
Человек рождён для великой радости, для беспрестанного творчества, в котором он – бог, для широкой, свободной, ничем не стеснённой любви ко всему; к дереву, к небу, к человеку, к собаке, к милой, кроткой, прекрасной земле, ах, особенно к земле с её блаженным материнством, с её утрами и ночами, с её прекрасными ежедневными чудесами. Александр Иванович Куприн

§ Физика и художественная литература (Константин Георгиевич Паустовский)
Знание органически связано с человеческим воображением. Этот на первый взгляд парадоксальный закон можно выразить так: сила воображения увеличивается по мере роста познаний. Константин Георгиевич Паустовский

§ Физика и художественная литература (Иван Алексеевич Бунин)
Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как лёгкие и сердце, так что если один орган извращён, то и другой не может правильно действовать.
Лев Николаевич Толстой

§ Физика и художественная литература (Майн Рид «Всадник без головы»)
Целью научных занятий должно быть направление ума таким образом, чтобы оно выносило прочные и истинные суждения о всех встречающихся предметах.
Рене Декарт

Предлагаю Вашему вниманию интегрированные качественные задачи по физике от прославленного английского капитана Майн Рида.

§ Физика и художественная литература: Тепловые явления
Красота – сиянье истины. Платон
Вашему вниманию 20 качественных задач по физике (две карточки по десять задач) и… в тему :-) небольшая галерея: «Туман в живописи».

§ Физика и художественная литература: Механические волны – звук
Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять. Джордано Бруно


БИОФИЗИКА НА УРОКАХ ФИЗИКИ

§ Биофизика: Ноги, хвосты… главное… – уши!
Познавательный материал, посвящённый приспособлению животных к различной температуре на примере представителей семейства псовых – фенека, лисицы, песца…

§ Биофизика: Эхо в мире живой природы – сонары летучих мышей
Цель моя – вызволить ум из цепких суеверий. Тит Лукреций Кар
Почему летучие мыши даже в полной темноте не налетают на препятствия?
Познавательный биофизический материал, посвящённый удивительным животным – летучим мышам, незаслуженно обиженным человеческим родом…

§ Биофизика: Тайны дельфина
Занимательно-познавательный биофизический материал, который приоткрывает завесу тайны над некоторыми особенностями организации дельфинов: самонастраивающаяся кожа и непревзойдённый гидролокатор…

§ Биофизика: Реактивное движение в живой природе
По принципу реактивного движения в живой природе передвигается целый ряд животных, например медузы, морские моллюски гребешки, личинки стрекозы-коромысла, кальмары, осьминоги, каракатицы…
Познакомимся с некоторыми из них поближе ;-)

§ Биофизика: Почему у кошки глаза светятся?
«Физическая неожиданность и интересность» ;-)
Почему у собак, кошек и других животных, имеющих хорошее ночное зрение, глаза светятся в темноте?


ШКАТУЛКИ КАЧЕСТВЕННЫХ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ

§ Физика и География Казахстана
Совместный проект: ОФРО «БЭСТ» и Технический лицей №165 (г. Алма-Ата)

§ Як-3 – самый лёгкий истребитель Второй мировой войны
Специальный тематический выпуск зелёных страничек.
Вашему вниманию пять вопросов и заданий, посвящённых легендарному советскому истребителю Як-3… + тематическая подборка из 10 задачек.
«Только в бодром горячем порыве, в страстной любви к своей родной стране, смелости и энергии родится ПОБЕДА. И не только и не столько в отдельном порыве, сколько в упорной мобилизации всех сил, в том постоянном горении, которое медленно и неуклонно сдвигает горы, открывает неведомые глубины и выводит их на солнечную ясность…» Михаил Васильевич Ломоносов

§ Шкатулка качественных задач по физике «сборная солянка» :-)
Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые, иначе такое бросание будет пустою забавою. Козьма Прутков
Шкатулка состоит из четырёх тематических блоков: 1) Броуновское движение. Диффузия; 2) Атмосферное давление; 3) Свойства жидкости. Архимедова сила; 4) Тепловые явления.

§ Шкатулка качественных задач по физике: Строение вещества, диффузия
Творчество поэта, диалектика философа, искусство исследователя – вот материалы, из которых слагается великий учёный. Климент Аркадьевич Тимирязев

§ Шкатулка качественных задач по физике:
Элементы статики: равновесие тел, момент силы, простые механизмы

Науку всё глубже постигнуть стремись, познанием вечного жаждой томись. Лишь первых познаний блеснёт тебе свет, узнаешь: предела для знания нет. Фирдоуси

§ Шкатулка качественных задач по физике: Инерция
Посвящается Чернобаю Александру Арсеньевичу,
директору РОФМШ (Алма-Ата, РОФМШ, 1984–1987 год)
Пусть никто не думает, что великое создание Ньютона может быть ниспровергнуто теорией относительности или какой-нибудь другой теорией. Ясные и широкие идеи Ньютона навечно сохранят своё значение фундамента, на котором построены наши современные физические представления… Альберт Эйнштейн

§ Шкатулка качественных задач по физике: Сила трения
Гораздо труднее увидеть проблему, чем найти её решение. Для первого требуется воображение, а для второго только умение. Джон Десмонд Бернал

§ Шкатулка качественных задач по физике: Давление твёрдых тел
Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые. Дьёрдь де Хевеши

§ Шкатулка качественных задач по физике: Давление жидкостей и газов
Сведение множества к единому – в этом первооснова красоты. Пифагор Самосский

§ Шкатулка качественных задач по физике: Работа, мощность, энергия
Чем больше развивается наше знание, тем больше загадок природы встаёт перед нами… Иван Антонович Ефремов

§ Шкатулка качественных задач по физике: Архимедова сила
Естествознание так человечно, так правдиво, что я желаю удачи каждому, кто отдаётся ему… Иоганн Вольфганг фон Гёте

§ Шкатулка качественных задач по физике:
Смачивание, поверхностное натяжение, капиллярные явления

Образование не даёт ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины. Протагор

§ Шкатулка качественных задач по физике: Плавление и кристаллизация
Наука – сила, которая раскрывает отношения вещей, их законы и взаимодействия. Александр Иванович Герцен. Вашему вниманию 50 качественных задач по физике и… в тему :-) небольшая галерея: «Зима в живописи».

§ Шкатулка качественных задач по физике: Испарение, конденсация, кипение
Приложи сердце твоё к учению и уши твои – к умным словам. Библия, Ветхий Завет, «Книга Притчей Соломоновых»

§ Шкатулка качественных задач по физике: Виды теплопередачи
Радость видеть и понимать есть самый прекрасный дар природы. Альберт Эйнштейн

§ Шкатулка качественных задач по физике: Тепловые двигатели
Живи так, как будто ты умрёшь завтра. Учись так, как будто ты будешь жить вечно. Махатма Ганди

§ Шкатулка качественных задач по физике: Электричество
Инвестиции в знания всегда дают наибольшую прибыль. Бенджамин Франклин

§ Шкатулка качественных задач по физике: Магнитные явления
Знание должно служить творческим целям человека. Мало накоплять знания; нужно распространять их возможно шире и применять в жизни. Николай Александрович Рубакин

§ Шкатулка качественных задач по физике: Механические волны – звук
Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы, но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий. «Плоды раздумий», Козьма Прутков

§ Шкатулка качественных задач по физике: Световые явления (Оптика)
Надо много учиться, чтобы знать хоть немного. Шарль Луи Монтескье




statistics
Рейтинг@Mail.ru       Яндекс.Метрика

Распространение материалов сайта приветствуется.
Ссылка на материалы весьма желательна, но не строго обязательна ;-)
«Знание должно служить творческим целям человека. Мало накоплять знания;
нужно распространять их возможно шире и применять в жизни». Рубакин Н.А.