iralebedeva.ru :: зелёный коллаж с цветами
КОНТАКТЫ
E-mail: ira.alma@yandex.ru
Телефон: +7 910 317 0585
ВКонтакте:
https://vk.com/iralebedeva_vk


iralebedeva.ru :: зелёный коллаж с цветами
обновлено 06.05.2019
опубликовано 30.04.2019

Физика и художественная литература

Вдохновение не есть исключительная принадлежность художника: без него не далеко уйдёт и учёный, без него не много сделает даже ремесленник, потому что оно везде, во всяком деле, во всяком труде.
Виссарион Григорьевич Белинский
Виссарион Григорьевич Белинский (11.06.1811–07.06.1848) – русский литературный теоретик и критик.

ФИЗИКА И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Качественные задачи по физике от Владимира Галактионовича Короленко

узор

Короленко Владимир Галактионович :: художник В.В. Сурьянинов
Короленко Владимир
Галактионович

художник В.В. Сурьянинов

узор

Предлагаю вниманию читателей несколько качественных задач по физике – отрывков из произведений Владимира Галактионовича Короленко в которых отражены те или иные физические явления и являющиеся своеобразными условиями – «литературными иллюстрациями» для сформулированных к ним вопросов и задач по физике. Согласно сложившейся традиции зелёных страничек побалуем себя шедеврами мировой живописи. Познакомимся поближе с огнями святого Эльма, окунёмся в восхитительную магию сумерек, а также узнаем, что такое ледостав и ледоход, поёмный луг, лиман и жертвенный фимиам…

Владимир Галактионович Короленко (27.07.1853–25.12.1921) – русский писатель, журналист, публицист, общественный деятель, заслуживший признание своей правозащитной деятельностью как в годы царской власти, так и в период Гражданской войны и Советской власти.

Задача №1
ПОЧЕМУ ДРОВА ТРЕЩАТ И СТРЕЛЯЮТ?
«Соколинец. Из рассказов о бродягах», 1885 год
Владимир Галактионович Короленко

«…Вскоре в камельке, широко зиявшем открытою пастью в середине юрты, вспыхнул огонёк зажжённой мною лучины. К этому огоньку я приставил сухих поленьев смолистой лиственницы, и в несколько мгновений моё жилье изменилось до неузнаваемости. Молчаливая юрта наполнилась вдруг говором и треском. Огонь сотней языков перебегал между поленьями, охватывал их, играл с ними, прыгал, рокотал, шипел и трещал. Что-то яркое, живое, торопливое и неугомонно-болтливое ворвалось в юрту, заглядывая во все её углы и закоулки. По временам трескучее, разыгравшееся пламя стихало. Тогда мне было слышно, как, вылетая в короткую прямую трубу камелька, шипели, трескались в морозном воздухе горячие искры. Но через минуту огонь принимался за свою игру с новой силой, и в юрте раздавались частые взрывы, точно пистолетные выстрелы…»
Почему дрова трещат и стреляют?

узор

Думы у печки :: Калиниченко Яков Яковлевич, 1897 год
Думы у печки
Калиниченко Яков Яковлевич, 1897 год

узор

Калиниченко Яков Яковлевич (1869–1938) – русский и советский живописец.

Ответ: В древесине всегда содержится некоторое количество влаги. В процессе горения дров, под влиянием высокой температуры влага очень быстро превращается в пар, который увеличиваясь в объёме, с силой разрывает древесные волокна. Треск дров – это звуки сопровождающие небольшие взрывы, отбрасывающие кусочки обогревшей древесины. Иногда эти взрывы столь значительны, что дрова не только трещат, но и стреляют, отбрасывая весьма солидные кусочки древесины на расстояние в несколько десятков сантиметров. Некоторые сухие, а также сырые дрова особенно хороши в стрельбе :-) Горят сырые дрова хуже сухих, потому как при горении они выделяют влагу, а для её нагревания и испарения затрачивается дополнительная энергия. Температура горения при этом понижается, а вот количество выразительных тресков и громких выстрелов иногда увеличивается. Например, сухие берёзовые дрова горят с лёгким потрескиванием, в случае влажной древесины – выразительно шипят и могут иногда «стрелять». А вот берёзовые угли иначе как «термоядерными» ;-) и не назовёшь, они долго тлеют и дают сильный жар.
Наиболее жаркое пламя дают дрова, заготовленные из смолистой лиственницы, равнинной сосны, клёна, ясеня и срубленного в летнюю пору дуба. Чуть более низкое образование жара дают дрова, заготовленные из пихты, ели и кедра. Ну и уж совсем никудышные дрова получаются из осины, ивы, липы и тополя.

Для любознательных: Что такое камелёк?
Камелёк – это небольшой очаг или печка, служащий для обогрева жилища (палатки, юрты, чума…)

Для любознательных: Что такое чум?
Чум – переносное жилище в виде шатра конической формы, крытого шкурами, корой деревьев, войлоком… Жилища такой формы распространены по всей Сибири, от Уральского хребта до берегов Тихого океана у финно-угорских, кетско-енисейских, тюркских и монгольских народов.

узор

Чум ненцев в Малых Кармакулах (Новая Земля) :: Борисов Александр Алексеевич, 1896 год
Чум ненцев в Малых Кармакулах (Новая Земля)
Борисов Александр Алексеевич, 1896 год

узор

Борисов Александр Алексеевич (14.11.1866–17.08.1934) – русский советский художник, первый живописец Арктики, писатель, общественный деятель, исследователь полярных земель, внёсший значительный вклад в разработку вопросов транспортно-экономического освоения Севера.

Задача №2
БЛУЖДАЮЩИЕ СИНИЕ ОГНИ – ОГНИ СВЯТОГО ЭЛЬМА
«Тени», 1890 год
Владимир Галактионович Короленко

«…Огни города давно угасли в темноте, рокот моря смолк в отдалении, и теперь самое воспоминание о нём стихало в оробевшей душе. Ни один звук: ни осторожный крик ночной птицы, ни свист её крыла, ни шорох листьев, ни журчание никогда не засыпающих горных ручьев, – ничто не нарушало глубокого молчания… И только синие блуждающие огни тихо снимались и переносились с места на место по утёсам, да молчаливые зарницы вспыхивали и угасали в туманах над вершинами, усиливая мрак своими короткими вспышками и мёртвым светом открывая мёртвые очертания пустыни, по которой чёрные расселины вились, как змеи, и скалы громоздились в диком, хаотическом беспорядке…»
О каких синих блуждающих огнях идёт речь в рассказе Владимира Короленко «Тени»? И что такое зарницы?

Блуждающие синие огни – это огни святого Эльма
Ответ: Синие блуждающие огни, переносившиеся с места на место по утёсам – это коронный разряд (бледно-голубое, синее или фиолетовое свечение разряда по аналогии с ореолом солнечной короны дало повод к названию). Коронный разряд наблюдается при атмосферном давлении в газе, находящемся в резко неоднородном электрическом поле и возникает на острых концах высоких предметов: на вершинах скал и утёсов, на крестах куполов церквей, на мачтах кораблей, на верхушках одиноко стоящих деревьев…
С давних времён это свечение называют огнями святого Эльма. Они образуются в моменты, когда напряжённость электрического поля в атмосфере у острия достигает величины порядка 3 × 106 В/м и выше, что чаще всего бывает во время грозы или при её приближении, а также зимой во время метелей. При такой большой напряжённости ионизация посредством электрического удара происходит при атмосферном давлении. По мере удаления от поверхности проводника напряжённость быстро убывает, поэтому ионизация и связанное с ней свечение газа наблюдается в ограниченной области пространства.

Молчаливые зарницы – это свет вспышек молний
Ответ: Зарницы – мгновенные вспышки света, порождаемые молниями и озаряющие горизонт вечером или ночью, при отдалённой грозе. При зарницах раскатов грома не слышно из-за дальности, но можно увидеть вспышки молний, свет которых отражается от туч и облаков (преимущественно их вершин).

узор

В ночь перед бурею на мачте горят святого Эльма свечки,    
Отогревают наши души за все минувшие года.    
Когда воротимся мы в Портленд, мы будем кротки, как овечки.    
Но только в Портленд воротиться нам не придётся никогда…    
«Пиратская лирическая», 1979 год    
Булат Шалвович Окуджава
    

Огни святого Эльма :: гравюра из книги «Природные чудеса в царстве воздуха», 1860 год
Огни святого Эльма на мачтах корабля
гравюра из книги «Природные чудеса в царстве воздуха», 1860 год
The phenomenon known as St. Elmo's Fire illuminates the masthead of a sailing ship.
In: "Naturwunder Im Reiche der Luft" by Dr. W.F.M. Zimmerman. Ca. 1860

узор

Огни святого Эльма на мачтах парусного корабля (гравюра из книги «Природные чудеса в царстве воздуха» доктора медицины Циммермана. Примерно 1860 год)

Для любознательных: Огни святого Эльма
Согласно одной из самых распространённых версий это удивительное явление получило своё название в виду того, что ещё в стародавние времена чудесные синие огни часто наблюдали на шпиле собора святого Эльма в маленьком уютном городишке Эльмштайн (нем. Elmstein – Камни Эльма), затерявшемся в лесистых землях Рейнланд-Пфальц в юго-западной части Германии.
Эльм, он же Эразм или Эразм Антиохийский, он же Эрмо – христианский святой – покровитель средиземноморских мореплавателей (довольно часто загадочные синие огни наблюдались на мачтах кораблей). Моряки считали огни святого Эльма добрым предзнаменованием, знаком того, что святой Эльм принял их под свою надёжную защиту и заблаговременно предупреждает своих подопечных о приближении грозы. При этом следует отметить, что современные корабельные радисты огни святого Эльма, мягко говоря, недолюбливают ;-) – огни сильно электризуют радиоантенну и вызывают серьёзные помехи.
Поставщикам электрической энергии, имеющим дело с высоким напряжением, с огнями святого Эльма приходится считаться по полной программе ;-) При наличии выступающих частей или очень тонких проводов может начаться коронный разряд, который неизбежно приведёт к утечке электроэнергии. Чем выше напряжение высоковольтной линии, тем толще должны быть провода.

Задача №3
СОЛНЕЧНОЕ ЗАТМЕНИЕ
«На затмении», 1892 год
Владимир Галактионович Короленко

«…День начинает заметно бледнеть. Лица людей принимают странный оттенок, тени человеческих фигур лежат на земле бледные, неясные. Пароход, идущий вниз, проплывает каким-то призраком. Его очертания стали легче, потеряли определённость красок. Количество света видимо убывает; но так как нет сгущённых теней вечера, нет игры отражённого на низших слоях атмосферы света, то эти сумерки кажутся необычны и странны. Пейзаж будто расплывается в чём-то; трава теряет зелень, горы как бы лишаются своей тяжёлой плотности.
Однако, пока остаётся тонкий серповидный ободок солнца, всё ещё царит впечатление сильно побледневшего дня, и мне казалось, что рассказы о темноте во время затмений преувеличены. «Неужели, – думалось мне, – эта остающаяся ещё ничтожная искорка солнца, горящая, как последняя забытая свечка в огромном мире, так много значит?.. Неужели, когда она потухнет, вдруг должна наступить ночь?»
Но вот эта искра исчезла. Она как-то порывисто, будто вырвавшись с усилием из-за тёмной заслонки, сверкнула ещё золотым брызгом и погасла. И вместе с этим пролилась на землю густая тьма. Я уловил мгновение, когда среди сумрака набежала полная тень. Она появилась на юге и, точно громадное покрывало, быстро пролетела по горам, по реке, по полям, обмахнув всё небесное пространство, укутала нас и в одно мгновение сомкнулась на севере. Я стоял теперь внизу, на береговой отмели, и оглянулся на толпу. В ней царило гробовое молчание. Даже немец смолк, и только метроном отбивал металлические удары. Фигуры людей сливались в одну тёмную массу, а огни пожарища на той стороне опять приобрели прежнюю яркость…
Но это не была обыкновенная ночь. Было настолько светло, что глаз невольно искал серебристого лунного сияния, пронизывающего насквозь синюю тьму обычной ночи. Но нигде не было сияния, не было синевы. Казалось, тонкий, не различимый для глаза, пепел рассыпался сверху над землёй, или будто тончайшая и густая сетка повисла в воздухе. А там, где-то по бокам, в верхних слоях чувствуется озарённая воздушная даль, которая сквозит в нашу тьму, смывая тени, лишая темноту её формы и густоты. И над всею смущённою природой чудною панорамой бегут тучи, а среди них происходит захватывающая борьба… Круглое, тёмное, враждебное тело, точно паук, впилось в яркое солнце, и они несутся вместе в заоблачной вышине. Какое-то сияние, льющееся изменчивыми переливами из-за тёмного щита, придаёт зрелищу движение и жизнь, а облака ещё усиливают эту иллюзию своим тревожным, бесшумным бегом…»

Какова причина солнечного затмения? Правда ли, что солнечное затмение возможно только в новолуние?

узор

Солнечное затмение в Феодосии :: Айвазовский Иван Константинович, 1876 год
Солнечное затмение в Феодосии
Айвазовский Иван Константинович, 1876 год

узор

Айвазовский Иван Константинович (Ованнес Айвазян; 29.07.1817–02.05.1900) – всемирно известный русский художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат.

Ответ: Полное солнечное затмение бывает видно только там, где на Землю падает пятно лунной тени. Учитывая, что диаметр пятна не превышает 250 километров, одновременно полное затмение Солнца можно наблюдать лишь на малом участке Земной поверхности.
Частное затмение Солнца наблюдается там, где на Землю падает полутень Луны. Вследствие небольшого изменения расстояний Земли от Луны и Солнца видимый угловой диаметр Луны бывает то немного больше солнечного, то немного меньше, то равен ему. В первом случае полное затмение Солнца длится 7 минут 40 секунд. Во втором случае Луна вообще не закрывает Солнца целиком и наблюдается так называемое кольцеобразное затмение – вокруг тёмного диска Луны виден сияющий ободок солнечного диска. В третьем случае полное затмение Солнца длится только одно мгновение.
Солнечные затмения бывают лишь в новолуние. В году может быть от двух до пяти солнечных затмений, причём в последнем случае непременно частных. В одном и том же месте полное солнечное затмение бывает видно чрезвычайно редко – лишь однажды в течение 200-300 лет. На основе точного знания законов движения Луны и Земли учёными вычислены на сотни лет вперёд моменты затмений, а также где и как они будут видны.
Солнечное затмение – явление довольно редкое и необычайно эффектное, производящее на человека неизгладимое и завораживающее впечатление. Для астрономов и физиков это непросто захватывающее зрелище, а ещё и редкая возможность для научных исследований. Астрономы всего мира предпринимают экспедиции в полосу полного солнечного затмения, чтобы в течение нескольких секунд, редко минут полной фазы затмения изучать внешние разрежённые оболочки Солнца – так называемую солнечную корону. При этом хромосфера Солнца видна вокруг тёмного диска Луны в виде сияющей розовой каёмки, а солнечная корона в виде лучистого жемчужного сияния, представляющего собой поразительно красивое зрелище!

Задача №4
ШУМ ХВОЙНОГО ЛЕСА
«Лес шумит», 1886 год
Владимир Галактионович Короленко

«…В этом лесу всегда стоял шум – ровный, протяжный, как отголосок дальнего звона, спокойный и смутный, как тихая песня без слов, как неясное воспоминание о прошедшем. В нём всегда стоял шум, потому что это был старый, дремучий бор, которого не касались ещё пила и топор лесного барышника. Высокие столетние сосны с красными могучими стволами стояли хмурою ратью, плотно сомкнувшись вверху зелёными вершинами. Внизу было тихо, пахло смолой; сквозь полог сосновых игол, которыми была усыпана почва, пробились яркие папоротники, пышно раскинувшиеся причудливою бахромой и стоявшие недвижимо, не шелохнув листом. В сырых уголках тянулись высокими стеблями зелёные травы; белая кашка склонялась отяжелевшими головками, как будто в тихой истоме. А вверху, без конца и перерыва, тянул лесной шум, точно смутные вздохи старого бора.
Но теперь эти вздохи становились всё глубже, сильнее. Я ехал лесною тропой, и, хотя неба мне не было видно, но по тому, как хмурился лес, я чувствовал, что над ним тихо подымается тяжёлая туча. Время было не раннее. Между стволов кое-где пробивался ещё косой луч заката, но в чащах расползались уже мглистые сумерки. К вечеру собиралась гроза…»

В хвойном лесу даже при слабом ветре слышится гул. Поясните причины возникновения этого гула.

Ответ: Шум хвойного леса возникает, главным образом, не от трения отдельных хвоинок одна о другую, а благодаря эолову пению хвойных иголок, подобно рукотворной эоловой арфе. Колеблющиеся хвойные иголки то уплотняют, то разряжают воздух, а, благодаря упругости воздуха, эти чередующиеся воздействия передаются дальше в пространство – от слоя к слою, возникают упругие волны. Достигая нашего уха, они воздействуют на барабанные перепонки и вызывают ощущение звука – гула соснового леса.

узор

Сосновый бор :: Шишкин Иван Иванович, 1895 год
Сосновый бор
Шишкин Иван Иванович, 1895 год

узор

Шишкин Иван Иванович (25.01.1832–20.03.1898) – русский живописец-пейзажист, академик, профессор, руководитель пейзажной мастерской Императорской Академии художеств, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.

Для любознательных: Эолова арфа
Эолова арфа, воздушная арфа (по имени древнегреческого бога ветров – Эола) – струнный инструмент, звучащий благодаря ветру, колеблющему его струны. Музыкальным инструментом в строгом смысле этого слова эолова арфа не является, так как не требует участия музыканта-исполнителя. Эоловы арфы обычно размещали на крышах и фронтонах зданий (например, в оконных проёмах), в парковых беседках, ротондах, гротах…

Для любознательных: Кто такой барышник?
Барышник – это человек, который ничегошеньки не производит, крадёт или перепродаёт скупленное, он же перекупщик, он же спекулянт. Спекуляция (от позднелатинского speculatio, буквально – высматривание). По советскому уголовному праву спекуляция – это одно из самых опасных хозяйственных преступлений, посягающих на нормальную деятельность государственной!!! советской торговли и на интересы потребителей.
Внимание! Ключевая фраза – интересы потребителей! (в советское время народ берегли и охраняли от барышников (спекулянтов), в наши времена эту погань называют бизнесом и поют слащавые и лживые песни про «здоровую» конкуренцию… Читаем труды Карла Маркса, Фридриха Энгельса, Владимира Ильича Ленина и Иосифа Виссарионовича Сталина!!!)

Задача №5
ЛЕДЯНОЙ ТУМАН
«Соколинец. Из рассказов о бродягах», 1885 год
Владимир Галактионович Короленко

«…Наше жильё стояло на краю слободы, в некотором отдалении… Обыкновенно с нашей крыши можно было видеть всю небольшую равнину, и замыкавшие её горы, и огни слободских юрт, в которых жили давно объякутившиеся потомки русских поселенцев и частью ссыльные татары. Но теперь всё это потонуло в сером, холодном, непроницаемом для глаз тумане. Туман стоял неподвижно, выжатый из воздуха сорокаградусным морозом, и всё тяжелее налегал на примолкшую землю; всюду взгляд упирался в бесформенную, безжизненную серую массу, и только вверху, прямо над головой, где-то далеко-далеко висела одинокая звезда, пронизывавшая холодную пелену острым лучом.
А вокруг всё замерло. Горный берег реки, бедные юрты селения, небольшая церковь, снежная гладь лугов, тёмная полоса тайги – всё погрузилось в безбрежное туманное море. Крыша юрты, с её грубо сколоченною из глины трубой, на которой я стоял с прижимавшеюся к моим ногам собакой, казалась островом, закинутым среди бесконечного, необозримого океана… Кругом – ни звука… Холодно и жутко… Ночь притаилась, охваченная ужасом – чутким и напряжённым…»

Что такое туман и каковы причины его образования?

Ответ: Туман – это атмосферное явление, представляющее собой скопление мелких водяных капель или ледяных кристаллов, или тех и других в приземном слое атмосферы (иногда до высоты в несколько сотен метров), понижающее горизонтальную видимость до 1 км и менее.
Туман образуется в результате конденсации или сублимации водяного пара на аэрозольных (жидких или твёрдых) частицах, содержащихся в воздухе (так называемых ядрах конденсации). Туман из водяных капель наблюдается главным образом при температурах воздуха выше –20°C, но может встречаться даже и при температурах ниже –40°C. При температуре ниже –20°C преобладают ледяные туманы. Они состоят из мельчайших ледяных кристалликов, имеющих форму столбиков.

узор

Зимний пейзаж :: Мещерский Арсений Иванович, 1884 год
Зимний пейзаж
Мещерский Арсений Иванович, 1884 год

узор

Мещерский Арсений Иванович (1834–1902) – российский живописец-пейзажист; пейзажи из природы южной и северной России, Крыма и Кавказа.

Для любознательных: От чего зависит видимость в тумане?
Видимость в тумане зависит от размеров частиц, образующих туман, и от его водности (количества сконденсированной воды в единице объёма). Радиус капель тумана колеблется от 1 до 60 мкм. Большинство капель имеет радиус 5–15 мкм при положительной температуре воздуха и 2–5 мкм при отрицательной температуре. Тёплый туман состоит из более «толстых» капелек, холодный – из «худосочных» :-) Не только размеры капель определяют водность туманов, но и то, как плотно они «упакованы». Водность тумана обычно не превышает 0,05–0,1 г/м3, но в отдельных плотных туманах может достигать 1–1,5 г/м3. Количество капель в 1 см3 колеблется от 50–100 в слабых туманах и до 500–600 в плотных. В очень плотных туманах видимость может понижаться до нескольких метров.
Если в тумане преобладают капли-карлики (радиусом менее 1 мкм), то говорят, что это не туман, а дымка. Если же они так велики, что видны невооружённым глазом, то это морось.
Некоторые синонимы тумана:
дымка, курево, марево, марь, морок, морось, муть, непроглядье, пелена, хмарь, бухмарь…

узор

Утренний туман. От чего зависит видимость в тумане?
Утро :: Фридрих Каспар Давид, 1821-22 год
Утро
The morning
Фридрих Каспар Давид, 1821-22 год

узор

Фридрих Каспар Давид (Friedrich Caspar David; 05.09.1774–07.05.1840) – немецкий художник.

Задача №6
ЗАМЕРЗАЮЩАЯ РЕКА
«Мороз», 1901 год
Владимир Галактионович Короленко

«…Зима всё крепла. Целые затоны стояли уже, покрытые плёнкой тёмного девственно-чистого льда, и камень, брошенный с берега, долго катился, скользя по гладкой поверхности и вызывая странный, всё повышавшийся переливчатый звон, отражаемый эхом горных ущелий. Далее лёд, плотно схватив уже края реки и окрепшие «забереги», противился быстрому течению. Мороз всё продолжал свои завоевания, забереги расширялись, и каждый шаг в этой борьбе отмечался чертой изломанных льдинок, показывавших, где ещё недавно было живое течение, отступившее опять на сажень-другую к середине…
Потом кое-где на берегах лежал уже снег, резко оттеняя тёмную, тяжёлую речную струю. Ещё дальше, – мелкие горные речки присоединялись к этой борьбе. Постепенно прибывая от истоков, они то и дело взламывали свой лёд в устьях и кидали его в Лену, загромождая свободное течение и затрудняя её собственную борьбу с морозом… Черты изломов на реке становились всё выше; льдины, выбрасываемые течением на края заберегов, – всё толще. Они образовали уже настоящие валы, и порой нам было видно с берега, как среди этих валов начиналось тревожное движение. Это река сердито кидала в сковывавшие её неподвижные ледяные укрепления свободно ещё двигавшимися по её стрежню льдинами, пробивала бреши, крошила лёд в куски, в иглы, в снег, но затем опять в бессилии отступала, а через некоторое время оказывалось, что белая черта излома продвинулась ещё дальше, полоса льда стала шире, русло сузилось…»

Почему реки начинают замерзать от берегов?

узор

Зимний пейзаж с оленем :: Андерс Андерсен-Лундби, 1890 год
Зимний пейзаж с оленем
Deer in a Snow Covered Landscape
Андерс Андерсен-Лундби, 1890 год

узор

Андерс Андерсен-Лундби (Anders Andersen-Lundby; 16.12.1841–04.01.1923) – датский художник-пейзажист.

Ответ: С наступлением устойчивых холодов в виду малой теплоёмкости быстрее всего промерзает грунт. Берега рек передают холод воде, она охлаждается и переходит в стадию застывания – река начинает замерзать.
Казалось бы, всё предельно просто, но есть нюансы ;-) Энергичные, а местами неуёмно буйные реки, и даже некоторые мелкие, но безумно шаловливые ручейки в состоянии сопротивляться морозам до самой весны ;-) Обычно ледостав на реках начинается медленно и почти незаметно. Первые морозы пробуют свои силы ближе к берегам, которые охлаждаются быстрее, чем открытая водная поверхность, особенно там, где течение слабее, а глубина незначительна. На продолжительность ледостава и толщину льда влияют не только особенности рельефа дна реки; скорость течения водного потока, замедляющие нарастание льда, но и ветровой режим, нарушающий однородность ледяного покрова (трещины, полыньи, торосы…), а также выходы ключей (родников) и сбросы тёплых вод.
А ещё… есть у мороза очень интересный противник, ограничивающий и тормозящий силу его могучего воздействия. На первый взгляд это может показаться парадоксальным, но этот противник – снег! Чем выше будет слой снега, тем меньше будет толщина льда под ним. Снеговой покров, как роскошное пуховое одеяло, перекрывает доступ холода ко льду и препятствует утолщению льда.

узор

Лёд на Днепре :: Айвазовский Иван Константинович, 1872 год
Лёд на Днепре
Айвазовский Иван Константинович, 1872 год

узор

Айвазовский Иван Константинович (Ованнес Айвазян; 29.07.1817–02.05.1900) – всемирно известный русский художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат.

Для любознательных: Что такое ледостав и ледоход?
Ледостав – замерзание реки – образование ледяного покрова.
Ледоход – движение льда по течению реки (во время таяния или в начале замерзания рек).

узор

Чебоксары. Ледоход :: Белоусов Борис Михайлович, 1969 год
Чебоксары. Ледоход
Белоусов Борис Михайлович, 1969 год

узор

Белоусов Борис Михайлович (31.08.1924–29.03.1977) – советский живописец, график. Член Союза художников СССР. Участник Великой Отечественной войны.

Для любознательных: Сажень – старорусская мера длины, впервые упоминающаяся в русских источниках в начале XI века. В XI-XVII веках встречалась сажень в 152 и в 176 см. Это была так называемая маховая сажень, определявшаяся размахом рук человека от конца пальцев одной руки до конца пальцев другой.
Так называемая косая сажень – размером в 216 и 248 см – определялась расстоянием от пальцев вытянутой вверх руки до ступни противоположной ноги. При Петре І русские меры длины были уравнены с английскими. Размер сажени был определён в 7 английских футов, или 84 дюйма. Это соответствовало 3 аршинам, или 48 вершкам, что равнялось 213,35 см.

1 сажень = 1/500 версты = 3 аршина = 12 пядей = 48 вершков = 2,1336 метра

Интересно, что само слово «сажень» происходит от старославянского глагола «сягать» (широко шагать). В Древней Руси применялась не одна, а множество разных саженей. С маховой и косой саженью мы уже познакомились, настал черёд и некоторым другим саженям:

1 морская сажень ≈ 1,83 метра
1 греческая сажень ≈ 2,304 метра
1 кладочная сажень ≈ 1,597 метра
1 трубная сажень ≈ 1,87 метра (этой саженью мерили длину труб на соляных промыслах)
1 церковная сажень ≈ 1,864 метра
1 царская сажень ≈ 1,974 метра


Впрочем, есть ещё сажени квадратные и кубические. Количество чего-нибудь, измеряемого такой мерой: сажень земли (сажень квадратная); сажень дров (сажень кубическая).

Задача №7
РТУТНЫЙ ТЕРМОМЕТР
«Мороз», 1901 год
Владимир Галактионович Короленко

«…Несколько дней шёл густой пушистый снег, покрывший на три четверти аршина и лёд, и землю. Он массами лежал на деревьях и порой падал с них комьями, рассыпаясь мелкою пылью в светлом воздухе.
Потом ударил мороз в тридцать, тридцать пять, сорок градусов. Потом на одной из станций мы уже видели замёрзшую в термометре ртуть, и нам сказали, что так она стоит несколько дней.
Птицы замедляли полёт, судорожно взмахивали крыльями и падали на землю, медведи зябли в берлогах и выходили тощие, испуганные и злые… Охотники на белок прекратили из-за этих озлобленных медведей свой промысел…»

При какой температуре замерзает ртуть в термометрах? Почему на Севере для измерения температуры воздуха пользуются не ртутными термометрами, а спиртовыми?

Ответ: Температура отвердевания (кристаллизации) ртути –39°С, на севере же температура может быть ниже –39°С, поэтому на севере используют спиртовые термометры, так как температура кристаллизации спирта составляет –114°С.

узор

В метель :: Трутовский Константин Александрович, 1887 год
В метель
Трутовский Константин Александрович, 1887 год

узор

Трутовский Константин Александрович (09.02.1826–29.03.1893) – русский жанровый живописец, иллюстратор произведений Николая Васильевича Гоголя, Михаила Юрьевича Лермонтова, Ивана Андреевича Крылова.

Для любознательных: Аршин (тюркский) – устаревшая мера длины, до введения метрической системы мер применявшаяся в ряде стран: Турция, Афганистан, Иран, Болгария, Россия… Размер аршина в различных странах варьировал от 65,2 см до 112 см. В России аршин вошёл в употребление с XVI века. Купцы, продавая товар, как правило, мерили его своим аршином (линейкой) или по-быстрому – отмеряя «от плеча». Чтобы исключить обмер, властями был введён, в качестве эталона – «казённый аршин», представляющий собой деревянную линейку, на концах которой клепались металлические наконечники с государственным клеймом… Первоначально аршин равнялся 27 английским дюймам; при Петре І русские меры длины были уравнены с английскими. Аршин был установлен в 28 английских дюймов, а сажень в 7 английских футов.

1 аршин = 1/3 сажени = 4 четверти = 16 вершков = 0,7112 метра

Таким образом «снег, покрывший на три четверти аршина и лёд, и землю» – укутал землю одеялом высотой в 53 сантиметра ;-)

узор

Зима в Понте Камповасто, Швейцария :: Петер Мёрк Мёнстед, 1914 год
Зима в Понте Камповасто, Швейцария
Winter in Ponte-Campovasto
Петер Мёрк Мёнстед, 1914 год

узор

Петер Мёрк Мёнстед (Peder Mork Monsted; 10.12.1859–20.06.1941) – датский живописец, признанный мастер пейзажа, представитель «золотого века» датской живописи.

Задача №8
ЧУДЕСНАЯ ДУДКА
«Слепой музыкант», 1898 год
Владимир Галактионович Короленко

«…Петрик сидел как очарованный и слушал.
Он никогда не прерывал музыканта, и только когда тот сам останавливался и проходило две-три минуты в молчании, немое очарование сменялось в мальчике какою-то странною жадностью. Он тянулся за дудкой, брал её дрожащими руками и прикладывал к губам. Так как при этом в груди мальчика захватывало дыхание, то первые звуки выходили у него какие-то дрожащие и тихие. Но потом он понемногу стал овладевать немудрёным инструментом. Иохим располагал его пальцы по отверстиям, и, хотя маленькая ручонка едва могла захватить эти отверстия, но все же он скоро свыкся со звуками гаммы. При этом каждая нота имела для него как бы свою особенную физиономию, свой индивидуальный характер; он знал уже, в каком отверстии живёт каждый из этих тонов, откуда его нужно выпустить, и порой, когда Иохим тихо перебирал пальцами какой-нибудь несложный напев, пальцы мальчика тоже начинали шевелиться. Он с полной ясностью представлял себе последовательные тоны расположенными по их обычным местам…»

Поясните основополагающий принцип работы духового инструмента – дудки (продольной флейты), руководствуясь законами физики.

узор

Урок игры на флейте :: Вильям Адольф Бугро, 1868 год
Урок игры на флейте
The Flute Lesson
Вильям Адольф Бугро, 1868 год

узор

Вильям Адольф Бугро (William-Adolphe Bouguereau; 30.11.1825–19.08.1905) – французский живописец, видный представитель салонного академизма XIX века.

Ответ: Флейта – это лабиальный духовой музыкальный инструмент, в котором первичным источником колебаний является воздушная струя, рассекающаяся о край стенки духового инструмента и называемой лабиум (от немецкого labium – губа). Источник колебаний приводит в движение воздушный столб в канале флейты. При этом образуется звук определённой высоты. Открывая/закрывая отверстия, музыкант изменяет длину стоячей волны, определяемую протяженностью столба воздуха внутри инструмента, и тем самым увеличивает или уменьшает высоту тона. Когда все отверстия флейты закрыты, колеблющийся столб воздуха занимает всю длину трубки, создавая самый низкий тон.

Принцип работы духового инструмента :: все отверстия закрыты

Открытие двух отверстий приводит к укорачиванию воздушного столба и созданию более высокого тона.

Принцип работы духового инструмента :: открыты два отверстия

Открытие большего количества отверстий ещё сильнее укорачивает воздушный столб и обеспечивает дальнейшее повышение тона

Принцип работы духового инструмента :: открыты три отверстия

Для любознательных: Дудка – общее название народных духовых музыкальных инструментов семейства продольных флейт. Продольная флейта была известна в Египте ещё пять тысяч лет тому назад и по сей день она остаётся основным духовым инструментом на всём Ближнем Востоке! Продольная флейта, имеющая 5-6 пальцевых отверстий, способная к октавному передуванию, обеспечивает полный музыкальный звукоряд, отдельные интервалы внутри которого могут меняться, образуя различные лады посредством перекрещивания пальцев, закрытия отверстий наполовину, а также изменения направления и силы дыхания…

узор

Маленький флейтист :: Луиджи Беки
Маленький флейтист
Il piccolo suonatore di flauto
Луиджи Беки

узор

Луиджи Беки (Luigi Bechi; 1830–1919) – итальянский жанровый живописец.

Задача №9
ДЫХАНИЕ ЗЕМЛИ
«Слепой музыкант», 1898 год
Владимир Галактионович Короленко

«…Был полдень. Солнце тихо катилось по синему небу. С холма, на котором они сидели, виднелась широко разлившаяся река. Она пронесла уже свои льдины, и только по временам на её поверхности плыли и таяли кое-где последние из них, выделяясь белыми пятнышками. На поёмных лугах стояла вода широкими лиманами; белые облачка, отражаясь в них вместе с опрокинутым лазурным сводом, тихо плыли в глубине и исчезали, как будто и они таяли, подобно льдинам. Временами пробегала от ветра лёгкая рябь, сверкая на солнце. Дальше за рекой чернели разопревшие нивы и парили, застилая реющею, колеблющеюся дымкой дальние лачуги, крытые соломой, и смутно зарисовавшуюся синюю полоску леса. Земля как будто вздыхала, и что-то подымалось от неё к небу, как клубы жертвенного фимиама…»
Как вы можете объяснить парение разопревших нив, застилающих колеблющейся дымкой горизонт?

Ответ: Весной почва в разных местах нагрета по-разному и воздух над этими местами имеет различную плотность, разный показатель преломления. Воздух вследствие конвекции движется, лучи света проходят через слои воздуха с меняющимся показателем преломления. В такой неоднородной среде лучи света преломляются по-разному, картина для наблюдателя всё время меняется – возникает колеблющаяся дымка…

узор

На пашне :: Клодт Михаил Константинович, 1872 год
На пашне
Клодт Михаил Константинович, 1872 год

узор

Клодт Михаил Константинович (11.01.1833–29.05.1902) – русский художник-пейзажист. Первым из русских художников объединил жанровую картину с эпическим пейзажем.

Для любознательных: Что такое поёмные луга?
Поёмные луга, пойма – это часть речной долины, прилегающая к руслу реки и затопляемая во время половодья и паводка. Земля на поёмных лугах обычно бывает исключительно плодородной и интенсивно обрабатывается.

Для любознательных: Что такое лиман?
Лиман (от греч. λιμενας – гавань, бухта) – залив с извилистыми невысокими берегами, образовавшийся от затопления низовьев реки морской водой и обычно богатый целебными грязями.

Для любознательных: Что такое жертвенный фимиам?
Жертвенный фимиам – дым ароматных веществ, сжигаемых при приношении жертвы божеству по обрядам некоторых религий.

узор

Мокрый луг :: Васильев Фёдор Александрович, 1872 год
Мокрый луг
Васильев Фёдор Александрович, 1872 год

узор

Васильев Фёдор Александрович (22.02.1850–06.10.1873) – русский живописец-пейзажист.

Задача №10
ВОСХИТИТЕЛЬНАЯ МАГИЯ СУМЕРЕК
«Художник Алымов», 1896 год
Владимир Галактионович Короленко

«…На мачтах зажглись огни, так как день, видимо, угасал. По временам на длинных прямых плёсах нам ещё видно было солнце, висевшее в пылающем багровом облаке, насыщенном огнём и золотом. Но сзади нас догоняли холодные сумерки, быстро поглощавшие все краски угасающего дня; сумерки же выползали на реку из-за каждого уступа, из каждого ущелья, ютились в молчаливых расщелинах и долинах, спускались неуловимой для глаза сеткой сверху.
Река в этом месте удивительно молчалива и пустынна… Кой-где клок тумана над болотом, кой-где дымок деревеньки, или новая труба затерявшегося в Жигулях алебастрового завода, кой-где рыбацкая лодка и костёр на песке… И опять безлюдие, тишь, мерное колыхание реки, чуткое эхо, смена синих и зелёных теней, и какие-то неясные, неуловимые, но манящие и беспокоящие воспоминания, реющие в сумерках над великою рекою, колыбелью нашего русского романтизма… Вскоре угасли и пылающее облако, и Волга. На закате недолго тлели ещё несколько узких облачков, но и они быстро остывали и меркли. Река похолодела, потемнела, черта берега исчезла и потерялась между тёмными силуэтами Жигулей и повторившим их в задумчивой реке колеблющимся отражением. Казалось, вершины опрокинутых гор тихо дремлют внизу, а между ними узкой полоской светится там, в глубине, другое, далёкое, угасающее небо… Только порой колыхание и трепет, пробегавшие по заснувшей поверхности, взламывали этот мираж, отделяя неподвижную действительность от хрупкой иллюзии… И всё это тихо выступало из сумрака, надвигалось, проплывало мимо и поглощалось мглой назади.
Было что-то почти томительное в этой немой, чарующей красоте, заснувшей или мёртвой. Какие-то бесформенные образы вставали, теснились, дразнили чуткое воображение и проносились, не давая ни разгадки, ни удовлетворения… Волга, Волга!..»

Почему в сумерках стираются цветовые различия?

Для любознательных: Кто в сумерки приглядывался к окраске предметов, тот замечал, конечно, что цветовые различия стираются и все вещи кажутся более или менее тёмно-серыми: и красное одеяло, и синие обои, и фиолетовые цветы, и зелёные листья.
«Сквозь опущенные шторы, – читаем мы у Чехова («Письмо»), – сюда не проникали солнечные лучи, было сумеречно, так что все розы в большом букете казались одного цвета».
Точные физические опыты вполне подтверждают это наблюдение. Если окрашенную поверхность освещать слабым белым светом (или белую поверхность – слабым окрашенным светом), постепенно усиливая освещение, то глаз сначала видит просто серый цвет, без какого-либо цветового оттенка. И лишь когда освещение усиливается до определённой степени, глаз начинает замечать, что поверхность окрашена. Эта степень освещения называется «низшим порогом цветового ощущения».
Обнаружено, что существует и высший порог цветового ощущения. При чрезвычайно ярком освещении глаз снова перестаёт различать цветовые оттенки: все окрашенные поверхности одинаково кажутся белыми.
(«Занимательная физика», Яков Исидорович Перельман)

узор

Сумерки :: Мясоедов Григорий Григорьевич, 1880 год
Сумерки
Мясоедов Григорий Григорьевич, 1880 год

узор

Мясоедов Григорий Григорьевич (19.04.1834–31.12.1911) – русский живописец, один из самых ярких представителей русского реализма второй половины XIX века, основатель Товарищества передвижных художественных выставок.

А теперь несколько слов об особенностях физиологии человеческого зрения и строении сетчатки глаза.
У человека существует два вида светочувствительных клеток: палочки и колбочки.
Около 120 миллионов высокочувствительных палочек, расположенных на сетчатке глаза, «оценивают» яркость объектов. Функционируют палочки и днём, и ночью при любой освещённости.
Около 6-7 миллионов колбочек гораздо менее чувствительны чем палочки. В условиях относительно низкой освещённости они практически не функционируют, поскольку для их возбуждения не хватает интенсивности света. Колбочки бывают трёх видов с максимальной чувствительностью в фиолетово-синей, зелёно-жёлтой и жёлто-красной части спектра.
Наличие трёх видов колбочек (и палочек, чувствительных в изумрудно-зелёной части спектра) даёт человеку цветное зрение.
При хорошей освещённости человек может различать до 10 миллионов различных цветовых оттенков, но ночью, когда света для работы колбочек недостаточно, основной поток информации от глаз в мозг посылают палочки, которые не различают цвета, и все краски блёкнут…

Для любознательных: Что такое плёс?
Плёс речной – это глубокий участок русла реки, расположенный между двумя смежными перекатами (мелководными участками русла) и отличающийся спокойным течением.

узор

Вечер. Золотой Плёс :: Левитан Исаак Ильич, 1889 год
Вечер. Золотой Плёс
Левитан Исаак Ильич, 1889 год

узор

Левитан Исаак Ильич (30.08.1860–22.07.1900) – русский живописец-пейзажист – великий и непревзойдённый мастер «пейзажа настроения», член Товарищества передвижников.

Задача №11
ПОЧЕМУ ОБЛАКА НЕ ПАДАЮТ НА ЗЕМЛЮ?
«Марусина заимка», 1899 год
Владимир Галактионович Короленко

«– Куда вы так торопитесь, Степан? – спросил я.
– Надо домой… Только вот как бы снег не застиг. – Он глазами указал на небо.
Я тоже взглянул кверху. Едва перевалив через цепь отлогих холмов на северо-западе, – к нам ползло тяжёлое свинцовое облако. Оно было громадно и странно своим одиночеством на холодном и ясном небе. Вверху резко отграниченное, точно спина огромного животного, внизу оно спустило несколько тёмных отростков, которые тихо, зловеще шевелились, опускаясь всё ниже, точно чудовище перебирало гигантскими щупальцами. Но что было всего страннее, – облако ползло совсем низко над землёй, вздрагивая, как будто теряя силы в своём полёте и готовое упасть на слободу всей своей грузной массой…
Слобожане уже обратили на него внимание. В юртах хлопали двери, люди выбегали с любопытством или тревогой. Впрочем, аборигены смотрели на небо довольно спокойно, но татары, и особенно киргизы, волновались и переговаривались громко и тревожно. Полусумасшедший киргиз, живший невдалеке, прицелился из ружья и выстрелил…
Облако, всё так же вздрагивая, как будто с напряжением, раскинулось уже над крайними юртами слободки. Всё кругом потемнело и потускло. Все притихли, когда над нашими головами, тихо волнуясь и шевеля мглистыми отростками, тёмно-свинцовое, с опаловыми просветами, проползало туманное чудовище, готовое, казалось, задеть за крыши притихшей слободки… Через несколько минут оно пронеслось над рекой. Плотные очертания тучи закрыли оскалины и леса горного берега… Когда туча исчезла за гребнем, – на уступах, точно нарисованные гигантскою кистью, белели густые полосы снега…»

Почему облака не падают на землю? Почему обычные облака в основном белые, а грозовые тучи чёрные?

узор

Дорога на Волге :: Саврасов Алексей Кондратьевич
Дорога на Волге
Саврасов Алексей Кондратьевич

узор

Саврасов Алексей Кондратьевич (12.05.1830–26.09.1897) – русский живописец-пейзажист, один из членов-учредителей Товарищества передвижников.

Почему облака не падают на землю?
Ответ: Облака состоят из мельчайших капелек воды (диаметром от 3 до 40 микрон). Такие капельки, конечно, тяжелее сухого воздуха, но, обладая по сравнению со своей массой, весьма большой поверхностью, водяные капли встречают настолько сильное значительное сопротивление, что опускаются вниз крайне медленно. Они отличаются, как говорят, значительной «парусностью». Например, капельки радиусом в 0,01 мм падают равномерно со скоростью всего 1 см/с. Значит, облака в сущности не плавают в воздухе – они падают, но падение это происходит чрезвычайно медленно; достаточно самого слабого восходящего течения воздуха, чтобы не только удержать облако от падения, но и поднять его вверх.
По той же причине держатся в воздухе сухие листья, куриный пух, соломинки и пылинки, хотя масса многих из них, например металлических пылинок, больше массы воздуха в несколько тысяч раз.
(«Облака. Знаете ли вы физику?», Яков Исидорович Перельман)

Почему обычные облака в основном белые, а грозовые тучи чёрные?
Ответ: Размер водяных капель в облаке гораздо больше молекул воздуха, поэтому свет от них не рассеивается, а отражается. При этом он не разлагается на составляющие, а остаётся белым. Очень плотные грозовые облака либо вообще не пропускают свет, либо отражают его вверх и поэтому кажутся нам свинцовыми – тёмно-серыми или даже чёрными.

узор

Гора Коркоран :: Альберт Бирштадт, 1876–77 год
Гора Коркоран
Mount Corcoran
Альберт Бирштадт, 1876–77 год

узор

Альберт Бирштадт (Albert Bierstadt; 1830–1902) – американский художник пейзажист, представитель Дюссельдорфской художественной школы.

Задача №12
СЕВЕРНОЕ ЛЕТО
«Марусина заимка», 1899 год
Владимир Галактионович Короленко

«…Солнце висело над дальней грядой гор. И летом оно стоит в этих местах невысоко, но светит своими косыми лучами почти целые сутки, восходя и заходя почти в одном месте. Земля, разогреваемая спокойно, но постоянно, не успевает значительно охладиться в короткую ночь с её предутренним туманом, и в полдень северное лето пышет жаром и сверкает своей особенной прелестью, тихой и печальной…
Дальние горы, обвеянные синеватою мглою, реяли и, казалось, расплавлялись в истоме. Лёгкий ветер шевелил густые травы, пестревшие разноцветными ирисами, кашкой и какими-то ещё бесчисленными жёлтыми и белыми головками. Нашим лошадям стоило повернуть головы, чтобы схватить, даже не нагибаясь, пук сочной травы с межника, – и они бежали дальше, помахивая зажатыми в губах роскошными букетами. Кое-где открывались вдруг небольшие озерки, точно клочки синего неба, упавшие на землю и оправленные в изумрудную зелень… И от всей этой тихой красоты становилось ещё печальнее на сердце. Казалось, сама пустыня тоскует о чём-то далёком и неясном в задумчивой истоме своего короткого лета…»

Почему летом на крайнем севере России солнце светит почти целые сутки? От чего зависит продолжительность светового дня?

Ответ: Продолжительность (долгота) дня зависит от географической широты и меняется с изменением склонения Солнца. На земном экваторе долгота дня приблизительно постоянна и составляет примерно 12 часов 7 минут; на полюсах день длится полгода. Отклонение от половины суток обусловлено самим определением восхода и захода Солнца, поскольку восходом и заходом традиционно считается момент пересечения видимого горизонта верхним краем солнечного диска, а не его центром. Кроме того, на долготу дня влияет рефракция солнечных лучей.

Положение Земли в дни летнего и зимнего солнцестояния
Наклон оси вращения Земли составляет около 23,44°.
Из-за наклона земной оси разные регионы Земли
получают различное количество света и тепла

Положение Земли в дни летнего и зимнего солнцестояния

Наклон земной оси к плоскости эклиптики определяет колебания долготы дня. В Северном полушарии Земли долгота дня больше 12 часов с середины марта до конца сентября, и с ростом широты она увеличивается до полярного дня. С конца сентября до середины марта она меньше 12 часов, и с ростом широты продолжительность дня уменьшается до полярной ночи. В Южном полушарии – наоборот: с середины марта до конца сентября долгота дня меньше 12 часов.
Наибольшая долгота дня бывает в день летнего солнцестояния (около 21 июня в Северном полушарии, около 21 декабря в Южном полушарии), а наименьшая – в день зимнего солнцестояния (около 21 декабря в Северном полушарии, около 21 июня в Южном полушарии).
В дни равноденствий (около 21 марта и около 23 сентября) всюду на Земле день несколько длиннее ночи по той же причине, по которой день на экваторе длиннее 12 часов.

узор

Весенняя полярная ночь :: Борисов Александр Алексеевич, 1897 год
Весенняя полярная ночь
Борисов Александр Алексеевич, 1897 годгод

узор

Борисов Александр Алексеевич (14.11.1866–17.08.1934) – русский советский художник, первый живописец Арктики, писатель, общественный деятель, исследователь полярных земель, внёсший значительный вклад в разработку вопросов транспортно-экономического освоения Севера.

Для любознательных:
Маленькое путешествие в царство Полярного круга ;-)
Салехард (66°32′ с. ш. 66°38′ в. д.) – город в России, являющийся административным центром Ямало-Ненецкого автономного округа.
Салехард – это единственный в мире город, находящийся непосредственно на Полярном круге.
Полярный день в Салехарде наблюдается месяц, с 7 июня по 7 июля. На протяжении 31 суток в году, верхний край солнца не опускается под горизонт. Сумеречные ночи, когда солнце не опускается ниже −18 градусов, продолжаются с 4 апреля по 9 сентября, 159 суток в году. Неполные ночи начинаются и кончаются на 64 сутки раньше и позже соответственно, чем полярный день. Полярной ночи в городе нет.

Если полярный день и коротенькое, но весьма эффектное северное лето очаровывают путешественников буйной палитрой цветущих экзотических красок, то периоды полярной ночи сказочно хороши для наблюдения полярного сияния. Идеальные места для наблюдения полярных сияний в основном находятся в регионах, расположенных к северу от 60-й параллели. К ним относятся Гренландия, Исландия, Скандинавия, Северная Канада, Аляска и север России.

узор

Северное сияние :: Сидни Мортимер Лоуренс
Северное сияние
Northern Lights
Сидни Мортимер Лоуренс

узор

Сидни Мортимер Лоуренс (Sydney Mortimer Laurence; 1865–10.12.1940) – американский живописец, пейзажист-романтик безумно влюблённый в Аляску.

Материалы этой статьи полезно будет применить не только на уроках физики и художественной литературы, но и во внеклассной работе. Надеюсь, что решение предлагаемых в статье качественных задач по физике не только поможет побудить у школьников интерес к предмету, но и расширить их знания и культурный кругозор ;-)

Желаю Вам приятного и полезного чтения, а также успехов
в самостоятельном решении качественных задач по физике!
Творческого вам вдохновения!

Спасибо читателю зелёных страничек Дмитрию за наводочку на триллер «Бессонница» Кристофера Нолана ;-) С удовольствием пересмотрела на майских праздниках. Алаверды ;-) Вспомнила замечательную шуточную песенку – советский хит 70-х годов прошлого века в исполнении блистательного и бесконечно позитивного Кола Бельды:

Песенка о терпении (Чукча в чуме ждёт рассвета…)
в исполнении Кола Бельды
слова: Дербенёв Леонид Петрович
музыка: Гранов Игорь Яковлевич


Бельды Николай Иванович (Кола Бельды; 02.05.1929–21.12.1993) – советский певец. Заслуженный артист РСФСР. Участник Великой Отечественной войны.

Песенка о терпении (Чукча в чуме ждёт рассвета…)

На крылатых глиссерах мчимся мы по рекам,
По дорогам катимся, по небу летим.
Стремительные дети стремительного века
Терпеть мы не желаем и ждать мы не хотим.
     Припев:
     А чукча в чуме, чукча в чуме
     В полярной ночи ждёт рассвета.
     С замороженного неба
     Звёзды льют неяркий свет.
     А чукча в чуме ждёт рассвета,
     А рассвет наступит летом,
     А зимой рассвета в тундре
     За полярным кругом нет.
     А чукча в чуме ждёт рассвета,
     А рассвет наступит летом,
     А зимой рассвета в тундре
     За полярным кругом нет.

Всё быстрее крутится колесо прогресса,
Может быть и следует так спешить ему.
А мы за счастьем мчимся и догоняем стрессы,
Спешим мы за успехом, который ни к чему.
     Припев:
     А чукча в чуме, чукча в чуме
     В полярной ночи ждёт рассвета.
     С замороженного неба
     Звёзды льют неяркий свет.
     А чукча в чуме ждёт рассвета,
     А рассвет наступит летом,
     А зимой рассвета в тундре
     За полярным кругом нет.
     А чукча в чуме ждёт рассвета,
     А рассвет наступит летом,
     А зимой рассвета в тундре
     За полярным кругом нет.

Помогает в трудный час мысль порой простая,
И я лишь поэтому дать рискну совет:
В часы, когда терпения вам очень не хватает,
Вы вспомните, что в тундре зимой рассвета нет.
     Припев:
     А чукча в чуме, чукча в чуме
     В полярной ночи ждёт рассвета.
     С замороженного неба
     Звёзды льют неяркий свет.
     А чукча в чуме ждёт рассвета,
     А рассвет наступит летом,
     А зимой рассвета в тундре
     За полярным кругом нет.
     А чукча в чуме ждёт рассвета,
     А рассвет наступит летом,
     А зимой рассвета в тундре
     За полярным кругом нет.

Для любознательных: Что такое глиссер?
Глиссер это лёгкое быстроходное судно. При движении глиссера, благодаря особой форме его днища, возникает гидродинамическая сила, поднимающая носовую часть и вызывающая значительное всплытие судна (оно как бы скользит по поверхности воды – глиссирует). В результате уменьшается площадь соприкосновения днища с водой, снижается сопротивление движению и значительно повышается скорость хода – судно буквально летит над водой. На глиссерах обычно устанавливают лёгкие двигатели внутреннего сгорания. Движителями на глиссерах служат гребные винты или водомёты. Хороши глиссеры и для охранной службы, и для спортивных гонок, и для увлекательных прогулок по рекам и озёрам…

УЗНАВАЙ ФИЗИКУ, ЧИТАЯ КЛАССИКУ

Уважаемые читатели зелёных страничек, рада сообщить вам о выходе в свет моей книги – «Узнавай физику, читая классику».
Впрочем… «моей книги», это таки нескромно сказано :-) В первую очередь… это божественная классика художественной литературы: А.П. Чехов, И.А. Бунин, К.Г. Паустовский, А.Н. Толстой… а уж потом мои познавательные комментарии, касающиеся физики и астрономии… Большое спасибо Татьяне Борисовне Дергач – ведущему редактору издательства «Аванта» (ООО «Издательство АСТ»), за слаженную и приятную во всех отношениях работу над книгой.
Книга посвящается моим родителям: маме – Лебедевой Лидии Степановне и папе – Лебедеву Валерию Владимировичу, которые в далёком 1984 году категорически настояли на том :-), чтобы я попробовала свои силы на вступительных экзаменах в РОФМШ

Узнавай физику, читая классику
Книга: «Узнавай физику, читая классику» И.В. Лебедева (ООО «Издательство АСТ»)

Приобрести книгу можно в интернет-магазине OZON.ru
Книга: «Узнавай физику, читая классику»

Желаю Вам приятного и полезного чтения!




ваш комментарий *
 
ваше имя

защитный код (цифры с картинки) *




   Марина [02.05.2019, 10:55]
Класс! Отличный материал. Задачи по физике очень интересные.
Давно ждала от вас новой статьи. Русская классическая литература это наше всё! Стыдно, но из произведений Владимира Короленко вспомнила только две повести «Дети подземелья» и «Слепой музыкант». Надо срочно найти книгу с его повестями и рассказами и читать, читать, читать.
За задачи по физике спасибо. Живопись потрясающая!
   Дмитрий [02.05.2019, 12:15]
Отличная подборка задач по физике. Спасибо. Не так давно перечитывал с сыном повесть Короленко «Слепой музыкант». Потрясающе! Но такой физики от Владимира Галактионовича Короленко никак не ожидал увидеть. Браво!
Теперь ещё и очень основательно дошло до ума :-) почему географию называют физической географией :-))))) Последняя задачка про северное лето просто шедевр!
Вспомнил детективный триллер «Бессонница» Кристофера Нолана с неподражаемым Аль Пачино в главной роли. Действие фильма разворачивается на Аляске. Детектив Уилл Дормер (Аль Пачино) страдает от бессонницы, вызванной чувством вины и усугубляемой постоянным солнечным светом белых ночей полярного лета.
   Ольга [02.05.2019, 19:52]
Ирина, какая ты умница!!! Прочитала с большим интересом. Спасибо!
   Дмитрий [06.05.2019, 22:45]
Ирина, вы мастер высшего класса! Это вам спасибо за шуточную песенку Кола Бельды, весьма актуальную в наши дни! Зачётный алаверды! Вы и тут без физики обойтись не смогли! Про глиссер классно написали!
Браво!
   Гадюка [07.05.2019, 01:04]
Интересный подход к преподаванию физики.
Лишний раз убеждаюсь в том, что СОВЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ЛУЧШЕЕ В МИРЕ! Ваши сборники задач по физике мне безумно нравятся.
Творческого вам долголетия!
   читатель зелёных страничек [22.05.2019, 22:34]
Силища в ваших сборниках задач по физике неимоверная!
Браво вам!!!

ФИЗИКА И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Качественные задачи по физике

§ Физика и художественная литература: Оптика
Чарующая магия лунного света…

Учёные те же фантазёры и художники; они не вольны над своими идеями; они могут хорошо работать, долго работать только над тем, к чему лежит их мысль, к чему влечёт их чувство. В них идеи сменяются; появляются самые невозможные, часто сумасбродные; они роятся, кружатся, сливаются, переливаются. И среди таких идей живут и для таких идей они работают. Владимир Иванович Вернадский

§ Физика и художественная литература: Оптика
Гадание с зеркалами на Святки…

Ощущение тайны – наиболее прекрасное из доступных нам переживаний. Именно это чувство стоит у колыбели истинного искусства и настоящей науки. Альберт Эйнштейн

§ Физика и художественная литература: Оптика (Н.В. Гоголь и Х.К. Андерсен)
Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить.
Николай Васильевич Гоголь

Качественные задачки по физике Николая Васильевича Гоголя и Ханса Кристиана Андерсена ;-) Интеграция: Мировая художественная литература и живопись.

§ Физика и художественная литература: Оптика
Басня «Зеркало и Обезьяна» Ивана Андреевича Крылова

Люди, пренебрегающие знанием, становятся лицом к стене.
Изречения китайской мудрости

§ Физика и художественная литература: Оптика
Басня «Мартышка и Очки» Ивана Андреевича Крылова

Наше дело – учиться и учиться, стараться накоплять возможно больше знаний, потому что серьёзные общественные течения – там, где знания, и счастье будущего человечества только в знании.
Антон Павлович Чехов

§ Физика и художественная литература: Механика
Басня «Лебедь, Щука и Рак» Ивана Андреевича Крылова

Безрассуден человек, надеющийся без учения различать полезное и вредное.
Сократ

§ Физика и художественная литература: Звуковые колебания
Басня «Квартет» Ивана Андреевича Крылова

Грустно бывает слушать музыку без слов,
но ещё грустнее – слушать музыку без музыки… Марк Твен

§ Физика и художественная литература: Механические волны – звук
Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять. Джордано Бруно

§ Физика и художественная литература
поэтический сборник для истинных ценителей науки и искусства

Наука без литературы бездушна и груба; литература же без науки пуста, ибо сущность литературы есть знание. Анатоль Франс

§ Физика и художественная литература (Александр Иванович Куприн)
Человек рождён для великой радости, для беспрестанного творчества, в котором он – бог, для широкой, свободной, ничем не стеснённой любви ко всему; к дереву, к небу, к человеку, к собаке, к милой, кроткой, прекрасной земле, ах, особенно к земле с её блаженным материнством, с её утрами и ночами, с её прекрасными ежедневными чудесами. Александр Иванович Куприн

§ Физика и художественная литература (Константин Георгиевич Паустовский)
Знание органически связано с человеческим воображением. Этот на первый взгляд парадоксальный закон можно выразить так: сила воображения увеличивается по мере роста познаний. Константин Георгиевич Паустовский

§ Физика и художественная литература (Иван Алексеевич Бунин)
Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как лёгкие и сердце, так что если один орган извращён, то и другой не может правильно действовать.
Лев Николаевич Толстой

§ Физика и художественная литература (Иоганн Вольфганг Гёте «Фауст»)
Гёте представляет, быть может, единственный в истории человеческой мысли пример сочетания в одном человеке великого поэта, глубокого мыслителя и выдающегося учёного. Климент Аркадьевич Тимирязев

§ Физика и художественная литература (Майн Рид «Всадник без головы»)
Целью научных занятий должно быть направление ума таким образом, чтобы оно выносило прочные и истинные суждения о всех встречающихся предметах.
Рене Декарт

Предлагаю Вашему вниманию интегрированные качественные задачи по физике от прославленного английского капитана Майн Рида.

§ Физика и художественная литература: Тепловые явления
Красота – сиянье истины. Платон
Вашему вниманию 20 качественных задач по физике (две карточки по десять задач) и… в тему :-) небольшая галерея: «Туман в живописи».


БИОФИЗИКА НА УРОКАХ ФИЗИКИ

§ Биофизика: Звучание насекомых
Басня «Стрекоза и Муравей» Ивана Андреевича Крылова

Суть басни Крылова «Стрекоза и муравей», казалось бы, лежит на поверхности – «Кто не работает, тот не ест», но в реалиях современной России получается всё шиворот-навыворот :-(

§ Биофизика: Ноги, хвосты… главное… – уши!
Познавательный материал, посвящённый приспособлению животных к различной температуре на примере представителей семейства псовых – фенека, лисицы, песца…

§ Биофизика: Эхо в мире живой природы – сонары летучих мышей
Цель моя – вызволить ум из цепких суеверий. Тит Лукреций Кар
Почему летучие мыши даже в полной темноте не налетают на препятствия?
Познавательный биофизический материал, посвящённый удивительным животным – летучим мышам, незаслуженно обиженным человеческим родом…

§ Биофизика: Тайны дельфина
Занимательно-познавательный биофизический материал, который приоткрывает завесу тайны над некоторыми особенностями организации дельфинов: самонастраивающаяся кожа и непревзойдённый гидролокатор…

§ Биофизика: Реактивное движение в живой природе
По принципу реактивного движения в живой природе передвигается целый ряд животных, например медузы, морские моллюски гребешки, личинки стрекозы-коромысла, кальмары, осьминоги, каракатицы…
Познакомимся с некоторыми из них поближе ;-)

§ Биофизика: Почему у кошки глаза светятся?
«Физическая неожиданность и интересность» ;-)
Почему у собак, кошек и других животных, имеющих хорошее ночное зрение, глаза светятся в темноте?


ШКАТУЛКИ КАЧЕСТВЕННЫХ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ

§ Физика и География Казахстана
Совместный проект: ОФРО «БЭСТ» и Технический лицей №165 (г. Алма-Ата)

§ Як-3 – самый лёгкий истребитель Второй мировой войны
Специальный тематический выпуск зелёных страничек.
Вашему вниманию пять вопросов и заданий, посвящённых легендарному советскому истребителю Як-3… + тематическая подборка из 10 задачек.
«Только в бодром горячем порыве, в страстной любви к своей родной стране, смелости и энергии родится ПОБЕДА. И не только и не столько в отдельном порыве, сколько в упорной мобилизации всех сил, в том постоянном горении, которое медленно и неуклонно сдвигает горы, открывает неведомые глубины и выводит их на солнечную ясность…» Михаил Васильевич Ломоносов

§ Шкатулка качественных задач по физике «сборная солянка» :-)
Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые, иначе такое бросание будет пустою забавою. Козьма Прутков
Шкатулка состоит из четырёх тематических блоков: 1) Броуновское движение. Диффузия; 2) Атмосферное давление; 3) Свойства жидкости. Архимедова сила; 4) Тепловые явления.

§ Шкатулка качественных задач по физике: Строение вещества, диффузия
Творчество поэта, диалектика философа, искусство исследователя – вот материалы, из которых слагается великий учёный. Климент Аркадьевич Тимирязев

§ Шкатулка качественных задач по физике:
Элементы статики: равновесие тел, момент силы, простые механизмы

Науку всё глубже постигнуть стремись, познанием вечного жаждой томись. Лишь первых познаний блеснёт тебе свет, узнаешь: предела для знания нет. Фирдоуси

§ Шкатулка качественных задач по физике: Инерция
Посвящается Чернобаю Александру Арсеньевичу,
директору РОФМШ (Алма-Ата, РОФМШ, 1984–1987 год)
Пусть никто не думает, что великое создание Ньютона может быть ниспровергнуто теорией относительности или какой-нибудь другой теорией. Ясные и широкие идеи Ньютона навечно сохранят своё значение фундамента, на котором построены наши современные физические представления… Альберт Эйнштейн

§ Шкатулка качественных задач по физике: Сила трения
Гораздо труднее увидеть проблему, чем найти её решение. Для первого требуется воображение, а для второго только умение. Джон Десмонд Бернал

§ Шкатулка качественных задач по физике: Давление твёрдых тел
Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые. Дьёрдь де Хевеши

§ Шкатулка качественных задач по физике: Давление жидкостей и газов
Сведение множества к единому – в этом первооснова красоты. Пифагор Самосский

§ Шкатулка качественных задач по физике: Работа, мощность, энергия
Чем больше развивается наше знание, тем больше загадок природы встаёт перед нами… Иван Антонович Ефремов

§ Шкатулка качественных задач по физике: Архимедова сила
Естествознание так человечно, так правдиво, что я желаю удачи каждому, кто отдаётся ему… Иоганн Вольфганг фон Гёте

§ Шкатулка качественных задач по физике:
Смачивание, поверхностное натяжение, капиллярные явления

Образование не даёт ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины. Протагор

§ Шкатулка качественных задач по физике: Плавление и кристаллизация
Наука – сила, которая раскрывает отношения вещей, их законы и взаимодействия. Александр Иванович Герцен. Вашему вниманию 50 качественных задач по физике и… в тему :-) небольшая галерея: «Зима в живописи».

§ Шкатулка качественных задач по физике: Испарение, конденсация, кипение
Приложи сердце твоё к учению и уши твои – к умным словам. Библия, Ветхий Завет, «Книга Притчей Соломоновых»

§ Шкатулка качественных задач по физике: Виды теплопередачи
Радость видеть и понимать есть самый прекрасный дар природы. Альберт Эйнштейн

§ Шкатулка качественных задач по физике: Тепловые двигатели
Живи так, как будто ты умрёшь завтра. Учись так, как будто ты будешь жить вечно. Махатма Ганди

§ Шкатулка качественных задач по физике: Электричество
Инвестиции в знания всегда дают наибольшую прибыль. Бенджамин Франклин

§ Шкатулка качественных задач по физике: Магнитные явления
Знание должно служить творческим целям человека. Мало накоплять знания; нужно распространять их возможно шире и применять в жизни. Николай Александрович Рубакин

§ Шкатулка качественных задач по физике: Механические волны – звук
Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы, но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий. «Плоды раздумий», Козьма Прутков

§ Шкатулка качественных задач по физике: Оптика (Световые явления)
Надо много учиться, чтобы знать хоть немного. Шарль Луи Монтескье




statistics
Рейтинг@Mail.ru       Яндекс.Метрика   

Распространение материалов сайта приветствуется.
Ссылка на материалы весьма желательна, но не строго обязательна ;-)
«Знание должно служить творческим целям человека. Мало накоплять знания;
нужно распространять их возможно шире и применять в жизни». Рубакин Н.А.