iralebedeva.ru :: зелёный коллаж с цветами
КОНТАКТЫ
E-mail: ira.alma@gmail.com

iralebedeva.ru :: зелёный коллаж с цветами

Человек рождён для великой радости, для беспрестанного творчества, в котором он – бог, для широкой, свободной, ничем не стеснённой любви ко всему; к дереву, к небу, к человеку, к собаке, к милой, кроткой, прекрасной земле, ах, особенно к земле с её блаженным материнством, с её утрами и ночами, с её прекрасными ежедневными чудесами.
«Яма», 1915 г., Александр Иванович Куприн


ФИЗИКА И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Качественные задачи по физике от Александра Ивановича Куприна

узор

Куприн Александр Иванович
Куприн
Александр Иванович

узор

Предлагаю вниманию читателей несколько качественных задач по физике – отрывков из произведений Александра Ивановича Куприна в которых отражены те или иные физические явления и являющиеся своеобразными условиями – «литературными иллюстрациями» для сформулированных к ним вопросов и задач по физике. По традиции зелёных страничек побалуем себя шедеврами мировой живописи

Куприн Александр Иванович (07.09.1870–25.08.1938) – выдающийся русский, советский писатель и переводчик.

Задача №1
«Чёрная молния», 1912 год
Александр Иванович Куприн

«…Сверкнула первая молния – наверху загрохотало и оборвалось сухим треском, за ней другая, третья. Потом пошло и пошло без перерыва.
Это была одна из тех ужасных гроз, которые разражаются иногда над большими низменностями. Небо не вспыхивало от молний, а точно всё сияло их трепетным голубым, синим и ярко-белым блеском. И гром не смолкал ни на мгновение. Казалось, что там наверху идёт какая-то бесовская игра в кегли высотою до неба. С глухим рокотом катились там неимоверной величины шары, всё ближе, всё громче, и вдруг – тррах-та-та-трах – падали разом исполинские кегли.
И вот я увидал чёрную молнию. Я видел, как от молнии колыхало на востоке небо, не потухая, а всё время то развёртываясь, то сжимаясь, и вдруг на этом колеблющемся огнями голубом небе я с необычайной ясностью увидел мгновенную и ослепительно чёрную молнию…»

Термин «чёрная молния» появился в научной литературе сравнительно недавно. На существование в природе этого явления указывали как результаты наблюдений, так и научные изыскания по химической физике воздушной среды. Изучались также материальные следы этого вида молний. Как же объясняется природа чёрной молнии? Есть ли у чёрных молний какая-либо связь с шаровыми молниями?

узор

Дуб, раздробленный молнией :: Воробьёв Максим Никифорович, 1842 год
Дуб, раздробленный молнией
аллегория на смерть жены художника
Воробьёв Максим Никифорович, 1842 год

узор

Воробьёв Максим Никифорович (17.08.1787–11.09.1855) – русский живописец, педагог.

Для любознательных: Казалось бы, не светящейся молнии быть не может. Действительно, электрические разряды, в частности линейные молнии, как правило, сопровождаются излучением многочисленных квантов света, поэтому чёрными быть не могут. Однако среди шаровых молний чёрная совсем не редка. Сведения о ней содержатся в древних рукописях ещё античной эпохи.
Как же объясняется природа чёрной молнии? Одна из теорий основана на представлении о молекулярно-аэрозольных конгломератах. В атмосфере они возникают в результате длительного воздействия на воздух солнца, космических лучей, электрических полей облаков, линейных молний, других физико-химических факторов. При этом образуются химически активные частицы, положительно и отрицательно заряженные ионы и аэрозоли. При определённых условиях возможно концентрирование этих частиц сначала в ядра конденсации, затем в молекулярно-аэрозольные конгломераты. Накопившиеся в них химически активные частицы и вещества могут реагировать между собой, что вызывает разогрев конгломерата. Он приобретает относительно сферическую форму и превращается в пылающую шаровую молнию, способную взрываться.
Шаровая молния не может существовать в светящемся состоянии более двух минут, а чёрная «живёт» гораздо дольше и нередко оседает на поверхности различных предметов. Она не видна в ночное время. Её хуже регистрируют радиолокационные средства. Чёрную молнию легко принять за летящую птицу или за какой-нибудь предмет.
С чёрной молнией можно встретиться даже там, где грозовая деятельность теоретически невозможна. Примечательно, что в большинстве случаев при приближении самолёта к такой молнии она или превращается в шаровую, или взрывается…

«Чёрная молния», 16.01.2011 год
Профессор М. Дмитриев, доктор химических наук
N-T.ru – Электронная библиотека «Наука и техника»

Задача №2
«Одиночество», 1898 год
в издании 1911 года рассказ имел название «На реке»
Александр Иванович Куприн
«…Воздух сгустился, похолодел. Откуда-то донёсся и скользнул по палубе слабый запах мёда и сырой травы. На востоке, за волнистой линией холмов, разрастался тёмно-золотой свет луны, готовой взойти. Она показалась сначала только одним краешком и потом выплыла большая, огненно-красная и как будто бы приплюснутая сверху…»
Почему в приведённом выше описании луна «огненно-красная»? От чего зависит цвет, а также размер и форма Луны на небосводе?

узор

Сумерки :: Васнецов Аполлинарий Михайлович, 1889 год
Сумерки
Васнецов Аполлинарий Михайлович, 1889 год

узор

Васнецов Аполлинарий Михайлович (06.08.1856–23.01.1933) – русский художник, мастер исторической живописи, искусствовед.

Задача №3
«Мясо», 1895 год
Александр Иванович Куприн

«…На дворе было светло, хотя солнце ещё не всходило; замёрзшие на оконных стёклах ледяные узоры – снежные ёлочки, кладбищенские кресты и пальмы – окрасились в розовый нежный цвет утренней зари. День обещал быть морозным и ясным…»
Почему зимой оконные стёкла покрываются замысловатыми морозными узорами?

Задача №4
«Пустые дачи», 1904 год
Александр Иванович Куприн

«…Кто-то произнёс мечтательно и грустно:
– Это последняя ночь лета. Последняя ночь…
Помню: я тогда поглядел направо, на юг. Там – от земли до полнеба – сгрудились тяжкие сонные тучи и в них бегали зарницы. А под ними простирались кроткие усталые поля и чёрные холмы, и редкие деревья стояли, как чёрные печальные призраки.
И почудилось мне, что там, на полях, сверх холмов и деревьев, лежит кто-то большой, невидимый, всезнающий, жестокий и весёлый, – лежит молча, на животе и на локтях, лежит, подперев ладонями густую курчавую бороду. Тихо, с злобной радостью улыбается он чему-то идущему и молчит, и молчит, и лукаво щурит глаза, играющие беззвучными фиолетовыми молниями…»

Вечером или ночью летом в безоблачном небе или в небольших тучках над горизонтом иногда наблюдаются кратковременные вспышки, которые называют зарницами. Объясните их происхождение.

Для любознательных: Зарница – мгновенные вспышки света, озаряющие горизонт вечером или ночью, при отдалённой грозе. При зарницах раскатов грома не слышно из-за дальности, но можно увидеть вспышки молний, свет которых отражается от туч и облаков (преимущественно их вершин). В народе зарницы иногда называют хлебозарами.
«Чаще всего зарницы бывают в июле, когда созревают хлеба. Поэтому и существует народное поверие, что зарницы «зарят хлеб», – освещают его по ночам – и от этого хлеб наливается быстрее.» («Золотая роза», Константин Георгиевич Паустовский, 1955 г.)

Задача №5
«На глухарей», 1899 год
Александр Иванович Куприн

«…Ночь побледнела ещё больше. От земли поднялся густой туман. Я слышу его влажное прикосновение на своём лице, слышу его сырой запах. На его седом фоне ближайшие сосны однотонно, плоско и неясно вырисовываются своими прямыми, голыми стволами. В их неподвижности среди этой глубокой тишины, среди этого холодного, мокрого тумана чувствуется что-то суровое, сознательно печальное и покорное…»
С каким физическим явлением связан туман? От чего зависит видимость в тумане? Какие бывают туманы?

узор

Утро :: Васнецов Аполлинарий Михайлович, 1892 год
Утро
Васнецов Аполлинарий Михайлович, 1892 год

узор

Васнецов Аполлинарий Михайлович (06.08.1856–23.01.1933) – русский художник, мастер исторической живописи, искусствовед.

Задача №6
«Первый встречный», 1897 год
Александр Иванович Куприн

«…О, даже умирая, я вспомню это число и этот ненастный, мокрый и холодный вечер! В воздухе висел густой туман, и в двадцати шагах глаз ничего не разбирал. Огни электрических фонарей казались издали большими радужными пятнами…»
Почему вокруг электрических фонарей в туманную погоду возникают радужные венцы?

Ответ: Возникновение радужных венцов вокруг электрических фонарей объясняется дифракцией света на препятствиях, соразмерных с длиной волны света. Свет, проходя через неоднородную среду, даёт дифракционную картину.

Задача №7
«Брильянты», 1904 год
Александр Иванович Куприн

«…На белых плюшевых щитках, ряд над рядом, освещённые скрытыми рефлекторами, горят разноцветные капли огня. Как радует, как очаровывает наш глаз в ночной темноте их волшебный блеск!
В средине два брильянта, каждый величиной в лесной орешек. Их граней, их очертаний не видно. Это не камни – это два странные таинственные огня. Они горят, дрожат, играют, переливаются, смеются тысячами неуловимых, сияющих, лукавых улыбок, и манят, и обещают, и обманывают…
Вот блеснул синий сноп лучей. Такого цвета не бывает ни на небе, ни в море: бывает только в раннем детстве, когда слушаешь сказку. Блеснул, затрепетал и скрылся, и вот уже льётся оттуда, точно кровавое вино, точно зарево огромного пожара, точно безумная, пьяная радость, красный торжествующий огонь. Но – мгновение, незаметный поворот головы, сотрясение мостовой под экипажем, – и загорелось зелёное сияние, тихое, глубокое, загадочное, похожее на мерцание июньского светляка в густой траве. Ещё миг – и заструился весёлый золотой свет солнца, и вдруг заметались, заплясали все цвета радуги…»

Как вы можете объяснить, руководствуясь законами физики, такую восхитительно яркую игру красок излучаемых бриллиантами? Каким образом можно отличить бриллиант от стеклянной или хрустальной имитации?

Задача №8
«Олеся», 1898 год
Александр Иванович Куприн

«…Ветер за стенами дома бесился, как старый озябший голый дьявол. В его рёве слышались стоны, визг и дикий смех. Метель к вечеру расходилась ещё сильнее. Снаружи кто-то яростно бросал в стёкла окон горсти мелкого сухого снега. Недалёкий лес роптал и гудел с непрерывной, затаённой, глухой угрозой…»
Объясните причины возникновения таких разноголосых и дьявольски ярких звуков, гуляющего по улице ветра.

Ответ: При обтекании ветром ветвей деревьев, проводов, фасадов зданий и кровли воздушный поток становится неустойчивым и с препятствий могут срываться вихри. Они и создают колебания давления воздуха, которые мы воспринимаем как звуки.

узор

В метель :: Сверчков Николай Егорович, 1873 год
В метель
Сверчков Николай Егорович, 1873 год

узор

Сверчков Николай Егорович (1817-1898) – русский жанровый живописец.

Задача №9
«Чёрная молния», 1912 год
Александр Иванович Куприн

«…Из окон дуло, в ночной трубе завывал то басом, то визгливым сопрано разгулявшийся ветер. Унылым колеблющимся пламенем светила тоненькая, оплывшая с одного бока свеча…»
К какому диапазону звуковых волн относят бас; сопрано – низкочастотному или высокочастотному?

Ответ: Бас – к низкочастотному (Бас ≈ 82–349 Гц); сопрано – к высокочастотному диапазону (Сопрано ≈ 262–1046 Гц).

Задача №10
«Олеся», 1898 год
Александр Иванович Куприн

«…Гроза, медленно накоплявшаяся за весь этот жаркий, нестерпимо душный день, разразилась с необыкновенной силой над Перебродом. Молния блистала почти беспрерывно, и от раскатов грома дрожали и звенели стёкла в окнах моей комнаты. Часов около восьми вечера гроза утихла на несколько минут, но только для того, чтобы потом начаться с новым ожесточением. Вдруг что-то с оглушительным треском посыпалось на крышу и на стены старого дома. Я бросился к окну. Огромный град, с грецкий орех величиной, стремительно падал на землю, высоко подпрыгивая потом кверху. Я взглянул на тутовое дерево, росшее около самого дома, – оно стояло совершенно голое, все листья были сбиты с него страшными ударами града…»
Как образуется град? В какое время года и в каких широтах наиболее вероятно выпадение осадков в виде града? Ответ поясните.

Для любознательных: Град – наиболее интересный вид осадков, который может наряду с дождём выпадать из кучево-дождевых облаков. Град нередко доставляет большие неприятности. Сильный град калечит плодовые деревья и кустарники, уничтожает посевы и даже способен разрушать строения, убивать людей и животных. Обычно град выпадает при сильной грозе в летнее время года, когда температура воздуха у поверхности земли выше 20°C и возникают особенно мощные восходящие потоки воздуха. Градины представляют собой льдышки размерами от миллиметра до нескольких сантиметров (в отдельных случаях до десятков сантиметров). Градина часто состоит из нескольких чередующихся слоев прозрачного и непрозрачного (белого) льда; толщина отдельного слоя не менее 1 мм. Ледяные кристаллики – зародыши градин – образуются на высотах 8–10 км, где температура понижается до – 40°C. Падая вниз и сталкиваясь с переохлаждёнными водяными каплями, они обрастают льдом, увеличиваются. В нижней части облака они подтаивают; там возникают крупные дождевые капли в окружении мелких градин. Мощные восходящие воздушные потоки забрасывают мелкие градины в верхнюю часть облака, где те повторно обрастают льдом. Затем градины снова падают вниз и снова могут быть возвращены наверх восходящими потоками. Так повторяется несколько раз, пока градины не станут достаточно тяжёлыми. Чередующиеся процессы нарастания льда и подтаивания как раз и приводят к возникновению образующих градину слоёв льда разной степени прозрачности.

узор

После градобития :: Яковлев Павел Филиппович, 1884 год
После градобития
Яковлев Павел Филиппович, 1884 год

узор

Яковлев Павел Филиппович (1853–1921) – русский живописец, художник бытового жанра, график, иллюстратор.
Градобитие – уничтожение или повреждение градом культурных растений полей, садов, огородов. Степень градобития зависит от интенсивности и продолжительности града, величины градин, силы ветра, а также вида растения и фазы развития. Для хлебов градобитие наиболее опасно в фазе колошения и созревания зерна (перед уборкой).

Задача №11
«Поединок», 1905 год
Александр Иванович Куприн

«…Было начало апреля. Сумерки сгущались незаметно для глаза. Тополи, окаймлявшие шоссе, белые, низкие домики с черепичными крышами по сторонам дороги, фигуры редких прохожих – всё почернело, утратило цвета и перспективу; все предметы обратились в чёрные плоские силуэты, но очертания их с прелестной чёткостью стояли в смуглом воздухе. На западе за городом горела заря. Точно в жерло раскалённого, пылающего жидким золотом вулкана сваливались тяжелые сизые облака и рдели кроваво-красными, и янтарными, и фиолетовыми огнями. А над вулканом поднималось куполом вверх, зеленея бирюзой и аквамарином, кроткое вечернее весеннее небо…»
Источником какого света для нас являются сумерки, утренние и вечерние зори? Почему в сумерки окружающие нас предметы утрачивают свои цвета?

Ответ: Сумерки, утренние и вечерние зори являются для нас источниками рассеянного солнечного света, молекулами атмосферных газов и пылевых частиц, находящихся в атмосфере.

узор

Сумерки :: Дубовской Николай Никанорович, 1916 год
Сумерки
Дубовской Николай Никанорович, 1916 год

узор

Дубовской Николай Никанорович (17.12.1859–28.02.1918) – русский живописец, член Товарищества передвижников.

Задача №12
«Поединок», 1905 год
Александр Иванович Куприн

«…На дворе стояла совершенно чёрная, непроницаемая ночь, так что сначала Ромашову приходилось, точно слепому, ощупывать перед собой дорогу. Ноги его в огромных калошах уходили глубоко в густую, как рахат-лукум, грязь и вылезали оттуда со свистом и чавканьем. Иногда одну из калош засасывало так сильно, что из неё выскакивала нога, и тогда Ромашову приходилось, балансируя на одной ноге, другой ногой впотьмах наугад отыскивать исчезнувшую калошу…»
Почему человеку трудно вытащить ноги, увязшие на размытой дождём грунтовой дороге? Какую роль играет здесь атмосферное давление?

Ответ: Влияние атмосферного давления сказывается весьма заметно при ходьбе по вязкой почве (размытой грунтовой дороге). При поднятии ноги под нею образуется разряженное пространство; избыток внешнего давления препятствует поднятию ноги. Сила давления на ногу взрослого человека может достигать 1 000 Н.

Задача №12
«Ужас», 1896 год
в издании 1911 года рассказ имел название «Дьявол»
Александр Иванович Куприн
«…Разговорились мы совершенно нечаянно, как можно только разговориться, сидя друг против друга в вагоне, в длинный декабрьский вечер. Угарный запах железной печки, зловещий тускло-жёлтый полусвет, изливаемый двумя фонарями, задёрнутыми занавесками, утомительно однообразный стук колёс, в такт с которыми колыхались и вздрагивали на потолке вагона уродливые тени, – всё это сообщило нашей беседе странный, полуфантастический характер…»
Почему стучат колёса поезда? Как возникает этот специфический, «утомительно однообразный стук»? В какое время года – зимой или летом стук колёс поезда будет более сильным и выразительным?

Ответ: При укладке железнодорожных рельсов в полотно, учитывая суровый российский климат, между рельсами оставляют небольшие зазоры в стыках, рассчитанные на удлинение рельсов в летнее время, когда они сильно нагреваются солнцем. Стук возникает, когда колёса поезда, наезжая на стыки между рельсами, прогибают их своей тяжестью и, ударяя по рельсу, со стуком «запрыгивают» на следующий участок пути (удар будет тем сильней, чем больше зазор в стыке). Затем к стыку между рельсами подъезжает следующая колёсная пара, вследствие чего звук повторяется – колёса поезда «выбивают утомительно однообразный такт». Зимой рельсы сужаются, размер зазора в стыке увеличивается, соответственно удар колёс о стык зимой будет выразительнее и сильней, чем летом.

узор

индустриальный пейзаж
Транспорт налаживается :: Яковлев Борис Николаевич, 1923 год
Транспорт налаживается
Яковлев Борис Николаевич, 1923 год

узор

Яковлев Борис Николаевич (1890–1972) – русский живописец-пейзажист – мастер индустриального и лирического пейзажа. Член-корреспондент Академии Художеств СССР.

Задача №14
«Ю-ю», 1925 год
Александр Иванович Куприн

«…Она спрыгивала на пол и, не оглядываясь, шла к двери. Она не сомневалась в моём повиновении.
Я слушался. Одевался наскоро, выходил в темноватый коридор. Блестя жёлто-зелёными хризолитами глаз, Ю-ю дожидалась меня у двери, ведущей в комнату, где обычно спал четырёхлетний молодой человек со своей матерью. Я притворял её. Чуть слышное признательное «мрм», S-образное движение ловкого тела, зигзаг пушистого хвоста, – и Ю-ю скользнула в детскую…»

Поясните почему у кошки Ю-ю в тёмном коридоре глаза засветились, заблистали драгоценными «жёлто-зелёными хризолитами». Почему у кошек, собак и других животных, имеющих хорошее ночное зрение, глаза светятся в темноте?

Задача №15
«Гранатовый браслет», 1910 год
Александр Иванович Куприн

«…Глубоко-глубоко под ними покоилось море. Со скамейки не было видно берега, и оттого ощущение бесконечности и величия морского простора ещё больше усиливалось. Вода была ласково-спокойна и весело-синя, светлея лишь косыми гладкими полосами в местах течения и переходя в густо-синий глубокий цвет на горизонте…»
Почему море синее, ведь вода сама по себе прозрачная? От чего зависит цвет моря? Следует ли отличать понятие цвет моря от понятия цвет морской воды?

узор

Красивый день :: Дубовской Николай Никанорович, 1903 год
Красивый день
Дубовской Николай Никанорович, 1903 год

узор

Дубовской Николай Никанорович (17.12.1859–28.02.1918) – русский живописец, член Товарищества передвижников.

Материалы этой статьи полезно будет применить не только на уроках физики и художественной литературы, но и во внеклассной работе. Надеюсь, что решение предлагаемых в статье качественных задач по физике не только поможет побудить у школьников интерес к предмету, но и расширить их знания и культурный кругозор ;-)

Желаю Вам успехов в самостоятельном решении
качественных задач по физике!




ваш комментарий *
 
ваше имя

защитный код (цифры с картинки) *




   Дмитрий Валерьевич [17.06.2016, 23:09]
Шикарно! Высший пилотаж!
Задачи по физике от Александра Ивановича Куприна восхитительны!
Задачка про чёрную молнию на 5 с плюсом.
И вспомнилась молодость – школьные уроки литературы – "Песня о буревестнике" Максима Горького:
"Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, чёрной молнии подобный.
--
Буревестник с криком реет, чёрной молнии подобный, как стрела пронзает тучи, пену волн крылом срывает. Вот он носится, как демон, – гордый, чёрный демон бури, – и смеётся, и рыдает… Он над тучами смеётся, он от радости рыдает!"

Каждый выпуск ваших зелёных страничек жду с большим нетерпением и не перестаю удивляться!
Спасибо за ваши идеи!
Творческого вам долголетия!
   читатель зелёных страничек [25.10.2016, 00:27]
Отличные качественные задачи по физике!!!!!!!
   Циля [11.03.2017, 03:11]
Брависсимо! Шикарные задачи по физике!
Спасибо.
   Олег Михайлович [05.05.2017, 11:57]
Восхитительный союз физики и художественной литературы!
Автору сайта за такой богатый материал честь и хвала.
Отдельное спасибо за такое трепетное отношение к литературе и стимулирование детей к чтению.
Читайте. Читайте и перечитывайте русскую классику: – Куприна, Чехова, Бунина, Гоголя, Тургенева, Паустовского…
Забудьте про скорочтение – наслаждайтесь чтением книг!
Читайте вдумчиво и анализируйте прочитанное!
Читайте в удовольствие!
Не допускайте при чтении формализма, метко описанного Александром Сергеевичем Пушкиным в его поэтическом романе "Евгений Онегин":
"Отрядом книг уставил полку,
Читал, читал, а всё без толку…"
   Егор Петрович [10.05.2017, 21:27]
Целиком и полностью поддерживаю Олега Михайловича!
Восхитительный союз физики и художественной литературы!
С большим удовольствием процитирую строки из бессмертной комедии "Горе от ума" Александра Сергеевича Грибоедова.
Отрывок из диалога Фамусова со слугой Петрушкой:
"Читай не так, как пономарь,
А с чувством, с толком, с расстановкой".
Читайте в удовольствие и с толком!
Читайте и перечитывайте русскую классику: – Куприна, Пушкина, Грибоедова, Салтыкова-Щедрина, Достоевского…
   читатель зелёных страничек [24.05.2017, 02:25]
Чёрная молния заворожила. Высший пилотаж.
Зачётные задачи по физике.
Чрезвычайно познавательно и красиво!

Дидактические материалы :: Качественные задачи по физике

§ Физика и художественная литература: Оптика
Ощущение тайны – наиболее прекрасное из доступных нам переживаний. Именно это чувство стоит у колыбели истинного искусства и настоящей науки. Альберт Эйнштейн

§ Физика и художественная литература (Гёте «Фауст»)
Гёте представляет, быть может, единственный в истории человеческой мысли пример сочетания в одном человеке великого поэта, глубокого мыслителя и выдающегося учёного. Климент Аркадьевич Тимирязев

§ Физика и художественная литература
поэтический сборник для истинных ценителей науки и искусства

Наука без литературы бездушна и груба; литература же без науки пуста, ибо сущность литературы есть знание. Анатоль Франс

§ Физика и художественная литература (Константин Георгиевич Паустовский)
Знание органически связано с человеческим воображением. Этот на первый взгляд парадоксальный закон можно выразить так: сила воображения увеличивается по мере роста познаний. Константин Георгиевич Паустовский

§ Физика и художественная литература (Иван Алексеевич Бунин)
Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как лёгкие и сердце, так что если один орган извращён, то и другой не может правильно действовать. Лев Николаевич Толстой

§ Физика и художественная литература (Майн Рид «Всадник без головы»)
Предлагаю Вашему вниманию интегрированные качественные задачи по физике от прославленного английского капитана Майн Рида.
Целью научных занятий должно быть направление ума таким образом, чтобы оно выносило прочные и истинные суждения о всех встречающихся предметах. Рене Декарт

§ Физика и художественная литература: Тепловые явления
Красота – сиянье истины. Платон. Вашему вниманию 20 качественных задач по физике (две карточки по десять задач) и… в тему :-) небольшая галерея: «Туман в живописи».

§ Физика и художественная литература: Механические волны – звук
Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять. Джордано Бруно

§ Физика и художественная литература: Оптика
Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить. Николай Васильевич Гоголь. Качественные задачки по физике Николая Васильевича Гоголя и Ханса Кристиана Андерсена ;-) Интеграция: Мировая художественная литература и живопись.

§ Физика и География Казахстана
Совместный проект: ОФРО «БЭСТ» и Технический лицей №165 (г. Алма-Ата)

§ Як-3 – самый лёгкий истребитель Второй мировой войны
Специальный тематический выпуск зелёных страничек.
Вашему вниманию пять вопросов и заданий, посвящённых легендарному советскому истребителю Як-3… + тематическая подборка из 10 задачек.
«Только в бодром горячем порыве, в страстной любви к своей родной стране, смелости и энергии родится ПОБЕДА. И не только и не столько в отдельном порыве, сколько в упорной мобилизации всех сил, в том постоянном горении, которое медленно и неуклонно сдвигает горы, открывает неведомые глубины и выводит их на солнечную ясность…» Михаил Васильевич Ломоносов

§ Шкатулка качественных задач по физике «сборная солянка» :-)
Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые, иначе такое бросание будет пустою забавою. Козьма Прутков
Шкатулка состоит из четырёх тематических блоков: 1) Броуновское движение. Диффузия; 2) Атмосферное давление; 3) Свойства жидкости. Архимедова сила; 4) Тепловые явления.

§ Шкатулка качественных задач по физике: Строение вещества, диффузия
Творчество поэта, диалектика философа, искусство исследователя – вот материалы, из которых слагается великий учёный. Климент Аркадьевич Тимирязев

§ Шкатулка качественных задач по физике:
Элементы статики: равновесие тел, момент силы, простые механизмы

Науку всё глубже постигнуть стремись, познанием вечного жаждой томись. Лишь первых познаний блеснёт тебе свет, узнаешь: предела для знания нет. Фирдоуси

§ Шкатулка качественных задач по физике: Инерция
Посвящается Чернобаю Александру Арсеньевичу,
директору РОФМШ (Алма-Ата, РОФМШ, 1984–1987 год)
Пусть никто не думает, что великое создание Ньютона может быть ниспровергнуто теорией относительности или какой-нибудь другой теорией. Ясные и широкие идеи Ньютона навечно сохранят своё значение фундамента, на котором построены наши современные физические представления… Альберт Эйнштейн

§ Шкатулка качественных задач по физике: Сила трения
Гораздо труднее увидеть проблему, чем найти её решение. Для первого требуется воображение, а для второго только умение. Джон Десмонд Бернал

§ Шкатулка качественных задач по физике: Давление твёрдых тел
Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые. Дьёрдь де Хевеши

§ Шкатулка качественных задач по физике: Давление жидкостей и газов
Сведение множества к единому – в этом первооснова красоты. Пифагор Самосский

§ Шкатулка качественных задач по физике: Работа, мощность, энергия
Чем больше развивается наше знание, тем больше загадок природы встаёт перед нами… Иван Антонович Ефремов

§ Шкатулка качественных задач по физике: Архимедова сила
Естествознание так человечно, так правдиво, что я желаю удачи каждому, кто отдаётся ему… Иоганн Вольфганг фон Гёте

§ Шкатулка качественных задач по физике:
Смачивание, поверхностное натяжение, капиллярные явления

Образование не даёт ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины. Протагор

§ Шкатулка качественных задач по физике: Плавление и кристаллизация
Наука – сила, которая раскрывает отношения вещей, их законы и взаимодействия. Александр Иванович Герцен. Вашему вниманию 50 качественных задач по физике и… в тему :-) небольшая галерея: «Зима в живописи».

§ Шкатулка качественных задач по физике: Испарение, конденсация, кипение
Приложи сердце твоё к учению и уши твои – к умным словам. Библия, Ветхий Завет, «Книга Притчей Соломоновых»

§ Шкатулка качественных задач по физике: Виды теплопередачи
Радость видеть и понимать есть самый прекрасный дар природы. Альберт Эйнштейн

§ Шкатулка качественных задач по физике: Тепловые двигатели
Живи так, как будто ты умрёшь завтра. Учись так, как будто ты будешь жить вечно. Махатма Ганди

§ Шкатулка качественных задач по физике: Электричество
Инвестиции в знания всегда дают наибольшую прибыль. Бенджамин Франклин

§ Шкатулка качественных задач по физике: Магнитные явления
Знание должно служить творческим целям человека. Мало накоплять знания; нужно распространять их возможно шире и применять в жизни. Николай Александрович Рубакин

§ Шкатулка качественных задач по физике: Световые явления (Оптика)
Надо много учиться, чтобы знать хоть немного. Шарль Луи Монтескье




statistics
Рейтинг@Mail.ru       Яндекс.Метрика

Распространение материалов сайта приветствуется.
Ссылка на материалы весьма желательна, но не строго обязательна ;-)
«Знание должно служить творческим целям человека. Мало накоплять знания;
нужно распространять их возможно шире и применять в жизни». Рубакин Н.А.