iralebedeva.ru :: зелёный коллаж с цветами
КОНТАКТЫ
E-mail: ira.alma@gmail.com

iralebedeva.ru :: зелёный коллаж с цветами

Надо много учиться, чтобы знать хоть немного.
Шарль Луи Монтескье


ШКАТУЛКА КАЧЕСТВЕННЫХ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ
СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ :: ОПТИКА

Дидактические материалы по физике для учащихся, а также их родителей ;-) и, конечно же, для творческих педагогов.
Для тех, кто любит учиться!

Использование качественных задач способствует более глубокому пониманию физических теорий, формированию правильных физических представлений, следовательно, предупреждает формализм в знаниях учащихся. Решение качественных задач вызывает не только необходимость анализировать и синтезировать явления, т.е. логически мыслить, но и приучает учащихся к точной, лаконичной, литературно и технически грамотной речи.

Предлагаю вашему вниманию 50 качественных задач по физике на тему «Световые явления. Оптика». К некоторым задачам даны развёрнутые ответы ;-) и… по традиции… немножечко живописи ;-)

Задача №1
Что за маленькие расплывчатые точки, которые иногда усиливаются, а иногда уменьшаются у вас перед глазами?

Ответ: Пятнышки в глазу – это интерференционная картина, вызванная дифракцией света на круглых клетках крови, плавающих прямо перед жёлтым пятном сетчатки (область с повышенным содержанием колбочек). Клетки крови могут попасть в глаз из капилляров, разрушающихся вследствие старения, повышения кровяного давления, ударов. Под действием осмотического давления эти клетки раздуваются в шарики.

Задача №2
Почему цветные ткани выцветают на солнце?

Ответ: Ультрафиолетовое излучение, поглощаясь органическими молекулами красок, нарушает молекулярные связи. Это приводит к потере пигмента.

Задача №3
Почему лучи прожекторов, которые применяли во время войны для обнаружения самолётов, так резко обрываются в воздухе?

Ответ: Луч слабеет не только вследствие расхождения, но и из-за атмосферного рассеяния. Поэтому его интенсивность падает экспоненциально, обрывается довольно резко.

Задача №4
Если стать на горе спиной к солнцу и посмотреть в расстилающийся перед вами густой туман, то можно увидеть радужную каёмку (или замкнутое кольцо) вокруг тени головы. Почему возникает ореол и как в нём расположены цвета?

Ответ: Ореол возникает вследствие обратного (в сторону источника) рассеяния света каплями воды, размеры которых соразмерны длине световой волны. Возвращающийся свет входит в каплю сбоку и сбоку же, но с другой стороны, выходит, претерпев отражение внутри капли, а также обогнув её вдоль поверхности (дифракция). Угол обратного рассеяния зависит от длины волны, поэтому образуются окрашенные кольца; так как угол зависит и от размер акапель, то кольца появляются лишь тогда, когда капли не сильно отличаются по размерам.

узор

Туманное утро в Италии :: Айвазовский Иван Константинович, 1864 г.
Туманное утро в Италии
Айвазовский
Иван Константинович
1864 г.

узор

Задача №5
«Тайфун у берегов Японии», 1893 год
Джек Лондон

«Утро было великолепным, но наш рулевой, взглянув на восходящее солнце, опасливо покачал головой и многозначительно пробормотал: «Красно солнце поутру моряку не по нутру». И правда, солнце выглядело таким зловещим, что несколько резвившихся в небе лёгких кудрявых облаков, словно испугавшись его, куда-то поспешно скрылись…»
Поясните слова рулевого: «Красно солнце поутру моряку не по нутру»? Почему при восходе и особенно закате Солнце играет различными цветами?

Ответ: Надо сказать, что существует много пословиц, в которых красное утреннее небо рассматривается как предостережение дождя. Шекспир писал, что красное утро всегда предвещает бурю полям, а моряку – крушение. Красный цвет солнца предвещает о сильных ветрах, особенно в верхних слоях атмосферы и определяется присутствием в атмосфере сопутствующих дождю пыли и влажности.
Солнечные лучи при закате и восходе проходят большой путь в воздухе. По теории Рэлея, будут рассеиваться синие, голубые и фиолетовые лучи, а проходят лучи красной части спектра. Поэтому Солнце окрашивается в жёлтые, розовые, красные тона, противоположная сторона неба кажется окрашенной в синий с фиолетовым оттенком цвет. Восход даёт более яркую и чистую картину, так как воздух за ночь делается чище.

узор

Горное озеро в вечернем свете :: Краузе Франц Эмиль
Горное озеро в вечернем свете :: Краузе Франц Эмиль
Mountain Lake in the Evening Light :: Franz Emil Krause (1836-1900)

узор

Краузе Франц Эмиль (Krause Franz Emil; 1836–1900) – немецкий живописец, пейзажист.

Задача №6
Чем объяснить образование цветных пятен на поверхности воды в тех местах, где она загрязнена нефтью, бензином или смазочным маслом?

Ответ: Радужные полосы в тонких плёнках возникают в результате интерференции световых волн, отражённых от верхней и нижней границ плёнки. Волна, отражённая от нижней границы, отстаёт по фазе от волны, отражённой от верхней границы. Величина этого отставания зависит от толщины плёнки и от длины световых волн в плёнке. Вследствие интерференции будет происходить гашение одних цветов спектра и усиление других. Поэтому места плёнки, обладающие разной толщиной, будут окрашены в различные цвета.

Задача №7
На стёклах, длительное время подвергавшихся атмосферным влияниям или пролежавшим длительное время в сырой земле, наблюдаются красивые радужные оттенки. Как объяснить их происхождение?

Задача №8
Под влиянием нагревания до температуры 220-350°C сталь покрывается ярко окрашенной разноцветной плёнкой, так называемыми «цветами побежалости». Объясните явление.

Ответ: При температуре 220-350°C сталь покрывается тонким прозрачным слоем окисла. Толщина этого слоя (следовательно, и цвет побежалости) зависит от температуры. Например, температуре 220°C соответствует светло-жёлтый цвет, температуре 285°C – фиолетовый.

Задача №9
Выдуйте мыльный пузырь. Заметьте, когда на пузыре появится радужная окраска. Объясните явление. Какова приблизительно толщина плёнки пузыря в тех местах, где он окажется жёлтым?

Задача №10
При наблюдении мыльной плёнки, образованной в плоской вертикальной рамке, можно заметить, что цветные горизонтальные интерференционные полосы будут с течением времени перемещаться вниз, несколько изменяя свою ширину. Через некоторое время в верхней части плёнки возникнет быстро увеличивающееся чёрное пятно, а затем плёнка разорвётся. Объясните наблюдаемое.

Ответ: Вода во внутреннем слое плёнки постепенно стекает вниз, нижняя часть плёнки утолщается, а верхняя становится тоньше. Места, соответствующие определённой толщине плёнки перемещаются, вместе с ними перемещаются и соответствующие интерференционные полосы. Через некоторое время толщина плёнки в верхней части становится меньше четверти длины волны самых коротких волн падающего на плёнку света. В этих местах плёнки при интерференции отражённых от плёнки лучей будет происходить гашение волн всех длин.

Багровый светится закат,
И тучи низкие лежат,
Как крепостные бастионы,
Грозя светило взять в полон;
А выше бледен небосклон,
И угасают лес, поля и склоны.
Ян Райнис

В дали зеркальной, огненно-лучистой,
Закрывшись тучей
И окаймив дугой её огнистой,
Пунцово-жгучей,
Огромный шар, склонясь, горит над нивой
Багрянцем роз.
Андрей Белый


узор

Розовые горы :: Занковский Илья Николаевич, 1890-е
Розовые горы
Занковский
Илья Николаевич
1890-е

узор

Задача №11
Источником какого света для нас являются сумерки, утренние и вечерние зори?

Ответ: Источниками рассеянного солнечного света, молекулами атмосферных газов и пылевых частиц, находящихся в атмосфере.

Задача №12
Можно ли получить от непрозрачного предмета четыре полутени без тени?

Ответ: Можно.
Комментарий: Представьте себе футболиста в центре стадиона при вечернем освещении его прожекторами, установленными высоко по углам стадиона.

Задача №13
Может ли протяжённость тени от верёвки, натянутой между вертикальными столбами, быть большей расстояния между столбами?

Ответ: Да может, если верёвка натянута, например, над оврагом.

Задача №14
«Кому на Руси жить хорошо», 1865–1877 год
Николай Алексеевич Некрасов

«…Всплыл месяц, тени чёрные
Дорогу перерезали
Ретивым ходокам.
Ой тени! тени чёрные!
Кого вы не нагоните?
Кого не перегоните?
Вас только, тени чёрные,
Нельзя поймать-обнять!»

Может ли человек обогнать свою тень?

Ответ: Может, если тень образуется на стене, параллельно которой движется человек, а источник света движется быстрее человека и в том же направлении.

Задача №15
Почему в солнечный день не следует поливать водой листья огородных и садовых растений?

Ответ: Капли фокусируют солнечный свет на поверхность листьев, и растения получают солнечные ожоги.

Задача №16
Почему даже в совершенно чистой воде человек видит плохо? Хорошо ли видит водолаз? Какую функцию выполняю маски и очки для плавания под водой?

узор

Пейзаж с рекой в Малороссии :: Орловский Владимир Донатович, 1883 г.
Пейзаж с рекой в Малороссии :: Орловский Владимир Донатович, 1883 г.

узор

Задача №17
Почему в воде изображения неба, облаков, деревьев всегда темнее, чем в действительности?

узор

Речка в полдень :: Остроухов Илья Семёнович, 1892 г.
Речка в полдень :: Остроухов Илья Семёнович, 1892 г.

узор

Отраженье в воде
«В поверхности быстрого потока не различить отражений ни близких, ни далёких: даже если не мутен он, даже если свободен от пены – в постоянной струйчатой ряби, в неугомонной смене воды отраженья неверны, неотчётливы, непонятны.
Лишь когда поток через реки и реки доходит до спокойного широкого устья, или в заводи остановившейся, или в озерке, где вода не продрогнет, – лишь там мы видим в зеркальной глади и каждый листик прибрежного дерева, и каждое пёрышко тонкого облака, и налитую голубую глубь неба.
Так и ты, так и я. Если до сих пор все никак не увидим, всё никак не отразим бессмертную чеканную истину, – не потому ли, значит, что ещё движемся куда-то? Ещё живём?…»
«Этюды и крохотные рассказы». Александр Исаевич Солженицын

Задача №18
Дно пруда не видно из-за блеска отражённого света. Как можно погасить отражённый свет и увидеть дно?

Задача №19
Почему с моста лучше видно рыбу, плывущую в реке, чем с низкого берега?

Задача №20
На поверхности реки, озера или моря в направлении Луны видна сверкающая лунная дорожка. Объясните, как она образуется. Можно ли наблюдать лунную дорожку на идеально гладкой спокойной поверхности воды? Почему дорожка всегда направлена на наблюдателя?

Ответ: Дорожка на поверхности воды возникает вследствие отражения света от мелких волн, которые ориентированы в различных направлениях. Поэтому при самых различных положениях наблюдателя отражённые лучи попадают к нему в глаз. Каждый наблюдатель видит «свою» лунную дорожку ;-)

узор

Лунная ночь на реке :: Каменев Лев Львович, 1870 г.
Лунная ночь на реке :: Каменев Лев Львович, 1870 г.

узор

Задача №21
В безлунную ночь на небе виден зодиакальный свет и противосияние. Зодиакальный свет – это туманный треугольник, который можно наблюдать на западе в течение нескольких часов после захода солнца или на востоке – перед его восходом. Противосияние – это довольно слабое свечение, возникающее в противоположном солнцу направлении. Чем объяснить такие свечения?

Ответ: Эти свечения связаны с рассеянием света космической пылью, поступающей из пояса астероидов. Зодиакальный свет обусловлен пылью, находящейся внутри орбиты Земли. Противосияние – это свет, рассеянный пылью, находящейся за пределами земной орбиты.

Задача №22
Иногда вокруг Солнца или Луны наблюдаются круги (малое Гало). Оно находится обычно на угловом расстоянии в 22° и окрашено изнутри красным, а снаружи – белым или синим цветом. Отчего оно возникает? Правда ли, что Гало считают предвестником дождя?

Ответ: Малое Гало обусловлено преломлением света в падающих кристалликах льда. Главные оси кристаллов, на которых образуется Гало, ориентированы случайным образом в плоскости, перпендикулярной лучу падающего света. Поэтому в любой точке под углом 22° имеются кристаллы, которые ориентированы так, что дают яркий свет. Сильнее всего преломляются синие лучи, поэтому внешняя сторона открашена в этот цвет.

узор

Дорога :: Крыжицкий Константин Яковлевич, 1899 г.
Дорога :: Крыжицкий Константин Яковлевич, 1899 г.

узор

Задача №23
Почему обычные облака в основном белые, а грозовые тучи чёрные?

Вон там на заре развернулся
Причудливый хор облаков;
Всё будто бы кровли да стены,
Да ряд золотых куполов.
Афанасий Афанасьевич Фет

Чья неприязненная сила,
Чья своевольная рука
Сгустила в тучи облака
И на краю небес ненастье зародила?
Евгений Абрамович Баратынский


Ответ: Размер водяных капель в облаке гораздо больше молекул воздуха, поэтому свет от них не рассеивается, а отражается. При этом он не разлагается на составляющие, а остаётся белым. Очень плотные грозовые облака либо вообще не пропускают свет либо отражают его вверх.

узор

Рожь :: Саврасов Алексей Кондратьевич, 1881 г.
Рожь :: Саврасов Алексей Кондратьевич, 1881 г.

узор

Для любознательных: масса 1 км2 облаков составляет ≈ 2 000 000 кг.

Задача №24
Иногда возникают перламутровые облака, имеющие очень красивые тона. Они редки и наблюдаются лишь в высоких широтах. После захода солнца они настолько яркие, что свет от них окрашивает снег. Каковы особенности этих облаков?

Ответ: Перламутровые облака располагаются на очень большой высоте и состоят из капель, радиусы которых (0,1–3 мкм) близки к длине волны видимого света. На этих каплях происходит дифракция света, которая зависит и от радиуса капли и длины волны.

Задача №25
Почему не всё небо имеет одинаковый оттенок, а часть окрашена в более яркий голубой цвет?

Ответ: Солнечный свет рассеивается на молекулах воздуха, причём свет с меньшей длиной волны рассеивается сильнее. Поэтому, когда Солнце близко к горизонту, небо над наблюдателем в основном голубое. Голубизна неба на расстоянии больше 90° от Солнца слабее, так как небо освещено светом, прошедшим больший путь в атмосфере и потерявшим синюю составляющую.

узор

Озеро :: Крыжицкий Константин Яковлевич, 1896 г.
Озеро :: Крыжицкий Константин Яковлевич, 1896 г.

узор

Задача №26
Почему человеку, смотрящему вдоль железнодорожного пути, кажется, что: рельсы постепенно сходятся; высота столбов телеграфной линии постепенно уменьшается; далёкие предметы движутся медленнее, чем близкие?

Задача №27
На светлом фоне керамического изделия сделан тёмный рисунок. Если это изделие поместить в печь с высокой температурой, то виден светлый рисунок на тёмном фоне. Почему?

Задача №28
Если посмотреть на окружающие тела через тёплый воздух, поднимающийся от костра, то он кажется дрожащим. Почему?

Задача №29
Пролетевший на большой высоте самолёт, оставляет за собой белую полосу тумана – мельчайшие капельки воды, образующиеся в результате конденсации водяных паров. Объясните, почему такие полосы оказываются ярко освещёнными даже в вечернее время после захода солнца или утром задолго до восхода?

Задача №30
В какое время дня – утром, в полдень или вечером размеры тени от облака на поверхности земли наиболее близки к размерам самого облака?

Задача №31
Если смотреть на разноцветную светящуюся рекламу (например, из газоразрядных трубок), то красные буквы всегда кажутся выступающими вперёд по сравнению с синими и зелёными. Чем это можно объяснить?

Задача №32
При слабом освещении синий цвет кажется ярче красного, но при хорошем освещении красный кажется ярче синего. Почему относительная яркость цветов зависит от уровня освещения?

Ответ: При сильной освещённости зрение обусловлено колбочками, а при слабой – палочками. Колбочки бывают трёх типов, чувствительных к цветам: красному, жёлтому, синему. Палочки наиболее чувствительны к зелёному свету и малочувствительны к красному. Если увеличивать освещённость, то зрение переключается с «палочкового» на «колбочковое». Красные цвета в сумерках кажутся более тёмными, нежели зелёные, а в ночное время – практически чёрными, в то время как синие объекты «становятся» более светлыми (эффект Пуркинье).

Задача №33
Почему вечером человек хуже различает очертания предметов, чем днём?

Ответ: Вечером зрачки у человека расширяются. Но хрусталик – не идеальная линза. Изображения, даваемые различными участками хрусталика, из-за аберрации смещены относительно друг друга. Чем большая часть хрусталика «работает», тем более размытое изображение.

Задача №34
Как называется вид люминесценции, связанный со свечением живых организмов?

узор

светящиеся глубоководные рыбы, морские звёзды, креветки…Фауна абиссали – Глубоководная фауна
Фауна абиссали – Глубоководная фауна

узор

Абиссаль (от греческого abyssos – бездонный) – зона морского дна, соответствующая глубинам океанического ложа от 3000 до 6000 м.

Задача №35
Объясните природу радужной полоски в глазах стрекоз, шершней; переливы оперения птиц – сороки, райских птиц, павлина; игру красок крыльев бабочек.

Задача №36
Почему для запрещённых сигналов на транспорте принят красный цвет?

Задача №37
Почему проявление фотографических снимков производится при красном освещении?

Задача №38
Пламя электрической дуги будет безвредно для зрения, если дугу зажечь в воде. Почему?

Задача №39
Подсвеченный с определённого направления одноцветный флаг, развевающийся ночью на здании, кажется полосатым, причём полосы на нём непрестанно перемещаются. Каковы причины этого явления?

Задача №40
В морозный вечер обратите внимание на радужные кольца вокруг фонарей, если смотреть на них через покрытые морозными узорами стекла (ближе к источнику радужные круги имеют сине-голубой свет, дальше от источника – оранжево-красный). Объясните наблюдаемое. Если человек видит радужные кольца вокруг источников света в чистом воздухе, то доктора считают это признаком помутнения прозрачных сред глаза (начала возникновения катаракты). Почему?

Ответ: Венцы вокруг фонарей объясняются дифракцией света на препятствиях (морозных узорах), соразмерных с длиной волны света. Свет, проходя через неоднородную среду, даёт дифракционную картину.

Задача №41
Если перед запылённым зеркалом зажечь свечу, можно увидеть вокруг пламени радужный ореол. Проведите эксперимент и объясните наблюдаемое явление.

Задача №42
Как объяснить появление радуги после дождя?
Радуга, представляющаяся с земли дугой, с самолёта имеет вид радужного круга с тенью самолёта в центре. Почему?

Свод радуги – творца благоволенье,
Он сочетает воздух, влагу, свет –
Всё, без чего для мира жизни нет…
Иван Алексеевич Бунин

Как неожиданно и ярко
На влажной неба синеве
Воздушная воздвиглась арка
В своём минутном торжестве!
Фёдор Иванович Тютчев


узор

Радуга :: Дубовской Николай Никанорович, 1892 г.
Радуга
Дубовской
Николай Никанорович
1892 г.

узор

Задача №43
Как далеко от нас образуется радуга, т.е. на каком расстоянии находятся те капли воды, благодаря которым она и возникает?

Ответ: Для радуги имеет значение лишь угол между падающим солнечным лучом и линией зрения наблюдателя. Капли же могут находиться на расстоянии от нескольких метров до нескольких километров. Можно наблюдать радугу, возникающую на фоне струй водопада или фонтана.

Задача №44
Почему блестят капельки росы? Почему блестят пузырьки воздуха в воде?

Задача №45
Почему поверхность одних предметов кажется нам тусклой, матовой, а других – глянцевой, блестящей? Приведите примеры поверхностей обоих типов.

Задача №46
Посмотрев в ясное небо, вы увидите перед глазами множество движущихся точек. Они имеются всегда, но обычно мы не обращаем на них внимания. Что они собой представляют и почему движутся рывками?

Ответ: Мозг «игнорирует» всякое неподвижное изображение в глазу, сосуды же в сетчатке и их тени неподвижны. Другое дело тени от клеток крови, движущиеся по капиллярам; эти тени видны как прерывисто движущиеся точки.

Задача №47
Юный рыбак, сидя на берегу озера, видит на гладкой поверхности воды изображение утреннего Солнца. Куда переместится это изображение, если он будет наблюдать его стоя?

Ответ: Удалится от берега.

Задача №48
Почему хорошо видны фигуры, нарисованные на запотевшем оконном стекле?

Ответ: Запотевшее стекло рассеивает свет и кажется молочно-белым, а в тех местах, где стёрты капельки воды, стекло видно либо тёмным (если фон тёмный – на улице поздний вечер или ночь), либо светлым, либо зеркально блестящим.

Задача №49
Солнечные лучи, пробивающиеся сквозь тучи, представляются радиально расходящимися во все стороны. Между тем солнечные лучи, падающие на землю параллельны. Как объяснить такое противоречие?

Ответ: Расхождение лучей объясняется перспективным эффектом схождения удаляющихся параллельных прямых.

узор

Финляндский пейзаж :: Гине Александр Васильевич, 1861 г.
Финляндский пейзаж :: Гине Александр Васильевич, 1861 г.

узор

Задача №50
Что светлее: чёрный бархат в солнечный день или чистый снег в лунную ночь?

Желаю Вам успехов в самостоятельном решении
качественных задач по физике!


Литература:
§ Лукашик В.И. Физическая олимпиада
Москва: издательство «Просвещение», 1987
§ Тарасов Л.В. Физика в природе
Москва: издательство «Просвещение», 1988
§ Перельман Я.И. Знаете ли вы физику?
Домодедово: издательство «ВАП», 1994
§ Золотов В.А. Вопросы и задачи по физике 6-7 класс
Москва: издательство «Просвещение», 1971
§ Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике
Москва: издательство «Просвещение», 1972
§ Кириллова И.Г. Книга для чтения по физике 6-7 класс
Москва: издательство «Просвещение», 1978
§ Ердавлетов С.Р., Рутковский О.О. Занимательная география Казахстана
Алма-Ата: издательство «Мектеп», 1989





ваш комментарий *
 
ваше имя

защитный код (цифры с картинки) *




   Миляуша [10.05.2016, 09:54]
Спасибо за Ваши идеи!

Биофизика

§ Биофизика: Почему у кошки глаза светятся?
«Физическая неожиданность и интересность» ;-)
Почему у собак, кошек и других животных, имеющих хорошее ночное зрение, глаза светятся в темноте?

Дидактические материалы :: Качественные задачи по физике

§ Физика и художественная литература: Оптика
Ощущение тайны – наиболее прекрасное из доступных нам переживаний. Именно это чувство стоит у колыбели истинного искусства и настоящей науки. Альберт Эйнштейн

§ Физика и художественная литература (Гёте «Фауст»)
Гёте представляет, быть может, единственный в истории человеческой мысли пример сочетания в одном человеке великого поэта, глубокого мыслителя и выдающегося учёного. Климент Аркадьевич Тимирязев

§ Физика и художественная литература
поэтический сборник для истинных ценителей науки и искусства

Наука без литературы бездушна и груба; литература же без науки пуста, ибо сущность литературы есть знание. Анатоль Франс

§ Физика и художественная литература (Александр Иванович Куприн)
Человек рождён для великой радости, для беспрестанного творчества, в котором он – бог, для широкой, свободной, ничем не стеснённой любви ко всему; к дереву, к небу, к человеку, к собаке, к милой, кроткой, прекрасной земле, ах, особенно к земле с её блаженным материнством, с её утрами и ночами, с её прекрасными ежедневными чудесами. Александр Иванович Куприн

§ Физика и художественная литература (Константин Георгиевич Паустовский)
Знание органически связано с человеческим воображением. Этот на первый взгляд парадоксальный закон можно выразить так: сила воображения увеличивается по мере роста познаний. Константин Георгиевич Паустовский

§ Физика и художественная литература (Иван Алексеевич Бунин)
Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как лёгкие и сердце, так что если один орган извращён, то и другой не может правильно действовать. Лев Николаевич Толстой

§ Физика и художественная литература (Иван Алексеевич Бунин)
Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как лёгкие и сердце, так что если один орган извращён, то и другой не может правильно действовать. Лев Николаевич Толстой

§ Физика и художественная литература (Майн Рид «Всадник без головы»)
Предлагаю Вашему вниманию интегрированные качественные задачи по физике от прославленного английского капитана Майн Рида.
Целью научных занятий должно быть направление ума таким образом, чтобы оно выносило прочные и истинные суждения о всех встречающихся предметах. Рене Декарт

§ Физика и художественная литература: Тепловые явления
Красота – сиянье истины. Платон. Вашему вниманию 20 качественных задач по физике (две карточки по десять задач) и… в тему :-) небольшая галерея: «Туман в живописи».

§ Физика и художественная литература: Механические волны – звук
Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять. Джордано Бруно

§ Физика и художественная литература: Оптика
Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить. Николай Васильевич Гоголь. Качественные задачки по физике Николая Васильевича Гоголя и Ханса Кристиана Андерсена ;-) Интеграция: Мировая художественная литература и живопись.

§ Физика и География Казахстана
Совместный проект: ОФРО «БЭСТ» и Технический лицей №165 (г. Алма-Ата)

§ Як-3 – самый лёгкий истребитель Второй мировой войны
Специальный тематический выпуск зелёных страничек.
Вашему вниманию пять вопросов и заданий, посвящённых легендарному советскому истребителю Як-3… + тематическая подборка из 10 задачек.
«Только в бодром горячем порыве, в страстной любви к своей родной стране, смелости и энергии родится ПОБЕДА. И не только и не столько в отдельном порыве, сколько в упорной мобилизации всех сил, в том постоянном горении, которое медленно и неуклонно сдвигает горы, открывает неведомые глубины и выводит их на солнечную ясность…» Михаил Васильевич Ломоносов

§ Шкатулка качественных задач по физике «сборная солянка» :-)
Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые, иначе такое бросание будет пустою забавою. Козьма Прутков
Шкатулка состоит из четырёх тематических блоков: 1) Броуновское движение. Диффузия; 2) Атмосферное давление; 3) Свойства жидкости. Архимедова сила; 4) Тепловые явления.

§ Шкатулка качественных задач по физике: Строение вещества, диффузия
Творчество поэта, диалектика философа, искусство исследователя – вот материалы, из которых слагается великий учёный. Климент Аркадьевич Тимирязев

§ Шкатулка качественных задач по физике:
Элементы статики: равновесие тел, момент силы, простые механизмы

Науку всё глубже постигнуть стремись, познанием вечного жаждой томись. Лишь первых познаний блеснёт тебе свет, узнаешь: предела для знания нет. Фирдоуси

§ Шкатулка качественных задач по физике: Инерция
Посвящается Чернобаю Александру Арсеньевичу,
директору РОФМШ (Алма-Ата, РОФМШ, 1984–1987 год)
Пусть никто не думает, что великое создание Ньютона может быть ниспровергнуто теорией относительности или какой-нибудь другой теорией. Ясные и широкие идеи Ньютона навечно сохранят своё значение фундамента, на котором построены наши современные физические представления… Альберт Эйнштейн

§ Шкатулка качественных задач по физике: Сила трения
Гораздо труднее увидеть проблему, чем найти её решение. Для первого требуется воображение, а для второго только умение. Джон Десмонд Бернал

§ Шкатулка качественных задач по физике: Давление твёрдых тел
Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые. Дьёрдь де Хевеши

§ Шкатулка качественных задач по физике: Давление жидкостей и газов
Сведение множества к единому – в этом первооснова красоты. Пифагор Самосский

§ Шкатулка качественных задач по физике: Работа, мощность, энергия
Чем больше развивается наше знание, тем больше загадок природы встаёт перед нами… Иван Антонович Ефремов

§ Шкатулка качественных задач по физике: Архимедова сила
Естествознание так человечно, так правдиво, что я желаю удачи каждому, кто отдаётся ему… Иоганн Вольфганг фон Гёте

§ Шкатулка качественных задач по физике:
Смачивание, поверхностное натяжение, капиллярные явления

Образование не даёт ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины. Протагор

§ Шкатулка качественных задач по физике: Плавление и кристаллизация
Наука – сила, которая раскрывает отношения вещей, их законы и взаимодействия. Александр Иванович Герцен. Вашему вниманию 50 качественных задач по физике и… в тему :-) небольшая галерея: «Зима в живописи».

§ Шкатулка качественных задач по физике: Испарение, конденсация, кипение
Приложи сердце твоё к учению и уши твои – к умным словам. Библия, Ветхий Завет, «Книга Притчей Соломоновых»

§ Шкатулка качественных задач по физике: Виды теплопередачи
Радость видеть и понимать есть самый прекрасный дар природы. Альберт Эйнштейн

§ Шкатулка качественных задач по физике: Тепловые двигатели
Живи так, как будто ты умрёшь завтра. Учись так, как будто ты будешь жить вечно. Махатма Ганди

§ Шкатулка качественных задач по физике: Электричество
Инвестиции в знания всегда дают наибольшую прибыль. Бенджамин Франклин

§ Шкатулка качественных задач по физике: Магнитные явления
Знание должно служить творческим целям человека. Мало накоплять знания; нужно распространять их возможно шире и применять в жизни. Николай Александрович Рубакин

§ Шкатулка качественных задач по физике: Механические волны – звук
Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы, но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий. «Плоды раздумий», Козьма Прутков




statistics
Рейтинг@Mail.ru       Яндекс.Метрика

Распространение материалов сайта приветствуется.
Ссылка на материалы весьма желательна, но не строго обязательна ;-)
«Знание должно служить творческим целям человека. Мало накоплять знания;
нужно распространять их возможно шире и применять в жизни». Рубакин Н.А.