Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь.
Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно,
ничего не делают, а суетятся. Библия, Новый Завет: Второе послание к Фессалоникийцам апостола Павла (3:10-11)
БИОФИЗИКА: ЗВУЧАНИЕ НАСЕКОМЫХ
Басня «Стрекоза и Муравей» Ивана Андреевича Крылова
Кто не работает, тот не ест…
Сегодня в программе басня «Стрекоза и Муравей» прославленного русского баснописца Ивана Андреевича Крылова, несколько кадров из советского диафильма «Стрекоза и Муравей», 1963 года выпуска ;-) в исполнении советского художника-мультипликатора Виктора Яковлевича Лихачёва, а также биофизические интересности об истинной героине басни – цикаде в сопровождении иллюстраций из книги Альфреда Эдмунда Брема «Жизнь животных: Насекомые»…
Портрет И. А. Крылова Эггинк Иван Егорович
Эггинк Иван Егорович (1784–1867) – российский живописец, художник-портретист, автор картин исторического жанра. Академик Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге.
СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настаёт;
Стрекоза уж не поёт:
И кому же в ум пойдёт
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползёт она:
«Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» –
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?» –
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило». –
«А, так ты…» – «Я без души
Лето целое всё пела». –
«Ты всё пела? это дело:
Так поди же, попляши!» 1810 г. Вольный перевод басни «La Cigale et la Fourmi» Жана Лафонтена, который, в свою очередь, заимствовал её у Эзопа..
Иван Андреевич Крылов (13.02.1769–21.11.1844) – русский публицист, поэт, баснописец, издатель сатирико-просветительских журналов. Более всего известен как автор 236 басен, собранных в девять прижизненных сборников (выходили с 1809 по 1843 г.). Наряду с тем, что большая часть сюжетов басен Крылова является оригинальной, отдельные из них восходят к басням Лафонтена (который, в свою очередь, заимствовал их у Эзопа, Федра и Бабрия). Жан де Лафонтен (Jean de La Fontaine; 08.07.1621–13.04.1695) – французский поэт, писатель, баснописец. Эзоп – легендарный древнегреческий поэт-баснописец. Предположительно жил около 600 г. до н.э.
Оригинальные стихи Эзопа не сохранились. Древнейшие «басни Эзопа» дошли до нас в позднейших поэтических переработках – (латинской) Федра (I в.), (греческой) Бабрия (II в.) и (латинской) Авиана (начало V в.).
Басня «Стрекоза и Муравей» в исполнении Игоря Ильинского
Игорь Владимирович Ильинский (1901–1987) – советский актёр, режиссёр театра и кино, мастер художественного слова (чтец). Герой Социалистического Труда. Народный артист СССР. Лауреат Ленинской премии и трёх Сталинских премий первой степени.
Иллюстрация к басне Крылова «Стрекоза и Муравей» Художник: Лаптев Алексей Михайлович, 1955 год
Лаптев Алексей Михайлович (10.04.1905–15.01.1965) – советский художник-график и книжный иллюстратор, поэт. Член-корреспондент АХ СССР, Заслуженный деятель искусств РСФСР.
Суть басни Крылова «Стрекоза и Муравей», казалось бы… лежит на поверхности – «Кто не работает, тот не ест», но в реалиях современной России получается всё шиворот-навыворот :-( с точностью до наоборот… согласно приёму демагогии и одной из ошибок интуитивного мышления, которая заключается в том, что человек легко принимает за истину ответ, являющийся полной противоположностью правильному…
Для любознательных: Шиворотом в Московской Руси назывался расшитый воротник боярской одежды, один из знаков достоинства вельможи. Во времена Ивана Грозного боярина, подвергшегося царскому гневу и опале, сажали на тощую клячу спиной вперёд, надев на него одежду тоже наизнанку, то есть шиворот-навыворот…
Но не будем о грустном ;-) предлагаю Вашему вниманию несколько кадров из советского диафильма «Стрекоза и Муравей», 1963 года выпуска ;-) в исполнении советского художника-мультипликатора Виктора Яковлевича Лихачёва.
БАСНЯ «СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ» ИВАНА АНДРЕЕВИЧА КРЫЛОВА Производство студии «Диафильм», 1963 год Художник В. Лихачёв
Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела Лихачёв Виктор Яковлевич, 1963 год
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела…
Оглянуться не успела, как зима катит в глаза Лихачёв Виктор Яковлевич, 1963 год
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза…
Кумушка, мне странно это да работала ль ты в лето? Лихачёв Виктор Яковлевич, 1963 год
Кумушка, мне странно это
Да работала ль ты в лето?» –
Говорит ей Муравей…
Песни, резвость всякий час, так, что голову вскружило… Лихачёв Виктор Яковлевич, 1963 год
До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило…
Ты всё пела? это дело: так поди же, попляши! Лихачёв Виктор Яковлевич, 1963 год
А, так ты…» – «Я без души
Лето целое всё пела». –
«Ты всё пела? это дело:
Так поди же, попляши!
Лихачёв Виктор Яковлевич (09.01.1924–17.03.1989) – советский художник-мультипликатор. Участник Великой Отечественной войны, в 1948 году окончил курсы художников-мультипликаторов при киностудии «Союзмультфильм». Участвовал в создании более 100 рисованных фильмов.
Немножечко золотой классики ;-) Предлагаю вашему вниманию восхитительное полотно «Стрекоза» («Лето красное пропела…») в исполнении прославленного русского живописца, мастера пейзажной и жанровой живописи – Василия Дмитриевича Поленова.
Стрекоза. (Лето красное пропела…) Поленов Василий Дмитриевич, 1875-1876 год
Поленов Василий Дмитриевич (01.06.1844–18.07.1927) – русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог.
Полотно являет собой аллегорию на басню Ивана Андреевича Крылова «Стрекоза и Муравей». Поленов изобразил здесь бедную певицу с гитарой у наглухо закрытой калитки богатой виллы. Картина наполнена мягким авторским юмором и даже симпатией к героине. Всё в этой картине ясно, светло, воздушно… и хочется верить, что Муравей всё-таки не скажет своих роковых слов. Во всяком случае, художник такую надежду оставляет…
И наконец, самое интересное ;-)
ПОЮЩАЯ ПОПРЫГУНЬЯ СТРЕКОЗА В БАСНЕ КРЫЛОВА
СОВСЕМ НЕ СТРЕКОЗА, А ЦИКАДА…
Не все знают, что в басне прославленного русского баснописца Ивана Андреевича Крылова «Стрекоза и Муравей» словом «стрекоза» неудачно названа цикада. Стрекозы не прыгают (а цикады имеют прыгательные ноги), стрекозы не поют (а цикады поют) и так далее… – всё, что говорится в басне о стрекозе, не подходит к ней, но подходит к цикаде…
Дело в том, что Крылов использовал сюжет и образы известного французского баснописца Лафонтена (а Лафонтен использовал сюжеты древнегреческих басен Эзопа). На родине Лафонтена стрекотание цикад и сами цикады всем известны, а вот на севере России, под Петербургом, их практически нет. Иван Андреевич Крылов в энтомологии был не силён и перевёл слово «cigale» – «цикада» («La Cigale et la Fourmi») как «стрекоза».
И в заключение… немножечко моей обожаемой биофизики ;-) в сопровождении иллюстраций из книги Альфреда Эдмунда Брема «Жизнь животных: Насекомые».
Иллюстрация из книги Альфреда Эдмунда Брема «Жизнь животных: Насекомые»
Иноземные цикады Ausländische cikaden из книги Альфреда Брема «Жизнь животных: Насекомые»
Альфред Эдмунд Брем (Alfred Edmund Brehm; 02.02.1829–11.11.1884) – немецкий учёный-зоолог и путешественник, автор знаменитой научно-популярной работы «Жизнь животных».
БИОФИЗИКА: ПЕНИЕ ЦИКАД
Цикады – самые замечательные музыканты из насекомых.
Некоторые из них семнадцать лет в образе личинок проводят в молчании под землёй, чтобы, выбравшись в последние недели жизни из заточения, огласить окрестные леса оглушительным стрекотанием.
В тропиках стрекотание цикад напоминает звук циркулярной пилы, а в Южной Америке и в Индии, издаваемые цикадами звуки не уступают пронзительному свистку паровоза. Издают звуки только самцы, у которых на нижней стороне переднего сегмента брюшка есть пара выпуклых пластинок – цимбал…
Звук вызывается изменением выпуклости цимбал – по такому же принципу, как звучит консервная банка с выпуклым дном, если дно попеременно вдавливать пальцем и снова отпускать (возникающие при этом колебания давления воздуха мы с вами и воспринимаем как звуки – пение цикад).
Следует также отметить, что упомянутые выше цимбалы цикад, совершают до 600 колебаний в секунду! Это вам не банку пальцем пытать, да на нервах окружающих играть :-)))
В ходе исследования пения цикад методами современной техники и при наблюдении за 19 видами европейских цикадок выяснилось, что у них поют не только самцы, но и самки, однако для человеческого уха без необходимых технических средств пение самок не слышно.
В Индонезии и во Франции пение цикад считается красивым и восхитительно мелодичным. Древние греки также любили пение цикад, а вот римляне это пение терпеть не могли ;-)
Иллюстрация из книги Альфреда Эдмунда Брема «Жизнь животных: Насекомые»
Тропические цикады-горбатки Tropical cicadas из книги Альфреда Брема «Жизнь животных: Насекомые»
Справедливости ради следует отметить, что цикады всё ж таки не поют, а виртуозно музицируют ;-) Тело насекомых пронизано тончайшими канальцами, проводящими воздух к клеткам тела, благодаря которым и происходит дыхание. Лёгких, как у человека и позвоночных животных, у них нет. Нет и голосового аппарата. Насекомые производят звуки движением всего тела или его частей, используя их как музыкальные инструменты.
Таким образом: цикады не поют, а играют на цимбалах, кузнечики и сверчки тоже не поют, а виртуозно музицируют на «скрипке»!
Сверчок издаёт звуки надкрыльями, на которых есть зубчатая жилка и скребок. Звук издаётся только при опускании надкрыльев; в то время как они поднимаются, наступает интервал в пении…
По материалам замечательной книги: «Мир Животных. Насекомые» Игоря Ивановича Акимушкина
Акимушкин Игорь Иванович (01.05.1929–01.01.1993) – советский биолог, писатель – популяризатор биологии, автор научно-популярных книг о жизни животных. Лауреат премии Всесоюзного общества «Знание». Член Союза писателей СССР. Наиболее известной публикацией Игоря Акимушкина является шеститомная книга «Мир Животных».
Рекомендую любознательным читателям зелёных страничек побаловать себя качественными задачами по физике, окунуться с головой в удивительный мир звуков на зелёных страничках:
§ Шкатулка качественных задач по физике: Механические волны – звук
Дидактические материалы по физике для учащихся, а также их родителей ;-) и, конечно же, для творческих педагогов. Для тех, кто любит учиться!
§ Физика и художественная литература: Механические волны – звук
Интегрированный дидактический сборник качественных задач по физике, включающий в себя замечательные «литературные иллюстрации» ;-)
Кося [14.09.2018, 21:09]
"Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся".
Это часом не про наше правительство и пенсионную реформу?
Кто не работает, тот ест!!!! Ничего не делают, а суетятся!!!
А кто работает тому выйти на пенсию не суждено!!!!
Почему предпенсионный возраст это пять лет?
Это как минимум пятнадцать!!!
Дмитрий Валерьевич Касьянов [19.09.2018, 21:55]
Библию цитируете? Это дело!!!!!!!
Но страшно хочется процитировать нашего президента:
"Я против увеличения сроков пенсионного возраста! И пока я президент такого решения принято не будет!!!!!!! Растёт продолжительность жизни, КХГГГ (многозначительно поперхнулись и закашлялись), но всё-таки для мужчин это 65 с половиной лет, но что же это…… значит если это мы в 65 поставим возраст выхода на пенсию, вы меня извините за простоту выражения, это значит отработал…. в деревянный макинтош и поехал что ли…" Блин…………… Как хорошо сказал..... Грамотно сказал!!!!!!!
"Кто не работает, тот не ест"! Однако в реалиях современной России получается всё шиворот-навыворот :-( Кто не работает, тот ест!!!!
Блин…………… Реально именно так!!!!!!!
В деревянном макинтоше теперь едет весь народ!!!!!!! Мужики, Бабы… Бабушки едут… К чертям от внуков едут с такой пенсионной реформой!!!!!!!
Верните мне мой голос!!!!!!! Вся моя семья голосовала за Путина, но пенсионная реформа перечеркнула всЁЁЁЁЁЁЁ!!!!!!!
Верните мне голоса моей семьи с выборов президента!!!!!!!
Если без политики, то биофизика шикарная.
Цикады – самые замечательные музыканты из насекомых!!!!!!!
Дедушка Крылов – ГЕНИЙ!!!!!!!
ВСЁ СУПЕР!!!!!!! Вы очень серьёзный и талантливый учитель!!!!!!!!
А пенсионную реформу надо остановить!!!!!!!!
И вернуть на Родину советскую систему образования!!!!!!!!
Марина [26.09.2018, 23:56]
Лафонтен, Лафонтен… Зачем нам Лафонтен?
Дедушка Крылов не просто гений! Это махина!!!
С необыкновенным национальным колоритом!
С пониманием чародейных и недостижимых для иноземцев октав русской души!
Спасибо за статью.
Цикады и в самом деле самые замечательные музыканты из насекомых!
Предпенсионный возраст это действительно как минимум пятнадцать лет! В противном случае это не уголовная статья, а фикция!
Виталия [19.10.2018, 19:53]
Классная статья. Особенно кадры из диафильма понравились. Детство вспомнила. Спасибо.
Про цикад очень познавательный биофизический материал.
И иллюстрации красочные. Браво.
Хочу дополнить вашу статью пословицами о труде:
🌾 Не потрудиться, так и хлеба не добиться
🌾 Работать не заставят, так и есть не поставят
🌾 Хочешь есть калачи, так не сиди на печи
🌾 На полатях лежать, и ломтя не видать
🌾 Чего наберёшь, то и понесёшь
🌾 Горька работа, да хлеб сладок
🌾 У ленивого что на дворе, то и на столе
🌾 Работай до поту, так поешь в охоту
🌾 Что умолотишь, то и в засек положишь
🌾 На чужую работу глядя, сыт не будешь
Владимир Кольцов [20.10.2018, 00:13]
Кадры из диафильма "Стрекоза и Муравей" реально запали в душу.
Жалко, что только часть кадров представлена.
Виктор Лихачёв мастер с большой буквы.
Басня в исполнении Игоря Ильинского это вообще шедевр!
Как хороши в исполнении этого талантливого артиста бюрократ Огурцов из фильма "Карнавальная ночь" и великий полководец Кутузов из фильма "Гусарская баллада". Золотая классика советского кино!
Спасибо за ностальгию и такую великолепную статью.
Иноземные цикады и биофизика просто великолепны!
С комментариями полностью согласен! Предпенсионный возраст это действительно как минимум пятнадцать лет!
БИОФИЗИКА НА УРОКАХ ФИЗИКИ
§ Биофизика: Ноги, хвосты… главное… – уши!
Познавательный материал, посвящённый приспособлению животных к различной температуре на примере представителей семейства псовых – фенека, лисицы, песца…
§ Биофизика: Эхо в мире живой природы – сонары летучих мышей Цель моя – вызволить ум из цепких суеверий. Тит Лукреций Кар
Почему летучие мыши даже в полной темноте не налетают на препятствия?
Познавательный биофизический материал, посвящённый удивительным животным – летучим мышам, незаслуженно обиженным человеческим родом…
§ Биофизика: Тайны дельфина
Занимательно-познавательный биофизический материал, который приоткрывает завесу тайны над некоторыми особенностями организации дельфинов: самонастраивающаяся кожа и непревзойдённый гидролокатор…
§ Биофизика: Реактивное движение в живой природе
По принципу реактивного движения в живой природе передвигается целый ряд животных, например медузы, морские моллюски гребешки, личинки стрекозы-коромысла, кальмары, осьминоги, каракатицы… Познакомимся с некоторыми из них поближе ;-)
§ Биофизика: Почему у кошки глаза светятся? «Физическая неожиданность и интересность» ;-)
Почему у собак, кошек и других животных, имеющих хорошее ночное зрение, глаза светятся в темноте?
ФИЗИКА И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Качественные задачи по физике
§ Физика и художественная литература: Оптика
Чарующая магия лунного света… Учёные те же фантазёры и художники; они не вольны над своими идеями; они могут хорошо работать, долго работать только над тем, к чему лежит их мысль, к чему влечёт их чувство. В них идеи сменяются; появляются самые невозможные, часто сумасбродные; они роятся, кружатся, сливаются, переливаются. И среди таких идей живут и для таких идей они работают. Владимир Иванович Вернадский
§ Физика и художественная литература: Оптика (Н.В. Гоголь и Х.К. Андерсен) Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить. Николай Васильевич Гоголь
Качественные задачки по физике Николая Васильевича Гоголя и Ханса Кристиана Андерсена ;-) Интеграция: Мировая художественная литература и живопись.
§ Физика и художественная литература (Владимир Галактионович Короленко) Вдохновение не есть исключительная принадлежность художника: без него не далеко уйдёт и учёный, без него не много сделает даже ремесленник, потому что оно везде, во всяком деле, во всяком труде. Виссарион Григорьевич Белинский
§ Физика и художественная литература (Александр Иванович Куприн) Человек рождён для великой радости, для беспрестанного творчества, в котором он – бог, для широкой, свободной, ничем не стеснённой любви ко всему; к дереву, к небу, к человеку, к собаке, к милой, кроткой, прекрасной земле, ах, особенно к земле с её блаженным материнством, с её утрами и ночами, с её прекрасными ежедневными чудесами. Александр Иванович Куприн
§ Физика и художественная литература (Константин Георгиевич Паустовский) Знание органически связано с человеческим воображением. Этот на первый взгляд парадоксальный закон можно выразить так: сила воображения увеличивается по мере роста познаний. Константин Георгиевич Паустовский
§ Физика и художественная литература (Иван Алексеевич Бунин) Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как лёгкие и сердце, так что если один орган извращён, то и другой не может правильно действовать. Лев Николаевич Толстой
§ Физика и художественная литература (Майн Рид «Всадник без головы») Целью научных занятий должно быть направление ума таким образом, чтобы оно выносило прочные и истинные суждения о всех встречающихся предметах. Рене Декарт
Предлагаю Вашему вниманию интегрированные качественные задачи по физике от прославленного английского капитана Майн Рида.
§ Физика и художественная литература: Тепловые явления Красота – сиянье истины. Платон Вашему вниманию 20 качественных задач по физике (две карточки по десять задач) и… в тему :-) небольшая галерея: «Туман в живописи».
statistics
Распространение материалов сайта приветствуется.
Ссылка на материалы весьма желательна, но не строго обязательна ;-)
«Знание должно служить творческим целям человека. Мало накоплять знания;
нужно распространять их возможно шире и применять в жизни». Рубакин Н.А.