iralebedeva.ru :: зелёный коллаж с цветами
КОНТАКТЫ
E-mail: ira.alma@yandex.ru
Телефон: +7 910 317 0585
ВКонтакте:
https://vk.com/iralebedeva_vk


iralebedeva.ru :: зелёный коллаж с цветами
обновлено 17.04.2020
опубликовано 12.07.2000 (г. Алма-Ата)
Физика и художественная литература

Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить.
Николай Васильевич Гоголь
Чудеснейшая из сказок это жизнь…
Ханс Кристиан Андерсен

ФИЗИКА И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА: ОПТИКА
Качественные задачи по физике
от Николая Васильевича Гоголя и Ханса Кристиана Андерсена

На зимних каникулах с удовольствием перечитала два томика сказок Ханса Кристиана Андерсена, и в некоторых сказках нашла замечательные «литературные иллюстрации» для задачек по физике ;-)
Решила обновить зелёную страничку и разделить её на две части: первая часть – качественные задачки по физике от Николая Васильевича Гоголя; вторая часть – качественные задачки по физике от Ханса Кристиана Андерсена ;-) и… по традиции… маленечко живописи :-)
Сборник адресован учащимся старших классов, а также их родителям :-) и… творческим педагогам.

КАЧЕСТВЕННЫЕ ЗАДАЧКИ ПО ФИЗИКЕ
ОТ НИКОЛАЯ ВАСИЛЬЕВИЧА ГОГОЛЯ ;-)

Господи боже!
Какое необъятное расстояние между знанием света
и умением пользоваться этим знанием!
Николай Васильевич Гоголь

Задача №1
ПОЧЕМУ СНЕГ БЕЛЫЙ, А ЛЁД ПРОЗРАЧНЫЙ?
«Ночь перед Рождеством»
Николай Васильевич Гоголь

«…В то время, когда проворный франт с хвостом и козлиною бородою летал из трубы и потом снова в трубу, висевшая у него на перевязи при боку ладунка, в которую он спрятал украденный месяц, как-то нечаянно зацепившись в печке, растворилась и месяц, пользуясь этим случаем, вылетел через трубу Солохиной хаты и плавно поднялся по небу. Всё осветилось. Метели как не бывало. Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звёздами. Мороз как бы потеплел…»
Объясните, почему при свете месяца «снег загорелся широким серебряным полем». Почему снег белый, а лёд прозрачный?

Ответ: Снег имеет белый цвет по той же причине, по какой кажется белым толчённое стекло, сахар и вообще всякие измельчённые прозрачные вещества. Растолките лёд в ступке или наскребите его ножом – и у вас получится порошок белого цвета. Цвет этот обусловлен тем, что лучи света, проникая в мелкие кусочки прозрачного льда, не проходят сквозь них, а отражаются внутрь на границах льдинок и воздуха (полное внутреннее отражение). Поверхность же, беспорядочно рассеивающая во все стороны падающие на неё лучи, воспринимается глазом как белая.
Значит, причина белого снега – его раздробленность. Если промежуток между снежинками заполнить водой, снег утрачивает белый цвет и становится прозрачным. Такой опыт нетрудно проделать: если вы насыплете снега в банку и нальёте туда воды, снег на ваших глазах из белого сделается бесцветным, прозрачным.
(«Почему снег белый? Знаете ли вы физику?», Яков Исидорович Перельман)

узор

…Воплощение мечтаний, жизни с грёзою игра,
Этот мир очарований, этот мир из серебра!
1895, Валерий Яковлевич Брюсов

Украинская ночь. Зима :: Вельц Иван Августович, 1898 год
Украинская ночь. Зима
Вельц Иван (Иоганн-Александр) Августович, 1898 год

узор

Вельц Иван (Иоганн-Александр) Августович (1866–1926) – русский живописец-пейзажист австрийского происхождения.

Задача №2
АРБУЗЫ, ВЫЛИТЫЕ ИЗ ЗОЛОТА
«Сорочинская ярмарка»
Николай Васильевич Гоголь

«…Усталое солнце уходило от мира, спокойно пропылав свой полдень и утро; и угасающий день пленительно и ярко румянился. Ослепительно блистали верхи белых шатров и яток, осенённых каким-то едва приметным огненно-розовым светом. Горы дынь, арбузов и тыкв казались вылитыми из золота и тёмной меди…»
Объясните эту замысловатую игру красок.

Задача №3
КАМЕРА-ОБСКУРА
«Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»
Николай Васильевич Гоголь

«…Комната, в которую вступил Иван Иванович, была совершенно темна, потому что ставни были закрыты, и солнечный луч, проходя в дыру, сделанную в ставне, принял радужный цвет и, ударяясь в противоположную стену, рисовал на ней пёстрый ландшафт из очеретяных крыш, дерев и развешенного на дворе платья, всё только в обращённом виде. От этого всей комнате сообщался какой-то чудный полусвет…»
Объясните описанное в этом фрагменте явление.

Задача №4
ВОСХОД И ЗАКАТ СОЛНЦА
«Тарас Бульба»
Николай Васильевич Гоголь

«По небу, изголуба-тёмному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками лёгкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрагивался до щёк…»
Почему при восходе и особенно закате Солнце играет различными цветами?

узор

облака, залитые розовым золотом…
Вид Киева с Днепра на Печерскую лавру :: Саврасов Алексей Кондратьевич, 1852 год
Вид Киева с Днепра на Печерскую лавру
Саврасов Алексей Кондратьевич, 1852 год

узор

Саврасов Алексей Кондратьевич (12.05.1830–26.09.1897) – русский живописец-пейзажист, один из членов-учредителей Товарищества передвижников.

Задача №5
ОТРАЖЕНИЕ В ВОДЕ
«Страшная месть»
Николай Васильевич Гоголь

«…Любо глянуть с середины Днепра на высокие горы, на широкие луга, на зелёные леса! Горы те – не горы: подошвы у них нет, внизу их, как и вверху, острая вершина, и под ними и над ними высокое небо. Те леса, что стоят на холмах, не леса: то волосы, поросшие на косматой голове лесного деда. Под нею в воде моется борода, и под бородою, и над волосами высокое небо. Те луга – не луга: то зелёный пояс, перепоясавший посередине круглое небо, и в верхней половине и в нижней половине прогуливается месяц…»
Какое явление так образно представлено в этом отрывке? Почему в воде изображения неба, облаков, деревьев всегда темнее, чем в действительности?

Ответ: Световые лучи отражаются от поверхности воды не полностью, часть их преломляется, проникая в воду. Поэтому отраженные изображения будут темнее, чем в действительности.

узор

…горы те – не горы: подошвы у них нет, внизу их,
как и вверху, острая вершина, и под ними и над ними высокое небо…

Переправа Н.В. Гоголя через Днепр :: Иванов Антон Иванович, 1845 год
Переправа Н.В. Гоголя через Днепр
Иванов Антон Иванович, 1845 год

узор

Антон Иванович Иванов-Голубой (1818–1863) – русский художник, пейзажист, выкупленный из крепостничества.

Задача №6
ОСЕННИЙ ТУМАН – ТВОРЕНИЕ СКУЧНЫХ ДОЖДЕЙ
«Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»
Николай Васильевич Гоголь

«Назад тому лет пять я проезжал чрез город Миргород. Я ехал в дурное время. Тогда стояла осень с своею грустно-сырою погодою, грязью и туманом. Какая-то ненатуральная зелень – творение скучных, беспрерывных дождей – покрывала жидкою сетью поля и нивы, к которым она так пристала…»
С каким физическим явлением связан туман?
От чего зависит видимость в тумане?

узор

…ненатуральная зелень – творение скучных, беспрерывных дождей…
Большая дорога осенью :: Клодт Михаил Константинович, 1863 год
Большая дорога осенью
Клодт Михаил Константинович, 1863 год

узор

Клодт Михаил Константинович (11.01.1833–29.05.1902) – русский художник-пейзажист. Первым из русских художников объединил жанровую картину с эпическим пейзажем.

Задача №7
КАК ИЗМЕРИТЬ ВЫСОТУ ДЕРЕВА ПО ТЕНИ?
«Вечер накануне Ивана Купала»
Николай Васильевич Гоголь

«…Я думаю, куры так не дожидаются той поры, когда баба вынесет им хлебных зёрен, как дожидался Петрусь вечера. То и дело что смотрел, не становится ли тень от дерева длиннее, не румянится ли понизившееся солнышко, – и что далее, тем нетерпеливей. Экая долгота!»
Когда тень от дерева длиннее: ближе к полудню, али к вечеру, а может быть ранним утром? Как измерить высоту дерева по тени?
Побалуйте себя геометрией ;-)

Ответ: Направление и длина теней изменяются в течение дня. Самая короткая тень отбрасывается одним и тем же предметом в полдень, более длинные – утром и вечером. В средних широтах только летом в полдень солнце приближается к зениту и шлёт тогда почти отвесные лучи. Чем ниже солнце над горизонтом, тем длиннее тень.
По направлению теней можно судить о сторонах горизонта: в полдень солнце светит с юга, а тень будет указывать на север, утром солнце светит с востока, а вечером – с запада.
В солнечный день не составляет труда измерение высоты предмета, например, дерева, по его тени.
Нужно всего лишь руководствоваться следующим правилом: высота измеряемого дерева во столько раз больше высоты известного вам предмета, например, палки, во сколько раз тень от дерева больше тени от палки. Если при нашем измерении тень от палки будет в два раза больше длины палки, то высота дерева будет в два раза меньше длины его тени. В том случае, когда тень от палки будет равна её длине, высота дерева также будет равна длине своей тени.
А ещё… бывают тени не только солнечные, но и лунные…

узор

Лунные тени – тени печали – бродят бесшумной стопой.    
В чёрном как горе земли покрывале призрачной робкой тропой…    
«Прелюдия», не позднее 1914. Игорь Северянин    

Лунные тени – тени печали…
Лунная ночь. Большая дорога :: Левитан Исаак Ильич, 1897 год
Лунная ночь. Большая дорога
Левитан Исаак Ильич, 1897 год

узор

Левитан Исаак Ильич (30.08.1860–22.07.1900) – русский живописец-пейзажист – великий и непревзойдённый мастер «пейзажа настроения», член Товарищества передвижников.

Задача №8
ЛУННЫЙ САД
«Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»
Николай Васильевич Гоголь

«…Я бы изобразил, как спит весь Миргород; как неподвижно глядят на него бесчисленные звёзды; как видимая тишина оглашается близким и далёким лаем собак; как мимо их несётся влюбленный пономарь и перелазит чрез плетень с рыцарскою бесстрашностию; как белые стены домов, охваченные лунным светом, становятся белее, осеняющие их деревья темнее, тень от дерев ложится чернее, цветы и умолкнувшая трава душистее, и сверчки, неугомонные рыцари ночи, дружно со всех углов заводят свои трескучие песни…»
Поясните, почему «белые стены домов, охваченные лунным светом, становятся белее, осеняющие их деревья темнее». Почему белые корзинки скромного тысячелистника словно светятся при лунном свете, а восхитительные алые розы теряют свой красный цвет, окрашиваясь в оттенки густого серого цвета? Весь пейзаж теряет свои яркие краски – тускнеет и выцветает при лунном свете… Для решения этой задачки вам придётся вооружится не только физикой, но и физиологией ;-)

узор

…Тиха украинская ночь    
Прозрачно небо. Звёзды блещут.    
Своей дремоты превозмочь    
Не хочет воздух. Чуть трепещут    
Сребристых тополей листы…    
«Полтава», 1828 год. Александр Сергеевич Пушкин    

Украинская ночь :: Пимоненко Николай Корнильевич, 1905 год
Украинская ночь
Пимоненко Николай Корнильевич, 1905 год

узор

Пимоненко Николай Корнильевич (21.03.1862–08.04.1912) – российский жанровый живописец, академик Императорской Академии художеств, член Товарищества передвижных художественных выставок.

Для любознательных: Лунный сад – это специальный приём ландшафтного дизайна, позволяющий наслаждаться красотой пейзажа, купающегося в свете луны. В основу идеи создания лунного сада положено создание композиции из растений и декоративных элементов, вся оригинальность и красота которой раскрывается после захода солнца. Для создания лунного сада используют растения с белой окраской цветов или серебристой листвой, так как именно эти краски наилучшим образом отражают лунный свет и будто бы светятся изнутри в тёмное время суток. Ароматы душистых трав наполняют лунный сад неповторимым шармом, загадочностью и восхитительным очарованием. Белые цветочные кадки и кашпо причудливых форм, белые лесенки для вьющихся растений, фигурки из белого мрамора или гипса отливают светящимся серебром при лунном свете и придают мистическую белизну саду, даже когда цветы ещё не распустились. Идея создания лунных садов не нова: столетия назад в Китае и Японии имели широкое распространение лунные сады для медитаций, главными элементами которых были – белая галька и песок, устилавшие дорожки, и гладь воды в водоёмах, отражавшая лунный свет. Позднее лунные сады создавались в Индии, а в начале прошлого века стали популярными в Европе.

Задача №9
МОЛОДОЙ ИЛИ СТАРЫЙ МЕСЯЦ?
«Тарас Бульба»
Николай Васильевич Гоголь

«…На вершине её покачивалось несколько стебельков полевого былья, и над ними поднималась в небе луна в виде косвенно обращенного серпа из яркого червонного золота. Сорвавшийся со степи ветерок давал знать, что уже немного оставалось времени до рассвета…»
Что значит: «косвенно обращённого серпа»? О молодом или старом месяце идёт речь в этом отрывке? От чего зависит цвет и размер Луны на небосводе?

узор

Портрет Н.В. Гоголя :: Фёдор Антонович Моллер (Отто Фридрих Теодор), 1841 год
Портрет Н.В. Гоголя
Фёдор Антонович Моллер
1841 год

узор

Задача №10
СЕРЕБРЯНАЯ РЯБЬ НА ВОДЕ
«Страшная месть»
Николай Васильевич Гоголь

«…Тихо светит по всему миру: то месяц показался из-за горы. Будто дамасскою дорогою и белою, как снег, кисеею покрыл он гористый берег Днепра, и тень ушла ещё далее в чащу сосен…
Катерина замолчала, потупивши очи в сонную воду; а ветер дёргал воду рябью, и весь Днепр серебрился, как волчья шерсть середи ночи…»

Поясните, почему «весь Днепр серебрился, как волчья шерсть середи ночи»?

Гоголь Николай Васильевич (01.04.1809-04.03.1852) – русский писатель. Человек самого разностороннего и глубокого образования, вдумчивый и восприимчивый мыслитель. Значение Гоголя для русского общества Николай Гаврилович Чернышевский выразил словами:
«Он пробудил в нас сознание о нас самих»…

Моллер Фёдор Антонович (Отто Фридрих Теодор Моллер; 11.06.1812–02.08.1874) – русский художник. Профессор Императорской академии Художеств. Ученик Карла Брюллова.

КАЧЕСТВЕННЫЕ ЗАДАЧКИ ПО ФИЗИКЕ
ОТ ХАНСА КРИСТИАНА АНДЕРСЕНА ;-)

«Сказка моей жизни развернулась предо мною – богатая, прекрасная, утешительная. Даже зло вело к благу, горе к радости,
и в целом она является полной глубоких мыслей поэмой,
какой я никогда не был бы в силах создать сам…
Да, правда, что я родился под счастливой звездой!».
Ханс Кристиан Андерсен

узор

…исцеляющая сила сказки…
Ханс Кристиан Андерсен читает детям сказки :: Элизабет Анна-Мария Джерихау-Бауманн, 1862 год
Ханс Кристиан Андерсен читает детям сказки
Элизабет Анна-Мария Джерихау-Бауманн, 1862 год

узор

Элизабет Анна-Мария Джерихау-Бауманн (Elisabeth Anna-Maria Jerichau-Baumann; 21.11.1819–11.07.1881) – датская художница польско-немецкого происхождения. В 1861 году Бауманн стала одной из первых женщин-художников, принятых в датскую Королевскую Академию художеств.

Задача №1
УГРЮМЫЕ ГОРЫ ЧЁРНО-СИНИХ ОБЛАКОВ
«История года»
Ханс Кристиан Андерсен

«…Она смотрела на тёмные облака, громоздившиеся друг на друга высокими чёрно-синими, угрюмыми горами; они надвигались с трёх сторон и наконец, нависли над лесом, как окаменелое, опрокинутое вверх дном море…»
Как образуются облака? Почему обычные облака в основном белые, а грозовые тучи чёрные?

Ответ: Как образуются облака? Когда воздух вместе с находящимся в нём водяным паром по той или иной причине охлаждается, водяной пар может конденсироваться в виде капелек воды или ледяных кристаллов. Так образуются облака и туманы. Они состоят из мельчайших капелек воды (диаметром от 3 до 40 микрон) или столь же мельчайших частиц льда. При сильных воздушных потоках, направленных вертикально вверх, образуются особенно плотные непросвечивающие белые клубящиеся облака. Такие облака называют кучевыми. Иногда они перерастают в высокие, высотой в несколько километров, грозовые облака, имеющие волокнистую, как бы растрёпанную верхушку. В том случае, когда восходящее движение в атмосфере очень медленное, но охватывает одновременно огромную массу облака на протяжении многих сотен километров, образуются слоисто-дождевые облака, серые, плотные и бесформенные.
Почему обычные облака в основном белые, а грозовые тучи чёрные? Размер водяных капель в облаке гораздо больше молекул воздуха, поэтому свет от них не рассеивается, а отражается. При этом он не разлагается на составляющие, а остаётся белым. Очень плотные грозовые облака либо вообще не пропускают свет, либо отражают его вверх и поэтому кажутся нам свинцовыми – тёмно-серыми или даже чёрными.

узор

Летние облака :: Дубовской Николай Никанорович, 1906 год
Летние облака
Дубовской Николай Никанорович, 1906 год

узор

Дубовской Николай Никанорович (17.12.1859–28.02.1918) – русский живописец, член Товарищества передвижников.

Задача №2
ЛИНЕЙНЫЕ МОЛНИИ
«Дикие лебеди»
Ханс Кристиан Андерсен

«Чёрная туча приближалась, сильные порывы ветра предвещали бурю, облака собрались в сплошную свинцовую волну, катившуюся по небу; молния сверкала за молнией…»
Какова природа молнии? Почему канал молнии светится? Ночью при свете молнии движущиеся тела кажутся остановившимися. Почему?

Ответ: Молния – электрический искровой разряд в атмосфере. Причина возникновения искрового разряда – ударная ионизация: превращение нейтральных атомов в заряженные ионы в результате соударения с ускоренно движущимися электронами и ионами. В результате образуется лавина направленно движущихся заряженных частиц, то есть электрический ток.
Сила тока в разряде молнии на Земле достигает 10–500 тысяч ампер, напряжение – от десятков миллионов до миллиарда вольт. Температура в канале молнии может достигать 30 000°C, что сопровождается яркой световой вспышкой.
Ночью при свете молнии движущиеся тела кажутся остановившимися так как свет молнии так краток, что движущиеся предметы не успевают сместиться настолько, чтобы глаз заметил это смещение.

Задача №3
ТЕАТР ТЕНЕЙ
«Тень»
Ханс Кристиан Андерсен

«Жара сильно влияла на его здоровье; он исхудал, и даже тень его как-то вся съёжилась, стала куда меньше, чем была на севере; жара повлияла и на неё. Оба они – и учёный и тень – оживали только с наступлением вечера. И, право, любо было смотреть на них! Как только в комнату вносили свечи, тень растягивалась во всю стену, захватывала даже часть потолка – ей ведь надо было потянуться хорошенечко, чтобы расправить члены и вновь набраться сил…»
А как Вы можете пояснить такое поведение тени? Как образуются тени? От чего зависят размеры тени?

Ответ: Для образования тени от какого-либо предмета необходим источник света и экран. В качестве источника света в нашем случае выступают свечи, а в качестве экрана стены и потолок комнаты. Размеры тени определяются взаимным расположением источника света, предмета и экрана в полном соответствии с проецированием при помощи прямых линий – чем ближе источник света к объекту, тем больше тень.

узор

ДОМАШНИЙ ТЕАТР ТЕНЕЙ
вход свободный и совершенно бесплатный ;-)
позитивные эмоции и радость общения гарантированы!

Тени от руки :: Адам Эмори Олбрайт
Тени от руки
Hand Shadows
Адам Эмори Олбрайт

узор

Адам Эмори Олбрайт (Adam Emory Albright; 1862–1957) – американский художник.

Для любознательных: Театр теней – это невероятно зрелищный и чарующий вид искусства. Один из старейших театров теней – индонезийский. Представление ведёт один человек (даланг), рассказывающий в сопровождении оркестра (гамелана) о событиях, развёртывающихся на экране.
Самым простым вариантом театра теней является показ на стене тени от кистей рук, с помощью которых можно изображать замысловатые фигуры, а также животных или людей. Тени животных можно ещё и оживить! Стоит пошевелить пальцами и ваш зайчик сложит ушки, а краб угрожающе зашевелит клешнями. Поупражняйтесь в изображении теней животных, это активизирует мелкую моторику рук и благотворно повлияет на развитие пространственного мышления ;-) А ещё… доставит вам массу незабываемых и позитивных эмоций :-)

Задача №4
ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ЦВЕТ МОРЯ?
«Дикие лебеди»
Ханс Кристиан Андерсен

«…море ведь так переменчиво: за несколько часов тут можно было увидеть больше, чем в целый год где-нибудь на берегах пресных внутренних озёр. Если на небо надвигалась большая чёрная туча и ветер крепчал, море как будто говорило: «Я тоже могу почернеть!» – начинало бурлить, волноваться и покрывалось белыми барашками. Если же облака были розоватого цвета, а ветер спал, – море было похоже на лепесток розы; иногда оно становилось зелёным, иногда белым; но какая бы тишь не стояла в воздухе и как бы спокойно ни было само море, у берега постоянно было заметно лёгкое волнение, – вода тихо вздымалась, словно грудь спящего ребёнка…»
От чего зависит цвет моря?

узор

море было похоже на лепесток розы;
иногда оно становилось зелёным, иногда белым…

Море. Парусники :: Дубовской Николай Никанорович, 1900 год
Море. Парусники
Дубовской Николай Никанорович, 1900 год

узор

Задача №5
ПЕПЕЛЬНЫЙ СВЕТ ЛУНЫ
«Бутылочное горлышко»
Ханс Кристиан Андерсен

«…Сад был великолепно разукрашен; над дорожками перекидывались гирлянды из разноцветных огней, бумажные фонари светились, словно прозрачные тюльпаны. Вечер был чудный, погода ясная и тихая. На небе сияли звёздочки и молодая луна; виден был, впрочем, не только золотой, серповидный краешек её, но и весь серо-голубой круг, – виден, конечно, только тому, у кого были хорошие глаза…»
Поясните, о каком серо-голубом круге идёт речь в этом отрывке. Почему при хорошем зрении и благоприятных погодных условиях мы можем разглядеть не только «золотой, серповидный краешек» молодой Луны, но и весь её диск целиком? Укажите, какой источник света, освещает ночную сторону Луны.

Для любознательных: Пепельный свет Луны – явление, когда мы видим Луну целиком, хотя Солнцем освещена только её часть – «золотой, серповидный краешек». При этом неосвещённая прямым солнечным светом часть поверхности Луны имеет характерный пепельный цвет – «серо-голубой» цвет. Наблюдается незадолго до и вскоре после новолуния (в начале первой четверти («молодой Луны») и в конце последней четверти фаз Луны). Свечение неосвещённой прямым солнечным светом поверхности Луны образуется солнечным светом, рассеянным Землёй, а затем вторично отражённым Луной на Землю. Описание пепельного света как солнечного света, отражённого земными океанами и освещающего тёмную, ночную поверхность Луны, было написано 500 лет назад Леонардом да Винчи.

узор

ПЕПЕЛЬНЫЙ СВЕТ ЛУНЫ…
Яркий серп – часть, напрямую освещённая Солнцем.
Остальная часть Луны освещена светом, отражённым от Земли.

Прогулка в сумерках :: Фридрих Каспар Давид, между 1837 и 1840 гг.
Прогулка в сумерках (Человек, размышляющий о мегалите)
Walk at Dusk (Man Contemplating a Megalith)
Фридрих Каспар Давид, между 1837 и 1840 гг.

узор

Фридрих Каспар Давид (Friedrich Caspar David; 05.09.1774–07.05.1840) – немецкий художник.

Для любознательных: Мегалит – сооружения из больших блоков дикого или грубо обработанного камня. К ним относятся дольмены, менгиры, кромлехи, каменные ящики, крытые галереи… Мегалиты распространены во всём мире, кроме Австралии, преимущественно в приморских областях. В Европе мегалиты в основном датируются эпохой энеолита и бронзового века (3-2 тысячелетия до н. э.), за исключением Англии, где мегалиты относятся к эпохе неолита.

Задача №6
МОРОЗНЫЙ ТУМАН
«История года»
Ханс Кристиан Андерсен

«Лес уже почернел, лёд на озере стал походить на застывший свинец, облака… нет, какие там облака?! сплошной туман окутал всю землю. Большие чёрные вороны летали стаями, но молча; всё в природе словно погрузилось в тяжёлый сон…»
От чего зависит видимость в тумане?

Ответ: Видимость в тумане зависит от размеров частиц, образующих туман, и от его водности (количества сконденсированной воды в единице объёма). Радиус капель тумана колеблется от 1 до 60 мкм. Большинство капель имеет радиус 5–15 мкм при положительной температуре воздуха и 2–5 мкм при отрицательной температуре. Тёплый туман состоит из более «толстых» капелек, холодный – из «худосочных» :-) Не только размеры капель определяют водность туманов, но и то, как плотно они «упакованы». Водность тумана обычно не превышает 0,05–0,1 г/м3, но в отдельных плотных туманах может достигать 1–1,5 г/м3. Количество капель в 1 см3 колеблется от 50–100 в слабых туманах и до 500–600 в плотных. В очень плотных туманах видимость может понижаться до нескольких метров.
Если в тумане преобладают капли-карлики (радиусом менее 1 мкм), то говорят, что это не туман, а дымка. Если же они так велики, что видны невооружённым глазом, то это морось.

узор

лёд на озере стал походить на застывший свинец…
Зимний пейзаж. Иней :: Саврасов Алексей Кондратьевич, 1870-е
Зимний пейзаж. Иней
Саврасов Алексей Кондратьевич, 1870-е

узор

Задача №7
ОБЛАЧНЫЙ ЗАМОК ФАТА-МОРГАНЫ
«Дикие лебеди»
Ханс Кристиан Андерсен

«…Когда солнце поднялось выше, Элиза увидала перед собой как бы плавающую в воздухе гористую страну с массами блестящего льда на скалах; между скалами возвышался огромный замок, украшенный многоярусной колоннадой; внизу под ним качались пальмовые леса и роскошные цветы, величиною с мельничные колёса. Элиза спросила, не та ли это страна, куда они летят, но лебеди покачали головами: она видела перед собой чудный, вечно изменяющийся облачный замок фата-морганы; туда не смеет проникнуть ни единая человеческая душа. Элиза опять устремила свой взор вниз, и вот горы, леса и замок сдвинулись вместе, и из них образовались двадцать одинаковых величественных церквей с высокими колокольнями и стрельчатыми окнами. Ей показалось даже, что она слышит звуки органа, но это шумело море. Теперь церкви были уже совсем близко, но вдруг превратились в целую флотилию кораблей; Элиза вгляделась пристальнее и увидела, что это просто морской туман, подымавшийся над водой. Да, перед глазами у неё возникали вечно сменяющиеся картины!»
О каком оптическом явлении в атмосфере идёт речь в этом отрывке?

Ответ: В этом отрывке речь идёт о фата-моргане – редко встречающемся сложном оптическом явлении в атмосфере, состоящем из нескольких форм миражей, при котором отдалённые объекты видны многократно и с разнообразными искажениями. Фата-моргана возникает в тех случаях, когда в нижних слоях атмосферы образуется (обычно вследствие разницы температур) несколько чередующихся слоёв воздуха различной плотности, способных давать зеркальные отражения. В результате отражения, а также и преломления лучей, реально существующие (в том числе находящиеся далеко за горизонтом) объекты дают на горизонте или над ним по нескольку искажённых изображений, частично накладывающихся друг на друга и быстро меняющихся во времени, что и создаёт причудливую картину фата-морганы.

Для любознательных: В давние времена миражи порождали многие суеверия; их считали проделками злых духов. Из средних веков дошла до нас легенда о «Летучем голландце» – корабле-призраке, встреча с которым в океане якобы предвещала несчастье. Эту легенду породил суеверный страх, охватывавший матросов, когда в тихую штилевую погоду перед ними вдруг возникало таинственное видение – бесшумно несущийся на всех парусах корабль. Существовали легенды о злых духах, специально вызывавших сказочные видения для того, чтобы обмануть путников, заставить их свернуть с дороги. Согласно одной из таких легенд, коварная фея Моргана любила охотиться за человеческими душами, подстерегать в пустыне караваны, очаровывать караванщиков прекрасными призрачными видениями – сверкающими дворцами, пышными садами, роскошными фонтанами. «Фата-Моргана» – так называют особый вид миражей, когда над песчаной равниной или над поверхностью моря вдруг возникают призрачные сады и луга, дворцы и замки, фонтаны и колоннады, и при этом одна картина быстро и неуловимо сменяется другой…

узор

Фея Моргана :: Энтони Фредерик Август Сэндис, 1864 год
Фея Моргана
Morgan le Fay
Энтони Фредерик Август Сэндис, 1864 год

узор

Энтони Фредерик Август Сэндис (Anthony Frederick Augustus Sandys; 01.05.1829–25.06.1904) – английский художник, иллюстратор и рисовальщик, связанным с прерафаэлитами.

Задача №8
ЛЕСНЫЕ ОЗЁРА
«Суп из колбасной палочки»
Ханс Кристиан Андерсен

«…А огромные лесные озёра! Подойдёшь поближе к воде, она кажется прозрачной, как хрусталь; а отойдёшь подальше – и вот она уже темна, как чернила…»
Чем Вы можете объяснить такой контраст?

Задача №9
ЛУННАЯ НОЧЬ В ИТАЛИИ
«Бронзовый кабан»
Ханс Кристиан Андерсен

«…Стояла зима, на горах лежал снег. Давно стемнело, но светила луна, а в Италии лунная ночь не темней тусклого северного зимнего дня. Она даже светлей, потому что воздух светится и ободряет нас, тогда как на севере холодное свинцовое небо нас давит к земле, к холодной сырой земле, которая, придёт черёд, придавит когда-нибудь крышку нашего гроба…»
Почему в Италии лунная ночь не темней тусклого северного зимнего дня?

Задача №10
КРАСНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ
«Великий морской змей»
Ханс Кристиан Андерсен

«…Наверху солнце садилось, как принято говорить у людей, оно стало красным, как огонь, и все облака на небе запылали пламенем, одно ярче другого.
– Ну, вот нам дали красное освещение, – сказали полипы, – теперь эту штуку лучше видно, хотя, впрочем, это всё равно…»

Длина волны красного света в воде равна длине волны зелёного цвета в воздухе. Какой цвет увидит человек под водой, если вода освещена красным светом? Полипы сказали :-), что им «дали красное освещение» ;-)

Ответ: Красный, так как воспринимаемый глазом цвет определяется частотой, а частота волны при переходе света из одной среды в другую не меняется.

узор

…Наверху солнце садилось, как принято говорить у людей,
оно стало красным, как огонь,
и все облака на небе запылали пламенем, одно ярче другого…

Заход солнца на море :: Айвазовский Иван Константинович, 1866 год
Заход солнца на море
Айвазовский Иван Константинович, 1866 год

узор

Айвазовский Иван Константинович (Ованнес Айвазян; 29.07.1817–02.05.1900) – всемирно известный русский художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат.

Для любознательных:
Цвета в глубине вод
Картинно описывает смену световых оттенков под водой американский биолог Бийб.
«Мы погрузились в батисфере в воду, и внезапный переход от золотисто-жёлтого мира в зелёный был неожидан. После того как пена и пузыри сошли с окон, нас залил зелёный свет; наши лица, баллоны, даже вычерненные стены были окрашены им. Между тем, с палубы казалось, что мы погружаемся в тёмный ультрамарин.
Первое же погружение в воду лишает глаз тёплых (т.е. красных и оранжевых) лучей спектра. Красный и оранжевый цвета словно никогда не существовали, а вскоре и жёлтые тона были поглощены золёными. Хотя радостные тёплые лучи составляют лишь небольшую часть видимого спектра, но, когда они исчезают на глубине 30 или более метров, остаётся только холод, мрак и смерть.
По мере того как мы спускались, постепенно исчезали и зёленые тона; на глубине 60 метров уже нельзя было сказать, была ли вода зеленовато-синей или сине-зелёной.
На глубине 180 метров всё казалось окрашенным густым, сияющим синим светом. В нём настолько мало было силы освещения, что писать и читать стало невозможно.
На глубине 300 метров я попытался определить цвет воды – чёрно-синий, тёмно-серо-синий. Странно, что, когда синий цвет пропадает, его не заступает фиолетовый – последний в видимом спектре: он, по-видимому, уже поглощён. Последний намёк на синее переходит в неопределимый серый цвет, а серый, в свою очередь, в чёрный. Начиная с этого уровня солнце побеждено, и цвета изгнаны навсегда, пока не проникнет сюда человек и не пронижет электрическим лучом то, что в течение миллиардов лет было абсолютной чернотой».
О темноте на большой глубине тот же исследователь пишет в другом месте следующее:
«Тьма на глубине 750 метров казалась черней, чем можно вообразить, – и всё же теперь (на глубине около 1000 метров) она казалась чернее чёрного. Казалось, все предстоящие ночи в верхнем мире будут восприниматься только как относительные степени сумерек. И никогда более не мог я применять слово «чёрный» с твёрдым убеждением».
узор

Портрет Х.К. Андерсена :: Христиан Альбрехт Йенсен, 1836 год
Портрет Х.К. Андерсена
Христиан Альбрехт
1836 год

узор
(«Цвета в глубине вод. Занимательная физика», Яков Исидорович Перельман)

Андерсен (Andersen) Ханс Кристиан (02.04.1805-04.08.1875) – датский писатель – мастер миниатюрной новеллы.
Гениальный сказочник, удивительно сочетающий романтику и реализм, фантазию и юмор, иногда иронию и сатиру, блестящим образцом которой является, например, сказка «Новое платье короля», высоко оценённая Львом Николаевичем Толстым.

Христиан Альбрехт Йенсен (Christian Albrecht Jensen; 26.06.1792–13.07.1870) – датский художник-портретист, один из представителей Золотого века датского искусства.

И в заключение :-)
Качественная задачка по физике
от Льва Николаевича Толстого ;-)

АЛМАЗЫ В ТРАВЕ

«Какая бывает роса на траве»
Лев Николаевич Толстой

«…Когда в солнечное утро, летом, пойдёшь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листьях травы и блестят на солнце…»
Чем объяснить такую яркую игру красок? А как отличить алмаз от стеклянной или хрустальной имитации?

узор

Пахарь. Лев Николаевич Толстой на пашне :: Репин Илья Ефимович, 1887 год
Пахарь. Лев Николаевич Толстой на пашне
Репин Илья Ефимович, 1887 год

узор

Репин Илья Ефимович (05.08.1844–29.09.1930) – русский живописец, мастер портрета, исторических и бытовых сцен. Академик Императорской Академии художеств.

Материалы этой статьи полезно будет применить не только на уроках физики и художественной литературы, но и во внеклассной работе. Надеюсь, что решение предлагаемых в статье качественных задач по физике не только поможет побудить у школьников интерес к предмету, но и расширить их знания и культурный кругозор ;-)

Желаю Вам приятного и полезного чтения, а также успехов
в самостоятельном решении качественных задач по физике!
Творческого вам вдохновения!


УЗНАВАЙ ФИЗИКУ, ЧИТАЯ КЛАССИКУ

Уважаемые читатели зелёных страничек, рада сообщить вам о выходе в свет моей книги – «Узнавай физику, читая классику».
Впрочем… «моей книги», это таки нескромно сказано :-) В первую очередь… это божественная классика художественной литературы: А.П. Чехов, И.А. Бунин, К.Г. Паустовский, А.Н. Толстой… а уж потом мои познавательные комментарии, касающиеся физики и астрономии… Большое спасибо Татьяне Борисовне Дергач – ведущему редактору издательства «Аванта» (ООО «Издательство АСТ»), за слаженную и приятную во всех отношениях работу над книгой.
Книга посвящается моим родителям: маме – Лебедевой Лидии Степановне и папе – Лебедеву Валерию Владимировичу, которые в далёком 1984 году категорически настояли на том :-), чтобы я попробовала свои силы на вступительных экзаменах в РОФМШ

Узнавай физику, читая классику
Книга: «Узнавай физику, читая классику» И.В. Лебедева (ООО «Издательство АСТ»)

В интернет-магазине OZON.ru книга закончилась…
Но можно узнать о поступлении ;-)
Приобрести книгу можно в интернет-магазине «Читай-город» – chitai-gorod.ru
Книга: «Узнавай физику, читая классику»

Желаю Вам приятного и полезного чтения!



ваш комментарий *
 
ваше имя

защитный код (цифры с картинки) *




   Максим [04.03.2016, 18:24]
Роскошные задачи по физике.
Восхитительная литература. Бесподобная живопись.
И по Украине погулял и в гости к Сказке заглянул.
Николаю Васильевичу Гоголю и Хансу Кристиану Андерсену низкий поклон за такие восхитительные задачи по физике.
Автору сайта респект за страничку.
   читатель зелёных страничек [18.06.2016, 01:20]
Лепота! Пейзажи завораживают!
Шикарные задачи по физике!
   Елена [13.09.2016, 09:33]
Все бы учителя были такими творческими!!!
   Дина [06.12.2016, 01:06]
Супер! Реально красивые задачи по физике!
   Рамзан [15.03.2017, 22:08]
Круто! Задачи по физике сказочные!
Ханс Кристиан Андерсен родился под счастливой звездой!
Эта безумно яркая звезда дарит нам и нашим детям волшебный свет знания и неугасающую любовь к жизни и великой науке.
   Кира [30.08.2017, 23:40]
Сказка! Роскошная сказка!!!
Андерсен непревзойденный гений.
Иллюстрации на сказочной высоте. Качественные задачи по физике в таком ракурсе необычайно эффектны и реально завораживают! Браво!
   Владимир [20.09.2017, 21:07]
Офигительно! Задачи по физике на заоблачной высоте!
До сих пор под впечатлением от фильма «Гоголь. Начало».
Ещё не определился понравилось или нет, но уже перечитал запойно несколько его рассказов.
Сказки Андерсена обожал с раннего детства, но всегда считал, что это совсем не детская литература.
По некоторым рассказам Николая Васильевича Гоголя и некоторым сказкам Ханса Кристиана Андерсена можно такие фильмы ужасов снимать, что кровь застынет в жилах...
Но на вашей зелёной страничке с задачками по физике кровь кипит от удовольствия и эстетического наслаждения!!!
СУПЕР! 10 Баллов!
   Панкрат [03.10.2017, 20:07]
Красивый сборник задач по физике.
Не перестаю вам удивляться. Весьма приятно удивляться.
Новые задачи, новые картины, замечательные комментарии для любознательных. Браво!
Поздравляю с выходом книги. Давно пора.
   Сергей [30.10.2017, 12:53]
Отличный сборник задач по физике. Браво.
   Алексей [15.11.2017, 16:25]
Мне кажется, что Гоголя и Андерсена пора разлучать ;-)
Каждый из них заслуживает отдельной страницы ;-)
Красивые задачи по физике! Браво!
   читатель зелёных страничек [01.01.2018, 03:26]
Высший класс!
   Сергей Астахов [16.03.2018, 18:07]
Ура! ЕГЭ могут отменить!
Давно пора этот забугорный убогий опыт отменить!
Да здравствуют старые добрые устные экзамены!
Если отменят, я и моя семья будем голосовать за Путина ещё лет десять-двадцать!
   читатель зелёных страничек [30.03.2018, 02:06]
Просто не учи физику в школе, и вся твоя жизнь будет наполнена чудесами и волшебством :-)))) Шучу :-))))

Спасибо за такие замечательные задачи по физике.
Оформление задач на заоблачной высоте.
   Нелли [06.12.2020, 16:37]
Великолепная физика! Все задачи безумно интересные. Спасибо!
А какие эмоции!!! Эстетическое наслаждение невероятное. Класс! Такое оформление задач по физике очень необычное – завораживающее. Мне очень понравилась картина "Украинская ночь. Зима" Ивана Вельца. Это просто сказка!!!
Есть ночи зимней блеск и сила,
Есть непорочная краса,
Когда под снегом опочила
Вся степь, и кровли, и леса.
Сбежали тени ночи летней,
Тревожный ропот их исчез,
Но тем всевластней, тем заметней
Огни безоблачных небес.
Как будто волею всезрящей
На этот миг ты посвящён
Глядеть в лицо природы спящей
И понимать всемирный сон.
1885 год, Афанасий Афанасьевич Фет
   Елена [10.12.2020, 13:45]
Нелли, полностью с вами согласна. Бесподобные эмоции. Великолепная физика! Эстетическое наслаждение невероятное. Таких интересных задач по физике я ещё не встречала. Вставки "Для любознательных" очень познавательные. Мне тоже очень понравилась картина Ивана Вельца "Украинская ночь. Зима". Волшебная ночь!
Какая ночь! Мороз трескучий,
На небе ни единой тучи;
Как шитый полог, синий свод
Пестреет частыми звездами.
В домах всё тёмно...
1827 год, Александр Сергеевич Пушкин

ФИЗИКА И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Качественные задачи по физике

§ Физика и художественная литература: Оптика
Чарующая магия лунного света…

Учёные те же фантазёры и художники; они не вольны над своими идеями; они могут хорошо работать, долго работать только над тем, к чему лежит их мысль, к чему влечёт их чувство. В них идеи сменяются; появляются самые невозможные, часто сумасбродные; они роятся, кружатся, сливаются, переливаются. И среди таких идей живут и для таких идей они работают. Владимир Иванович Вернадский

§ Физика и художественная литература: Оптика
Гадание с зеркалами на Святки…

Ощущение тайны – наиболее прекрасное из доступных нам переживаний. Именно это чувство стоит у колыбели истинного искусства и настоящей науки. Альберт Эйнштейн

§ Физика и художественная литература: Оптика
Басня «Зеркало и Обезьяна» Ивана Андреевича Крылова

Люди, пренебрегающие знанием, становятся лицом к стене.
Изречения китайской мудрости

§ Физика и художественная литература: Оптика
Басня «Мартышка и Очки» Ивана Андреевича Крылова

Наше дело – учиться и учиться, стараться накоплять возможно больше знаний, потому что серьёзные общественные течения – там, где знания, и счастье будущего человечества только в знании.
Антон Павлович Чехов

§ Физика и художественная литература: Механика
Басня «Лебедь, Щука и Рак» Ивана Андреевича Крылова

Безрассуден человек, надеющийся без учения различать полезное и вредное.
Сократ

§ Физика и художественная литература: Звуковые колебания
Басня «Квартет» Ивана Андреевича Крылова

Грустно бывает слушать музыку без слов,
но ещё грустнее – слушать музыку без музыки… Марк Твен

§ Физика и художественная литература: Механические волны – звук
Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять. Джордано Бруно

§ Физика и художественная литература
поэтический сборник для истинных ценителей науки и искусства

Наука без литературы бездушна и груба; литература же без науки пуста, ибо сущность литературы есть знание. Анатоль Франс

§ Физика и художественная литература (Антон Павлович Чехов)
Образование делает людей лёгкими для направления, но трудными для управления; лёгкими для правления, но невозможными для порабощения. Уильям Блэйк

§ Физика и художественная литература (Владимир Галактионович Короленко)
Вдохновение не есть исключительная принадлежность художника: без него не далеко уйдёт и учёный, без него не много сделает даже ремесленник, потому что оно везде, во всяком деле, во всяком труде. Виссарион Григорьевич Белинский

§ Физика и художественная литература (Александр Иванович Куприн)
Человек рождён для великой радости, для беспрестанного творчества, в котором он – бог, для широкой, свободной, ничем не стеснённой любви ко всему; к дереву, к небу, к человеку, к собаке, к милой, кроткой, прекрасной земле, ах, особенно к земле с её блаженным материнством, с её утрами и ночами, с её прекрасными ежедневными чудесами. Александр Иванович Куприн

§ Физика и художественная литература (Константин Георгиевич Паустовский)
Знание органически связано с человеческим воображением. Этот на первый взгляд парадоксальный закон можно выразить так: сила воображения увеличивается по мере роста познаний. Константин Георгиевич Паустовский

§ Физика и художественная литература (Иван Алексеевич Бунин)
Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как лёгкие и сердце, так что если один орган извращён, то и другой не может правильно действовать.
Лев Николаевич Толстой

§ Физика и художественная литература (Иоганн Вольфганг Гёте «Фауст»)
Гёте представляет, быть может, единственный в истории человеческой мысли пример сочетания в одном человеке великого поэта, глубокого мыслителя и выдающегося учёного. Климент Аркадьевич Тимирязев

§ Физика и художественная литература (Майн Рид «Всадник без головы»)
Целью научных занятий должно быть направление ума таким образом, чтобы оно выносило прочные и истинные суждения о всех встречающихся предметах.
Рене Декарт

Предлагаю Вашему вниманию интегрированные качественные задачи по физике от прославленного английского капитана Майн Рида.

§ Физика и художественная литература: Тепловые явления
Красота – сиянье истины. Платон
Вашему вниманию 20 качественных задач по физике (две карточки по десять задач) и… в тему :-) небольшая галерея: «Туман в живописи».


БИОФИЗИКА НА УРОКАХ ФИЗИКИ

§ Биофизика: Звучание насекомых
Басня «Стрекоза и Муравей» Ивана Андреевича Крылова

Суть басни Крылова «Стрекоза и муравей», казалось бы, лежит на поверхности – «Кто не работает, тот не ест», но в реалиях современной России получается всё шиворот-навыворот :-(

§ Биофизика: Ноги, хвосты… главное… – уши!
Познавательный материал, посвящённый приспособлению животных к различной температуре на примере представителей семейства псовых – фенека, лисицы, песца…

§ Биофизика: Эхо в мире живой природы – сонары летучих мышей
Цель моя – вызволить ум из цепких суеверий. Тит Лукреций Кар
Почему летучие мыши даже в полной темноте не налетают на препятствия?
Познавательный биофизический материал, посвящённый удивительным животным – летучим мышам, незаслуженно обиженным человеческим родом…

§ Биофизика: Тайны дельфина
Занимательно-познавательный биофизический материал, который приоткрывает завесу тайны над некоторыми особенностями организации дельфинов: самонастраивающаяся кожа и непревзойдённый гидролокатор…

§ Биофизика: Реактивное движение в живой природе
По принципу реактивного движения в живой природе передвигается целый ряд животных, например медузы, морские моллюски гребешки, личинки стрекозы-коромысла, кальмары, осьминоги, каракатицы…
Познакомимся с некоторыми из них поближе ;-)

§ Биофизика: Почему у кошки глаза светятся?
«Физическая неожиданность и интересность» ;-)
Почему у собак, кошек и других животных, имеющих хорошее ночное зрение, глаза светятся в темноте?


ШКАТУЛКИ КАЧЕСТВЕННЫХ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ

§ Физика и География Казахстана
Совместный проект: ОФРО «БЭСТ» и Технический лицей №165 (г. Алма-Ата)

§ Як-3 – самый лёгкий истребитель Второй мировой войны
Специальный тематический выпуск зелёных страничек.
Вашему вниманию пять вопросов и заданий, посвящённых легендарному советскому истребителю Як-3… + тематическая подборка из 10 задачек.
«Только в бодром горячем порыве, в страстной любви к своей родной стране, смелости и энергии родится ПОБЕДА. И не только и не столько в отдельном порыве, сколько в упорной мобилизации всех сил, в том постоянном горении, которое медленно и неуклонно сдвигает горы, открывает неведомые глубины и выводит их на солнечную ясность…» Михаил Васильевич Ломоносов

§ Шкатулка качественных задач по физике «сборная солянка» :-)
Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые, иначе такое бросание будет пустою забавою. Козьма Прутков
Шкатулка состоит из четырёх тематических блоков: 1) Броуновское движение. Диффузия; 2) Атмосферное давление; 3) Свойства жидкости. Архимедова сила; 4) Тепловые явления.

§ Шкатулка качественных задач по физике: Строение вещества, диффузия
Творчество поэта, диалектика философа, искусство исследователя – вот материалы, из которых слагается великий учёный. Климент Аркадьевич Тимирязев

§ Шкатулка качественных задач по физике:
Элементы статики: равновесие тел, момент силы, простые механизмы

Науку всё глубже постигнуть стремись, познанием вечного жаждой томись. Лишь первых познаний блеснёт тебе свет, узнаешь: предела для знания нет. Фирдоуси

§ Шкатулка качественных задач по физике: Инерция
Посвящается Чернобаю Александру Арсеньевичу,
директору РОФМШ (Алма-Ата, РОФМШ, 1984–1987 год)
Пусть никто не думает, что великое создание Ньютона может быть ниспровергнуто теорией относительности или какой-нибудь другой теорией. Ясные и широкие идеи Ньютона навечно сохранят своё значение фундамента, на котором построены наши современные физические представления… Альберт Эйнштейн

§ Шкатулка качественных задач по физике: Сила трения
Гораздо труднее увидеть проблему, чем найти её решение. Для первого требуется воображение, а для второго только умение. Джон Десмонд Бернал

§ Шкатулка качественных задач по физике: Давление твёрдых тел
Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые. Дьёрдь де Хевеши

§ Шкатулка качественных задач по физике: Давление жидкостей и газов
Сведение множества к единому – в этом первооснова красоты. Пифагор Самосский

§ Шкатулка качественных задач по физике: Работа, мощность, энергия
Чем больше развивается наше знание, тем больше загадок природы встаёт перед нами… Иван Антонович Ефремов

§ Шкатулка качественных задач по физике: Архимедова сила
Естествознание так человечно, так правдиво, что я желаю удачи каждому, кто отдаётся ему… Иоганн Вольфганг фон Гёте

§ Шкатулка качественных задач по физике:
Смачивание, поверхностное натяжение, капиллярные явления

Образование не даёт ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины. Протагор

§ Шкатулка качественных задач по физике: Плавление и кристаллизация
Наука – сила, которая раскрывает отношения вещей, их законы и взаимодействия. Александр Иванович Герцен. Вашему вниманию 50 качественных задач по физике и… в тему :-) небольшая галерея: «Зима в живописи».

§ Шкатулка качественных задач по физике: Испарение, конденсация, кипение
Приложи сердце твоё к учению и уши твои – к умным словам. Библия, Ветхий Завет, «Книга Притчей Соломоновых»

§ Шкатулка качественных задач по физике: Виды теплопередачи
Радость видеть и понимать есть самый прекрасный дар природы. Альберт Эйнштейн

§ Шкатулка качественных задач по физике: Тепловые двигатели
Живи так, как будто ты умрёшь завтра. Учись так, как будто ты будешь жить вечно. Махатма Ганди

§ Шкатулка качественных задач по физике: Электричество
Инвестиции в знания всегда дают наибольшую прибыль. Бенджамин Франклин

§ Шкатулка качественных задач по физике: Магнитные явления
Знание должно служить творческим целям человека. Мало накоплять знания; нужно распространять их возможно шире и применять в жизни. Николай Александрович Рубакин

§ Шкатулка качественных задач по физике: Механические волны – звук
Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы, но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий. «Плоды раздумий», Козьма Прутков

§ Шкатулка качественных задач по физике: Оптика (Световые явления)
Надо много учиться, чтобы знать хоть немного. Шарль Луи Монтескье




statistics
Top.Mail.Ru       Яндекс.Метрика   

Распространение материалов сайта приветствуется.
Ссылка на материалы весьма желательна, но не строго обязательна ;-)
«Знание должно служить творческим целям человека. Мало накоплять знания;
нужно распространять их возможно шире и применять в жизни». Рубакин Н.А.