iralebedeva.ru :: зелёный коллаж с цветами
КОНТАКТЫ
E-mail: ira.alma@yandex.ru
Телефон: +7 910 317 0585
ВКонтакте:
https://vk.com/iralebedeva_vk


iralebedeva.ru :: зелёный коллаж с цветами

Музыка образует середину между мыслью и явлением.
Христиан Иоганн Генрих Гейне
Христиан Иоганн Генрих Гейне (Christian Johann Heinrich Heine; 13.12.1797–17.02.1856) – немецкий поэт, публицист и критик.


ФИЗИКА И МУЗЫКА
ИЗЯЩНЫЕ ФОРМЫ СКРИПКИ, ГИТАРЫ, МАНДОЛИНЫ, ДОМБРЫ…
Физика вокруг нас

Предлагаю любознательным читателям зелёных страничек продолжить увлекательно-познавательное путешествие в мир физики и музыки.
Сегодня на повестке дня у нас с вами очень простой, но при этом весьма замысловатый вопрос ;-) Почему скрипки, гитары, мандолины, домбры имеют продолговатую форму?
Ответ будем искать на страницах удивительной книги «Физика и музыка» советского журналиста, популяризатора науки Глеба Борисовича Анфилова. Окунёмся с головой в прелести классической физики ;-) И… по традиции зелёных страничек побалуем себя шедеврами мировой живописи – познакомимся поближе с некоторыми струнными музыкальными инструментами
Начнём знакомство с банджо ;-)

БАНДЖО – СТРУННЫЙ ЩИПКОВЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

узор

Банджо – струнный щипковый музыкальный инструмент
Игрок на банджо :: Уильям Сидни Маунт, 1856 год
Игрок на банджо
The Banjo Player
Уильям Сидни Маунт, 1856 год

узор

Банджо – струнный щипковый музыкальный инструмент, родственный гитаре. Корпус банджо имеет вид плоского бубна с кожаной мембраной. У банджо имеется 4–9 струн. Острый, резкий, быстро затухающий звук извлекается плектром. Около XVII века вывезен из Западной Африки в США, где широко применялся неграми для аккомпанемента пению и сольной игры. В XIX веке банджо был усовершенствован: струн стало 5, на шейке появились лады. Разновидности банджо различных размеров и строя используются в джазе…

Уильям Сидни Маунт (William Sidney Mount; 1807–1868) – американский художник, мастер жанровой живописи, портретист. А ещё… балагур и потешник ;-)

ПОЧЕМУ СКРИПКА ПРОДОЛГОВАТАЯ,
А НЕ КРУГЛАЯ, КАК, СКАЖЕМ, БАНДЖО?

Ответ на этот вопрос запредельно прост ;-) Всё потому, что скрипку делают из дерева. Дерево волокнистое. В разные стороны оно сжимается и растягивается неодинаково. Звук бежит вдоль деревянной доски быстрее, чем поперек неё. Потому-то скрипки, гитары, мандолины, домбры и имеют продолговатую форму. И, как правило, отношение их длины к ширине такое же, как отношение «продольной» и «поперечной» скоростей звука. Точно соблюсти это отношение – значит заставить деревянный резонатор колебаться в наивыгоднейшем режиме. Пока дека вспучится вдоль волокон, она поспеет выгнуться и поперёк них – резонатор будет вибрировать с наибольшим размахом, как единое целое. И понятно, что экспериментальное изучение дерева тут полезно как нигде: по его итогам форму инструмента можно надёжно и обоснованно вычислить.
Правда, такой расчёт не полон. Особенно если речь идет о скрипке.

Чуткий корпус скрипки – слишком деликатная музыкальная «посуда». Коробка её ведь не плоская, а выгнутая, сводчатая. В ней звучат не только деревянные части, но и опять-таки воздух – восхитительный «дуэт дерева и газа». В корпусе скрипки бесчисленными голосками поют пригнанные друг к другу воздушные пружинящие столбики: словно миллион флейт собрались вместе – разной длины, толщины, открытые и закрытые. Сложнейший, запутаннейший акустический процесс! И нет ничего удивительного в том, что всесторонней теории скрипичного резонатора нет до сих пор, хоть многие физики трудились над этой проблемой.
Однако борьба за научно обоснованную скрипку велась, ведётся и будет вестись ;-) Борьба упорная, многолетняя и увенчавшаяся уже многими победами!!!

По материалам замечательной книги:
«Физика и музыка» Глеба Борисовича Анфилова
Москва: Издательство «Детская литература», 1962 год

Глеб Борисович Анфилов (25.06.1923–04.08.1971) – советский журналист, популяризатор науки, автор научно-фантастических рассказов.

СКРИПКА – СТРУННЫЙ СМЫЧКОВЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

Слова смолкали на устах, мелькал смычок, рыдала скрипка,
И возникала в двух сердцах безумно-светлая ошибка.
И взоры жадные слились в мечте, которой нет названья,
И нитью зыбкою сплелись, томясь, и не страшась признанья.
Среди толпы, среди огней… любовь росла и возрастала,
И скрипка, точно слившись с ней, дрожала, пела, и рыдала…
«Слова смолкали на устах…»
1895 год, Константин Дмитриевич Бальмонт

узор

Скрипка – струнный смычковый музыкальный инструмент
Чешский скрипач :: Ида Сильфверберг, 1864 год
Чешский скрипач
Bohemian Fiddler
Ида Сильфверберг, 1864 год

узор

Скрипка (итальянский: violino) – струнный смычковый музыкальный инструмент. Предшественниками скрипки были арабский ребаб, казахский кобыз, испанская фидель, британская кротта, слияние которых и образовало виолу. Отсюда итальянское название скрипки violino. Скрипка – самый высокий по регистру инструмент скрипичного семейства (скрипка, альт, виолончель, контрабас). 4 струны скрипки настроены по квинтам. Наряду с фортепьяно скрипка наиболее распространённый сольный концертный инструмент.
Утверждение скрипки как ведущего сольного концертного инструмента сыграло большую роль в истории музыкального искусства. Новые жанры инструментальной музыки XVII–XVIII вв. – сольная соната и концерт – возникли первоначально как жанры скрипичной музыки. Инструменты скрипичного семейства во главе со скрипкой составили основу определившихся к середине XVIII века классического состава симфонического оркестра и струнного квартета.

Ида Густава Сильфверберг (Ida Gustava Silfverberg; 23.01.1834–23.12.1899) – финская художница.

ГИТАРА – СТРУННЫЙ ЩИПКОВЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

Начинается плач гитары. Разбивается чаша утра.
Начинается плач гитары. О, не жди от неё молчанья,
Не проси у неё молчанья! Неустанно гитара плачет,
Как вода по каналам – плачет, как ветра над снегами – плачет,
Не моли её о молчанье!
Так плачет закат о рассвете, так плачет стрела без цели,
Так песок раскалённый плачет о прохладной красе камелий.
Так прощается с жизнью птица под угрозой змеиного жала.
О гитара, бедная жертва пяти проворных кинжалов!
«Гитара», Федерико Гарсиа Лорка
Перевод Марины Ивановны Цветаевой

узор

Гитара – струнный щипковый музыкальный инструмент
Девушка настраивает гитару, сидя у окна :: Ян Портилье
Девушка настраивает гитару, сидя у окна
Girl Tuning her Guitar near the Window
Ян Портилье

узор

Гитара (испанский: guitarra) – струнный щипковый музыкальный инструмент. Применяется в качестве аккомпанирующего или сольного инструмента во многих стилях и направлениях музыки, среди которых романс, кантри, фламенко, блюз, джаз, рок…
В Средние века основным центром развития гитары была Испания, генезис которой обычно связывают с арабским влиянием (мавританская гитара). С XIII века гитара известна не только в Испании, но и в Италии и других странах Европы. Существуют 6- и 7-струнные гитары, в Испании преимущественно 6-струнная, а в России преимущественно 7-струнная.

Ян Фредерик Питер Портилье (Jan Frederik Pieter Portielje; 20.04.1829–06.02.1908) – бельгийский живописец.

МАНДОЛИНА – СТРУННЫЙ ЩИПКОВЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

Над умытым росой кирпичом клонит горькие грозди калина.
Неизвестно, о ком и о чём на закате грустит мандолина:
То ли просто в ней звон камыша, то ли скорбь по недавней утрате.
Всё равно. Потеплела душа, подпевая струне на закате.
И грустя, и скорбя, и любя, и томясь ожиданьем в разлуке,
Сердце воина слышит тебя в мимолётном серебряном звуке…
«Над умытым росой кирпичом клонит горькие грозди калина…»
1942 год, Алексей Александрович Сурков

узор

Мандолина – струнный щипковый музыкальный инструмент
Две маленькие цыганки :: Харламов Алексей Алексеевич, 1894 год
Две маленькие цыганки
Харламов Алексей Алексеевич, 1894 год

узор

Мандолина (итальянский: mandolino) – струнный щипковый музыкальный инструмент небольших размеров, разновидность лютни – лютня-сопрано, но с менее длинной шейкой и с меньшим числом струн. Возник в Италии. В своём окончательном виде сложился к XVII веку. С XVIII века – один из самых распространённых народных инструментов. Наиболее популярная неаполитанская мандолина имеет выпуклый овальный корпус, 4 парные струны, короткую шейку, гриф с металлическими врезными ладами, плоскую головку с механическими колками. Струны задеваются играющим, в основном, медиатором, а также пальцами и птичьим пером. На мандолине используется техника тремоло. Так как металлические струны мандолины издают короткий звук, то протяжные ноты достигаются быстрым повторением одного и того же звука.

Харламов Алексей Алексеевич (18.10.1840–10.04.1925) – русский художник, мастер портрета, академик Императорской Академии художеств, член Товарищества передвижников.

ДОМБРА – СТРУННЫЙ ЩИПКОВЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

Есть у моей домбры мотив, не сыгранный пока,
Есть тайна на душе моей – о ней молчит строка.
Я эту тайну и мотив тебе бы подарил,
Когда б, влюблённая в меня, была б ты мне близка.
Без вдохновенья вверх орёл не взмоет, клекоча,
И разве заблестит алмаз без яркого луча?
Так вдохновение моё – в возлюбленной моей,
Так и любовь моя живёт, в моей груди звуча…
«Есть у моей домбры мотив, не сыгранный пока…»
1938 год, Касым Рахимжанулы Аманжолов

узор

Домбра – казахский струнный щипковый музыкальный инструмент
Вечность. Балуан Шолак – Галия :: Касымов Досбол, 2012 год
Вечность. Балуан Шолак – Галия
Касымов Досбол, 2012 год

узор

Домбра (казахский: домбыра) – казахский струнный щипковый музыкальный инструмент. Встречается также в Узбекистане (думбыра, думбрак), Башкирии (думбыра). Имеет большей частью грушевидный корпус с деревянной декой, длинную шейку и 2-е жильные струны, настроенные в кварту, реже – в квинту. Звук домбры – тихий и очень мягкий. В СССР, в 1934 году, домбра была реконструирована и созданы её оркестровые разновидности.

Касымов Досбол Максутович – современный казахстанский художник, живописец. Член Союза художников Республики Казахстан. Заслуженный деятель искусств Республики Казахстан.

Материалы этой статьи полезно будет применить не только на уроках физики и музыки, но и во внеклассной работе. Представленный в этой статье материал является чрезвычайно благодатным для мобилизации внимания учащихся, для превращения абстрактных формулировок в нечто конкретное и близкое, затрагивающее не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу!

Предлагаю почитателям физики заглянуть на зелёные странички:

§ Физика и художественная литература: Механические волны – звук
Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять. Джордано Бруно

§ Шкатулка качественных задач по физике: Механические волны – звук
«Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы, но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий». Козьма Прутков
Дидактические материалы по физике для учащихся, а также их родителей ;-) и, конечно же, для творческих педагогов. Для тех, кто любит учиться!

§ Физика и художественная литература: Звуковые колебания
Басня «Квартет» Ивана Андреевича Крылова

Грустно бывает слушать музыку без слов,
но ещё грустнее – слушать музыку без музыки… Марк Твен




ваш комментарий *
 
ваше имя

защитный код (цифры с картинки) *





ФИЗИКА ВОКРУГ НАС
Познавательное и страшно увлекательное ;-)

§ Страшно интересная физика ;-) Физика и музыка: звуковые призраки
Три стадии признания научной истины: первая – «это абсурд», вторая – «в этом что-то есть», третья – «это общеизвестно». Эрнест Резерфорд
Предлагаю читателям зелёных страничек отправиться в увлекательное путешествие по страницам удивительной книги «Физика и музыка» советского журналиста, популяризатора науки Глеба Борисовича Анфилова…

§ Физика вокруг нас: Сундучок интересностей: снег
Вашему вниманию загадки и пословицы про снег, неподражаемая поэзия зимы в исполнении Ивана Бунина и Роберта Рождественского, шедевры мировой живописи и моя обожаемая физика!

§ Физика вокруг нас: Фотоальбом «Морозные узоры на окнах»
Вашему вниманию фотографии в сопровождении занимательно-познавательного материла – статьи из научно-популярного физико-математического журнала «Квант»: «О морозных узорах и царапинах на стекле» (1990 год, №12).


ШКАТУЛКИ КАЧЕСТВЕННЫХ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ

§ Физика и География Казахстана
Совместный проект: ОФРО «БЭСТ» и Технический лицей №165 (г. Алма-Ата)

§ Як-3 – самый лёгкий истребитель Второй мировой войны
Специальный тематический выпуск зелёных страничек.
Вашему вниманию пять вопросов и заданий, посвящённых легендарному советскому истребителю Як-3… + тематическая подборка из 10 задачек.
«Только в бодром горячем порыве, в страстной любви к своей родной стране, смелости и энергии родится ПОБЕДА. И не только и не столько в отдельном порыве, сколько в упорной мобилизации всех сил, в том постоянном горении, которое медленно и неуклонно сдвигает горы, открывает неведомые глубины и выводит их на солнечную ясность…» Михаил Васильевич Ломоносов

§ Шкатулка качественных задач по физике «сборная солянка» :-)
Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые, иначе такое бросание будет пустою забавою. Козьма Прутков
Шкатулка состоит из четырёх тематических блоков: 1) Броуновское движение. Диффузия; 2) Атмосферное давление; 3) Свойства жидкости. Архимедова сила; 4) Тепловые явления.

§ Шкатулка качественных задач по физике: Строение вещества, диффузия
Творчество поэта, диалектика философа, искусство исследователя – вот материалы, из которых слагается великий учёный. Климент Аркадьевич Тимирязев

§ Шкатулка качественных задач по физике:
Элементы статики: равновесие тел, момент силы, простые механизмы

Науку всё глубже постигнуть стремись, познанием вечного жаждой томись. Лишь первых познаний блеснёт тебе свет, узнаешь: предела для знания нет. Фирдоуси

§ Шкатулка качественных задач по физике: Инерция
Посвящается Чернобаю Александру Арсеньевичу,
директору РОФМШ (Алма-Ата, РОФМШ, 1984–1987 год)
Пусть никто не думает, что великое создание Ньютона может быть ниспровергнуто теорией относительности или какой-нибудь другой теорией. Ясные и широкие идеи Ньютона навечно сохранят своё значение фундамента, на котором построены наши современные физические представления… Альберт Эйнштейн

§ Шкатулка качественных задач по физике: Сила трения
Гораздо труднее увидеть проблему, чем найти её решение. Для первого требуется воображение, а для второго только умение. Джон Десмонд Бернал

§ Шкатулка качественных задач по физике: Давление твёрдых тел
Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые. Дьёрдь де Хевеши

§ Шкатулка качественных задач по физике: Давление жидкостей и газов
Сведение множества к единому – в этом первооснова красоты. Пифагор Самосский

§ Шкатулка качественных задач по физике: Работа, мощность, энергия
Чем больше развивается наше знание, тем больше загадок природы встаёт перед нами… Иван Антонович Ефремов

§ Шкатулка качественных задач по физике: Архимедова сила
Естествознание так человечно, так правдиво, что я желаю удачи каждому, кто отдаётся ему… Иоганн Вольфганг фон Гёте

§ Шкатулка качественных задач по физике:
Смачивание, поверхностное натяжение, капиллярные явления

Образование не даёт ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины. Протагор

§ Шкатулка качественных задач по физике: Плавление и кристаллизация
Наука – сила, которая раскрывает отношения вещей, их законы и взаимодействия. Александр Иванович Герцен. Вашему вниманию 50 качественных задач по физике и… в тему :-) небольшая галерея: «Зима в живописи».

§ Шкатулка качественных задач по физике: Испарение, конденсация, кипение
Приложи сердце твоё к учению и уши твои – к умным словам. Библия, Ветхий Завет, «Книга Притчей Соломоновых»

§ Шкатулка качественных задач по физике: Виды теплопередачи
Радость видеть и понимать есть самый прекрасный дар природы. Альберт Эйнштейн

§ Шкатулка качественных задач по физике: Тепловые двигатели
Живи так, как будто ты умрёшь завтра. Учись так, как будто ты будешь жить вечно. Махатма Ганди

§ Шкатулка качественных задач по физике: Электричество
Инвестиции в знания всегда дают наибольшую прибыль. Бенджамин Франклин

§ Шкатулка качественных задач по физике: Магнитные явления
Знание должно служить творческим целям человека. Мало накоплять знания; нужно распространять их возможно шире и применять в жизни. Николай Александрович Рубакин

§ Шкатулка качественных задач по физике: Механические волны – звук
Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы, но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий. «Плоды раздумий», Козьма Прутков

§ Шкатулка качественных задач по физике: Оптика (Световые явления)
Надо много учиться, чтобы знать хоть немного. Шарль Луи Монтескье


ФИЗИКА И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Качественные задачи по физике

§ Физика и художественная литература: Оптика
Чарующая магия лунного света…

Учёные те же фантазёры и художники; они не вольны над своими идеями; они могут хорошо работать, долго работать только над тем, к чему лежит их мысль, к чему влечёт их чувство. В них идеи сменяются; появляются самые невозможные, часто сумасбродные; они роятся, кружатся, сливаются, переливаются. И среди таких идей живут и для таких идей они работают. Владимир Иванович Вернадский

§ Физика и художественная литература: Оптика
Гадание с зеркалами на Святки…

Ощущение тайны – наиболее прекрасное из доступных нам переживаний. Именно это чувство стоит у колыбели истинного искусства и настоящей науки. Альберт Эйнштейн

§ Физика и художественная литература: Оптика (Н.В. Гоголь и Х.К. Андерсен)
Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить.
Николай Васильевич Гоголь

Качественные задачки по физике Николая Васильевича Гоголя и Ханса Кристиана Андерсена ;-) Интеграция: Мировая художественная литература и живопись.

§ Физика и художественная литература: Оптика
Басня «Зеркало и Обезьяна» Ивана Андреевича Крылова

Люди, пренебрегающие знанием, становятся лицом к стене.
Изречения китайской мудрости

§ Физика и художественная литература: Оптика
Басня «Мартышка и Очки» Ивана Андреевича Крылова

Наше дело – учиться и учиться, стараться накоплять возможно больше знаний, потому что серьёзные общественные течения – там, где знания, и счастье будущего человечества только в знании.
Антон Павлович Чехов

§ Физика и художественная литература: Механика
Басня «Лебедь, Щука и Рак» Ивана Андреевича Крылова

Безрассуден человек, надеющийся без учения различать полезное и вредное.
Сократ

§ Физика и художественная литература: Звуковые колебания
Басня «Квартет» Ивана Андреевича Крылова

Грустно бывает слушать музыку без слов,
но ещё грустнее – слушать музыку без музыки… Марк Твен

§ Физика и художественная литература: Механические волны – звук
Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять. Джордано Бруно

§ Физика и художественная литература
поэтический сборник для истинных ценителей науки и искусства

Наука без литературы бездушна и груба; литература же без науки пуста, ибо сущность литературы есть знание. Анатоль Франс

§ Физика и художественная литература (Владимир Галактионович Короленко)
Вдохновение не есть исключительная принадлежность художника: без него не далеко уйдёт и учёный, без него не много сделает даже ремесленник, потому что оно везде, во всяком деле, во всяком труде. Виссарион Григорьевич Белинский

§ Физика и художественная литература (Александр Иванович Куприн)
Человек рождён для великой радости, для беспрестанного творчества, в котором он – бог, для широкой, свободной, ничем не стеснённой любви ко всему; к дереву, к небу, к человеку, к собаке, к милой, кроткой, прекрасной земле, ах, особенно к земле с её блаженным материнством, с её утрами и ночами, с её прекрасными ежедневными чудесами. Александр Иванович Куприн

§ Физика и художественная литература (Константин Георгиевич Паустовский)
Знание органически связано с человеческим воображением. Этот на первый взгляд парадоксальный закон можно выразить так: сила воображения увеличивается по мере роста познаний. Константин Георгиевич Паустовский

§ Физика и художественная литература (Иван Алексеевич Бунин)
Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как лёгкие и сердце, так что если один орган извращён, то и другой не может правильно действовать.
Лев Николаевич Толстой

§ Физика и художественная литература (Иоганн Вольфганг Гёте «Фауст»)
Гёте представляет, быть может, единственный в истории человеческой мысли пример сочетания в одном человеке великого поэта, глубокого мыслителя и выдающегося учёного. Климент Аркадьевич Тимирязев

§ Физика и художественная литература (Майн Рид «Всадник без головы»)
Целью научных занятий должно быть направление ума таким образом, чтобы оно выносило прочные и истинные суждения о всех встречающихся предметах.
Рене Декарт

Предлагаю Вашему вниманию интегрированные качественные задачи по физике от прославленного английского капитана Майн Рида.

§ Физика и художественная литература: Тепловые явления
Красота – сиянье истины. Платон
Вашему вниманию 20 качественных задач по физике (две карточки по десять задач) и… в тему :-) небольшая галерея: «Туман в живописи».




statistics
Рейтинг@Mail.ru       Яндекс.Метрика   

Распространение материалов сайта приветствуется.
Ссылка на материалы весьма желательна, но не строго обязательна ;-)
«Знание должно служить творческим целям человека. Мало накоплять знания;
нужно распространять их возможно шире и применять в жизни». Рубакин Н.А.