iralebedeva.ru :: зелёный коллаж с цветами
КОНТАКТЫ
E-mail: ira.alma@gmail.com

iralebedeva.ru :: зелёный коллаж с цветами

Поиски прекрасного приводят нас к тому же выбору, что и поиски полезного.
Жюль Анри Пуанкаре
Жюль Анри Пуанкаре (Jules Henri Poincare; 29.04.1854–17.07.1912) – французский математик, механик, физик, астроном и философ.

ОДНОКЛАССНИЦЫ НА ВСТРЕЧЕ ВЫПУСКНИКОВ
Решение логических задач табличным способом

Сегодня в программе логическая задача про трёх одноклассниц, которую мне подсказала читательница зелёных страничек – Светлана (см. в комментариях к странице «Три дочери писательницы Жаклин Деманж»решение логических задач табличным способом). Спасибо Светлане за идею ;-)

Условие задачи немножечко модифицируем, а решать задачу будем табличным способом. Напомню читателям, что при использовании этого способа решения логических задач условия, которые содержит задача, а также результаты наших рассуждений фиксируются с помощью специально составленной таблицы.
По сложившейся традиции зелёных страничек побалуем себя живописью ;-) и… этимологией :-)

Условие задачи:
На встречу выпускников пришли Ирина, Мадина и Татьяна. Ирина стала мастером кондитерского искусства, Мадина – заведующей детской поликлиники, а Татьяна – руководителем крупной химической лаборатории.
Молодые женщины пришли на встречу выпускников в белом, красном и голубом платьях. Их туфли были тех же трёх цветов. При этом:

  • Только у Ирины цвет платья и туфель совпали.
  • Мадина была в белых туфлях.
  • Ни платье, ни туфли Татьяны не были красными.

Определите цвет платья и цвет туфель каждой из женщин.

узор

Мы идём в новую жизнь :: Китаев Ахмед Ибадуллович
Мы идём в новую жизнь
Китаев Ахмед Ибадуллович

узор

Китаев Ахмед Ибадуллович (1925–1996) – советский живописец. Член Союза художников СССР.

Решение задачи:
Составим таблицу и отразим в ней данные, руководствуясь условием задачи – заполнив ячейки таблицы цифрами 0 и 1 в зависимости от того, ложно0») или истинно («1») соответствующее высказывание.

Профессии и достижения одноклассниц явно не при делах ;-) – это избыточные данные. Возникает, конечно, весьма устойчивая ассоциация белого цвета туфелек и платья с белым халатом медицинских работников – Мадина у нас стала заведующей детской поликлиники, но с другой стороны, и кондитеры в цехах, и учёные-химики в лабораториях тоже работают в белых халатах… Таким образом профессии одноклассниц к вопросу, поставленному в задаче, отношения не имеют. Забываем про эти данные и идём дальше…

В нашей таблице: имена одноклассниц – по центру; туфельки – слева; платья – справа. На первый взгляд – всё печально :-((( потому как мы можем поставить только одну единичку для Мадины, руководствуясь условием задачи:

  • Мадина была в белых туфлях

Но… не стоит спешить расстраиваться ;-) так как эта единичка положит начало нашему с вами разбирательству с цветом туфелек одноклассниц ;-)
С чистой совестью рисуем нули :-))) Нарисовалась замечательная четвёрка!
Вот она прелесть табличного способа решения логических задач!

цвет туфель
 
цвет платья
белый
красный
голубой
белый
красный
голубой
0
   
Ирина
     
1
0
0
Мадина
     
0
   
Татьяна
     

узор

Мастера тортов :: Яновская Ольга Дмитриевна, 1937 год
Мастера тортов
Яновская Ольга Дмитриевна, 1937 год

узор

Яновская Ольга Дмитриевна (1900–1998) – советский живописец.

Продолжаем анализировать условие задачи:

  • Ни платье, ни туфли Татьяны не были красными

Теперь на арену торжественно выходит «0» для Татьяны.
Остальное заполняем на автопилоте :-)

Подводим итоги разбирательства с цветом туфелек:
Мадина у нас в белых туфельках, согласно условию задачи.
Ирина в красных туфельках, а Татьяна в голубых.

цвет туфель
 
цвет платья
белый
красный
голубой
белый
красный
голубой
0
1
0
Ирина
     
1
0
0
Мадина
     
0
0
1
Татьяна
     

узор

Выполнение тестов в лаборатории :: Ульянов Николай Иванович, 1951 год
Выполнение тестов в лаборатории
Ульянов Николай Иванович, 1951 год

узор

Ульянов Николай Иванович (1922–1990) – советский живописец. Член Союза художников СССР.

С туфельками разобрались ;-) Переходим к правой части нашей таблицы – выясняем отношения с цветом платьев наших одноклассниц.
Согласно условию задачи:

  • Только у Ирины цвет платья и туфель совпали

Так как Ирина у нас пришла на встречу выпускников в красных туфельках то и цвет её платья – красный. Смело ставим Ирине «1» и заполняем таблицу четвёркой нулей.

цвет туфель
 
цвет платья
белый
красный
голубой
белый
красный
голубой
0
1
0
Ирина
0
1
0
1
0
0
Мадина
 
0
 
0
0
1
Татьяна
 
0
 

узор

Мастера детского здоровья :: Левитин Анатолий Павлович, 1955 год
Мастера детского здоровья
Левитин Анатолий Павлович, 1955 год

узор

Левитин Анатолий Павлович (1922…) – советский живописец, педагог. Участник Великой Отечественной войны. Академик АХ СССР. Народный художник РСФСР.

Учитывая условие задачи, согласно которому:

  • Только у Ирины цвет платья и туфель совпали

Мадина, которая пришла на встречу выпускников в белых туфельках, была одета не в белое платье и не в красное (в красном пришла Ирина). Следовательно Мадина пришла в голубом платье – ставим Мадине «1», а остальное вырисовывается само собой ;-)

цвет туфель
 
цвет платья
белый
красный
голубой
белый
красный
голубой
0
1
0
Ирина
0
1
0
1
0
0
Мадина
0
0
1
0
0
1
Татьяна
1
0
0

Таблица заполнена и нам остаётся подвести итоги:

  • Ирина пришла на встречу в красных туфельках и в красном платье.
  • Мадина в белых туфельках и в голубом платье.
  • Татьяна в голубых туфельках и в белом платье.

Уважаемые читатели зелёных страничек, ещё раз обратите внимание на то, что в условии нашей задачи присутствуют избыточные данные ;-)
Этот приём используется не только в задачах по информатике (логических задачах), но и в задачах по физике и математике.
Цель приёма: «сбить с панталыку» – маленечко запутать…, и тем самым научить учащихся «отделять зёрна от плевел» – выделять из условия задачи только те данные, которые необходимы для решения поставленной задачи.

Что значит «сбить с панталыку» и что такое панталык? ;-)
Сейчас это выражение означает «сбить с толку, поставить в тупик, отвлечь от логической цепочки мыслей».
В русских словарях слово «панталык» обозначается с середины XIX века. Весьма вероятно, что оно было заимствовано из тюркских языков, об этом говорит характерная концовка ЫК. Возможно, исходное выражение «панд-лык» – хитрый приём.
А ещё… ;-) существует версия, что «панталык» это искажённое Пентелик (Пентеликон) – гора в Греции, на территории Аттики, недалеко от Афин, известная ещё с древних времён, где в античные времена добывали мрамор и в которой и по сей день располагается несколько удивительно красивых, но коварных пещер, в которых легко заблудиться.

Что значит «отделять зёрна от плевел»?
Из Библии: в Новом Завете (Евангелие от Матфея, гл. 13, ст. 24–30) рассказывается, как некий человек посеял на своём поле хорошие семена пшеницы, а его враг на том же поле разбросал ночью и семена сорняков. Когда поле зазеленело, рабы сказали, что вместе с пшеницей взошли и плевелы – сорняки, и предложили выдернуть их. Хозяин решил иначе: «Но он сказал: нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы; оставьте вместе расти то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою».
«Плевелы» в переводе со старославянского «сорняки». «Отделять зёрна от плевел» – иносказательно: отделить хорошее от дурного, вредное от полезного.

В нашем случае плевелы не так уж и дурны собой ;-) они послужили нам поводом окунуться в восхитительный мир живописи и этимологии – раздела лингвистики, изучающего происхождение слов ;-)
А ещё… вдоволь насладиться гипнотической ностальгией – восхитительными воспоминаниями юности… чарующей магией неповторимых эмоций выпускного вечера – восторженных слёз прощального вальса, торопливых признаний и клятв, ослепительного ликования разгорающегося рассвета, безотчётной тоски по уходящему детству и невольного трепета перед открывающимся горизонтом…

узор

Выпускники. В добрый путь :: Барабанщиков Глеб Иванович, 1945 год
Выпускники. В добрый путь
Барабанщиков Глеб Иванович, 1945 год

узор

Барабанщиков Глеб Иванович (1910–1987) – советский живописец. Заслуженный художник РСФСР.

Впрочем, у старшеклассников всё ещё впереди и ностальгия в том числе ;-) и самое время – учиться, учиться, учиться!!! – решать логические задачи :-)

Логическая задача для самостоятельного решения:

В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, квас, лимонад и вода. Известно, что вода и молоко не в бутылке. Сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом. В банке не лимонад и не вода. Стакан стоит между банкой и сосудом с молоком. В каком сосуде находится каждая из жидкостей?

Желаю Вам успехов
в самостоятельном решении логических задач!

Заключительный живописный аккорд к нашей логической задаче ;-)

узор

Едут на учёбу :: Папян Анатолий Лазаревич, 1953 год
Едут на учёбу
Папян Анатолий Лазаревич, 1953 год

узор

Папян Анатолий Лазаревич (1924–2007) – советский живописец. Член Союза художников СССР. Заслуженный художник Армянской ССР.

узор

После лекции. Портрет академика Н.Д. Зелинского с учениками :: Коржевский Борис Георгиевич, 1950-е
После лекции
Портрет академика Н.Д. Зелинского с учениками

Коржевский Борис Георгиевич, 1950-е

узор

Николай Дмитриевич Зелинский (06.02.1861–31.07.1953) – русский и советский химик-органик, создатель научной школы, один из основоположников органического катализа и нефтехимии. Наиболее известен как изобретатель первого эффективного противогаза. Герой Социалистического Труда. Лауреат трёх Сталинских премий.
Интересный факт: Зелинский не стал патентовать изобретённый им противогаз, считая, что нельзя наживаться на человеческих несчастьях, и Россия передала союзникам право его производства.

Коржевский Борис Георгиевич (1927–2004) – советский живописец. Член Союза художников СССР. Заслуженный художник Российской Федерации. Член корреспондент Российской Академии художеств.

Литература:
§ Монахов В.М. Программирование. Факультативный курс
Москва: издательство «Просвещение», 1974
§ Деге В. Waldemar Dege (перевод с немецкого) ЭВМ думает, считает, управляет
Москва: издательство «Мир», 1974
§ Ерофеев Ю.Н. Импульсные устройства
Москва: издательство «Высшая школа», 1989
§ Шауцукова Л.З. Информатика. Учебное пособие
Москва: издательство «Просвещение», 2000





ваш комментарий *
 
ваше имя

защитный код (цифры с картинки) *




   Алексей [30.11.2017, 10:52]
Красивые у вас логические задачи!
Невероятное эстетическое удовольствие получаешь, пока читаешь.
И решаются задачи с вами так легко и непринуждённо.
Браво!
   Кайрат [05.12.2017, 18:18]
Креативный подход к решению логических задач.
Оформление зачётное. Задача решается в лёт.
Спасибо.
   Светлана [12.12.2017, 12:43]
Про избыточные данные в условии задачи классно написали.
Без избыточного умничанья, но при этом так познавательно и эффектно.
Браво!
За "сбить с панталыку" и "отделять зёрна от плевел" отдельное спасибо.
Картины потрясающие – тёплые и вдохновляющие.
Логическая задача для самостоятельного решения будет очень хороша в сопровождении натюрмортов.
Жду новых задач!

§ Алиса в лесу Забывчивости
Решение логических задач методом рассуждений
«Из ложных посылок можно вывести истинное заключение».
Аристотель

§ Загадка Эйнштейна, а может быть и Кэрролла на новый лад ;-)
Решение логических задач табличным способом
«Если бы это было так, это бы ещё ничего, а если бы ничего, оно бы так и было, но так как это не так, так оно и не этак! Такова логика вещей!».
Льюис Кэрролл

§ Три дочери писательницы Жаклин Деманж
Решение логических задач табличным способом
«Логика, которая одна может дать достоверность, есть орудие доказательства; интуиция есть орудие изобретательства».
Жюль Анри Пуанкаре

§ Кто из богатырей победил Змея Горыныча?
Решение логических задач средствами алгебры логики
Посвящается Ельдесу Амерхановичу Бурину,
моему университетскому преподавателю информатики
Алма-Ата, КазГПУ, 1987–1992 год

«В научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии. Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса». Альберт Эйнштейн

§ Способы умножения без таблицы умножения (гимнастика для ума)
Посвящается Елене Петровне Каринской,
моему школьному преподавателю математики и классному руководителю
Алма-Ата, РОФМШ, 1984–1987 год

Русский способ умножения; рисовательный способ умножения :-)
Некоторые математические символы на HTML

§ Программирование: Заочная школа Delphi 7.0
Закладка Additional компонент StringGrid. Таблицы истинности.




statistics
Рейтинг@Mail.ru       Яндекс.Метрика

Распространение материалов сайта приветствуется.
Ссылка на материалы весьма желательна, но не строго обязательна ;-)
«Знание должно служить творческим целям человека. Мало накоплять знания;
нужно распространять их возможно шире и применять в жизни». Рубакин Н.А.