iralebedeva.ru :: зелёный коллаж с цветами
КОНТАКТЫ
E-mail: ira.alma@yandex.ru
Телефон: +7 910 317 0585
ВКонтакте:
https://vk.com/iralebedeva_vk


iralebedeva.ru :: зелёный коллаж с цветами

Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы,
но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий.
«Плоды раздумий», Козьма Прутков


ШКАТУЛКА КАЧЕСТВЕННЫХ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ
МЕХАНИЧЕСКИЕ ВОЛНЫ – ЗВУК

Дидактические материалы по физике для учащихся, а также их родителей ;-) и, конечно же, для творческих педагогов. Для тех, кто любит учиться!
Предлагаю Вашему вниманию 70 качественных задач по физике на тему: «Механические волны – звук» в сопровождении познавательных примечаний – для любознательных. К некоторым задачам дадим развёрнутые ответы ;-) Отдадим должное интеграции дидактического материала – задачам с техническим содержанием, а также биофизике и художественной литературе. Согласно традиции зелёных страничек побалуем себя шедеврами мировой живописи… Главная фишка сборника ;-) – задача, посвящённая дедовскому методу выбора арбуза по звуку ;-)

Задача №1
В супермаркетах и на рынках в разгар арбузного сезона зачастую можно наблюдать следующую картину – выбирая арбуз, некоторые покупатели крепко зажимают арбуз руками и прикладывают к нему ухо. С какой целью они это делают?

Для любознательных: Дедовский метод выбора арбуза по звуку
Арбуз берётся посередине двумя руками – в той плоскости, которая дальше всего от хвостика, подносится к уху и сжимается. Неспелый арбуз – останется безмолвным, а спелый плод издаст восхитительный хрустящий звук. Также можно пощёлкать арбуз или постучать по нему костяшками пальцев. Если арбуз спелый, звук будет звонким – задорно звенящим ;-)
«Что я видел», 1939 год. Борис Степанович Житков
«…Дядя Опанас ухом прижался к самому арбузу, а потом пощёлкал арбуз пальцем. И потом сказал, что арбуз ещё неспелый, не звенит…»

узор

Натюрморт с арбузом, виноградом, персиками, сливами и мускусной дыней :: Уильям Масон Браун, 1879 год
Натюрморт с арбузом, виноградом, персиками,
сливами и мускусной дыней

Still Life with Watermelon, Grapes, Peaches, Plums and Plums
Уильям Масон Браун, 1879 год

узор

Уильям Масон Браун (William Mason Brown; 1828–1898) – американский художник – мастер романтического пейзажа и восхитительного цветочно-ягодного натюрморта.

Задача №2
«Вечер душен, ветер воет…», 1857 год
Аполлон Александрович Григорьев

«Вечер душен, ветер воет,
Воет пёс дворной;
Сердце ноет, ноет, ноет,
Словно зуб больной…»

Почему ветер воет?

Ответ: При обтекании ветром ветвей деревьев, проводов, фасадов зданий и кровли воздушный поток становится неустойчивым и с препятствий могут срываться вихри. Они и создают колебания давления воздуха, которые мы воспринимаем как звуки.

Задача №3
«Морозная ночь», 1928 год. Алексей Николаевич Толстой
«…А морозище пуще прежнего, солнце маленькое, туманное, воздух так весь скрипит, звенит, как стекло, шаги за версту слышно. Над посёлком, по всем путям – белые дымы…»
Почему, чем крепче мороз, тем сильнее скрипит под ногами снег?

Ответ: Скрип снега при значительных морозах объясняется тем, что снежинки под давлением ноги человека, полозьев саней или колёс машины не плавятся, как при более высоких температурах, а разламываются и перемещаются. И чем ниже температура, тем сильнее скрипит снег.

Задача №4
Когда мы ставим на огонь кастрюлю с водой или включаем электрический чайник, то по звуку легко определяем момент закипания воды. Вначале раздаётся небольшое шипение, которое постепенно нарастает, а затем уступает место более резкому звуку. Перед самым же кипением этот звук ослабевает и становится мягче. Как вы можете объяснить происхождение этих звуков, особенно смягчение звука перед тем, как вода закипит?

Ответ: Первые звуки появляются, когда донышко кастрюли или чайника нагрелось достаточно для того, чтобы начали образовываться пузырьки. Образование каждого пузырька сопровождается щелчком, а все вместе они создают специфическое шипение. При дальнейшем нагревании пузырьки начинают отделяться от дна, поднимаются в более холодные слои воды и там лопаются; при этом возникает ещё более громкий и резкий звук. Его мы слышим до тех пор, пока вода не согревается настолько, что пузырьки начинают разрываться, достигнув поверхности воды. Тогда вода кипит – бурлит – «бьёт белым ключом», а пузырьки, лопающиеся на поверхности, создают более мягкий, «плещущийся» звук.

узор

Женщина играет на гитаре :: Карл Хенрик д'Ункер, 1865 год
Женщина играет на гитаре
Woman playing the guitar
Карл Хенрик д'Ункер, 1865 год

узор

Карл Хенрик Лютцов д'Ункер (Carl Henrik Lützow d'Unker; 09.02.1828–24.03.1866) – шведский живописец.

Задача №5
Почему неполный чайник перед закипанием воды «шумит» сильнее, чем полный?

Ответ: Воздушная полость в чайнике служит резонатором для звуков.

Задача №6
Опытные шофёры оценивают давление воздуха в баллоне колеса автомашины по звуку, получаемому при ударе по баллону металлическим предметом. Как зависит звук, издаваемый баллоном, от давления воздуха в нём?

Ответ: Чем больше давление воздуха в баллоне, тем выше тон.

Задача №7
Как на слух можно отличить, работает ли электродрель вхолостую или сверлит отверстие?

Ответ: У работающей электродрели меньше частота и ниже высота тона.

Задача №8
Высота звука циркулярной пилы понижается, когда к пиле прижимают доску. Почему?

Ответ: Уменьшается скорость вращения пилы.

Задача №9
Почему шум работы слесаря, ремонтирующего в квартире водопровод или центральное отопление, очень хорошо слышен и в соседних квартирах?

Задача №10
Почему водопроводные трубы порой начинают рычать, стонать или заунывно ныть, когда мы открываем или закрываем кран? И этой чудовищной какофонией наслаждаемся не только мы, но и соседи ;-)

Задача №11
Грохот извержений земных вулканов бывает слышен за сотни километров. Почему же мы не слышим грома солнечных извержений, несравненно более мощных, чем земные?

Ответ: Между Солнцем и Землёй нет упругой среды, в которой могли бы возникать и распространятся механические колебания.

узор

Везувий – действующий вулкан на юге Италии, примерно в 15 км от Неаполя
единственный действующий вулкан континентальной Европы

Извержение Везувия :: Юхан Кристиан Клаусен Даль, 1821 год
Извержение Везувия
Eruption of the Volcano Vesuvius
Юхан Кристиан Клаусен Даль, 1821 год

узор

Юхан Кристиан Клаусен Даль (Johan Christian Klausson Dahl; 24.02.1788–14.10.1857) – норвежский живописец, график, основоположник норвежского национального пейзажа.

Задача №12
Почему при проверке колёс железнодорожных вагонов во время стоянки поезда их обстукивают молотком?

Ответ: Удар молотка по колесу вызывает колебание колеса, при этом появляется звук. Целое колесо и колесо с трещиной дают различные звуки, что и используется при осмотре.

Задача №13
Почему в туман гудки поездов и автомашин слышны на более далёком расстоянии, чем в солнечную погоду?

Ответ: В туманную погоду воздух более однороден (отсутствуют конвекционные потоки – акустические облака).

Задача №14
Рыболовное морское судно, плавающее ночью или в туманную погоду вблизи скалистых берегов, время от времени даёт короткие отрывистые гудки. Для чего это делается?

Задача №15
Поезд входит в пролёт железнодорожного моста. В это время пассажиры слышат шумовые удары при каждом мелькании перед окном стальных балок фермы моста. Объясните явление.

Ответ: Балки моста, колеблясь, звучат. Кроме того, балки отражают шум поезда.

Задача №16
Почему шум, создаваемый поездом, становится особенно оглушительным, когда поезд входит в тоннель?

узор

Прощание на вокзале :: Алдошин Михаил Вячеславович
Прощание на вокзале
Алдошин Михаил Вячеславович

узор

Алдошин Михаил Вячеславович (1978–2016) – советский, российский живописец.

Задача №17
Почему при стрельбе пуля вылетает из ружья со свистом, а брошенная рукой летит бесшумно?

Ответ: Пуля, пущенная из ружья, движется со скоростью, превышающей скорость звука в воздухе. Вследствие этого образуется ударная волна, создающая звук высокого тона.

Задача №18
Почему возникает звук, когда щёлкают нагайкой?

Ответ: Либо кончик нагайки, изгибаясь, бьёт сам по себе, издавая при этом звук, либо, двигаясь быстрее звука, он создаёт ударную звуковую волну.

Для любознательных: Нагайка – средство управления лошадью, представляющее собой короткую ременную плеть иногда со «шлепком» (кожаной бляшкой) на конце. Шлепок предназначается для того, чтобы не травмировать шкуру лошади относительно тонким кончиком плети при ударе.

Задача №19
Слышит ли военный лётчик звук работы реактивного двигателя, если самолёт летит со сверхзвуковой скоростью, а двигатель находится позади пилота?

Ответ: Да, так ка звук распространяется по корпусу самолёта и внутри него по воздуху.

Задача №20
«Робур-завоеватель», 1886 год. Жюль Верн
«…Не прошло и минуты после этого нападения, во время которого злоумышленники не обменялись ни единым словом, как дядюшка Прудент, Фил Эванс и Фриколлин почувствовали, что их осторожно опускают, однако не на траву, а на какой-то помост, заскрипевший под их тяжестью. Все трое оказались рядом. Затем до них донёсся звук захлопнувшейся двери, а скрежет ключа в затворе дал им понять, что они – пленники.
Вслед за тем послышался какой-то странный шум, какой-то вибрирующий звук «фрррр», казалось, терявшийся в безбрежном пространстве. И вскоре только этот звук и нарушал безмятежный покой ночи…»

Почему помост заскрипел под тяжестью тел, а ключ заскрежетал в затворе замка? Объясните причины возникновения этих звуков.

узор

Большой пёстрый дятел :: Вильгельм Кунерт
Большой пёстрый дятел
Dendrocopos major
Вильгельм Кунерт

узор

БИОФИЗИКА: ПОЧЕМУ ДЯТЛА НАЗЫВАЮТ ЛЕСНЫМ ДОКТОРОМ?
И ЧТО ТАКОЕ ПЕРКУССИЯ?

Задача №21
«Лесной доктор»
Михаил Михайлович Пришвин

«…Стали все вместе осматривать дерево. Оно было совсем свежее, и только на небольшом пространстве, не более метра в длину, внутри ствола прошёл червяк. Дятел, очевидно, выслушал осину, как доктор: выстукал её своим клювом, понял пустоту, оставляемую червём, и приступил к операции извлечения червя. И второй раз, и третий, и четвёртый… Нетолстый ствол осины походил на свирель с клапанами. Семь дырок сделал «хирург» и только на восьмой захватил червяка, вытащил и спас осину…»
Поясните, каким образом дятел узнаёт о присутствии червяка в стволе дерева?

Фридрих Вильгельм Кунерт (Friedrich Wilhelm Kuhnert: 1865-1926) – немецкий живописец, писатель и иллюстратор.

Для любознательных:
Дятлы выслушивают деревья, подобно докторам, использующим перкуссию – физический метод медицинской диагностики, заключающийся в простукивании определённых участков тела и анализе звуков, возникающих при этом.
Суетливый стук дятлов это прослушка пустот, оставляемых насекомыми, питающимися древесиной. Выстукал дятел ствол осины или берёзы своим клювом, понял по звуку пустоту, оставляемую личинкой или жуком, и приступил к хирургической операции – извлечению и уничтожению коварного древоеда. Язык дятла смачивается клейкой слюной и далеко высовывается из клюва в пробитые им древесные отверстия, где личинки и насекомые к нему надёжно приклеиваются.
Но есть у дятла ещё один секрет, послуживший инженерам-физикам честью и правдой. Ускоренная киносъёмка показала, что когда дятел ищет насекомых, то его клюв может долбить дерево со скоростью при ударе 7 м/с. Полный цикл удара клювом длится всего 0,001 с или даже меньше, а перегрузка в конце каждого удара достигает 1000g. Однако мозг птицы никогда не травмируется! Оказалось, что секрет дятла заключается в том, что его голова перемещается только вперёд и назад в одной плоскости, без каких-либо боковых смещений. В связи с этим у инженеров-физиков возникла идея улучшить защитные шлемы космонавтов, сконструировав их таким образом, чтобы максимально ограничить боковые перемещения. Достигнуть желаемого эффекта удалось благодаря специальным шейным скобам.

БИОФИЗИКА: ЗВУЧАНИЕ НАСЕКОМЫХ

Задача №22
При полёте большинство насекомых издают звук. Чем он вызывается? Кто в полёте быстрее взмахивает крылышками – комар, муха или шмель? Как это можно определить?

Ответ: Звук вызывается колебаниями крыльев насекомого. Быстрее машет крыльями комар, медленнее – шмель. Определить это можно по высоте звука, который издают при полёте насекомые. Комар издаёт более высокий звук, чем муха или шмель.

Для любознательных: Звучание насекомых
Звучание насекомых вызывается чаще всего быстрыми колебаниями крыльев при полёте (комары, мухи, пчёлы, шмели…). Полёт того насекомого, которое чаще машет крыльями, воспринимается нами как звук большей частоты и, следовательно, более высокий. У некоторых насекомых, например кузнечиков, встречаются специальные органы звучания – ряд зубчиков на задних ножках, задевающих за края крыльев и вызывающих их колебания. У некоторых жуков получаются довольно громкие скрипучие звуки при трении сегментов брюшка о твёрдые надкрылья. Звучащий аппарат цикад также приводится в действие колебаниями брюшка. В отличие от голосовых аппаратов позвоночных, органы звучания насекомых совершенно не имеют отношения к процессу дыхания.
«Проблемы этологии», 1985 год. Игорь Иванович Акимушкин
«…Цикады – самые замечательные музыканты из насекомых.
Некоторые из них семнадцать лет в образе личинок проводят в молчании под землёй, чтобы, выбравшись в последние недели жизни из заточения, огласить окрестные леса оглушительным стрекотанием. Живущие в тропиках цикады так громогласны, что песни их не уступают пронзительному свистку паровоза. Голоса других звучат визгливо, как циркулярная пила…»

Иллюстрации из книги Альфреда Эдмунда Брема
«Жизнь животных: Насекомые»

узор

Весенний день в жизни насекомых :: из книги Альфреда Брема «Насекомые»
Весенний день
в жизни насекомых

A spring day in the life of insects
 
Нашествие саранчи :: из книги Альфреда Брема «Насекомые»
Нашествие саранчи
Locust attack
 
Тропические цикады-горбатки :: из книги Альфреда Брема «Насекомые»
Тропические цикады-горбатки
Tropical cicadas

узор

Альфред Эдмунд Брем (Alfred Edmund Brehm; 02.02.1829–11.11.1884) – немецкий учёный-зоолог и путешественник, автор знаменитой научно-популярной работы «Жизнь животных».

Для любознательных:
«Мещёрская сторона», 1939 год
Константин Георгиевич Паустовский

«…Я иду в пустую баню, кипячу чай. На печке заводит свою песню сверчок. Он поёт очень громко и не обращает внимания ни на мои шаги, ни на звон чашек…»
О чём и чем поёт сверчок?
Тело насекомых пронизано тончайшими канальцами, проводящими воздух к клеткам тела, благодаря которым и происходит дыхание. Лёгких, как у человека и позвоночных животных, у них нет. Нет и голосового аппарата. Насекомые производят звуки движением всего тела или его частей.
На самом деле сверчок не поёт. Сверчок – виртуозный скрипач!
Он издаёт звуки, надкрыльями, на которых есть зубчатая жилка и скребок. Звук издаётся только при опускании надкрыльев; в то время как они поднимаются, наступает интервал в пении.
Чаще всего пение сверчков можно услышать в деревенских домах. Они очень любят тепло, поэтому устраиваются где-нибудь за печкой и поют всю ночь напролёт. Такое соседство людям не мешает, и они спокойно и сладко засыпают под звуки этой неподражаемой музыки. Во многих странах даже существует примета, что сверчки в доме приносят счастье, а если они по какой-то причине покидают дом, то быть беде…
Кто стрекочет более мелодично – сверчки или кузнечики?
Механизм воспроизведения звуков у сверчков и кузнечиков очень схож. Причины петь – играть на «скрипке» одни и те же. Однако, мембраны сверчков более тонкие, чем у кузнечиков, и потому издаваемые ими звуки получаются гораздо более разнообразными и весьма мелодичными. Для разных случаев жизни у сверчков есть свои особенные «песенные композиции»: приветственные, призывные, брачующиеся, защитные и агрессивные…

Задача №23
Почему мы не слышим никакого звука при полёте бабочки, взмахивающей крылышками до 8-12 раз в секунду?

Ответ: Человеческое ухо не ощущает колебательных движений воздуха, частота которых меньше 20-16 колебаний в секунду.

узор

Бабочка :: Фредерик Морган
Бабочка
The Butterfly
Фредерик Морган

узор

Фредерик Морган (Frederick Morgan; 1856–1927) – английский жанровый живописец, известный своими сентиментальными жанровыми картинами, изображающими детей и животных в сельской местности.

Иллюстрации из книги Альфреда Эдмунда Брема
«Жизнь животных: Насекомые – бабочки Германии»

узор

Бабочки Германии :: из книги Альфреда Эдмунда Брема «Жизнь животных: Насекомые»
Бабочки Германии
DEUTSCHE TAGFALTER
citronenfalter, kaisermantel, schwalbenschwanz, gamma, grosse perlmutter

узор

Лимонница, или крушинница (Gonepteryx rhamni); Перламутровка Аглая (Argynnis aglaja); Махаон (Papilio machaon); Совка гамма (Autographa gamma); Перламутровка большая, или перламутровка большая лесная или перламутровка Пафия (Argynnis paphia)

узор

Обыкновенная квакша, Съедобная лягушка, Озёрная лягушка :: на переднем плане Озёрная Лягушка
на переднем плане
Озёрная Лягушка

узор

Задача №24
«На хуторе», 1892 год
Иван Алексеевич Бунин

«…Темны и теплы были апрельские ночи; мягко благоухали сады черёмухой, лягушки заводили в прудах дремотную, чуть звенящую музыку, которая так идёт к ранней весне…»
Лягушки обладают весьма громкими и довольно разнообразными голосами. У некоторых видов лягушек по бокам головы имеются голосовые мешки (полые выросты стенок ротовой полости), которые при крике, наполняясь воздухом, раздуваются как пузыри. Каково назначение голосовых мешков?

Ответ: Голосовые мешки служат лягушкам резонаторами.

Обыкновенная квакша (Hyla arborea) – на веточке
Съедобная лягушка (Rana esculenta)
Озёрная лягушка (Rana ridibunda)

Задача №25
Почему летучие мыши даже в полной темноте не налетают на препятствия?

БИОФИЗИКА: ЗВУЧАНИЕ РЫБ

Задача №26
Справедлива ли поговорка «нем как рыба»?

Для любознательных: Звучание рыб
Известная поговорка «нем как рыба» оказалась неправильной. Рыбы издают множество звуков, и притом весьма разнообразных, так что вряд ли уместно называть подводное царство «миром безмолвия». Ставрида, например, издаёт звуки напоминающие собачий лай; морской налим урчит и хрюкает; рыба-барабанщик производит нечто, действительно напоминающее барабанный бой; атлантическая рыба-жаба способна издавать звук сходный с гудком пароходной сирены; звуки карпа похожи на серию тресков, а речного окуня на короткую дробь. Рыбы создают звуки трением жаберных пластин, скрежетом челюстных и глоточных зубов, плавательным пузырём… Например, у морского конька звучание связано с особым устройством сочленения позвоночника и черепа (западающие одна за другую кости щёлкают во время вскидывания коньком головы); у рыбы-барабанщика звучит плавательный пузырь (при сокращении мускулатуры стенки пузыря начинают колебаться, испуская импульсы звука).
Почему же мы не слышим голоса рыб?
Основная причина в том, что звуковые волны, достигая границы, разделяющей воду и воздух, почти целиком отражаются от неё. Лишь 1% энергии звука пересекает эту границу. Впрочем, имеются свидетельства рыбаков и исследователей, указывающих на то, что иногда голоса рыб можно услышать. В частности, немало «поющих» и «разговаривающих» рыб в бассейне Амазонки.
«Зов Амазонки», 1937 год («Рыбы поют в Укаяли»). Аркадий Фидлер
«…Порой в предвечерние часы из воды доносятся странные звуки, похожие на колокольный звон. Это поют усатые рыбы цилиндрической формы, похожие на сомов. Впервые я услышал их однажды под вечер, когда после бурного дня закат был особенно ярок. В воздухе и на реке стояла мёртвая тишина – и вдруг я ясно услышал доносящийся из воды колокольный звон. Зазвонил сначала один колокол, за ним второй, потом третий… Звуки эти были разной тональности, будто звонили колокола и низкие, и высокие, вплоть до детских погремушек-колокольчиков…»
За много-много лет до Аркадия Фидлера о том, что «рыбы вовсе не так немы, как о них рассказывают…» писал в своих замечательных сказках великий Ханс Кристиан Андерсен…
«На дюнах», 1859 год. Ханс Кристиан Андерсен
«…Два дня спустя она уехала в Норвегию, а Юрген продолжал исправлять разные работы по дому, участвовал и в рыбной ловле, а в те времена там-таки было что ловить – побольше, чем теперь. Стада макрелей оставляли за собою по ночам светящийся след, выдававший их движения под водою; керцы (рыба – cottus scorpius) хрипели, а крабы издавали жалобный вой, когда попадались ловцам; рыбы вовсе не так немы, как о них рассказывают…»

Иллюстрации из книги Альфреда Эдмунда Брема
«Жизнь животных: Рыбы»

узор

Морской угорь и мурена :: из книги Альфреда Брема «Рыбы»
Морской угорь и мурена
Meeraal und Muräne
 
Морские коньки и рыба-игла :: из книги Альфреда Брема «Рыбы»
Морские коньки и рыба-игла
Seenadel und Seepferdchen

узор

Wilhelm Richard Paul Flanderky (1872–1937) – немецкий художник-иллюстратор.

узор

Карпы :: из книги Альфреда Брема «Рыбы»
Карпы
Karpfen
 
Вуалевые золотые рыбки :: из книги Альфреда Брема «Рыбы»
Вуалевые золотые рыбки
Schleierfchwanz

узор

Задача №27
«Рассказ коммивояжера», 1876 год. Марк Твен
«…На сей раз он стал коллекционировать эхо… Первым его приобретением было четырёхкратное эхо в Джорджии; затем он купил шестикратное в Мэриленде, а вслед за этим тринадцатикратное в Мэне; в Канзасе он раздобыл девятикратное, а в Теннесси – двенадцатикратное, да и по дешёвке вдобавок, – эхо, видите ли, было не совсем в порядке, так как часть скалы, отражавшей звук, обвалилась… Тут объявилось новое несравненное эхо, ныне известное всему миру под названием Великий Кохинур, или Гора Откликов. Это был брильянт в шестьдесят пять каратов. В тихий безветренный день на одно-единственное слово эхо отвечало целых пятнадцать минут…»
Почему в горах эхо многократное? Почему тихий безветренный день наиболее удобен для наблюдения эха?

Ответ: В горах эхо многократное вследствие многократного отражения звука. Скорость ветра вблизи земли почти всегда меньше, чем наверху. Благодаря этому волновой фронт звука, издаваемого человеком, загибается вверх и при отражении может пройти выше человека, который пытается услышать своё эхо.

узор

Завораживающие виды горного Алтая и неподражаемое эхо…
Озеро горных духов Дены-Дерь :: Гуркин Григорий Иванович, 1910 год
Озеро горных духов Дены-Дерь
Гуркин Григорий Иванович, 1910 год
«Любимое место горных духов, куда редко может проникнуть человек,
а потому оно чистое, неосквернённое: по верованию алтайцев,
таковыми могут быть только алтайские озёра, окружённые высокими скалами
с вечными спутниками – снегом, льдом и туманами…»

узор

Гуркин Григорий Иванович (12.01.1870–11.10.1937) – российский и советский художник, ученик Шишкина Ивана Ивановича. По происхождению – алтаец, потомок теленгетского хана Коная, представитель рода чорос.

Задача №28
Может ли возникнуть эхо в степи?

Ответ: Не может, так как нет предметов, от которых звук мог бы отражаться.

Задача №29
Всегда ли справедливо выражение: «как аукнется, так и откликнется», то есть всегда ли отражённый звук имеет ту же высоту тона, что и падающий?

Ответ: Высота тона (частота колебаний) отражённого звука не равна высоте тона падающего звука в случаях, когда источник звука или препятствие, от которого звук отражается, движется (эффект Доплера).

Задача №30
Почему пористые строительные материалы (пеногипс, строительный войлок и др.) обладают хорошими звукоизоляционными свойствами?

Задача №31
Почему в пустом зрительном зале звук громче и «раскатистей», чем в зале, заполненном публикой?

Ответ: В пустом зрительном зале звук громче и «раскатистей» вследствие многократного отражения от стен и потолка на основной звук накладывается отражённый.

узор

Спектакль в Большом Московском театре :: Зичи Михаил Александрович, 1856 год
Спектакль в Большом Московском театре
Зичи Михаил Александрович, 1856 год

узор

Зичи Михаил Александрович (15.10.1827–28.02.1906) – венгерский живописец из знатного рода Зичи, много работавший в России.

Для любознательных: Реверберация
Эхо может наблюдаться и в закрытых помещениях, где звук будет отражаться от стен, потолка, мебели. Такое многократное отражение звука в закрытых помещениях от различных предметов носит название реверберации. Реверберация может быть сильной, и тогда мы говорим о «гулкости» помещения. Зодчие Древней Руси, хотя и не знали законов современной физики, строили храмы, уникальные по своим акустическим свойствам. Например, в Георгиевском соборе Юрьева монастыря под Новгородом, построенном ещё в XII веке, можно слышать слова, произнесённые даже шёпотом в любом из уголков собора. Некоторые тайны древних зодчих удаётся раскрыть. Когда будете в старых церквах Киева, Владимира, Пскова, обратите внимание на круглые отверстия, расположенные по основанию купола. Это голосники – горлышки глиняных горшков, вделанных мастерами в толщу каменного купола при строительстве. Они значительно усиливают эффект реверберации. Реверберацию можно ослабить путём изоляции отражающих поверхностей пористыми или губчатыми материалами – занавесями, коврами…

Задача №32
На открытом воздухе музыка, пение, речь оратора звучат менее громко, чем в помещении. Почему?

Ответ: В помещениях наблюдается отражение звуковых волн от стен, пола и потолка.

Задача №33
Наблюдатель удаляется от колокола, по которому производятся удары через каждую секунду. Сначала видимые и слышимые наблюдателем удары совпадают. Потом они не совпадают. Затем на некотором расстоянии наблюдателя от колокола видимые и слышимые удары снова совпадают. Объясните явление.

узор

Вечевой колокол
Новгородское вече. Вечевой колокол :: Худяков Василий Григорьевич, 1861 год
Новгородское вече. Вечевой колокол
Худяков Василий Григорьевич, 1861 год

узор

Худяков Василий Григорьевич (1826–1871) – русский жанровый, исторический и портретный живописец.

узор

Царь-колокол – памятник русского литейного искусства XVIII века
Ивановская площадь в Москве :: Бодри Карл Петрович
Ивановская площадь в Москве
Бодри Карл Петрович

узор

Царь-колокол – колокол весом свыше 200 т (высота с ушками – 6,14 м, диаметр 6,6 м); отлит в 1733-35 русскими мастерами Иваном и Михаилом Моториными. Во время пожара 1737 от колокола отвалился кусок весом в 11,5 т. В 1837 году установлен в Московском Кремле на постамент, исполненный по проекту Огюста Монферрана. Помимо уникальных размеров, колокол замечателен красотой своей формы и тонко прорисованных скульптурных украшений – барельефных портретов царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоановны, а также поясков и картушей с барочным растительным орнаментом с изображениями святых, ангелов и надписями об истории создания колокола.
Бодри Карл Петрович (Карл-Фридрих; 1812–1894) – русский живописец, портретист, мастер городского пейзажа и бытового жанра.

Задача №34
Голос слышен на большом расстоянии, но слов иногда разобрать нельзя. Чем вы можете это объяснить?

Ответ: Разборчивость речи связана с наличием в звуке высоких частот. Однако коэффициенты поглощении звука в воздухе для этих частот больше, чем для низких, поэтому колебания высоких частот ослабляются в большей мере, чем колебания низких.

Задача №35
Чтобы нас услышали, мы кричим и при этом прикладываем руки ко рту. Для чего мы это делаем?

Ответ: С помощью рук мы создаём рупор, обеспечивающий направленное распространение звука.

Задача №36
Когда прислушиваются к отдалённому шуму, то невольно раскрывают рот. Почему?

Ответ: Полость рта служит резонатором для звуков.

Задача №37
Сквозь открытую дверь можно хорошо слышать разговор даже в том случае, когда разговаривающие находятся за пределами видимости. Какое явление обеспечивает такую возможность?

Ответ: Явление дифракции звуковых волн.

узор

Коллекция раковин :: Александр-Исидор Леруа де Бард
Коллекция раковин
Selection of Shells
Arranged on Shelves

Александр-Исидор
Леруа де Бард

узор

Задача №38
«Зимой», 1916 год
Иван Алексеевич Бунин

«…Вот зима – и за туманами
Скрылось солнце. Дик и груб,
Океан гремит органами,
Гулом раковинных труб…»

Бывают морские раковины, в которых слышится шум, если их приложить к уху. Иногда такой же шум можно услышать, приблизив к уху отверстие стакана или чашки. Проверьте и объясните.

Ответ: Шум, который мы слышим, приставив к уху крупную морскую раковину или чашку, происходит вследствие того, что раковина является резонатором, усиливающим многочисленные шумы в окружающей нас обстановке, обычно нами не замечаемые из-за их слабости. Этот смешанный звук напоминает гул моря – что и подало повод к различным легендам, сложившимся вокруг шума раковины.

Задача №39
В воду погружён вибратор, мембрана которого создаёт музыкальные звуки. Будет ли находящийся под водой пловец слышать мелодию такой же, какой он слышал бы её, находясь на суше?

Ответ: Мелодия будет звучать одинаково, так как частота звука в любой среде одна и та же. При переходе звуковой волны из одной среды в другую изменяются скорость распространения звука и длина волны.

Задача №40
Если возбуждённый камертон поставить не его резонансный ящик, громкость звучания резко увеличивается. Не противоречит ли это закону сохранения энергии?

Ответ: Не противоречит. Увеличение громкости всегда сопровождается отчётливо наблюдаемым сокращением времени звучания. Значит, использование резонансного ящика увеличивает только мощность излучаемого звукового потока, но не общую энергию, излучаемую за время до полного затухания колебаний.

Задача №41
Почему камертон звучит громче, если одна из его ветвей отломана?

Ответ: Волны от двух ветвей камертона интерферируют на погашение звука.

Задача №42
Что является звучащим телом и каким способом приводится оно в колебание в различных музыкальных инструментах: мандолине, рояле, баяне, скрипке, саксофоне, барабане?

узор

Людвиг Ван Бетховен во время работы над «Торжественной Мессой» :: Йозеф Карл Штилер, 1820 год
Людвиг Ван Бетховен
Ludwig van Beethoven
Йозеф Карл Штилер, 1820 год

узор

Задача №43
«Жизнь Бетховена», 1903 год
Ромен Роллан

«…Глухота усиливалась, однако никогда не была полной. Бетховен различал низкие тона гораздо лучше, чем высокие. Говорят, что в последние годы жизни он пользовался деревянной палочкой, один конец которой он клал в корпус фортепиано, а другой держал в зубах. Он прибегал к этому приспособлению, чтобы лучше слышать, когда сочинял. В Бетховенском музее в Бонне хранятся акустические аппараты, сделанные для Бетховена около 1814 года механиком Мельцелем…»
Поясните, почему деревянная палочка помогла Бетховену лучше слышать.

Людвиг Ван Бетховен (Ludwig van Beethoven; 16.12.1770–26.03.1827) – немецкий композитор и пианист, представитель «венской классической школы». Бетховен – ключевая фигура западной классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее уважаемых и исполняемых композиторов в мире.
Йозеф Карл Штилер (Joseph Karl Stieler; 01.11.1781–09.04.1858) – немецкий художник-портретист.

Для любознательных:
Какова конструкция слуховых аппаратов прошлых веков?
Приборы, с помощью которых можно до известной степени компенсировать потерю слуха, были известны много веков назад. По свидетельству римского врача Галена, во II веке до нашей эры философ Архиген предложил и успешно применял при тугоухости особые серебряные рожки. Узкий конец такого рожка вставлялся в ушную раковину, широкий – собирал звуки с относительно большой площади.
В XVII веке Кирхнер описал слуховой прибор, состоящий из воронки и изогнутой трубки, которую вставляли в наружный слуховой проход. На мысль о создании такого слухового прибора навело его так называемое «ухо Дионисия», пользовавшееся печальной славой в сиракузской темнице. «Ухо Дионисия» состояло из длинной трубки, конец которой открывался в помещение для заключённых, благодаря чему можно было подслушивать даже шёпот узников.
Слуховые трубки позволяют концентрировать рассеянную акустическую энергию, а также выступают в роли акустических резонаторов, повышающих звуковую энергию в зоне речевых частот от 6 до 20 децибел.
Слуховые трубки не искажают речевой сигнал, имея небольшой коэффициент усиления, они никогда не дают дискомфортных слуховых ощущений. Вот почему, несмотря на примитивное устройство и малое усиление, слуховые трубки существовали около двух тысячелетий – вплоть до начала XX века.
Почему деревянная палочка помогла Бетховену лучше слышать? Оригинальную конструкцию имели слуховые трубки и палочки, которыми пользовался Бетховен. Так как звуковые колебания могут восприниматься человеком непосредственно через кости черепной коробки, то звук от корпуса фортепьяно через деревянную палочку, которую Бетховен держал в зубах, передавалась костям черепа, а от них – органам внутреннего уха. Эти слуховые трубки и палочки были созданы для Бетховена пианистом Иоганном Непомуком Мельцелем, который к тому же был талантливым механиком, его наиболее известное изобретение – метроном.

Задача №44
Почему когда вы грызёте сухарики, то вам кажется, что вы производите гораздо больше шума, чем находящийся рядом с вами приятель, тоже грызущий сухарики?

Для любознательных: Курьёзы слуха
Когда мы грызём твёрдый сухарь, мы слышим оглушительный шум, между тем как наши соседи едят те же сухари без заметного шума. Как ухитряются они избегать этого грохота?
Дело в том, что шум и грохот существуют лишь в наших ушах и мало беспокоят уши наших соседей. Кости черепа, как и вообще твёрдые, упругие тела, очень хорошо проводят звуки, а звук в плотной среде усиливается иногда до чрезвычайных размеров. Доходя до уха через воздух, треск сухаря воспринимается как лёгкий шум; но тот же треск превращается в грохот, если доходит до слухового нерва через твёрдые кости черепа. Вот ещё опыт из той же области: зажмите между зубами колечко карманных часов и плотно закройте уши пальцами: вы услышите тяжёлые удары – так усилится тиканье часов. Бетховен, оглохнув, слушал, говорят, игру на рояле, приставив к нему одним концом свою трость, другой конец которой он держал у зубов. Точно так же те глухие, у которых уцелело внутреннее ухо, могут танцевать под музыку: звуки достигают до их слуховых нервов через пол и кости.
(«Курьёзы слуха. Занимательная физика», Яков Исидорович Перельман).

БИОФИЗИКА: ЗВУКИ ЛЕСА – ЗЕЛЁНЫЙ ШУМ

Задача №45
«Зелёный Шум», 1862 год. Николай Алексеевич Некрасов
«Идёт-гудёт Зелёный Шум,
Зелёный Шум, весенний шум!
Играючи расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнёт кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако: всё зелено,
И воздух и вода!»…

О каком зелёном шуме идёт речь в этих строках?
Поясните их с точки зрения физики.

узор

Идёт-гудёт Зелёный Шум, Зелёный Шум, весенний шум!
Зелёный Шум :: Рылов Аркадий Александрович, 1904 год
Зелёный Шум
Рылов Аркадий Александрович, 1904 год

узор

Рылов Аркадий Александрович (1870-1939) – русский советский живописец-пейзажист, график и педагог.

узор

Осина :: Отто Вильгельм Томе «Флора Германии, Австрии и Швейцарии», 1885 год
Осина обыкновенная
Populus tremula

узор

Для любознательных: Звуки леса
Звучание лиственного леса – зелёный шелест и шум возникает не только из-за колебаний листьев под действием ветра, но и трения их друг о друга.
Это особенно заметно на листьях осины, так как они, будучи довольно крупными, прикреплены к длинным и тонким черешкам, поэтому весьма подвижны и раскачиваются даже самыми слабыми воздушными потоками. У разных народов бытовали поверья и легенды, связанные с этим удивительным свойством осиновых листьев приходить в трепет от малейшего дуновения ветра.
В русской традиции трепет осиновых листьев связывается с трагическим эпизодом из Нового Завета – самоубийством Иуды Искариота. Именно на осине, согласно русским народным преданиям, удавился несчастный, преисполненный раскаяния, Иуда Предатель.
В фольклоре осина выступает в качестве действенного средства в борьбе с нечистой силой – колдунами, ведьмами, вампирами… Неупокоенным мертвецам вбивали в грудь осиновый кол, тем самым вручая им билет в один конец – в потусторонний мир Нави – мир мёртвых.

Осина, или Осина обыкновенная, или Тополь дрожащий (лат. Populus tremula) – вид лиственных деревьев из рода Тополь семейства Ивовые.
Отто Вильгельм Томе (Otto Wilhelm Thome; 1840–1925) – немецкий ботаник и художник-иллюстратор. Автор сборника ботанических иллюстраций «Флора Германии, Австрии и Швейцарии (Flora von Deutschland, Österreich und der Schweiz)», 1885 год.

«Причудливые деревья», 1967 год. Эдвин Меннинджер
«…Леса полны торжественного очарования. Пройдитесь по лесу в сухой и ветреный осенний день, вслушайтесь в его безмолвие, и вы услышите повсюду вокруг шелест и шорох листьев. Вы различите вздохи и тихое эолово пение сосновых игл на ветру. А если деревья уже достигли величественной старости, то вы услышите скрипы и стоны, а иногда и вопли трущихся друг о друга сучьев или громкий треск падающей сухой ветки…»

узор

Опушка леса :: Шишкин Иван Иванович, 1884 год
Опушка леса
Шишкин Иван Иванович
1884 год

узор

Задача №46
Почему хвойный и лиственный леса шумят от ветра по-разному?
В хвойном лесу даже при слабом ветре слышится гул. Лес шумит, говорим мы тогда. Шум леса возникает, главным образом, не от трения отдельных хвоинок одна о другую. Объясните отчего же. Почему на опушке леса хорошо слышно эхо?

Для любознательных: В хвойном лесу даже при слабом ветре слышится гул. Шум хвойного леса возникает, главным образом, не от трения отдельных хвоинок одна о другую, а благодаря эолову пению хвойных иголок, подобно рукотворной эоловой арфе.
Колеблющиеся хвойные иголки то уплотняют, то разряжают воздух, а, благодаря упругости воздуха, эти чередующиеся воздействия передаются дальше в пространство – от слоя к слою, возникают упругие волны. Достигая нашего уха, они воздействуют на барабанные перепонки и вызывают ощущение звука – гула соснового леса.

узор

В хвойном лесу даже при слабом ветре слышится гул…
Корабельная роща :: Шишкин Иван Иванович, 1898 год
Корабельная роща
Шишкин Иван Иванович, 1898 год

узор

Шишкин Иван Иванович (25.01.1832–20.03.1898) – русский живописец-пейзажист, академик, профессор, руководитель пейзажной мастерской Императорской Академии художеств.

Задача №47
«Макар Чудра», 1892 год. Максим Горький
«…А играет – убей меня гром, коли на свете ещё кто-нибудь так играл! Проведёт, бывало, по струнам смычком – и вздрогнет у тебя сердце, проведёт ещё раз – и замрёт оно, слушая, а он играет и улыбается. И плакать и смеяться хотелось в одно время, слушая его…»
У скрипки всего четыре струны. Однако с помощью этих немногих струн музыкант получает невероятное количество весьма разнообразных звуков – плачущих и смеющихся. В чём заключается секрет скрипки?
Продольными или поперечными являются волны, возбуждаемые смычком в струне? В воздухе?

Ответ: Скрипач, манипулируя пальцами своей руки (зажимая струны скрипки), изменяет длину струны, что приводит к изменению частоты звука – скрипка то плачет, то смеётся…
На струне возбуждаются поперечные волны; в воздухе – продольные.

узор

…А играет – убей меня гром, коли на свете ещё кто-нибудь так играл!
Портрет скрипача :: Эрно Ронай
Портрет скрипача
Seated Man with Violin
Эрно Ронай

узор

Эрно Ронай (Ernö Ronay; 21.06.1852–21.07.1913) – венгерский живописец.

Задача №48
Почему струны, предназначенные для создания низких звуков (басовые струны), оплетают спиралью из проволоки?

Ответ: Чем больше масса струны, тем меньше частота упругих колебаний.

Задача №49
Звучащая струна гитары (или любого другого струнного инструмента) представляется нам в виде размытой полоски, сужающейся к концам. По ширине такой полоски можно судить об амплитуде колебаний струны. Извлекая из струны звуки различной громкости, понаблюдайте, как изменяется при этом ширина полоски. Какой вывод можно сделать из этих наблюдений?

узор

Портрет Е. И. Маковского, отца художника :: Маковский Константин Егорович, 1856 год
Портрет Е. И. Маковского, отца художника
Маковский Константин Егорович, 1856 год

узор

Маковский Константин Егорович (20.06.1839–30.09.1915) – русский живописец, один из ранних участников Товарищества передвижников.

Задача №50
Если струна музыкального инструмента начинает издавать ненормально низкий звук, настройщик увеличивает её натяжение. Почему этим способом удаётся настроить струну на нужную частоту колебаний?

Ответ: При натяжении струны увеличивается сила упругости. А это приводит к увеличению частоты колебаний.

Задача №51
Какое значение имеют в струнных музыкальных инструментах деки – тонкие крышки корпуса инструмента, изготовляемые из специальных сортов сухого дерева?

Задача №52
Как изменяется высота тона струны или камертона при повышении температуры?

Ответ: Высота тона понижается.

Задача №53
Для чего смычок перед игрой натирают канифолью?

Ответ: Чтобы увеличить трение смычка о струну и этим улучшить условия возбуждения колебаний струны.

узор

Франц Йозеф Гайдн дирижирует струнным квартетом :: неизвестный художник
Франц Йозеф Гайдн дирижирует струнным квартетом
Franz Joseph Haydn Conducting a String Quartet
неизвестный художник

узор

Франц Йозеф Гайдн (Franz Joseph Haydn; 31.03.1732–31.05.1809) – австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет.

Задача №54
Как воспринималась бы музыка, если бы низкие и высокие, сильные и слабые звуки распространялись с различными скоростями?

Ответ: То, что было бы гармонично вблизи оркестра, звучало бы дисгармонично вдали от него.

Задача №55
Почему у кобзы звенящий пронзительный звук, а у арфы – мягкий певучий?

Ответ: Когда струну дёргают ногтем или медиатором, в ней возбуждается больше высших гармоник, чем когда её трогают пальцами. Высшие гармоники и придают звукам кобзы звенящую пронзительную окраску.

узор

Тарас Шевченко с кобзой над Днепром :: Трутовский Константин Александрович, 1875 год
Тарас Шевченко с кобзой над Днепром
Трутовский Константин Александрович, 1875 год

узор

Трутовский Константин Александрович (09.02.1826–29.03.1893) – русский жанровый живописец, иллюстратор произведений Николая Васильевича Гоголя, Михаила Юрьевича Лермонтова, Ивана Андреевича Крылова.

Для любознательных: Кобза – старинный украинский струнный щипковый музыкальный инструмент.

Задача №56
Если духовой оркестр заходит, удаляясь за угол улицы, то через некоторое время слышна игра лишь басовых труб и барабана. Почему при этом не слышны звуки флейт, кларнетов? Что происходит с энергией звука, когда он становится не слышным?

Ответ: Длинные волны дифрагируют сильнее, чем короткие.
Энергия звука преобразуется во внутреннюю энергию среды.

Задача №57
Почему женские и детские голоса обычно выше мужских?

Ответ: Источником звука в голосовом аппарате человека являются голосовые связки – две эластичные складки, находящиеся в гортани. Они приходят в колебание в результате поступления воздуха из лёгких. Связки у женщин и детей обычно тоньше и короче, их собственная частота колебания выше, чем у мужчин.

Задача №58
У кого из участвующих в хоре период колебаний голосовых связок меньше – у поющих альтом или у поющих басовые партии?

узор

Автопортрет с арфой :: Роза Аделаида Дюкре, 1791 год
Автопортрет с арфой
Self-Portrait with a Harp
Роза Аделаида Дюкре
1791 год

узор

Задача №59
«Зверь», 1883 год
Николай Семенович Лесков

«…В имении дяди был огромный каменный дом, похожий на замок. Это было претенциозное, но некрасивое и даже уродливое двухэтажное здание с круглым куполом и с башнею, о которой рассказывали страшные ужасы. Там когда-то жил сумасшедший отец нынешнего помещика, потом в его комнатах учредили аптеку. Это также почему-то считалось страшным; но всего ужаснее было то, что наверху этой башни, в пустом, изогнутом окне были натянуты струны, то есть была устроена так называемая «Эолова арфа». Когда ветер пробегал по струнам этого своевольного инструмента, струны эти издавали сколько неожиданные, столько же часто странные звуки, переходившие от тихого густого рокота в беспокойные нестройные стоны и неистовый гул, как будто сквозь них пролетал целый сонм, поражённый страхом, гонимых духов. В доме все не любили эту арфу и думали, что она говорит что-то такое здешнему грозному господину и он не смеет ей возражать, но оттого становится ещё немилосерднее и жесточе… Было несомненно примечено, что если ночью срывается буря и арфа на башне гудит так, что звуки долетают через пруды и парки в деревню, то барин в ту ночь не спит и наутро встаёт мрачный и суровый и отдаёт какое-нибудь жестокое приказание, приводившее в трепет сердца всех его многочисленных рабов…»
Что такое эолова арфа? Какое физическое явление положено в основу принципа работы эоловой арфы?

Роза Аделаида Дюкре (Rose-Adelaide Ducreux; 1761–1802) – французская художница.

Для любознательных:
Арфа – многострунный щипковый музыкальный инструмент.
Эолова арфа – тоже струнный инструмент, но не щипковый… Звучит он благодаря ветру, колеблющему его струны. Музыкальным инструментом в строгом смысле этого слова Эолова арфа не является, так как не требует участия музыканта-исполнителя. Названа она была по имени древнегреческого бога Эола – повелителя ветров.
Ветер приводит в колебания струны арфы. Колеблющиеся струны то уплотняют, то разряжают воздух, а благодаря упругости воздуха эти чередующиеся воздействия передаются дальше в пространство – от слоя к слою, возникают упругие волны. Достигая нашего уха, они воздействуют на барабанные перепонки и вызывают ощущение звука – музыки.
Эоловы арфы обычно размещают на крышах и фронтонах зданий (например, в оконных проёмах), в парковых беседках, ротондах, гротах… Для обустройства эоловой арфы используют струны одинаковой длины, но различной толщины и степени натяжения, которые обычно настраиваются в унисон. При такой настройке, струны эоловой арфы при колебании издают не только основной тон, но и обертоны, так что общий диапазон эоловой арфы оказывается довольно значительным. Чем сильнее ветер, тем более высокие обертоны слышны. При слабом дуновении ветра звучание эоловой арфы очень лёгкое, трогательное и нежное, а вот в ненастье при резких порывах ветра – пронзительное, грубое и громкое.

Задача №60
Почему ваш голос звучит громче и выразительнее когда вы поёте в ванной комнате?

Ответ: Когда вы поёте на открытом воздухе, то слышите звуки собственного голоса лишь в тот момент, когда вы их издаёте. В ванной комнате каждый звук многократно отражается от близко расположенных стен, поэтому он слышен дольше. В результате ваш голос приобретает звонкость, обусловленную достаточно продолжительным звучанием высокочастотных составляющих, и выразительность – сочность, благодаря продолжительному звучанию низкочастотных составляющих.

Задача №61
Оперный певец способен разбить большой винный бокал, спев очень громко определённую высокую ноту. Почему разбивается стекло и почему для этого должна быть спета определённая нота? Почему эта нота должна звучать несколько секунд, прежде чем бокал разобьётся?

Ответ: Бокал имеет определенные резонансные частоты. Если певец на протяжении нескольких секунд будет петь на одной из этих частот, то колебания бокала могут усилиться до такой степени, что стекло треснет.

Задача №62
Крупный дождь можно отличить от мелкого по звуку, возникающему при ударах капель о крышу. На чём основана такая возможность?

Ответ: Крупные капли дождя ударяют с большей силой и возбуждают колебания большей амплитуды. Поэтому от них прослушивается более громкий звук.

узор

Дождь :: Ендогуров Иван Иванович, 1880-е
Дождь
Ендогуров Иван Иванович, 1880-е

узор

Ендогуров Иван Иванович (23.10.1861–17.05.1898) – русский живописец-пейзажист, член Товарищества передвижников.

Задача №63
«Художники», 1879 год. Всеволод Михайлович Гаршин
«…точно так, как в детстве, когда, бывало, проснёшься ночью возле спящей матери, когда в окно стучит ветер, и в трубе жалобно воет буря, и брёвна дома стреляют, как из пистолета, от лютого мороза, и начнёшь тихонько плакать, и боясь и желая разбудить мать, и она проснётся, сквозь сон поцелует и перекрестит, и, успокоенный, свёртываешься калачиком и засыпаешь с отрадой в маленькой душе…»
Почему ветер стучит в окно, а в трубе жалобно воет буря и почему брёвна дома стреляют, как из пистолета, от лютого мороза?
Объясните причины возникновения этих звуков.

Задача №64
Если крикнуть в пустую бочку, то она отзывается гулким басовым звуком. Дайте объяснение этому явлению.

Ответ: Столб воздуха, находящегося в бочке, имеет небольшую собственную частоту колебаний, соответствующую самым низким звукам.

Задача №65
В бутылку льют воду. Струя воды производит при этом шум, в котором всё-таки можно уловить некоторый определённый тон. По мере наполнения бутылки водой этот тон становится выше. Объясните явление.

Ответ: Полость бутылки служит резонатором, выделяющим из шума тон определённой высоты. По мере наполнения бутылки длина резонирующего воздушного столба уменьшается, поэтому растёт высота слышимого тона.

Задача №66
Звукопоглощаемость стекла значительно меньше звукопоглощаемости воздуха, однако, закрывая окно, мы значительно ослабляем слышимость уличного шума (а наличие двойных рам в современных стеклопакетах почти полностью прекращает его доступ в комнату). Чем это можно объяснить?

Ответ: При переходах звуковой волны из воздуха в стекло и из стекла в воздух происходит её отражение, вследствие чего доля энергии, попадающей в комнату, значительно уменьшается.

Для любознательных: О неблагоприятном воздействии шума на живые организмы было известно ещё задолго до возникновения таких наук, как акустика и аудиология. Когда стерлядь входила в малые реки на нерест, церкви не звонили в колокола. Об этом сообщают старые русские журналы, рассказывая о жизни верхневолжских городов.
Одиссей и сирены
Много пришлось претерпеть хитроумному Одиссею, царю Итаки, во время своих долгих скитаний по морям после Троянской войны. Однажды его со спутниками занесло к острову, где жили сирены – полуженщины-полуптицы. Своим сладкоголосым пением они завлекали проплывающих мимо моряков и предавали их лютой смерти. Весь остров был усеян костями растерзанных ими людей. Чтобы благополучно миновать остров, Одиссей залепил своим гребцам уши мягким воском, так, что они не слышали пагубного пения сирен, а себя приказал привязать к мачте. Только тогда вынули воск из ушей спутники Одиссея и отвязали его от мачты, когда скрылся вдали остров сирен. Так впервые в истории применили противошумы – средства, охраняющие орган слуха от пагубного воздействия шума.

узор

Одиссей и сирены :: Джон Уильям Уотерхаус, 1981 год
Одиссей и сирены
Ulysses and the Sirens
Джон Уильям Уотерхаус, 1981 год

узор

Джон Уильям Уотерхаус (John William Waterhouse; 06.04.1849–10.02.1917) – английский художник, творчество которого относят к позднейшей стадии прерафаэлитизма.

Задача №67
Почему на верхних этажах здания закрытые окна гораздо заметнее защищают от дорожных шумов, чем на нижних этажах?

Ответ: Чем больше угол падения, тем большая часть волнового потока отражается.

Задача №68
В окнах, под которыми проезжают автомашины, нередко назойливо дребезжат стёкла. Это неприятное явление можно значительно ослабить, если на середины стёкол наклеить куски пластилина. Объясните этот эффект.

Ответ: Пластилин увеличивает массу стекла. Это приводит к уменьшению собственной частоты стекла и расстраивает, таким образом, резонанс между ним и звуковыми волнами, приходящими от автомашины.

Задача №69
Изменится ли высота основного тона прямой трубы, если трубу сделать изогнутой?

Ответ: Не изменится.

Задача №70
Если ударить молотком по одному концу достаточно длинной металлической трубы, то стоящий у другого конца трубы услышит двойной удар. Почему?

Ответ: Первый удар – это звуковая волна, распространившаяся по металлической трубе. Второй удар – это звуковая волна, распространившаяся в воздухе. Скорость звука в металле больше, чем в воздухе.

Желаю Вам успехов в самостоятельном решении
качественных задач по физике!




ваш комментарий *
 
ваше имя

защитный код (цифры с картинки) *




   гость [12.02.2016, 23:59]
Супер!!!
   Максим [10.09.2016, 01:52]
Дедовский метод выбора арбуза по звуку реально рулит!
Спасибо физике и автору этой странички.
   Игорь [20.09.2016, 22:59]
Биофизика бесподобная. Высший класс!
   Марина Андреевна [26.09.2016, 20:35]
Живопись потрясающая! Задачи по физике восхитительные!
Комментарии "для любознательных" - высший класс!
   читатель зелёных страничек [14.02.2017, 21:14]
Как получаются скрипучие звуки у некоторых жуков?
   Жукова Елена Ивановна [16.02.2017, 08:03]
Большинство жуков, издающих звуки, делают это при помощи стридуляционного аппарата, работающего по принципу «гребёнки и ногтя». На одной из двух трущихся поверхностей располагается структура в виде множества параллельных гребней, а на другой – зубец или один гребень. При движении одной поверхности относительно другой возникает звук, похожий на скрип. Стридуляционные аппараты часто встречаются у жуков усачей (лат. Cerambycidae). Один из родов усачей (лат. Saperda) получил даже русское название «Скрипуны».
У усачей стридуляционная площадка, покрытая тонкими рёбрышками, находится на передней части среднеспинки и в покое не видна, так как закрыта этой самой переднеспинкой. Звук возникает при движении переднегруди относительно среднегруди, когда острый задний край переднеспинки скользит по стридуляционной площадке. Если держать усача за брюшко и надкрылья, то хорошо видно, как он издаёт скрип, раскачивая вверх-вниз переднюю часть тела.

Задачи по физике – ВЫСШИЙ КЛАСС!
Биофизика восхитительная!
Иллюстративный материал шикарный!
   Георгий Победоносец [04.04.2017, 20:29]
Обалденный сайт! Скромный, но при этом жутко информативный!
Отсутствие рекламы страшно порадовало!
Задачи по физике высший класс!
Долой буржуазное ЕГЭ! Чиновников, навязавших эту гадость, под суд!
Устные экзамены по физике вернуть на Родину!
   Ирина [20.04.2017, 13:45]
Великолепные задачи, спасибо.
   Марина [12.08.2017, 20:32]
Сногсшибательно!
Ваша замечательная идея иллюстрировать задачи по физике шедеврами мировой живописи и зоологическими иллюстрациями невероятно бесценна и бесконечно очаровательна.
Браво!
   Катюша [31.07.2018, 00:37]
Реально красивые задачи по физике.
Творчество зашкаливает. В ЕГЭ не вписывается.
Спасибо за то, что не сложили крылья.
Полёт нормальный! Благодаря таким как Вы у наших детей есть шанс прорваться!
   Кося [14.09.2018, 21:30]
Зачётный сборник задач по физике!!!
Даже растерялся чем больше восторгаться.
Физикой, биофизикой, литературой, иллюстративным материалом????
Всё на высшем уровне!!!!
Задумка автора сайта реально бесценна и во всех отношениях бесподобна!!!!
Зачёт!!!!
   Проходила мимо [29.09.2018, 22:26]
Я не физик, но не смогла оторваться от текста, пока не дочитала последнюю задачу. Супер.
   Татьяна [02.05.2019, 13:05]
Всегда считала физику серой и скучной наукой. Погуляла по вашему сайту и осознала, что была совершенно не права! Вот она роскошная и безумно яркая ФИЗИКА! Теперь вижу какова роль учителя в преподавании предмета. Мне в школе с этим категорически не повезло. Но учиться никогда не поздно! Теперь уже вместе со своими детьми! Спасибо за ваши задачи! ВЫСШИЙ КЛАСС!
   читатель зелёных страничек [10.10.2019, 00:01]
Бесподобно! Красиво! Гармонично!
Великолепная ФИЗИКА!
   Николай [23.03.2020, 23:11]
Божественный сборник задач по физике.
Оформление бесподобное.
Как будто по музею погулял. Картины потрясающие.
А главное столько увлекательной и познавательной информации.
Бесспорный шедевр! Спасибо за ваш труд!
   Лариса [02.09.2020, 19:25]
Сумасшествие какое-то! Браво!
Потрясающая подборка задач по физике!
Первоклассная физика! Браво!
Роскошно иллюстрированный сборник задач по физике!
Уму непостижимо сколько труда и любви в это вложено!
СПАСИБО!!!

Литература:
§ Золотов В.А. Вопросы и задачи по физике
Москва: издательство «Просвещение», 1965
§ Плужников М.С., Рязанцев С.В. Среди запахов и звуков
Москва: издательство «Молодая гвардия», 1991
§ Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики
Москва: издательство «Просвещение», 1988
§ Тарасов Л.В. Физика в природе
Москва: издательство «Просвещение», 1988
§ Фурсов В.К. Задачи-вопросы по физике
Москва: издательство «Просвещение», 1977
§ Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике
Москва: издательство «Просвещение», 1972
§ Демкович В.П., Демкович Л.П. Сборник задач по физике
Москва: издательство «Просвещение», 1981
§ Шаскольская М.П., Эльцин И.А. Сборник избранных задач по физике
Москва: издательство «Наука», 1967


Биофизика

§ Биофизика: Тайны дельфина
Занимательно-познавательный биофизический материал, который приоткрывает завесу тайны над некоторыми особенностями организации дельфинов: самонастраивающаяся кожа и непревзойдённый гидролокатор…

§ Биофизика: Эхо в мире живой природы – сонары летучих мышей
Цель моя – вызволить ум из цепких суеверий. Тит Лукреций Кар
Познавательный биофизический материал, посвящённый удивительным животным – летучим мышам, незаслуженно обиженным человеческим родом…


ШКАТУЛКИ КАЧЕСТВЕННЫХ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ

§ Физика и География Казахстана
Совместный проект: ОФРО «БЭСТ» и Технический лицей №165 (г. Алма-Ата)

§ Як-3 – самый лёгкий истребитель Второй мировой войны
Специальный тематический выпуск зелёных страничек.
Вашему вниманию пять вопросов и заданий, посвящённых легендарному советскому истребителю Як-3… + тематическая подборка из 10 задачек.
«Только в бодром горячем порыве, в страстной любви к своей родной стране, смелости и энергии родится ПОБЕДА. И не только и не столько в отдельном порыве, сколько в упорной мобилизации всех сил, в том постоянном горении, которое медленно и неуклонно сдвигает горы, открывает неведомые глубины и выводит их на солнечную ясность…» Михаил Васильевич Ломоносов

§ Шкатулка качественных задач по физике «сборная солянка» :-)
Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые, иначе такое бросание будет пустою забавою. Козьма Прутков
Шкатулка состоит из четырёх тематических блоков: 1) Броуновское движение. Диффузия; 2) Атмосферное давление; 3) Свойства жидкости. Архимедова сила; 4) Тепловые явления.

§ Шкатулка качественных задач по физике: Строение вещества, диффузия
Творчество поэта, диалектика философа, искусство исследователя – вот материалы, из которых слагается великий учёный. Климент Аркадьевич Тимирязев

§ Шкатулка качественных задач по физике:
Элементы статики: равновесие тел, момент силы, простые механизмы

Науку всё глубже постигнуть стремись, познанием вечного жаждой томись. Лишь первых познаний блеснёт тебе свет, узнаешь: предела для знания нет. Фирдоуси

§ Шкатулка качественных задач по физике: Инерция
Посвящается Чернобаю Александру Арсеньевичу,
директору РОФМШ (Алма-Ата, РОФМШ, 1984–1987 год)
Пусть никто не думает, что великое создание Ньютона может быть ниспровергнуто теорией относительности или какой-нибудь другой теорией. Ясные и широкие идеи Ньютона навечно сохранят своё значение фундамента, на котором построены наши современные физические представления… Альберт Эйнштейн

§ Шкатулка качественных задач по физике: Сила трения
Гораздо труднее увидеть проблему, чем найти её решение. Для первого требуется воображение, а для второго только умение. Джон Десмонд Бернал

§ Шкатулка качественных задач по физике: Давление твёрдых тел
Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые. Дьёрдь де Хевеши

§ Шкатулка качественных задач по физике: Давление жидкостей и газов
Сведение множества к единому – в этом первооснова красоты. Пифагор Самосский

§ Шкатулка качественных задач по физике: Работа, мощность, энергия
Чем больше развивается наше знание, тем больше загадок природы встаёт перед нами… Иван Антонович Ефремов

§ Шкатулка качественных задач по физике: Архимедова сила
Естествознание так человечно, так правдиво, что я желаю удачи каждому, кто отдаётся ему… Иоганн Вольфганг фон Гёте

§ Шкатулка качественных задач по физике:
Смачивание, поверхностное натяжение, капиллярные явления

Образование не даёт ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины. Протагор

§ Шкатулка качественных задач по физике: Плавление и кристаллизация
Наука – сила, которая раскрывает отношения вещей, их законы и взаимодействия. Александр Иванович Герцен. Вашему вниманию 50 качественных задач по физике и… в тему :-) небольшая галерея: «Зима в живописи».

§ Шкатулка качественных задач по физике: Испарение, конденсация, кипение
Приложи сердце твоё к учению и уши твои – к умным словам. Библия, Ветхий Завет, «Книга Притчей Соломоновых»

§ Шкатулка качественных задач по физике: Виды теплопередачи
Радость видеть и понимать есть самый прекрасный дар природы. Альберт Эйнштейн

§ Шкатулка качественных задач по физике: Тепловые двигатели
Живи так, как будто ты умрёшь завтра. Учись так, как будто ты будешь жить вечно. Махатма Ганди

§ Шкатулка качественных задач по физике: Электричество
Инвестиции в знания всегда дают наибольшую прибыль. Бенджамин Франклин

§ Шкатулка качественных задач по физике: Магнитные явления
Знание должно служить творческим целям человека. Мало накоплять знания; нужно распространять их возможно шире и применять в жизни. Николай Александрович Рубакин

§ Шкатулка качественных задач по физике: Оптика (Световые явления)
Надо много учиться, чтобы знать хоть немного. Шарль Луи Монтескье


ФИЗИКА И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Качественные задачи по физике

§ Физика и художественная литература: Оптика
Чарующая магия лунного света…

Учёные те же фантазёры и художники; они не вольны над своими идеями; они могут хорошо работать, долго работать только над тем, к чему лежит их мысль, к чему влечёт их чувство. В них идеи сменяются; появляются самые невозможные, часто сумасбродные; они роятся, кружатся, сливаются, переливаются. И среди таких идей живут и для таких идей они работают. Владимир Иванович Вернадский

§ Физика и художественная литература: Оптика
Гадание с зеркалами на Святки…

Ощущение тайны – наиболее прекрасное из доступных нам переживаний. Именно это чувство стоит у колыбели истинного искусства и настоящей науки. Альберт Эйнштейн

§ Физика и художественная литература: Оптика (Н.В. Гоголь и Х.К. Андерсен)
Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить.
Николай Васильевич Гоголь

Качественные задачки по физике Николая Васильевича Гоголя и Ханса Кристиана Андерсена ;-) Интеграция: Мировая художественная литература и живопись.

§ Физика и художественная литература: Оптика
Басня «Зеркало и Обезьяна» Ивана Андреевича Крылова

Люди, пренебрегающие знанием, становятся лицом к стене.
Изречения китайской мудрости

§ Физика и художественная литература: Оптика
Басня «Мартышка и Очки» Ивана Андреевича Крылова

Наше дело – учиться и учиться, стараться накоплять возможно больше знаний, потому что серьёзные общественные течения – там, где знания, и счастье будущего человечества только в знании.
Антон Павлович Чехов

§ Физика и художественная литература: Механика
Басня «Лебедь, Щука и Рак» Ивана Андреевича Крылова

Безрассуден человек, надеющийся без учения различать полезное и вредное.
Сократ

§ Физика и художественная литература: Звуковые колебания
Басня «Квартет» Ивана Андреевича Крылова

Грустно бывает слушать музыку без слов,
но ещё грустнее – слушать музыку без музыки… Марк Твен

§ Физика и художественная литература: Механические волны – звук
Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять. Джордано Бруно

§ Физика и художественная литература
поэтический сборник для истинных ценителей науки и искусства

Наука без литературы бездушна и груба; литература же без науки пуста, ибо сущность литературы есть знание. Анатоль Франс

§ Физика и художественная литература (Антон Павлович Чехов)
Образование делает людей лёгкими для направления, но трудными для управления; лёгкими для правления, но невозможными для порабощения. Уильям Блэйк

§ Физика и художественная литература (Владимир Галактионович Короленко)
Вдохновение не есть исключительная принадлежность художника: без него не далеко уйдёт и учёный, без него не много сделает даже ремесленник, потому что оно везде, во всяком деле, во всяком труде. Виссарион Григорьевич Белинский

§ Физика и художественная литература (Александр Иванович Куприн)
Человек рождён для великой радости, для беспрестанного творчества, в котором он – бог, для широкой, свободной, ничем не стеснённой любви ко всему; к дереву, к небу, к человеку, к собаке, к милой, кроткой, прекрасной земле, ах, особенно к земле с её блаженным материнством, с её утрами и ночами, с её прекрасными ежедневными чудесами. Александр Иванович Куприн

§ Физика и художественная литература (Константин Георгиевич Паустовский)
Знание органически связано с человеческим воображением. Этот на первый взгляд парадоксальный закон можно выразить так: сила воображения увеличивается по мере роста познаний. Константин Георгиевич Паустовский

§ Физика и художественная литература (Иван Алексеевич Бунин)
Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как лёгкие и сердце, так что если один орган извращён, то и другой не может правильно действовать.
Лев Николаевич Толстой

§ Физика и художественная литература (Иоганн Вольфганг Гёте «Фауст»)
Гёте представляет, быть может, единственный в истории человеческой мысли пример сочетания в одном человеке великого поэта, глубокого мыслителя и выдающегося учёного. Климент Аркадьевич Тимирязев

§ Физика и художественная литература (Майн Рид «Всадник без головы»)
Целью научных занятий должно быть направление ума таким образом, чтобы оно выносило прочные и истинные суждения о всех встречающихся предметах.
Рене Декарт

Предлагаю Вашему вниманию интегрированные качественные задачи по физике от прославленного английского капитана Майн Рида.

§ Физика и художественная литература: Тепловые явления
Красота – сиянье истины. Платон
Вашему вниманию 20 качественных задач по физике (две карточки по десять задач) и… в тему :-) небольшая галерея: «Туман в живописи».




statistics
Top.Mail.Ru       Яндекс.Метрика   

Распространение материалов сайта приветствуется.
Ссылка на материалы весьма желательна, но не строго обязательна ;-)
«Знание должно служить творческим целям человека. Мало накоплять знания;
нужно распространять их возможно шире и применять в жизни». Рубакин Н.А.